Напоминание

Конкурс-школьный урок в 1 классе «Такая разная березка»


Автор: Шлокина Ольга Борисовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Конкурс-школьный урок в 1 классе «Такая разная березка»
Раздел: начальное образование





Назад




Шлокина Ольга Борисовна

Учитель

изобразительного

искусства МБОУ «СОШ №9»

Конкурс Уроков патриотизма «С Родиной в душе…»

Номинация конкурса-школьный урок.

1 класс. Тема урока: «Такая разная березка»

Тип урока: урок практического применения.

Планируемые результаты:

Предметные:

учить передавать в аппликации березу в разное время года;

закреплять умения работать нетрадиционными техниками (обрывание, сминание);

создавать композицию, в соответствии с определенными условиями;

Личностные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю,

уважение к родной природе, развивать способность к творческому самовыражению.

Метапредметные

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою

деятельность, оценивать результат своего труда.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных

признаков, строить рассуждения в форме простых суждений;

Коммуникативные: учатся обмениваться мнениями, слушать одноклассника и

учителя; обсуждать индивидуальные результаты художественно творческой

деятельности; повышать культуру речевого

общения.

Вид деятельности: нетрадиционная техника аппликации - обрывание, сминание;

Художественные материалы: листы тонированной бумаги А3, цветные и белые

салфетки, клей;

Формы и методы:

словесно - наглядный, практический, информационно –

эвристический.

Зрительный ряд: Мультимедийная презентация (авторская).

Музыкальный ряд: «Май. Белые ночи» П. Чайковского, М. Глинка, «Во поле

березка стояла».

Литературный ряд: Стихи русских поэтов: Татьяна Герасимова «Гимн березе»,

Михаил Матусовский «Березовый сок», «С чего начинается Родина», Сергей Есенин

«Береза», Агния Барто «Золотая трава»,

Олег Шестинский "Без берёзы не мыслю России... "

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Этап мотивации и актуализации знаний

Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?»

- О чем пойдет речь на уроке? (О Родине)

- На доске репродукции художников. Выберите те из них, на которых, как вы

считаете, изображены различные уголки нашей страны. Почему? (На них изображены

березы.)

- Ребята, как вы думаете, почему мы, когда говорим о Родине, вспоминаем

березу? (Её можно назвать символом РОССИИ).

- Действительно, ни в какой стране нет такого изобилия берёз, как у нас в

России.

Белоствольная нежная берёзка с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию

- В далёкие времена она была для славян источником света и тепла – самой

светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В Древней Руси служили для

написания письма берестяные грамоты, летописи.

И ныне берёзка – постоянный спутник человека.

Прослушайте ребят и попробуйте догадаться, как в современное время

используют березу?

1 чтец:

В летний день

За целебными травами

Мы идем

По опушке лесной.

2 чтец:

Помоги нам,

Березка кудрявая,

Ты нам тайну

Лесную открой:

3 чтец

Где достать нам

Целебного сока?

Где найти

Золотую траву?

Учитель:

И шепнула

Березка высокая,

Словно в сказке

И как наяву:

4 чтец:

«Ищите и в дубравах

И в рощах

Всей гурьбой,

И вас попросят травы,

Чтоб взяли их с собой». «Золотая трава» Автор: А.Барто

- Березовый сок, сережки, листья благоприятно действуют на организм человека.

Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются,

моют волосы для укрепления и роста. И всё это широко применяется в медицине. Из

берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои;

из древесины – мази, активированный уголь.

- Это и русская баня с её щедрым жаром от березового веника! Листья берёзового

веника широкие, мягкие, хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие

целебные вещества, благотворно действует на кожу человека

III. Постановка цели и задач урока

Нам, русским людям, трудно представить себе поле или лес, где не было бы этой

белой красавицы. В переводе на русский язык название дерева означает «беречь», от слова

«берегиня». Растение это изначально ассоциировали со здоровьем и лишь после его стали

считать символом женской красоты:

- Как вы думаете, чем отличается береза от других лиственных деревьев?

- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских

ответов).

- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

- Чем еще отличается береза? (Формой листьев, они у нее с зубчиками)

- Ветви у березы гибкие, склоняются почти до земли. Люди говорят, что коса есть у

березы. Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. Посмотрите на

иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют

БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ

ИГРА (групповая работа)

На информационном поле класса прикреплены слова: звонкая, ершистая,

колючая, мягкая, съедобная, кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская,

грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая,

ветвистая, и т.д.

Бегает, растет, зеленеет, прыгает, хохочет, красуется и т.д.

Детям нужно выбрать слова-признаки и слови-действия к слову береза.

Береза (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная,

заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и

т.д.

Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.

Физкультминутка:

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх).

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед

грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками).

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).

- Вот какое это полезное и красивое дерево, не удивительно, что многие

талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-

своему хороша она в разные времена года!

Учитель обращает внимание детей на пейзажи (показ слайдов). Береза в разное время

года.

Какие они все разные и красивые в разные времена года.

Белоствольные, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками, то немного

задумчивые, то ясные, кипучие. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью,

распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных

зеленою косынкою (слайд летних берез)

А ее осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж (слайд осенней

березы)

Какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!

(слайд зимней березы)

Как нежна березка весной, в красивых сережках и молодой весенней зелени

(слайд весенней березы).

Исаак Левитан тоже увековечил в своих пейзажах русскую березку.

(слайд картин И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень»)

Татьяна Герасимова

Гимн березе.

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Не сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною... Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа.

V. Творческо-практическая деятельность учащихся:

- Ребята, у вас на парте лежат березки в разное время года. Определите, какая

береза в каком времени года находится? (ответы детей). А чего на наших деревьях не

хватает? (ответы детей). Я предлагаю вам украсить березки в зависимости от времени

года. У вас есть салфетки разных цветов: белые, желтые, светло-зеленые и темно-

зеленые. Как вы думаете, какие салфетки, к какой березе подойдут (ответы детей).

Показ и объяснение новых приемов аппликации.

Составьте план своей работы

Самостоятельная, творческая работа детей под звучание песни «Во поле береза

стояла» композитора П. И. Чайковского в четвертой симфонии.

VI. Итог урока

Монтаж детских работ.

Ребята, давайте полюбуемся какие красивые, разные березки у нас получились!

Мы с вами сейчас оформим выставку и назовем ее «Такая разная береза»!

Рефлексия.

Для того, чтобы наше дерево прожило еще очень долго ему нужно тепло

солнечных лучей. Найдите их у себя на парте и прикрепите к нашему солнышку, а

следующий слайд поможет вам выбрать соответствующий цвет лучика:

- желтый – Урок полезен, все понятно.

- оранжевый – Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

- красный - Еще придется потрудиться.

Не трудно было вам учиться!

Сегодня, ребята, вы овладели новыми знаниями, а самое главное теплая

дружеская обстановка нашла путь к хорошему настроению и плодотворной работе.



В раздел образования