Автор: Мишненкова Анна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ лицей 470
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)
Раздел: начальное образование
Мишненкова Анна Алексеевна
учитель начальных классов
ГБОУ лицей №470
Калининского района
Санкт-Петербурга
Семинар Школа . Педтех.
Тема: Мозговой штурм: методика организации и проведения
(из опыта работы учителя начальных классов)
Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя
начальных классов)
Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание
личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть
субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать
задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить
себя.
Целью
моей работы,
в первую очередь, является развитие у детей навыков
исследовательской деятельности и творческого проектирования через создание своих
социальных проектов.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная
деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не
существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально
значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения
противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно
значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим
социум и личность.
Проводимая мною работа актуальна. Вы спросите, нужна ли она детям? Безусловно,
да! Современного ребёнка следует обучать проектированию, так как жизнь не стоит на
месте. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам
обучения, а так же к решению определённых сформулированных задач.
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (учителя) в социальном
проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия,
сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального
проектирования позиция учителя может значительно различаться в зависимости от
ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня
сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков
социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) учителя к смене традиционного
для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию рав-
ного, соучаствующего, принимающего самостоятельность ребёнка и готового передать
подростку ответственность за его поступки. Педагог выступает своего рода буфером
между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью
и
максимализмом
ребёнка,
и
роль
этого
буфера
—
не
исказить
социальную
действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить
безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую
очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог
вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической
деятельности в социально-педагогическую.
Участниками социального проекта могут быть дети, начиная со второго класса, т.
е. младшего школьного возраста. Проект может создаваться как отдельными учащимися,
так и трудом всего классного коллектива.
Формами диагностики является предварительная диагностика, представление
проекта и его защита. На представление проекта приглашаются учащиеся других классов
и преподаватели, а также родители. После демонстрации своего продукта труда, обычно
пишутся отзывы об увиденном как учащимися, так и преподавателями. На защите проекта
комиссии представляется необходимая документация, дети выступают с речью, о том, как
проводилась работа, что получилось, а что не удалось.
Логика проектирования
Вводный этап
1. Вводное
занятие
- Что такое проект (см. «Словарь иностранных слов», «Толковый
словарь русского языка»)
- Что такое социальное проектирование?
- Какую пользу приносит проектирование?
- Основные этапы работы над проектом?
- Обсудить с детьми краткое содержание этих этапов.
2. Предварительное
обсуждение темы
проекта
- Что такое тема? (см. «Толковый словарь русского языка»)
- Каким требованиям должна соответствовать тема проекта?
- О чем же можно рассуждать в этом году, учитывая эти требования?
- Нужно сузить круг интересов, чтобы легче было выбрать тему. Можно
говорить:
- о себе;
- о других.
- Поддержать мнения детей, что лучше пока узнавать что-то о себе, а,
уже став более опытными проектировщиками, говорить о других;
- Вспомнить опыт прошлого года;
- Предложить провести «мозговой штурм»
3. Мозговой
штурм
- Что такое «штурм»? (см. «Толковый словарь русского языка»)
- Что значит «мозговой штурм»?
- Какую же «укрепленную позицию» нам надо штурмовать? (за которой
спряталась тема нашего проекта)
-
Каждый
ребёнок
предлагает
свою
возможную
тему
проекта,
учитывающую те условия, которые были оговорены ранее
- Предложенные варианты тем совершенно произвольно извлекаются
«из крепости» и обсуждаются всем коллективом проектировщиков
- Из всего разнообразия предложенных тем, после коллективного
обсуждения, выбирается та, которая наиболее полно устраивает всех
Комментарии для учителя:
- Эта «крепость» может быть изображена на доске, выполнена в виде
макета, отображена на экране. Возможные темы проекта можно
вкладывать внутрь макета, прикреплять на магниты над крепостью,
прятать в заветном ларце и т.д.
- Эти темы дети могут написать на полосках бумаги и спрятать в
крепости, сказано выше. Можно называть темы вслух, а учитель
будет записывать их на доске.
- Чтобы точно выйти на ту тему, которая наиболее полно устраивает
УЧИТЕЛЯ, ему можно самому стать непосредственным участником
«мозгового штурма» и внести свою тему на общее обсуждение. Дети
точно очень внимательно к ней отнесутся, но не будут считать её
навязанной им сверху.
- При обсуждении предложенных тем, учитель имеет такое же право
голоса, как и все другие проектировщики, но его аргументация будет
более точной, направленной. Это должно сыграть решающую роль в
выборе темы. Правда, нельзя забывать, что такое возможно только тогда,
когда учитель пользуется уважением и любовью своих учеников.
4. Кодекс
проектировщика
- Что такое кодекс? (см. «Словарь иностранных слов»)
- Какие правила, законы должны соблюдаться в игре, в работе, чтобы
всем участникам было комфортно? (выслушать мнения детей, обсудить
их)
- Составить каждому «Кодекс проектировщика»
- Организовать в кабинете выставку представленных работ
- Составить единый «Кодекс проектировщика» на основе индивидуально
составленных работ
- Договориться с детьми о безусловном соблюдении кодекса в работе над
проектом
- Вывесить «Кодекс проектировщика» в кабинете на видном месте
- Поместить «Кодекс» в «Папку юного проектировщика»
- Собрать индивидуально составленные варианты «Кодекса» в папку,
которая находится в свободном доступе в кабинете и представляется на
защите проекта
Комментарии для учителя:
- Представленные детские работы рассматриваются по мере их
поступления
- На составления «Кодекса проектировщика» достаточно одной
недели
- «Кодекс проектировщика» помогает правильно организовать не
только проектную, но и любую другую школьную и внешкольную
деятельность
Этап разработки
Этап реализации
Презентация проекта
Защита проекта
Рефлексия
Наша основная задача – включить ребёнка в общественно значимую деятельность на
уровне образовательного учреждения, района, округа. Формы и виды этой деятельности
должны быть разными, с учётом желаний и возможностей школьника. Создание такой
системы общественно-государственных отношений – дело не одного года. Но мы должны
к этому безусловно стремиться.