Напоминание

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при переходе на ФГОС»


Автор: Лиджиева Анна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Халясавэй Пуровский район
Наименование материала: доклад
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при переходе на ФГОС»
Раздел: полное образование





Назад




На сегодняшний день всем стало понятно, что современному обществу

необходимы люди, готовые самостоятельно принимать ответственные

решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, динамизмом и

конструктивностью. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе,

поэтому требования к образованию сегодня изменили свои приоритеты.

Таким образом, педагог в процессе изучения должен дать возможность

ребёнку для саморазвития, самореализации, стимулировать желание осознать

мир и своё место в нём. Меняются цели и содержание образования,

появляются новые средства и технологии обучения, но при всём

многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного

процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые

Стандартами, урок должен стать новым, современным.

Тема моего опыта работы - "Развитие творческих способностей учащихся на

уроках русского языка и литературы при переходе на ФГОС".

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими проблемами:

- снижение грамотности и общей культуры учащихся, потеря интереса к

изучению, к чтению;

- отсутствие нравственных ориентиров

- неумение фантазировать, мыслить образно, создавать творческий продукт.

В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных

работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий

подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые

способности и таланты.

Основные приёмы развития творческих способностей:

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в

учебном процессе активно используются современные образовательные

технологии, дающие возможность повышать качество образования, более

эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной

деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на

выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии,

в том числе и информационно-коммуникационные, позволяют учителю:

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в

различных областях деятельности;

- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать

учебную и самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической

дисциплины в организации учебных занятий;

- добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Среди приоритетных технологий выделяю:

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проблемно-поискового обучения;

- тестовые технологии;

- проектная технология;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии дифференцированного обучения;

- обучение в сотрудничестве (парная, групповая формы работы);

- технология использования игровых методов.

1)ИКТ

В течение нескольких лет на своих уроках, наряду с традиционными,

применяю информационно-коммуникационные технологии, так как считаю,

что в настоящее время одним из основных направлений совершенствования

учебного процесса является именно использование современных

информационных технологий при проведении различного рода занятий. Это

позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно

ориентированного обучения, когда во главу угла ставится личность ребёнка,

её самобытность, самоценность, когда субъектный опыт каждого сначала

раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка

и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы

обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения,

обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать

познавательную активность обучающихся.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность

изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока

становится интересна учащимся, если учебный материал на экране

представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается

более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия

ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить

творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность

учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые

знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся

активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой

деятельности может иметь научную значимость и являться предметом

инноваций. Дети сами открывают новые для них факты. Мои ученики

готовят индивидуальные и групповые проекты.

Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным,

насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу:

индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в

течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с

методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским

методом обучения.

Проекты по русскому языку распределяются и по продолжительности.

Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо

части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений», над

такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек.

Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по

продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например,

«Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Сказка о прилагательном»,

над такими проектами работа ведется в группах.

Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от

двух до четырех уроков. Например, «Какие «чувства добрые» пробуждает

А.С. Пушкин своими стихами?»Проекты по русскому языку и литературе

распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за

один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели»,

«Сказка о прилагательном», над такими проектами работа ведется в группах.

Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от

двух до четырех уроков. Например, «Какие «чувства добрые» пробуждает

А.С. Пушкин своими стихами?»Так, при изучении лирики А. А. Фета на

этапе объяснения учащимися предполагаются следующие вопросы: «Какое

впечатление производит на вас стихотворение

Шепот, робкое дыхание

„

“

,

какое настроение вызывает? Чему посвящено, по вашему, это стихотворение,

каково основное чувство лирического героя?

Можно ли, исходя из прочитанных вами отзывов об особенности поэзии

Фета, согласиться с утверждением, что стихотворение

Шепот, робкое

„

дыхание...

“

является центральным в творчестве поэта? Если да, то почему?»

На этапе закрепления: «Вы познакомились с поэзией двух крупнейших

поэтов России XIX века

—

Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Что по-вашему,

объединяет их и чем они дополняют друг друга? Подготовьте ответ, опираясь

на прочитанные произведения и литературно-критические материалы.»

На этапе контроля: «Напишите интерпретацию наиболее понравившегося

стихотворения А. Фета.»В зависимости от предметно-содержательной

стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то

объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для

широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного

писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку. К

таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские

семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый

речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном

молодежном общении», «Язык развлекательных передач».

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или

исторических персонажей, выдуманных героев.

Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому

языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова,

например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на

псарне».

Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на

социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются

правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?

Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском

языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия»

или составление словаря неологизмов.

Технология интеграции в образовании способствует формированию

целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в

природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает

целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих

учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности,

к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию

логики, коммуникативных способностей.

Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве

дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных

произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю

связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую

музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты

экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии. При

изучении темы «Односоставные предложения с главным членом в форме

подлежащего» перед уч-ся ставится вопрос: Можно ли передать красоту

нашего мира, не указывая на действия, а лишь называя предметы или

явления?

Подготовленным учеником читается стихотворение А.А.Фета «Шёпот,

робкое дыханье…»

Предлагаются задания:

-записать стихотворение, выделить в предложениях грамматическую основу;

-указать словосочетания, определить их вид;

-есть ли в стихотворении глагольные словосочетания?

Делается вывод: есть предложения, грамматическая основа которых состоит

только из подлежащего.

На этом же уроке уч-ся рассматривают репродукцию картины Левитана «Над

вечным покоем», сообщаются краткие сведения о художнике. Проводится

графический диктант (или используются сигнальные карточки).Задание:

указать назывные предложения (читает учитель).

-На полотне Левитан изобразил мыс с ветхой деревянной церквушкой,

кладбищем с покосившимися крестами.

-Мыс- часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро.

-Пустынная даль озера.

-Замечательно написано художником грозовое небо.

-Холодный ветер.

-Окно. Церковь. Огонёк.

-Огонь-свидетель человеческой жизни.

При изучении числительных использую знания, полученные на уроках

географии. Вы знаете, что на карте 1см соответствует 1км на местности.

Даётся практическое задание: на карте измерить расстояние между

указанными пунктами и определить расстояние на местности (работа может

быть индивидуальной или в парах).

При работе над сложным предложением в 9классе решаем математическую

задачу: всякие ли две величины являются прямо пропорциональными или

обратно пропорциональными. Ответить на вопрос, используя сложное

предложение.(Не всякие две величины являются прямо пропорциональными

или обратно пропорциональными. Рост ребёнка с возрастом увеличивается,

но эти величины не являются пропорциональными, так как при удвоении

возраста рост не удваивается.

На уроках литературы при изучении романа М.Шолохова «Тихий Дон»

работаем не только с текстом романа, но и с историческими документами по

казачеству, просматриваем видеофрагменты из художественного фильма,

работаем с диалектными словами)

Литература тесно связана с такими видами искусства, как живопись, музыка,

кино, поэтому на уроках я часто обращаюсь к этим видам искусства, так как

они позволяют образнее раскрыть тему урока.

Интересно проследить связь с историей при изучении рассказа Шолохова

«Судьба человека». Андрей Соколов, вырвавшись из фашистского плена,

прихватил с собой немецкого майора. За это получает отпуск, а потом

продолжает воевать. Вопрос: типична ли история возвращения из плена

советского солдата? (Нет). Демонстрируется приказ№270 от 16 августа

1941года, согласно которому все пленные считались дезертирами и

предателями.

Тема «Любовная лирика А.С.Пушкина» позволяет обратиться к

произведениям Рафаэля («Мадонна Конестабиле», «Мадонна Темпи»,

«Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Джоконда, Мона Лиза»),

«Вальсу-фантазии» П.И.Чайковского, романсам на стихи поэта.

Говоря о мифах Древней Греции, на карте указываем её географическое

положение (связь с геграфией), рассказываем о жизни в Древней Греции

(связь с историей), используем произведения живописи и музыки.

Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,

повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся

пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.

Я считаю, что идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи

является парное и групповое обучение. В паре ученики могут друг друга

проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. В устной

работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный

опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры,

объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга.

Учитель может спросить любую пару. Можно это же задание несколько

изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой

отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и

однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание,

заставляет включиться в работу).

Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома

словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим

интересом работают с карточками на уроке. Усвоение учебного материала

происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом

случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

С пятого класса начинаю проводить работу в группах. Например, после

объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в

виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данный материал было легче

запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся

схемы записываются в тетрадь.

При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание

на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица

по данному правилу.

Одной из традиционных остаётся игровая технология. Данная технология

обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий создаётся при

помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство

побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе

игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить

самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям.

На своих уроках в 5 - 6-х классах я широко применяю дидактические игры.

Для учащихся этого возраста игра продолжает оставаться комфортной,

психологически приемлемой формой общения. Во время игры возникает

особое эмоциональное состояние, обусловленное естественным стремлением

добиться результата. В итоге полученные знания становятся личностно-

значимыми. Дидактические игры позволяют проводить многократное

повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение.

Игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё

это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, вызывает

положительные эмоции у ребенка. Игра создает атмосферу здорового

соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить

известное, а мобилизовать все свои знания. Учащиеся по-новому

рассматривают уже известные факты и явления, устанавливают связи,

сходства и различия между отдельными событиями. В игре тренируется

память, цепкость ума, внимательность. В ходе игры, учащиеся быстрее и

легче запоминают даты, имена, названия, лучше усваивают графический и

иллюстративный материал. Как показывает опыт, удачным является

использование дидактических игр на повторительно-обобщающих уроках.

Во-первых, обычно, дидактические игры предполагают не изучение, а

прежде всего повторение материала. Во-вторых, для проведения викторин

требуется накопление материала по целому разделу или главе учебника. В-

третьих, дидактические игры позволяют систематизировать материал, по

какому - либо признаку. В-четвёртых, во время игры можно оценить работу

большего количества человек.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс

обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее

настроение и предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного

материала.

В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на

групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?». Обобщение

материала можно провести в форме соревнования знатоков. Каждая команда

составляет 5-7 вопросов по изученному материалу и передает другой

команде.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной

ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная

игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий

уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми,

деловыми играми, уроками – конференциями, уроками – практикумами.

Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах.

Ежегодно в нашей школе проходят предметные недели. Учащиеся охотно

принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных

соревнованиях, которые проводятся в игровой форме.

Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, и

потому считаю важным обратиться к основным требованиям к уроку с

позиций здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии применяю на уроках и во внеурочное

время. Систематически в течение учебного года на уроках использую

различные виды физкультминуток. Они успешно выполняют роль

переключения внимания детей. Физкультминутки наиболее кратки по

времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но

очень необходим ученикам. Применяю также и физкультминутки с

включением упражнений для глаз. Они обеспечивают адекватное

восстановление энергетики, сил, дают возможность длительно поддерживать

умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждают

перегрузки и преждевременное утомление. В качестве релаксации на уроке

активно использую музыку, создаю благоприятный психологический климат

на уроке

Грамотное использование здоровьесберегающих технологий позволяет

учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном

пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует

осуществлению личностного развития учащихся.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности

заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение

сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого

ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на

различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на

овладение всеми учащимися определённым программным минимумом

знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень

умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-

логический тип мышления. Во внимание также принимаются

индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в

конкретной образовательной области.

Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач

применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для

коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал,

в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных

приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в

знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую

творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно

находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и

накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у

учащихся критического мышления.

Я активно использую технологию проблемного обучения на разных этапах

урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в

деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении

проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п.

Проблемно-поисковое обучение помогает мне на уроках поддерживать

интерес к изучаемому материалу. Так, перед изучением новой темы ребятам

задаётся вопрос, для ответа на который требуются новые знания. На

следующем этапе им предлагается выполнить практическую (творческую)

работу, в ходе выполнения которой они находят ответ на поставленный

вопрос. Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают

их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать

план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает

детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин

процесса обучения – детскую любознательность.

Результаты использования данной технологии:

- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию;

- воспитывается уважение к чужой точке зрения;

- активизируется познавательная деятельность учащихся;

- увеличивается количество творческих работ;

- учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с

современными информационными технологиями могут существенно

повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед

образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой,

творчески свободной личности.

Средний балл ЕГЭ и ОГЭ в классах учителя русского языка и литературы

составляют:

за 2015-2016 учебный год ЕГЭ русский язык 11 класс – 72

за 2015-2016 учебный год ЕГЭ литература 11 класс – 58

за 2015-201 6учебный год ОГЭ русский язык 9 класс – оценка 4

за 2016-2017 учебный год ОГЭ русский язык 9 класс – оценка 4

за 2016-2017 учебный год ОГЭ русский язык 9 класс – оценка 5



В раздел образования