Автор: Мишненкова Анна Алексеевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ лицей 470
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы активного целеполагания при создании социального проекта
Раздел: начальное образование
Мишненкова Анна Алексеевна
учитель начальных классов
ГБОУ лицей №470
Калининского района
Санкт-Петербурга
Тема: Приёмы активного целеполагания при создании
социального проекта
Приёмы активного целеполагания при создании социального проекта
Каждому человеку необходимо, чтобы ему сопутствовала удача, каждый человек хочет
быть счастливым! И каждый становится счастливым по - своему!
Многие, я думаю, согласятся, что начальная школа – это фундамент, на котором будет
строиться дальнейшее развитие ученика. Безусловно, педагог должен обладать чуткостью,
выдержкой, умением понимать мир детей, их интересы. Выдающийся польский педагог
Януш Корчак в одном из писем напоминал о необходимости возвыситься к духовному
миру ребёнка, а не снисходить к нему, ведь детское познание мира – это познание умом и
сердцем. Прикасаться к чувствам ребёнка нужно с таким же вдохновением и мастерством,
как прикасался к струнам своей лиры Орфей.
Являясь классным руководителем, я особое внимание уделяю тому, чтобы впечатления
от столь важного рубежа в жизни ребёнка, которые порой сохраняются на всю жизнь,
были радостные и приятные. В своей работе я всегда помню о том, что упущенное в
детстве очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы
Как же мне это удаётся? Несколько лет тому назад я оказалась в прекрасной школе,
где заботливый педагогический коллектив познакомил меня с уникальным, на мой взгляд,
направлением работы, как создание проектов. Я увлеклась этим направлением. И по сей
день использую его в своей практике. Ребёнок от природы исследователь, но его на
первых порах надо учить всему: как ставить перед собой цели, как выявлять проблемы,
как разрабатывать гипотезы, как наблюдать. Его природный дар исследователя нуждается
в неустанной педагогической заботе.
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности
(учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно
должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Вряд ли кто-то
будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об
этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом
становления его личности.
Жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной
быстротой, что для выживания в нём человек всё реже может опираться на отработанные
его предками и им самим стереотипами. Для того чтобы выжить в динамическом мире
современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в
образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. А я, в
свою очередь, активно использую метод проектов в учебной деятельности.
Одним из самых сложных этапов проектной деятельности с детьми является момент
первичного включения учащихся в собственную работу. Первый шаг в этом деле, как и во
многих других (первый шаг, первое слово, первый класс…) – самый трудный. Таким
образом, перед учителем ставится проблема обучения школьников приёмам постановки
цели, выбору стратегии её достижения.
Цели должны быть:
- Диагностируемые;
- Конкретные;
- Понятные;
- Осознанные;
- Описывающие желаемый результат;
- Реальные;
- Побудительные (побуждать к действию);
- Точные (цель не должна иметь расплывчатые формулировки).
Сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся и первого
класса, но при определенных условиях. Время, затраченное на уроке на осознание темы и
задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся,
осознанной рефлексией урока.
Как реализуется целеполагание в моих уроках?
Существуют различные приёмы по формированию действия целеполагания: «Тема-
вопрос», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной
ситуации»,
«Группировка»,
«Собери слово»,
«Проблема предыдущего урока»,
«Демонстрация множественности смыслов слова», «Проблемная ситуация», «Создание
мини-проекта».
Я использую «Создание мини-проектов».
Тема проекта «Тайна моего имени»:
Что такое цель проекта? (см. «Толковый словарь русского языка»)
- Какова будет цель нашего проекта?
- Во всем, что делает человек, большую роль играет поставленная цель. Будь то взрослый,
который выполняет свою работу, ставя перед собой определённую цель или, ребёнок.
- Работа на этом этапе строится с помощью рассуждений, цели проекта, его
целесообразность
выбираются
логическим
путём.
У разных
детей
разные
стили
мышления. Есть характеры «утверждающие» и «отрицающие». Первые стремятся к
активной деятельности, а вторые стремятся к тому, чтобы избежать определенных
событий или условий. Плюс ко всему, у каждого человека своя мотивация. Педагог
должен учитывать все эти факторы, обращая внимание на мнение каждого ребёнка.
Этап разработки
Работа со
словарями
- Что такое словарь? (см. «Толковый словарь русского языка»)
- Для чего нужны словари?
- По какому принципу составляются словари?
- Какие существуют виды словарей?
- Организовать выставку словарей
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какими из них мы будем часто пользоваться?
- Как научиться работать со словарями?
- Провести тренинг на нахождение слов в различных словарях.
Комментарии для учителя
Словари должны находиться в кабинете постоянно в свободном
доступе. К ним надо обращаться на различных уроках и во внеурочное
время. Это приучает детей к работе со справочной литературой, учит
самостоятельно добывать знания.
Этап реализации
История имени
- Что такое имя? (см. все виды словарей)
- Где же впервые появились личные названия людей, т.е. имена?
- Работа с картами по истории Древней Греции, Древнего Рима,
славянских народов, еврейского народа, скандинавских народов.
- Узнать, воспользовавшись справочниками, откуда к нам пришло
ваше
имя и что оно означает в переводе на русский язык.
Как имена звучат
в других языках
- Какие страны знаете?
- На каких языках там говорят?
- Какие значения имеет слово язык? (см. «Толковый словарь русского
языка»)
- Есть ли в разных языках похожие имена?
- Отчего эта похожесть происходит?
- Какие варианты произношения вашего имени существуют в других
языках? (см. двуязычные словари)
- Составить «цепочки» имён.
Талисманы имени
- Что такое талисман? (см. «Толковый словарь русского языка»,
«Словарь иностранных слов»)
- Какие синонимы есть у слова талисман? (см. «Словарь синонимов
русского языка»)
- Составить соответствующую схему
- Верить или не верить в талисманы?
- Какие талисманы есть у имён?
- Составить соответствующую схему.
- Рассмотреть по очереди каждую группу талисманов:
- как этот талисман отдает свою силу человеку
- как с ним надо «общаться»
- Подвести детей к выводу, что если просто бережно, с любовью
относиться к природе, жалеть все живое – это и есть наш главный
оберег, наша удача в жизни, наше здоровье и счастье.
- Выполнить индивидуальную работу «Талисманы моего имени»,
украсив ее фотографиями, рисунками этих
- Подготовить небольшие информационные сообщения об этих
растениях, камнях, животных, планетах.
Имена в названиях растений, имена в названиях народных праздников, популярность
имени, формы имени, кроссворды с именами, имена в детском фольклоре, имена в
загадках, имена в скороговорках, имена в пословицах и поговорках, имена в стихах, имена
в песнях.
. Рефлексия
-
Что такое рефлексия? (см. «Словарь иностранных слов»)
- Что чувствуете?
- Что понравилось? Почему?
- Что не понравилось? Почему?
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и
посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно,
не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни
является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»
К. Д. Ушинский