Напоминание

"Современные формы взаимодействия с семьей"


Автор: Смирнова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269
Населённый пункт: города Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Современные формы взаимодействия с семьей"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья по теме:

« Современные формы взаимодействия с семьей »

воспитателя ГБОУ СОШ № 269 Кировского р-на С – Пб

Смирновой Ирины Владимировны

Санкт-Петербург

2020

I. Введение

Очень долго в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из

семейного в общественное, в связи с чем в школах складывалось снисходительное

отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что

именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело

формирования личности ребенка. В связи с этим многие педагоги видели свою миссию в

том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и

недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с

родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога,

включающим, как правило, оценку ребенка. При этом опыт родителей игнорировался.

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель

взаимодействия

с

ребенком

признается

приоритет

семейного

воспитания

над

общественным. «Культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием:

в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции,

Германии и других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она

отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа

решает те же проблемы лишь в учебном процессе…». Поскольку индивидуальность

ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном

учреждении не может строиться без учета этого фактора.

Необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не

столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап,

сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной

среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника.

Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие

педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и

контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при

проведении

какого-либо

вида

деятельности

с

детьми,

экспертов,

консультантов,

организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов

выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное

участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения;

педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет

подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное заключается в том, что

дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее,

спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше

конфликтов со взрослыми и сверстниками.

II. Система работы с родителями

1.

Педагогические основы сотрудничества семьи и школы в воспитательном

процессе

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную

роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и

семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и

2

роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями –

активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей

целенаправленный, общественно значимый характер.

Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса,

положительные

жизненные

примеры

и

духовные

ценности,

способствуют

становлению

личности.

Большую

социальную

значимость

играет

целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть

индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном

случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место

проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании не уместны общие

рекомендации,

инструкции,

методические

разработки

и

распоряжения.

Рекомендации, данные одной семье, нельзя апробировать на другой. В данных

ситуациях

надо

научиться

избегать

советов.

В

функции

школы

входит

информирование, поддержка родителей и учащихся, в свою очередь семья

реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте,

традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие

определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные

слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с

родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он

непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в

своем ребенке что-то хорошее и индивидуальное.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о

функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли

понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг

друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет,

зачем это делается и четко представлять себе задачи воспитания, средства и

конечный результат. Часто семья передает эстафету воспитания школе, тем самым

устраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в

личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном

взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит

эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное

чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в

домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию существующих в семье

правил, манеры поведения, взглядов и стремлений .И для того чтобы семья

успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные

педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания

ребенка в семье. Что же это за условия?

Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов

семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного

семейного воспитания детей – рационально организованный быт, режим жизни в

семье. Идеалом, к которому стремятся семья, школа, общество, является

всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно,

умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные

задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое

разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с

основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение

родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование

3

у них потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с

разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего

опыта.

При построении взаимодействия семьи и школы надо учитывать

определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния

неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с

большой занятостью родителей.

Таким образом, ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в

признании

необходимости

взаимосвязи,

взаимопреемственности,

взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И

семья, и школа – это два основных и равноправных субъекта воспитания в период

детства и отрочества. Не разграничение функций, не снижение ответственности

семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него

педагогического коллектива – вот единственно правильный путь повышения

качества образования и воспитания. Только при этом условии можно обеспечить

трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, выработку у

молодежи высоких нравственных качеств. Родительская общественность должна

чувствовать

себя

соратником

при

разработке

и

реализации

конкретных

воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом

контингента данного учебного заведения и его семейно-бытового окружения.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны указывать родителям

на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители

педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако эта критика должна

быть обоснованной и конструктивной. В ее основе должны лежать конкретные

факты и предложения.

Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных контактах,

причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися.

Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них

возможны и даже неизбежны. Однако выход следует искать не в жалобах или

записи замечаний в дневниках, а в совместном обсуждении ситуации для

выработки совместной линии воспитания. Родители вправе требовать этого от

педагогов. Только в этом случае общая цель школы и семьи – воспитать человека и

гражданина, полезного обществу, - может быть достигнута. Участие родителей,

родительской общественности в делах школы – не благотворительность. Помогая

школе, семья тем самым помогает и себе в воспитании детей.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со

всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие

школы и семьи в воспитании необходимо, так как родители хотят видеть своих

детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не

может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных

институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает

почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если

педагог

строит

общение

целенаправленно,

учитывая

ситуацию,

заранее

продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и

неожиданные повороты.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в

воспитательное воздействие родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое

4

нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и

нанести непоправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так,

как считает нужным, исходя из свих знаний, умений, убеждений, личного опыта.

Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить

просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред

ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать

влияние на родителей, но в свою очередь, во многом помогает ему в выборе

правильного подхода к детям.

Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу вместе с

классными руководителями необходимо изучить характеристики. Просмотрев

документы, педагогу необходимо составить список учащихся, с родителями

которых следует встретится индивидуально, кого можно пригласить в школу на

коллективную беседу.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в

воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение

своих детей. А для этого необходимо разработать содержание и методику

педагогического

просвещения

родителей

с

учетом

их

подготовленности,

совершенствовать

взаимоотношения

родителей

с

детьми

и

классным

руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Если

между классным руководителем и родителями существуют доверительные

отношения,

педагог

может

попросить

поделиться

их

результатами

своих

наблюдений.

Таким образом,

обеспечивается единство требований школы,

классного коллектива и семьи. Демократические преобразования в жизни общества

повлекли за собой провозглашение принципа взаимодействия. Повышенный

интерес педагогической науки к становлению личности вносит коррективы в

практику обучения и воспитания.

Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения

разным видам познавательной деятельности. Усиление воспитательной функции

образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования

форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Именно

поэтому приоритетной задачей является усиление взаимодействия с семьей. В

практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные

собрания родителей, Коллективные и индивидуальные консультации, беседы,

лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по

форме м содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ

учащихся.

Родители

привлекаются

к

участию

в

организации

учебно-

воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями

и детьми, подготовка и участие в проведении внешкольной и внеклассной работы,

хозяйственная помощь.

Совместная работа педагогов и родителей – это партнерская деятельность,

направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии

деятельности школы и семьи, определения программ совместной работы,

совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов,

в освоении новых принципов жизнедеятельности и развития новых форм

общественной жизни. Главный принцип такой деятельности – глубокое уважение и

вера в личность.

2.

Формы работы учителя с родителями учащихся

5

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от

характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и

родителями. Основой таких отношений должны стать доверительные контакты. В

их создании ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен обладать высоко

развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание

детей, постоянно изучать и знать семьи учащихся, быть советчиком, доверенным

лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны, всегда помнить о

ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой

недостатков

в

учебе

и

поведении

ребенка

или

тем

более

публичными

отрицательными высказываниями о детях, уметь показать детям положительные

качества их родителей и, опираясь на это, способствовать повышению их

авторитета, считаться с мнением родителей о своей деятельности, терпеливо

воспринимать их критические замечания в свой адрес, не забывать при этом, что

самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей. От того,

как будет обращено слово учителя родителям, каким тоном, при каких

обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно

найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы,

поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше

сближает учителя с семьей и укрепляет его авторитет, чем прочитанная лекция или

квалифицированная консультация. В общении следует избегать назидательного

тона, нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей. В работе нужно

учитывать, что большинство их знают о своих обязанностях, стремятся их

выполнять, но е всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы – помочь

им в этом. Любовь и уважение родителей учитель завоевывает, прежде всего,

добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя

рассчитывать на сотрудничество. Вдумчивый и серьезный педагог всегда найдет

путь к сближению и установлению с родителями контактов, необходимых для

выработки общих мер воздействия на ребенка. Но, обдумывая пути и формы

общения с семьями своих учеников, педагог должен помнить о том, что ни в коем

случае нельзя идти на поводу у родителей. Не надо бояться делать в нужных

случаях замечания, надо категорически предъявлять те или иные требования,

добиваться выполнения данных школой рекомендаций по воспитанию ребенка.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается

в том, что, направляя по нужному пути воздействия родителей на детей, учитель

влияет

и

на

перестройку

внутрисемейных

отношений,

способствует

совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень

общей культуры населения.

Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо

использовать различные формы работы. В образовательных учреждениях наиболее

распространенными

являются

следующие

формы

совместной

деятельности,

методика их может быть различна и определяется самими участниками.

При работе с родителями необходимо также использовать

дифференцированный подход. Это позволит педагогу составить конкретный план

работы с семьей. Дифференцированный подход строиться на выделении 5-ти типов

семей,

сгруппированных

по

принципу

возможности

использования

их

нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. Выделяют следующие

типы семей:

6

1 тип:

Семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая

моральная

атмосфера,

дети

получают

возможность

для

развития

своих

способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные

советы

и

предостережения,

связанные

с

особенностями

воспитания,

не

исключаются.

2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями,

но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании

детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка

развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3 тип: Конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не

могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и

речи, все пущено на самотек. Необходимо активное педагогическое воздействие,

чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней ребенка.

4 тип:

Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность,

отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений

часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего

благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенна трудна.

5 тип:

Неблагополучные семьи, для которых характерна грубость, скандалы,

аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога,

общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы

детей.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями:

1.

Групповые формы:

- День открытых дверей

- Конференция

- Родительское собрание

- Семинар- практикум

- Творческая мастерская

- Совместная досуговая деятельность

- Родительский тренинг

- Родительский вечер

- Родительский ринг

2.

Индивидуальные формы:

- Анкетирование, диагностика

- Посещение семьи на дому

- Индивидуальная консультация(беседа)

3.

Наглядно - информационные формы.

Остановимся подробно на каждой из них.

Групповые формы:

- День открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к

тому, как живут дети в детском коллективе. Это способ познакомить родителей

7

с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения. Иногда «День

открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение

родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не

известном свете. Целью проведения является показ талантов и способностей

детей. Родители видят своего ребенка одаренным, талантливым в той или иной

области. День открытых дверей – это проявление уникальности и самих

педагогов. Педагоги проводят занятия: игры, диспуты и т.д. Родители видят

особенности

детского

объединения:

энергичность,

доброжелательность.

Инициативность, трудолюбие. Может проводиться до трех раз в год.

- Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая

расширение,

углубление

и

закрепление

знаний

о

воспитании

детей.

Конференции

могут

быть

научно-практическими,

теоретическими,

читательскими, по обмену опытом и т.д. Проводятся один раз в год.

Конференции требуют тщательной подготовки и предусматривают активное

участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг

для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы должны

быть конкретными, например, это могут быть читательские конференции «Круг

семейного чтения». Тематические конференции по обмену опытом воспитания

детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание

родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры,

представителей общественных организаций. На конференцию надо обязательно

пригласить несколько специалистов в области выбранной темы.

- Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На

нем обсуждаются проблемы жизни детского объединения и родительского

коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его

подготовки. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «Учимся

общению», «О доброте и милосердии», «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований

разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может

проходить в форме «круглого стола», диспута, тематической дискуссии самих

родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья,

консультации со специалистами и др. Диспут, дискуссия – обмен мнениями по

проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения

педагогической

культуры.

Она

позволяет

включить

их

в

обсуждение

важнейших

проблем,

способствует

формированию

умения

всесторонне

анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует

активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с

большим доверием.

-

Семинар – практикум.

Это интересная форма работы с семьями

обучающихся. Он планируется и организуется на основе анкетного изучения

интересов и запросов родителей и посвящен актуальным вопросам воспитания:

«Как воспитывать ребенка», «Наказывать или не наказывать детей» и пр.

Особенностью такого семинара и его отличием от родительского собрания

является то, что он проводится для небольшого круга представителей семей,

посвящены одной узкой тематике и включает в себя не столько выступления

8

педагогов и других специалистов, сколько выступление самих родителей. Такой

свободный обмен мнениями, рассказ о своем опыте дает возможность

родителям приобрести новые знания, скорректировать свои представления о

педагогике, а педагогам – диагностировать уровень компетентности родителей

и оказать квалифицированную помощь, дать профессиональный совет. Данная

форма организации взаимодействия с родителями способствует установлению

между педагогами и родителями еще более доверительных отношений, дает

педагогам осознание значимости семьи в воспитании ребенка, а родителям –

понимание того, что педагоги имеют возможность оказать им помощь в

решении возникающих трудностей в воспитании.

- Творческая мастерская. Родители и дети могут периодически вовлекаться в

совместную

деятельность

в

творческой

мастерской.

К

такой

работе

привлекается педагог декоративно-прикладного творчества, который помогает

появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью

функционирования такой мастерской подразумевается создание условий для

творческой самореализации детей и родителей, и как результат – радость

совместного творческого труда.

-

Совместная досуговая деятельность.

Одной из самых популярных и

востребованных форм работы с родителями является организация совместных

досуговых

мероприятий.

Эти

мероприятия

активизируют

и

повышают

заинтересованность родителей. Формы досуга: праздник, концерт, спектакль,

просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, спортивные соревнования, КВН,

туристические походы, экскурсионные поездки. Совместная деятельность в

творческих объединениях различной направленности, музеях т.п. Примерами

таких мероприятий могут быть традиционные праздники: «Волшебница осень»,

«Новогодние приключения», «Выпускной бал», «День матери», «День отца»,

«День взаимного благодарения», «День моего ребенка»; творческие конкурсы и

фестивали: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных

альбомов: «Семья – эрудит», «Семейное увлечение», «Наша дружная семья»,

«Традиции в моей семье» и т.п. По результатам конкурсов оформляются

выставки или сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: например,

«Отдых в нашей семье, «Праздники и будни моей семьи». Родители могут

помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов,

непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или

смешанные команды.

- Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями. Которые

хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным

ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Здесь должны

участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает. Он

проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги

будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и

регулярно посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включать в

себя 5-8 занятий. Тренинг проводится, как правило, психологом, который дает

возможность

родителям

на

время

ощутить

себя

ребенком,

пережить

эмоционально еще раз детские впечатления. Работа по тренинговой программе

9

помогает участникам: почувствовать собственную ответственность за свои

проблемы в воспитании детей; осознать свою позицию в общении с детьми,

понять и проанализировать свои установки при воспитании детей; научиться

поддерживать детей с разными проблемами и разными стилями поведения;

развивать

у

себя

умение

эффективно

слушать;

овладевать

способами

выражения своих эмоций как положительных, так и отрицательных; видеть,

понимать психологические особенности детей и учитывать в общении с ними.

-

Родительский вечер

– форма работы, которая прекрасно сплачивает

родительский коллектив. Он проводится 2-3 раза в год без присутствия детей.

Это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник

воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов

на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они

должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний

голос.

- Родительский ринг – одна из дискуссионных форм общения родителей и

формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовиться в виде

ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами

родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные

позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а

лишь

поддерживает

мнение

семей

аплодисментами.

Экспертами

здесь

выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была

наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

Примерные темы родительских вечеров:

1.

Рождение ребенка и первый год жизни.

2.

Первые книжки ребенка.

3.

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4.

Друзья моего ребенка.

5.

Праздники нашей семьи.

6.

«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7.

День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8.

Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы

вечеров

позволяют

не

только

высказывать

свое

мнение

по

предложенным темам, но и услышать полезное для себя в рассуждениях других

родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое и

интересное.

Индивидуальные формы:

-

Анкетирование,

диагностика.

Проводится

для

выяснений

запросов

родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения.

Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они

утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в

течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о

деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся

у педагога в папке достижений или портфолио.

10

- Посещение семьи на дому. Это очень эффективная форма иногда является

переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо

договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит

знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его

характере, интересах, склонностях, об отношении к родителям, информирует

родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения

домашних заданий т.д.

- Индивидуальная консультация(беседа).

Это самая распространенная и

эффективная форма. На индивидуальных беседах родители более охотно и

откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их

тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное

приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по

инициативе

самих

родителей.

В

процессе

беседы

родители

должны

чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет

способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность

беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов

семьи, особенно ребенка, уметь акцентировать положительные свойства,

создать определенную «педагогическую надежду» у родителей.

Наглядно-информационные формы:

- Просветительская работа. Разработка и ведение сайта (странички на сайте

ОУ, группы в «Контакте») детского объединения. В последние годы в связи с

активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги

стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности

своего детского объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом

или

на

базе

конструкторов

сайтов.

Структура

сайта,

содержание

представленного на нем материала не должна противоречить требованиям

Российского законодательства.

- Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению

разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и

имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же

время она не предусматривает непосредственного контакта педагога с

родителями. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же ее

содержимое.

Формы наглядно-текстовой информации:

Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанные с семьей.

Групповые выставки детских работ (периодически).

Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

Фотовитрины и фотоколлажи: стенды, представленные фотографиями детей,

которые отражают их деятельность.

Информационные

стенды:

«Для

вас,

родители!»,

«Университет

для

родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов,

рекомендаций, материалов по темам воспитания детей.

11

Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями,

авторами которых являются сами дети, педагоги или родители. Газета может

включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические

советы, поздравления и благодарности, юмор и многое другое.

Буклеты.

Помогают педагогу представить свое объединение. Здесь может

содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения,

история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный

учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила

поведения т.д.

«Золотые фонды». Видеотека может включать не только фильмы, но и записи

детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь

детей в детском объединении. В фонд «Семейная библиотека» могут входить

развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей,

популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

Заключение

Исследования показывают, что современные родители все больше и

больше нуждаются в помощи специалистов. В зависимости от ситуации, в

которой происходит общение педагога и родителей, условно можно выделить

кризисное и профилактическое взаимодействия.

В процессе кризисного взаимодействия обе стороны (одна из них)

пытаются преодолеть какую-либо кризисную ситуацию, которая и послужила

поводом для встречи (часто экстренной). Это может быть обсуждение

проблемы, связанной с вопиющим (с точки зрения взрослых) поведением

ребенка, с низкой успеваемостью, с конфликтом ребенка и учителя или ребенка

и сверстников. Здесь в роли инициатора взаимодействия может выступать как

педагог (и тогда он вызывает родителей в школу, чтобы сообщить о проступках

ребенка), так и родители (в этом случае они могут прийти с жалобой на

несправедливость, придирки, грубость педагога). В такой ситуации, как

правило, одна сторона предъявляет претензии к другой. При кризисном

взаимодействии педагога и родителей желательно подключить психолога,

который поможет обеим сторонам снять напряжение, адекватно обстановке

выразить обоюдные претензии друг к другу и перейти к спокойному

обсуждению проблемы с целью ее конструктивного решения.

Профилактическая работа включает в себя поиск решения проблем ребенка и

родителей, причем как явных, так и латентных. При обсуждении таких явных

проблем, как, например, трудности в обучении по какому-то предмету или

вредные привычки ребенка, сотрудники школы (желателен комплексный

подход, совместное участие нескольких специалистов) вместе с родителями

решают, что можно предпринять, чтобы помочь ребенку.

Если проблема

ребенка

пока

еще

не

является

очевидной

для

родителей

(например,

несоответствие

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

ребенка

12

специфике обучения в конкретной школе), педагог может использовать такое

направление работы, как обучение родителей.

Таким образом, используя различные формы общения с родителями,

педагог создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и

семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса

обучения

и

формирования

личности

ребенка;

повышает

уровень

педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только

совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в

воспитании и обучении детей.

Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в

важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия

процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому

особое внимание надо уделять внедрению новых нетрадиционных форм

сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с

семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Общение педагог

с родителями должно строиться на основе диалога, открытости, искренности,

отказе от критики и оценке партнера.

В заключении хочется вспомнить «золотые правила», которые помогут

эффективно взаимодействовать с родителями обучающихся:

- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими

располагаете, создайте необходимые условия для общения.

- Не беседуйте с родителями на бегу, второпях; если вы не располагаете

временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и

поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны

родителей.

- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по

всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то,

что вы от них услышали.

- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других

родителей,

обучающихся

и

педагогов.

Если

есть

профессиональная

необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще

с кем-то, родителей надо поставить об этом в известность.

-

Каждая

встреча

с

семьей

обучающегося

должна

заканчиваться

конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен

извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к

специалистам.

- Готовясь к встрече с семьей обучающегося, необходимо помнить, что любой

родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на

будущее.

13

Свою работу хочу завершить словами философа А. Шопенгауэра:

«Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с

другими он может сделать многое».

Литература

1.

Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – СПб.: Питер, 2011.

2.

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А.

Амонашвили. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1995.

3.

Андреева Г. М. социальная психология / Г.М. Андреева М., 2001.

4.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2011.

5.

Бороздина Г.В. Психология и педагогика / под ред. Баркова Г. А. – М.:

Юрайт-Издат, 2011.

6.

Гранкин А. Ю., Аркин Е. А. О семейном воспитании / А. Ю. Гранкин //

Педагогика. 2004. №6.с. 80-84

7.

Дмитриева И. К. Педагогика. – М.: Феникс, 2007.

8.

Дубровина И. В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер,

2007.

9.

Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями

учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. – 2014. - №3. – с.

112-119

10. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. –

М.: Просвещение, 1987.

11. Кравченко А. И. Психология и педагогика: учебник. М.: Инфра-М, 2010.

12. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.

13. Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы / Н. И. Москвина //

Классный руководитель, 2005.

14. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Юрайт-Издат., 2011.

15. Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность в педагогическом

наследии М.К. Цебриковой / Т. Прудникова // Воспитание школьников.

2001. №8 с. 102-107

16. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное

пособие. – 3-е изд. – М.: Психотерапия, 2006.

17. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М.: Мысль, 1993.

14



В раздел образования