Напоминание

Приёмы активного целеполагания при создании социального проекта


Автор: Мишненкова Анна Алексеевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ лицей 470
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы активного целеполагания при создании социального проекта
Раздел: начальное образование





Назад




Мишненкова Анна Алексеевна

учитель начальных классов

ГБОУ лицей №470

Калининского района

Санкт-Петербурга

Тема: Приёмы активного целеполагания при создании

социального проекта

Приёмы активного целеполагания при создании социального проекта

Каждому человеку необходимо, чтобы ему сопутствовала удача, каждый человек хочет

быть счастливым! И каждый становится счастливым по - своему!

Многие, я думаю, согласятся, что начальная школа – это фундамент, на котором будет

строиться дальнейшее развитие ученика. Безусловно, педагог должен обладать чуткостью,

выдержкой, умением понимать мир детей, их интересы. Выдающийся польский педагог

Януш Корчак в одном из писем напоминал о необходимости возвыситься к духовному

миру ребёнка, а не снисходить к нему, ведь детское познание мира – это познание умом и

сердцем. Прикасаться к чувствам ребёнка нужно с таким же вдохновением и мастерством,

как прикасался к струнам своей лиры Орфей.

Являясь классным руководителем, я особое внимание уделяю тому, чтобы впечатления

от столь важного рубежа в жизни ребёнка, которые порой сохраняются на всю жизнь,

были радостные и приятные. В своей работе я всегда помню о том, что упущенное в

детстве очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы

Как же мне это удаётся? Несколько лет тому назад я оказалась в прекрасной школе,

где заботливый педагогический коллектив познакомил меня с уникальным, на мой взгляд,

направлением работы, как создание проектов. Я увлеклась этим направлением. И по сей

день использую его в своей практике. Ребёнок от природы исследователь, но его на

первых порах надо учить всему: как ставить перед собой цели, как выявлять проблемы,

как разрабатывать гипотезы, как наблюдать. Его природный дар исследователя нуждается

в неустанной педагогической заботе.

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности

(учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно

должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Вряд ли кто-то

будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об

этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом

становления его личности.

Жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной

быстротой, что для выживания в нём человек всё реже может опираться на отработанные

его предками и им самим стереотипами. Для того чтобы выжить в динамическом мире

современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в

образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. А я, в

свою очередь, активно использую метод проектов в учебной деятельности.

Одним из самых сложных этапов проектной деятельности с детьми является момент

первичного включения учащихся в собственную работу. Первый шаг в этом деле, как и во

многих других (первый шаг, первое слово, первый класс…) – самый трудный. Таким

образом, перед учителем ставится проблема обучения школьников приёмам постановки

цели, выбору стратегии её достижения.

Цели должны быть:

- Диагностируемые;

- Конкретные;

- Понятные;

- Осознанные;

- Описывающие желаемый результат;

- Реальные;

- Побудительные (побуждать к действию);

- Точные (цель не должна иметь расплывчатые формулировки).

Сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся и первого

класса, но при определенных условиях. Время, затраченное на уроке на осознание темы и

задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся,

осознанной рефлексией урока.

Как реализуется целеполагание в моих уроках?

Существуют различные приёмы по формированию действия целеполагания: «Тема-

вопрос», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной

ситуации»,

«Группировка»,

«Собери слово»,

«Проблема предыдущего урока»,

«Демонстрация множественности смыслов слова», «Проблемная ситуация», «Создание

мини-проекта».

Я использую «Создание мини-проектов».

Тема проекта «Тайна моего имени»:

Что такое цель проекта? (см. «Толковый словарь русского языка»)

- Какова будет цель нашего проекта?

- Во всем, что делает человек, большую роль играет поставленная цель. Будь то взрослый,

который выполняет свою работу, ставя перед собой определённую цель или, ребёнок.

- Работа на этом этапе строится с помощью рассуждений, цели проекта, его

целесообразность

выбираются

логическим

путём.

У разных

детей

разные

стили

мышления. Есть характеры «утверждающие» и «отрицающие». Первые стремятся к

активной деятельности, а вторые стремятся к тому, чтобы избежать определенных

событий или условий. Плюс ко всему, у каждого человека своя мотивация. Педагог

должен учитывать все эти факторы, обращая внимание на мнение каждого ребёнка.

Этап разработки

Работа со

словарями

- Что такое словарь? (см. «Толковый словарь русского языка»)

- Для чего нужны словари?

- По какому принципу составляются словари?

- Какие существуют виды словарей?

- Организовать выставку словарей

- Чем они отличаются друг от друга?

- Какими из них мы будем часто пользоваться?

- Как научиться работать со словарями?

- Провести тренинг на нахождение слов в различных словарях.

Комментарии для учителя

Словари должны находиться в кабинете постоянно в свободном

доступе. К ним надо обращаться на различных уроках и во внеурочное

время. Это приучает детей к работе со справочной литературой, учит

самостоятельно добывать знания.

Этап реализации

История имени

- Что такое имя? (см. все виды словарей)

- Где же впервые появились личные названия людей, т.е. имена?

- Работа с картами по истории Древней Греции, Древнего Рима,

славянских народов, еврейского народа, скандинавских народов.

- Узнать, воспользовавшись справочниками, откуда к нам пришло

ваше

имя и что оно означает в переводе на русский язык.

Как имена звучат

в других языках

- Какие страны знаете?

- На каких языках там говорят?

- Какие значения имеет слово язык? (см. «Толковый словарь русского

языка»)

- Есть ли в разных языках похожие имена?

- Отчего эта похожесть происходит?

- Какие варианты произношения вашего имени существуют в других

языках? (см. двуязычные словари)

- Составить «цепочки» имён.

Талисманы имени

- Что такое талисман? (см. «Толковый словарь русского языка»,

«Словарь иностранных слов»)

- Какие синонимы есть у слова талисман? (см. «Словарь синонимов

русского языка»)

- Составить соответствующую схему

- Верить или не верить в талисманы?

- Какие талисманы есть у имён?

- Составить соответствующую схему.

- Рассмотреть по очереди каждую группу талисманов:

- как этот талисман отдает свою силу человеку

- как с ним надо «общаться»

- Подвести детей к выводу, что если просто бережно, с любовью

относиться к природе, жалеть все живое – это и есть наш главный

оберег, наша удача в жизни, наше здоровье и счастье.

- Выполнить индивидуальную работу «Талисманы моего имени»,

украсив ее фотографиями, рисунками этих

- Подготовить небольшие информационные сообщения об этих

растениях, камнях, животных, планетах.

Имена в названиях растений, имена в названиях народных праздников, популярность

имени, формы имени, кроссворды с именами, имена в детском фольклоре, имена в

загадках, имена в скороговорках, имена в пословицах и поговорках, имена в стихах, имена

в песнях.

. Рефлексия

-

Что такое рефлексия? (см. «Словарь иностранных слов»)

- Что чувствуете?

- Что понравилось? Почему?

- Что не понравилось? Почему?

«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и

посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно,

не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни

является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»

К. Д. Ушинский



В раздел образования