Напоминание

Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)


Автор: Мишненкова Анна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ лицей 470
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)
Раздел: начальное образование





Назад




Мишненкова Анна Алексеевна

учитель начальных классов

ГБОУ лицей №470

Калининского района

Санкт-Петербурга

Семинар Школа . Педтех.

Тема: Мозговой штурм: методика организации и проведения

(из опыта работы учителя начальных классов)

Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя

начальных классов)

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание

личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть

субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать

задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить

себя.

Целью

моей работы,

в первую очередь, является развитие у детей навыков

исследовательской деятельности и творческого проектирования через создание своих

социальных проектов.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная

деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не

существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально

значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения

противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно

значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим

социум и личность.

Проводимая мною работа актуальна. Вы спросите, нужна ли она детям? Безусловно,

да! Современного ребёнка следует обучать проектированию, так как жизнь не стоит на

месте. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам

обучения, а так же к решению определённых сформулированных задач.

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (учителя) в социальном

проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия,

сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального

проектирования позиция учителя может значительно различаться в зависимости от

ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня

сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков

социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) учителя к смене традиционного

для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию рав-

ного, соучаствующего, принимающего самостоятельность ребёнка и готового передать

подростку ответственность за его поступки. Педагог выступает своего рода буфером

между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью

и

максимализмом

ребёнка,

и

роль

этого

буфера

не

исказить

социальную

действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить

безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую

очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог

вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической

деятельности в социально-педагогическую.

Участниками социального проекта могут быть дети, начиная со второго класса, т.

е. младшего школьного возраста. Проект может создаваться как отдельными учащимися,

так и трудом всего классного коллектива.

Формами диагностики является предварительная диагностика, представление

проекта и его защита. На представление проекта приглашаются учащиеся других классов

и преподаватели, а также родители. После демонстрации своего продукта труда, обычно

пишутся отзывы об увиденном как учащимися, так и преподавателями. На защите проекта

комиссии представляется необходимая документация, дети выступают с речью, о том, как

проводилась работа, что получилось, а что не удалось.

Логика проектирования

Вводный этап

1. Вводное

занятие

- Что такое проект (см. «Словарь иностранных слов», «Толковый

словарь русского языка»)

- Что такое социальное проектирование?

- Какую пользу приносит проектирование?

- Основные этапы работы над проектом?

- Обсудить с детьми краткое содержание этих этапов.

2. Предварительное

обсуждение темы

проекта

- Что такое тема? (см. «Толковый словарь русского языка»)

- Каким требованиям должна соответствовать тема проекта?

- О чем же можно рассуждать в этом году, учитывая эти требования?

- Нужно сузить круг интересов, чтобы легче было выбрать тему. Можно

говорить:

- о себе;

- о других.

- Поддержать мнения детей, что лучше пока узнавать что-то о себе, а,

уже став более опытными проектировщиками, говорить о других;

- Вспомнить опыт прошлого года;

- Предложить провести «мозговой штурм»

3. Мозговой

штурм

- Что такое «штурм»? (см. «Толковый словарь русского языка»)

- Что значит «мозговой штурм»?

- Какую же «укрепленную позицию» нам надо штурмовать? (за которой

спряталась тема нашего проекта)

-

Каждый

ребёнок

предлагает

свою

возможную

тему

проекта,

учитывающую те условия, которые были оговорены ранее

- Предложенные варианты тем совершенно произвольно извлекаются

«из крепости» и обсуждаются всем коллективом проектировщиков

- Из всего разнообразия предложенных тем, после коллективного

обсуждения, выбирается та, которая наиболее полно устраивает всех

Комментарии для учителя:

- Эта «крепость» может быть изображена на доске, выполнена в виде

макета, отображена на экране. Возможные темы проекта можно

вкладывать внутрь макета, прикреплять на магниты над крепостью,

прятать в заветном ларце и т.д.

- Эти темы дети могут написать на полосках бумаги и спрятать в

крепости, сказано выше. Можно называть темы вслух, а учитель

будет записывать их на доске.

- Чтобы точно выйти на ту тему, которая наиболее полно устраивает

УЧИТЕЛЯ, ему можно самому стать непосредственным участником

«мозгового штурма» и внести свою тему на общее обсуждение. Дети

точно очень внимательно к ней отнесутся, но не будут считать её

навязанной им сверху.

- При обсуждении предложенных тем, учитель имеет такое же право

голоса, как и все другие проектировщики, но его аргументация будет

более точной, направленной. Это должно сыграть решающую роль в

выборе темы. Правда, нельзя забывать, что такое возможно только тогда,

когда учитель пользуется уважением и любовью своих учеников.

4. Кодекс

проектировщика

- Что такое кодекс? (см. «Словарь иностранных слов»)

- Какие правила, законы должны соблюдаться в игре, в работе, чтобы

всем участникам было комфортно? (выслушать мнения детей, обсудить

их)

- Составить каждому «Кодекс проектировщика»

- Организовать в кабинете выставку представленных работ

- Составить единый «Кодекс проектировщика» на основе индивидуально

составленных работ

- Договориться с детьми о безусловном соблюдении кодекса в работе над

проектом

- Вывесить «Кодекс проектировщика» в кабинете на видном месте

- Поместить «Кодекс» в «Папку юного проектировщика»

- Собрать индивидуально составленные варианты «Кодекса» в папку,

которая находится в свободном доступе в кабинете и представляется на

защите проекта

Комментарии для учителя:

- Представленные детские работы рассматриваются по мере их

поступления

- На составления «Кодекса проектировщика» достаточно одной

недели

- «Кодекс проектировщика» помогает правильно организовать не

только проектную, но и любую другую школьную и внешкольную

деятельность

Этап разработки

Этап реализации

Презентация проекта

Защита проекта

Рефлексия

Наша основная задача – включить ребёнка в общественно значимую деятельность на

уровне образовательного учреждения, района, округа. Формы и виды этой деятельности

должны быть разными, с учётом желаний и возможностей школьника. Создание такой

системы общественно-государственных отношений – дело не одного года. Но мы должны

к этому безусловно стремиться.



В раздел образования