Напоминание

Формирование у учащихся адекватной самооценки»


Автор: Корощупова Ольга Ниловна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: с.Солянка, Олёкминского р-на, РС(Я)
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Формирование у учащихся адекватной самооценки»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Солянская средняя общеобразовательная школа»

Олёкминского района, РС(Я)

Представление опыта работы

по теме «Формирование у учащихся адекватной

самооценки»

Подготовила:

Корощупова Ольга Ниловна

учитель начальных классов

Представление опыта работы учителя начальных классов

МКОУ «Солянская СОШ»

Корощуповой Ольги Ниловны

«Формирование у учащихся адекватной самооценки»

Считаю, что тема выбрана мною не случайно, она значима и актуальна для многих

учителей, работающих в инновационном режиме по ФГОС второго поколения.

Девизом моей педагогической деятельности являются слова выдающегося психолога Л.С.

Выготского:

«Педагогика

должна

ориентироваться

не

на

вчерашний,

а

на

завтрашний день детского развития».

Развитие ребёнка предполагается в ходе

обучения. Процессы развития включают в себя и адекватную самооценку. Принцип

сознательности и активности – один из принципов развивающего обучения.

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в

жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как

личности.

В своей работе с детьми я уделяю большое внимание формированию адекватной

самооценки. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она

позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях,

определяет

уровень

его

стремлений

и

ценностей,

характер

его

отношений

с

окружающими.

Я хочу вас познакомить с методикой по формированию адекватной самооценки у

младших школьников.

Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня

самооценки учащихся.

Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победа и

поражениями.

Французский писатель Анатоль Франс когда – то сказал: « Не старайтесь удовлетворить

свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте

своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги. Достаточно заронить в них искру,

огонь сам разгорится там, где для него есть пища». Эти слова совершенно точно

выражают цель моей работы.

Я работаю по УМК «Школа России», где особое внимание уделяется психологическому

сопровождению учебного процесса. Работаю над методической темой «Формирование у

учащихся адекватной самооценки».

Так как считаю, что

основная цель учителя

развивать

у

ребёнка

объективную

сторону

самооценки.

Если

учитель

будет

целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребёнок научится не

только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность

преодолевать. Ученик должен чётко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен

научиться».

Главный принцип формирования адекватной самооценки это детская самооценка,

которая всегда должна предшествовать учительской оценке.

С первого дня школьной жизни действие контроля и оценки, как у учеников, так и меня,

включается в контекст всей работы и направляется на формирование у учеников

механизмов самооценки.

С действием самооценки ребенок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается

лесенка из нескольких ступеней. Ребенок рисует себя на той ступеньке, на которой

считает нужным, зная, что нижняя ступенька соответствует «Я ничего не знаю, ничего не

умею», а верхняя – «Я все знаю, все умею». Чаще всего ребенок ставит себя на верхние

ступеньки. Это работа – первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет

формироваться и совершенствоваться на каждом уроке

Я всё знаю, умею

Я не знаю, не умею

В качестве одного из способов дифференцированного оценивания, использую оценочные

шкалы. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и

учениками в ходе их совместной деятельности на каждом уроке. Данный способ позволяет

оценить действия детей не только в письменный работах, но и при выполнении заданий в

парах или группах. Критерии оценивания различны.

Уделяется

внимание не только таким аспектам, которые отражают знания детьми

материала, но и таким как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать,

высказывать свое мнение;

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что

вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью,

соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою

очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально,

корректируя при необходимости.

Цветовое оценивание (вместо балла-цветовой идентификатор)

красный – «Я не знаю, прошу помощи»;

желтый – «Сомневаюсь, не уверен»;

зеленый – «Хорошо знаю и могу помочь».

Синий – «Знаю»

Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об

адекватности самооценки ребенка.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться –

умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения.

Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой

деятельности.

Результаты диагностики

(Методика определения самооценки Т.В.Дембо, С.Л.Рубинштейна)

1-самооценка завышенная неадекватная

2-самооценка адекватная устойчивая

3-самооценка заниженная неадекватная

Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный год

(накопительная система). При такой системе накапливаются не отметки за работы

учащихся, а содержательная информация о них. Все это составляет так называемый

«Портфель личных достижений» ученика. В него входят:

- тетрадь личных открытий;

- творческая тетрадь;

- тетрадь достижений;

- дневник роста (или мониторинг уровня усвоения умений, знаний, навыков);

- дипломы, награды и т.п.

При грамотном и профессиональном использовании этой технологии у учащихся уже к

концу обучения в начальной школе формируется способность адекватно оценивать свои

знания и возможность отделять известное от неизвестного. У ребят сохраняется желание

учиться, и у многих сформированы навыки самооценки и самоконтроля.

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела ребёнка также

способствуют снятию мышечного напряжения. Дети становятся успешными, когда они

оценивают себя положительно. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем

они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с

детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих

успехах.

Важно также помочь ребёнку проявить себя – осуществить свои возможности в той

области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить

уважение учителя, товарищей. К. Аспер, Ю.С. Ерофеев утверждают, что неспособных

детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности.

Учитель для формирования у младшего школьника адекватной самооценки может

задействовать различные источники и механизмы. И, в первую очередь, это обратные

связи со стороны других людей – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди

дают ребёнку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, в виде ласкового

касания или лёгкого удара. Другими словами, направленные ребёнку слова, взгляды,

жесты, движения, интонации – всё это обратная связь. Ребёнок впитывает, присваивает

эти обратные связи. Используя их, он строит свою самооценку. Если обратные связи

позитивны, то они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны –

низкой.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать

два принципа:

- принцип меры;

- принцип системы.

В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в

определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося

самомнения, не критичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не

замечая

недостатков

и,

как

следствие,

не

считает

нужным

работать

над

самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всём должен быть первым, что

физически невозможно. Это противоречие злит ребёнка и причиняет ему страдания.

Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им

поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную

оценку их действиям и поступкам. Очень важным является обучение ребёнка способам

снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить

напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять

релаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр, очень полезными являются

игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками.

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела ребёнка также

способствуют снятию мышечного напряжения. Дети становятся успешными, когда они

оценивают себя положительно. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем

они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с

детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих

успехах.

Возможность оценить себя положительно детям дают:

- игра;

- разнообразные действия с предметами;

- исследование и экспериментирование;

- слушание музыки и сказок;

- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;

- возможность задавать вопросы и делать выбор.

Таким образом, организуя учебную деятельность, сознательно и целенаправленно

формирую самооценку школьников. Родителям рекомендую проводить с детьми игры,

повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и

эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они

могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с

детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих

успехах. Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению

учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их

решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой

деятельности.

Приложение 1.

Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего

школьника

( М. Феннел «Как повысить самооценку»)

- Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-

познавательную деятельность младшего школьника;

- учитель должен давать содержательную оценку работе младшего школьника;

- оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на

всех ступенях;

-

в

учебной

деятельности

необходимо

сравнивать

детей,

которые

обладают

приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за

различного отношения к учению;

- необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и

недостатки, высказывая мнения об оценке;

- после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно

анализируют свою работу;

- предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему

младшему школьнику;

- необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед

ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и

способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;

- необходимо вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи,

анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала,

степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;

- необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания

до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил

учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на

которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;

- необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную

самооценку.

Приложение 2

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки младшего

школьника.

( Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»)

По мнению Г. Рейчлин и К. Винклер, родители задают исходный уровень притязаний

ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний

непосредственно влияет на самооценку ребёнка, поэтому родителям для формирования у

своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует

соблюдать следующие рекомендации:

- находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё

внимание, не деля его ни с чем;

- показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не

согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие

человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать

чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;

- как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка,

если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только приучит ребёнка

думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребёнку чувство

контроля над ситуацией;

- показывать детям свою бескорыстную любовь;

- установить последовательные, твёрдые ограничения. Это позволит ребёнку понять, что

окружающий

мир

предсказуем.

Претворение

их

в

жизнь

требует

выработки

соответствующих последствий за неважное поведение;

- хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители

действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;

- использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых

ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно,

комфортно, зная, что делать и чего ожидать;

- помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;

- уважать усилия детей;

- показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать

ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему,

какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;

- объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что

ошибки дают человеку возможность учиться;

- стараться концентрироваться на позитивном, придумать что-нибудь интересное;

- помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или

обязанности, чтобы помочь семье;

- относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребёнка, к его степени

развития на разных стадиях;

- признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать

внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей

добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему

приобрести уверенность в себе;

- избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким,

какой он есть;

- рассказывать ребёнку интересные детали о семье, об истории семьи. Просить об этом

родственников;

-

обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные

традиции;

- приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями,

знаниями и эмоциями;

- бережно относиться к внутреннему миру ребёнка, уважать его интересы, серьёзно

воспринимать огорчения, какими бы тривиальными, повторяющимися и скучными они не

казались;

- ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;

- родители должны понимать, что шуточные прозвища или поддразнивания ребёнком

могут восприниматься серьёзно. И если он просит перестать, следует прислушаться к

нему;

- стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание

окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;

- знакомить ребёнка с многообразием окружающего мира, говорить о том, что каждый

человек – уникален, и он тоже;

- с уважением говорить о культурных, физических и более тонких различиях между

людьми.

Приложение 3.

Групповые игры для повышения самооценки младшего школьника.

Игра «Похвалялки».

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой

зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причём

формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…», например, «Однажды я

помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п.

На обдумывание задания дается две-три минуты, после чего каждый ребёнок по кругу

(или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил

именно то, что указано в его карточке. После того, как все дети выскажутся, взрослый

может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого,

пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо

талантами, но для того чтобы заметить это, необходимо внимательно, заботливо и

доброжелательно относиться к окружающим.

Игра «За что меня любит мама»

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребёнок по очереди говорит всем, за что его

любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то,

что сказали другие. При затруднении дети могут помочь ему.

После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили

эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что нужно внимательно относиться к

окружающим и слушать их.

На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за

то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую

сестрёнку и т.п. Только после многократного повторения этой игры дети приходят к

выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Игра «Подари карточку»

Взрослый

вместе

с

детьми

в

течение

нескольких

занятий

рисует

карточки

с

пиктограммами,

обозначающими

различные

положительные

качества.

С

детьми

необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с

изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением

двух одинаковых конфет – доброту или честность. Если дети умеют читать и писать,

вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное

качество (обязательно положительное!).

Каждому ребёнку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине

товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребёнок получает ту или иную карточку,

если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.

По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают

со спины прикреплённые к ней карточки. На первых порах, случается, что не у всех

играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения

ситуация меняется.

Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем

можно выяснить, что приятнее – дарить хорошие слова другим или получать их самому.

Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может

обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем

мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы

тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном поведении игры

«отверженных» детей не остаётся.

Игра «Скульптура»

Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию

взрослого (или ребёнка-ведущего) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребёнка, который ничего не боится;

- ребёнка, который всем доволен;

- ребёнка, который выполнил сложное задание.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут – сами дети. Играющие обычно

меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры

целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры,

какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

Возможность оценить себя положительно детям дают:

- игра;

- разнообразные действия с предметами;

- исследование и экспериментирование;

- слушание музыки и сказок;

- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;

- возможность задавать вопросы и делать выбор

Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника

рекомендуется:

- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;

-

и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление

эмоциональной поддержки по отношению к детям;

- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные

моменты и в разных видах деятельности;

- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;

- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;

- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

- проводить с детьми релаксационные игры;

- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;

- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании,

в беседе);

- предоставлять детям возможность делать выбор.

Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому

задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше

развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку

понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с

самого раннего возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный

процесс занижения самооценки в результате необдуманных поступков родителей.

Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А

низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса

принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.

Литература

1.

Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В.

Давыдова/ Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделения школы №1133 г.

Москвы). – М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998 – 360 с.

2.

Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной

деятельности учащихся в рамках системы РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. // Вестник

МАРО, №1, 1996. С. 43-56.

3.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996

4.

Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом

педагогики, 1996.

5.

Основы психологии. Практикум/ Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Изд-во

«Феникс». 2000.

6.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.

пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А. Крылова,

С.А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

7.

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Москва – Рига, ПЦ

«Эксперимент», 2000. – 224 с.

8.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.

9.

Цукерман Г.А., Поливанова Е.В. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1993.



В раздел образования