Напоминание

«Использование основ хореографического искусства при постановки вокальных номеров»


Автор: Гаврилова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО «Новомайнская ДШИ»
Населённый пункт: р.п. Новая Майна
Наименование материала: Методическая разработка мастер-класса для преподавателей отделения вокального искусства ДШИ
Тема: «Использование основ хореографического искусства при постановки вокальных номеров»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Новомайнская детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОТДЕЛЕНИЙ ВОКАЛЬНОГО

ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Тема «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

ИСКУССТВА (СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ) ПРИ ПОСТАНОВКЕ

ВОКАЛЬНЫХ НОМЕРОВ»

РАЗРАБОТАЛ:

Преподаватель 1 категории

отделения хореографического искусства

Н.Н. Гаврилова

2015 год

Преамбула.

Мастер-класс

для

преподавателей

отделений

вокального

искусства

ДШИ

«Использование основ хореографического искусства (сценического движения) при

постановке вокальных номеров» можно разделить на 2 части: «Основы народно-

сценического танца» и «Основы эстрадного танца».

В данной методической разработке представлена первая часть, которая в свою очередь

разделена на две темы: «Хоровод» и «Пляска».

На современной сцене,

исполнителю,

кроме хорошего пения нужны навыки

хореографии. Для певцов и актеров танец – неотъемлемая часть творческого образа, без

хореографии номер исполнителя будет неполным, будет нахватать эмоций, передаваемых

зрителю.

Исполнитель должен стать художником, создающим сценический образ,

перевоплощаясь на

сцене.

Задача педагога

заключается в

том,

чтобы

научить

обучающихся отделения хорового пения владеть собой как средством для создания

сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего

пользоваться

своим

внутренним

аппаратом

и,

безусловно,

владеющего

всеми

музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью,

музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми

сверхзадачей музыкально-сценического образа.

Цель:

Выработка способности к осуществлению сценического замысла песни через действие

на сцене.

Задачи:

Формирование выразительности и артистичности при исполнении вокальных номеров;

Знать основные законы сценического искусства;

Научить обучающихся владеть собой как средством для создания сценического образа,

уметь пользоваться своим внутренним аппаратом;

Разработка

процесса

обучения

в

музыкально-эстетическом,

исполнительском,

сценическом

развитии

обучающихся

любого

возраста

в

соответствии

с

их

индивидуальными особенностями;

Активизация интереса обучающихся не только к искусству вокальному, но и к

искусству вообще, к разным его видам.

Для достижения поставленной цели педагог должен:

- знать рисунок танца, особенности взаимодействия партнеров на сцене;

- знать элементы и основные комбинации народного и эстрадного танца;

- знать особенности постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

- знать средства создания образа;

- знать принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных

средств;

- уметь исполнять на сцене различные виды народного и эстрадного танца.

Расположение вокалистов на сцене должно быть точно простроено.

Соблюдать эти требования довольно затруднительно для участников массовых сцен.

Исполнители должны так разместиться на сцене, чтобы каждый из них хорошо видел

зрительный зал — при этом условии его обязательно будут видеть зрители. Трудность

заключается в большом рассредоточении внимания, поскольку приходится петь и

одновременно действовать в беспрерывно меняющемся пространстве сцены.

Занятия должны проходить в просторном помещении, т.к. исполнение песен связанно с

танцем, театрализацией, игрой. В помещении должен быть инструмент.

ЧАСТЬ I

Основы народно-сценического танца

В основе русского народного танца лежат три направления - хоровод, пляска и кадриль.

I.I. Хоровод

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только

самый распространённый, но и самый древний вид русского танца.

Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра

неразрывно связаны с песней.

По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре

группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и

разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).

Орнаментальные хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко

выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами,

заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с

ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие

хороводы называются орнаментальными.

Игровые хороводы.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то

содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики,

жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или

хороводными - игровыми.

Основные фигуры хороводов.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий

разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и

налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за

ведущим.

«Круг»

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек.

Участники, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый

круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или

вверх. Движение по кругу в хороводе идёт «посолонь» - по солнцу, или по часовой

стрелке, но может идти и против.

«Два круга рядом»

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый

круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов

происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

«Круг в круге»

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу,

а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

«Восьмёрка»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные

стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники

через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру

«восемь». «Восьмёрку» исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников

или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

«Улитка»

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая

движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит

второй, третий и т. д. «Развивание» фигуры может быть разным:

1-ый вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и

начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору.

Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального

круга.

2-ой вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга.

Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга,

затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой

хороводную цепь.

3-ий вариант. «Развивает» «улитку» второй ведущий, находящийся на другом конце

хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя

тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но

постепенно увеличиваясь.

«Колонна»

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В

каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом

расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют "колонну". Ряды стоят в

затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, у

которого длина больше ширины.

«Улица»

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу,

образуют фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней,

или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или

соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в

движении.

«Змейка»

«Змейка» вырастает из фигуры «улица». Эти линии могут сходиться одновременно или

одна линия стоит на месте, а другая идёт на неё, или одна линия отступает, а другая идёт

на неё. Линии могут состоять из девушек и парней, а могут быть смешанными.

«Ворота»

1-ый вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица») парами одна против

другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», другие

руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники

(стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2-ой вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные

«воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые

«ворота».

3-ий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт

остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она

образует.

4-ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по

часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна

половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.

5-ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом

по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой

стрелке, образуют «ворота», другие пары проходят под ними и наоборот.

«Гребень»

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей

свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители,

продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

Основные шаги, используемые в хороводе.

Спокойная ходьба (прогулка)шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги,

носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук

произвольное (могут быть в любой позиции).

Шаг на всей ступне (топающий)исполняется с очень небольшим продвижением

вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким

притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на

колесиках». Руки можно поставить кулачками на пояс.

Хороводный шагэтот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого

шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают

движению

хорошая

осанка,

приподнятая

голова.

Движение

связано

с

музыкой

неторопливого, спокойного содержания.

Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги) – на «раз» - небольшой шаг с

носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и

т.д.

Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги)ритмический

рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз» - длинный шаг с носка правой (левой) ноги, и

на «и» - приставление левого (правого) носка к пятке опорной ноги. На «два» - шаг на

месте с правой (левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги.

Переменный шаг – выполняется на 2 такта в двухдольном размере или 1 такт в

четырехдольном. В основе шага – хороводный шаг. На «раз» и «два» 1-го такта – длинные

поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три

коротких поочередных шага с носка левой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг

начинается с носка левой ноги.

Боковой приставной шаг – на «раз» - вправо (влево), на «два» - левая (правая) нога

приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного

положения («узкая дорожка» или основная стойка).

Боковое припадание – на «раз» - боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено

сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» - носок другой ноги приставляется к

пятке опорной сзади, одновременно колено правой (левой) ноги выпрямляется. Элемент

«припадания» можно выполнять и на месте в «точке» или с поворотом вокруг своей оси

(«часики»).

Шаг на носках:

Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.

Крадущийся шаг – это «пружинка» с продвижением на подушечках и низких

полупальцах (образ куклы, балерины и т. д.) Движение выполняется только в

подготовительной группе.

Боковой шаг («крестик») – на «раз» - шаг в сторону с правой (левой) ноги. На «два» -

перед ней накрест ставится левая (правая) нога.

Шаг окрестный вперед-назад («косичка») – хороводный шаг, только ноги ставятся не

под углом 45° вправо или влево, а накрест перед правой или левой. При движении этим

шагом назад левая нога ставится сзади правой и наоборот.

Семенящий шаг («плавающий») – плавный хороводный шаг с продвижением вперед

(назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног. Исполняется в

старшем возрасте.

I.II. Пляска

У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо,

кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные

черты характера - показать свою манеру исполнения («выходку»). Каждый исполнитель

может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм,

щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она

отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений.

Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные

присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики

пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней,

задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. - всё это создает

новые рисунки и построения присущие только пляске.

Групповая традиционная пляска.

В

групповой

пляске

может

участвовать

много

народа,

но

чаще

её

состав

ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Как правило, групповая

пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя фигуры хороводов, в

некоторые групповые пляски вошли фрагменты одиночных или парных плясок,

перепляса. В каждой области есть своя традиционная, самобытная пляска, и поэтому

групповые пляски часто называют традиционными или областными. Несмотря на

обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа

и т. д., групповые пляски дают исполнителям возможность показывать также и своё

индивидуальное мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но

в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей

местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в поколение.

В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На

протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски

слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой

виртуозностью главного - мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым

пляскам долгую жизнь.

Основные рисунки русской групповой пляски.

1. «Круг»

2. «Звездочка»

3. «Карусель»

4. «Корзиночка»

5. «Цепочка»

Позиции ног и рук

Позиции ног.

В народном танце используется:

5 выворотных положений классического танца - I, II, III, IV, V.

5 прямых:

I прямая - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

II - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

III - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук

одной ноги находится у середины стопы другой.

IV - обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии

стопы.

V - обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги

соприкасается с носком другой.

5 свободных.

Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в

направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями.

2 закрытые.

I - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в

сторону.

II - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между

носками; каблуки разведены в стороны. Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса

распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук.

7 позиций:

I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.

IV - руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других,

собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

V - обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы,

собранны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

VI - обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону.

Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки

лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

Подготовительное и 2 основных положения.

Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти

свободны и повернуты ладонью к корпусу.

Первое положение - обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте

между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне

талии; пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Второе положение - обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте

между III и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты

вверх. В первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук

при этом не изменяется.

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя

разнообразные рисунки - построения. Руки при построении таких фигур могут быть

подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться

одними девушками или юношами, или юношами и девушками вместе.

Движения рук.

1. Переводы рук в различные основные положения.

А) Из подготовительного положения в первое основное: у юношей - руки поднимаются

не высоко в сторону, кисти находятся на уровне талии и, сгибаясь в локтях, переводятся

из подготовительного положения в первое основное. У девушек - руки поднимаются

вдоль корпуса и переводятся в первое основное положение.

Б) Из

первого

основного

положения

в

третье:

руки

из

первого

положения

поднимаются вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.

В) Из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются

ладонями вниз и через подготовительное положение, поднимаясь вверх впереди корпуса

перекрещиваются и переходят в четвертое положение.

2. Обращение с платочком (жен.)

А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец

платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между

средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу:

пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его

между указательным и большим пальцами.

3. Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро

ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает

ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому

плечу.

Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного

отходят от корпуса; локти - на одной высоте с кистями.

В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок

держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

4. Наиболее характерные положения рук у юношей.

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный

тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена

за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к

корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по

направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к

затылку, как бы поддерживая шапку.

Шаги

1. Простой

Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног - I свободная.

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по

одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят

ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть - правая нога делает шаг назад на низкие

полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается

впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть - тот же шаг с левой ноги.

2. Переменный.

Движение занимает один такт. И.п. - I свободная.

А) С продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая - шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть первая восьмая - шаг правой

ногой вперед, вторая восьмая - пауза.

Б) С продвижением назад.

3. Переменный с притопом.

Движение занимает один такт.

А) С продвижением вперед.

Первая четверть первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой

ногой вперед.

Вторая четверть первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая

слегка поднимается над полом, вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в

пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой.

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в

шаге с продвижением вперед.

4. Шаг кадрили – на «раз» - шаг правой (левой) ногой, на «два» - легкий скользящий

удар каблуком другой ноги рядом с опорной. Неопорная нога после удара каблуком

вытягивается вперед, начиная следующий шаг. Этот шаг можно выполнять с легким

полуприседанием на счет «два».

5. Шаг с притопом на месте – на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с

правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела.

Затем на «раз» - шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой

впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).

6. Переменный с каблука.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Затакт - небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки поднимаются в стороны

между подготовительным и третьим положением.

Первая четверть.

Первая восьмая - шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене

вытягивается. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в

кулак, Правая рука заводится за спину. Вторая восьмая - левая нога на низких

полупальцах приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая его.

Вторая четверть - первая восьмая - притоп всей стопой правой ноги с небольшим

продвижением вперед; в момент притопа колено слегка сгибается. Вторая восьмая - пауза.

7. С переступанием.

Движение занимает один такт. И.П.- I прямая.

Первая четверть первая восьмая - небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу.

Вторая восьмая- левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую

позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая

нога сгибается в колене и приподнимается над полом.

Вторая четверть - первая восьмая - правая нога подводится к левой и мягко опускается

на пол на всю стопу в первую прямую позицию.

Вторая восьмая - пауза.

Дроби

Дроби состоят из удара всей стопой - притопа и ударов полупальцами подушечкой

стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов

создаются различные ритмические композиции - дроби. Все удары и выстукивания в

дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.

1. Дробная дорожка.

Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая - небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в

колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении. Вторая

восьмая - удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции. Вторая четверть -

движение повторяется.

2. Дробь с подскоком.

Движение занимает 1/2 такта. Затакт - одновременно с небольшим подскоком на левой

ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола. Первая четверть Первая

восьмая - одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой

позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой

прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а

левая отделяется от пола. Вторая восьмая - небольшой подскок на правой ноге.

Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки»,

«дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.

Основные движения русского народного танца.

«Гармошка».

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

«И» - каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и

скользящим движением переводятся вправо.

«1» - Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.

«И» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим

движением переводятся вправо.

«2» - Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.

«Ковырялочка»

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная. Бывает двух видов: без подскоков и с

подскоками.

«И» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в

колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо.

«1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена

вправо.

«И» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова

поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене,

поднимается вперед на 45 о.

«2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем

сокращен. «Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием,

дробями и другими основными элементами русского танца.

«Веревочка»

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на

всю стопу или на ребро каблука, с двойным ударом с переступанием на всю стопу или

ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

Простая.

«И» - с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая,

сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне

икроножной мышцы переводится назад. «1» - правая нога опускается позади левой с лево

от каблука в перекрещенное положение. «И 2» - движение повторяется.

«Маятник».

Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.

«Моталочка»

И.П. - I прямое. Движение занимает один такт. «1» - левая нога, присогнутая в колене,

делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене,

поднимается назад. «И» - правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей

стопой по полу и поднимается вперед на 45 о. «2» - небольшой подскок на всей стопе

левой ноги положение правой ноги меняется. Движение повторяется с другой ноги.

«Молоточки».

Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I прямое. «1» - после небольшого подскока на

обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено

направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко

поднимается в прямом положении от колена назад - вверх, носок направлен в пол. «И» -

короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука

левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в

прямом положении назад - вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед

или назад от колена левой.

Рисунок танца

Рисунок танца состоит из композиционного рисунка и композиционного перехода.

Композиционный переход – это логическое продвижение исполнителей, в результате

которого возникает новый композиционный рисунок.

Композиционный рисунок – это устойчивое, стабильное положение исполнителей на

сцене. Композиционный переход не имеет ярко выраженной композиции. Сочетание

композиционного рисунка и перехода должно быть логическим, рисунок должен

выливаться органически из перехода.



В раздел образования