Напоминание

Сложение и вычитание смешанных чисел


Автор: Лидия Афанасьевна Васильева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Хандыга, Томпонский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел
Раздел: среднее образование





Назад




Васильева Лидия Афанасьевна – учитель математики МБОУ «Томпонская многопрофильная

гимназия им. В. А, Штырова» Республики Саха (Якутия)

Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

5 класс

(по технологии проблемно-диалогового обучения)

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: выведение правила сложения и вычитания смешанных чисел; применение данного

правила при решении заданий. (Ни тема урока и ни цель урока не озвучиваются учителем)

Задачи: сформулировать правила сложения и вычитания смешанных чисел; способствовать

развитию математической речи, памяти, внимания; обеспечить качественное усвоение знаний;

воспитывать культуру поведения при обсуждении любых вопросов.

Учитель

Учащиеся

Приветствие обучающихся, проверка

готовности к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку

Создание проблемной ситуации

Ребята, в самом начале 5 класса мы с

вами над какими числами работали?

Какие действия с натуральными

числами мы умеем выполнять?

Затем какие числа узнали?

Что мы умеем выполнять над

обыкновенными дробями с

одинаковыми знаменателями?

Кто вспомнит и сформулирует правила

сложения и вычитания таких дробей?

А теперь нужно идти к доске и написать

эти правила в буквенном виде.

Еще какие числа знаем?

А это, что за числа?

Какие преобразования выполняли над

смешанными числами?

Как думаете, еще какие действия можно

выполнять над ними?

Если действия над числами разбить на

группы, то над какими действиями

сегодня мы будем работать?

Тогда темой нашего урока будет…

Продолжите.

Записываем тему урока.

В чем заключается проблема нашего

урока?

А как будем решать эту проблему?

Что сделаем для этого?

Запись на доске названных этапов работы.

-

Натуральные.

-

Сложение, вычитание, умножение,

деление, возведение в степень.

-

Дроби, обыкновенные дроби.

- Складывать, вычитать.

-

Числители складываем (вычитаем), а

знаменатели оставляем без

изменения.

Записывает один ученик.

-

Смешанные числа.

-

Состоящие из целой части, дроби.

-

Представляли в виде:

неправильной дроби

суммы целой и дробной частей.

-

Сложение, вычитание, умножение и

деление.

-

Сложением и вычитанием.

-

Сложение и вычитание смешанных

чисел.

Записывают тему урока в тетради.

-

Вывести правила сложения и

вычитания.

-

Решим примеры.

-

Придумаем правила.

Поиск решения проблемы

2

1

7

.

3

5

7

;

Выполним сложение таких

смешанных чисел:

Как вы думаете, какое преобразование

выполним?

Решим разбиением на целую и дробную

части. Представьте слагаемые в виде

суммы.

Затем какое действие выполним?

В итоге сложение наших чисел как будет

выглядеть?

Придумайте правило сложения

смешанных чисел. Сформулируйте.

Записываем правило в тетради.

Можно ли сложить покороче? Как?

Вычислите примеры устно.

Теперь этот пример решите

приведением к неправильной дроби.

Ответ отличается или нет?

Каким способом проще решать: первым

или вторым?

А теперь подумайте и ответьте. Может

ли при сложении смешанных чисел в

дробной части получиться неправильная

дробь?

Если получится неправильная дробь, то

что предпримете?

Что сделаете с полученной целой

частью?

4

3

5

+

1

4

5

Выполните сложение:

8

7

11

3

4

11

А можно по принципу

сложения выполнить вычитание двух

смешанных чисел?

Проверим на примере:

Вызывается один ученик к доске.

-

Приведем к неправильной дроби;

разобьем на целую и дробную части.

-

К целой части прибавим целую, а к

дробной – дробную часть.

3

5

7

+

2

1

7

=

(

3

+

5

7

)

+¿

(

3

+

2

)

+

(

5

7

+

1

7

)

=¿

5

+

6

7

=

5

6

7

- Нужно отдельно сложить целые

части и отдельно дробные части.

Записывают правило в тетради.

- Да.

3

5

7

+

2

1

7

=

5

6

7

Решают в парах.

-

Нет.

-

Вторым.

-

Нет. Да.

-

Выделим целую часть.

-

Прибавим к данной целой части.

Один ученик решает у доски.

Остальные решают в тетради.

-

Да. Не знаю

Решают в парах.

- Нужно отдельно вычесть целые

части и отдельно дробные части.

Записывают правило в тетради.

Вывод

Что сегодня узнали на уроке?

Какую проблему решили?

Как ее решили?

Домашнее задание.

-

Сложение и вычитание смешанных

чисел.

-

Вывели правила.

-

Рассмотрели примеры.



В раздел образования