Авторы: Березина Мария Сергеевна, Мария Сергеевна Березина
Должность: магистрант
Учебное заведение: Омский государственный педагогический университет
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: Краткосрочный проект как способ формирования предметного результата у учащихся основной школы.
Раздел: высшее образование
Краткосрочный проект как способ формирования предметного результата у
учащихся основной школы.
Аннотация:
В данной статье рассматривается краткосрочный проект как
способ формирования одного из предметных результатов в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом, а именно умения
работать с письменным историческим источником. Краткосрочные проекты
наиболее востребованы в образовательной среде, поскольку вызывают интерес
среди учащихся. Их можно адаптировать к программам урочной деятельности, а
также
осуществлять
межпредметные
связи.
Предложена
программа
краткосрочного
проекта, которая
направлена на формирование
умения
работать с письменным историческим источником.
Ключевые слова: предметный результат, краткосрочный проект.
Исторический источник является одним из основных средств в процессе
обучения
истории
в
школе.
Характеризуя
предметные
умения,
важно
акцентировать
внимание
на
требованиях
к
результатам
образования,
зафиксированных в стандартах ФГОС. Можно сказать, что предметные результаты
– усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого
в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта
решения проблем, опыта творческой деятельности.
В настоящее время, все большую необходимость и заинтересованность видят
в краткосрочных курсах, которые нацелены не только на содержание, а на
обеспечение гибкого, интегрированного обучения. Особенность проектирования
подобных краткосрочных курсов в том, что они ориентированы на организацию
самостоятельной проектной деятельности учащихся, но наряду с этим в вводной
части дают возможность повторения или углубления знаний по данной теме.
Каждый учитель – историк понимает, насколько необходимо знание определенного
набора умений работы с письменным историческим источником для успешного
изучения истории, как на уроках, так и во внеурочной деятельности и вообще в
жизни. Эта необходимость усиливается и тем, что ряд вопросов на экзамене связан
с письменными историческими источниками.
Для того чтобы оценить справился ли ученик с поставленной перед ним
задачей,
овладел
ли
он
умением
работать
с
письменным
историческим
источником,
необходимо
разработать
для
себя
некую
идеальную
модель
сформированности умений ученика, а затем, через определенное время работы над
формированием умений, сравнить модель с реальными качествами обучающихся.
В представленной ниже таблице 1 представлена программа краткосрочного
проекта
во
внеурочной
деятельности
по
истории
«Повседневная
жизнь
П.А. Столыпина». На первом занятии происходит ознакомление с программой
готовность и способность к саморазвитию, распределение на группы, работа с
алгоритмом. На последующих занятиях происходила работа с источниками
личного происхождения, сопоставление исторических источников, отражающих
разные взгляды на одно и тоже событие. На последнем занятии ученики должны
презентовать результат проекта. Ученики сами должны назвать, насколько они
справились с работой, что получилось, а над чем нужно еще поработать.
Таблица 1. Программа краткосрочного проекта во внеурочной деятельности по
истории «Повседневная жизнь П.А. Столыпина»
№ Содержани
е
программы
(учебные
занятия-
краткое
описание)
Колич
ество
часов
Планируемые результаты
Деятельность
Личностн
ые
Предметные/
метапредметные
Учителя
Ученика
1
Вводное
занятие
1
Способнос
ть
к
саморазвит
ию
и
самообразо
ванию
Самостоятельно
определять цели и
планы
деятельности.
Анализировать
информацию
Знакомит
с
источниками.
Знакомит
с
алгоритмом
работы,
предлагает
формы
презентации
проекта
(сообщение,
презентация)
Распределяютс
я по группам,
обговаривают
работу
в
группе,
распределяют
направление
деятельности.
2
Личность
П.А.
Столыпина
1
Знание
истории
России,
развитие
творческой
деятельнос
ти
Способность
решать
творческие
задачи,
отбирать
материал
из
нескольких
документов,
представлять
результаты
своей
деятельности
Консультирует,
направляет
деятельность
учащихся.
Рекомендует
сайты
работы
с
источником(на
пример, Фонд
изучения
наследия П.А.
Столыпина)
Сбор
информации.
(осуществляют
поиск
информации,
выбирают
ту,
которая
соответствует
их теме).
3-
4
Семейные
отношения
П.А.
Столыпина
2
Знание
истории
России,
развитие
творческой
Извлекают
нужную
информацию
из
нескольких
источников,
Консультирует,
направляет
деятельность
учащихся.
Работа
с
источниками
личного
происхождени
я
деятельнос
ти
сопоставляют
исторические
документы,
отражающие
разные взгляды на
одно
и
то
же
событие.
(воспоминания
,
личная
переписка).
5
Итоговое
занятие
1
Проявлени
е
готовности
и
способност
и
к
саморазвит
ию.
Представлять
результаты
своей
деятельности
в
разных
формах
(сообщение,
презентация
и
т.д.)
Организует
презентацию
проектной
деятельности
Презентация
результата
проекта
Таким образом, одним из важнейших умений является умение работать с
письменным историческим источником. А именно, пересказать содержание
исторического документа, выделять факты, события на основе источника, отвечать
на вопросы по содержанию текста, отбирать необходимый материал из нескольких
источников для решения учебной задачи, сопоставлять исторический документ с
другими письменными историческими источниками. Для наиболее успешной
работы по формированию данных умений можно применить краткосрочный
проект, поскольку проектная деятельность повышает мотивацию ребят, так как
дает возможность ученику реализовать свои планы, самостоятельно выбрать
направление деятельности и как следствие, мы получаем более быстрое, а главное
качественное
формирование
умений
работы
с
письменным
историческим
источником.
Литература
1.
Кузнецова,
С.Л. Современное
состояние
теории
методов
обучения
/
С.Л. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №4. - С. 141-145.
2.
Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные
стандарты: проектирование программ краткосрочных проектов во внеурочной
деятельности по истории и обществознанию в соответствии с требованиями
ФГОС : материалы XII региональной научно-практической конференции (Омск,
29 марта 2018 г.) / отв. ред. Е. Ю. Навойчик. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018
3.
Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе. М, 2004. С. 134.