Напоминание

Формирование восприятия интонационной выразительности у детей 6-7 лет


Автор: Павлова Марина Матвеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18 «Улыбка»
Населённый пункт: город Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование восприятия интонационной выразительности у детей 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование восприятия интонационной выразительности у

детей 6-7 лет.

Павлова М.М., учитель-логопед

МБДОУ детский сад №18 «Улыбка»

Для

успешного

обучения

ребенка

в

школе

необходимо

сочетание ряда факторов: физической, психологической готовности, а

также коммуникативной компетенции ребенка.

Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность

умений, позволяющих осуществлять обмен информацией, проявление

рефлексивного

поведения.

Структурными

компонентами

коммуникативной компетенции у детей 6-7 лет являются:

Установление контакта. Инициатор (собеседник-1) общения

привлекает внимание другого человека (собеседник-2) словом,

взглядом,

жестом

и

другим

сигналом.

Благодаря

этому

устанавливается визуальный контакт, который сохраняется (у

детей обязательно) на протяжении всего времени общения.

Передача информации.

Когда собеседник-1 убеждается в

готовности

собеседника-2

к

общению,

он

передает

ему

информацию и обязательно ожидает ответа.

Прием информации собеседником-2, ее обработка и передача

ответной информации партнеру – собеседнику-1, ожидание от

него ответа.

Завершение

беседы.

Это

происходит

по

взаимному

соглашению или в одностороннем порядке. Прекращаются

визуальные контакты, разговор, обмен жестами и другими

коммуникативными средствами.

Важной

предпосылкой

становления

коммуникативной

компетентности является интонационная выразительность речи.

Формирование восприятия интонационной выразительности речи

является одним из ведущих направлений логопедической работы.

Анализ

специальной

литературы

показывает,

что

у

детей

наблюдаются не только трудности мелодического оформления

высказываний в экспрессивной речи, но и нарушения восприятия

интонации.

Дошкольники нередко затрудняются в вербальной интерпретации

результатов опознания как контрастных (радость и печаль, одобрение

и осуждение), так и сходных значений интонационных рисунков

высказываний (жалоба и грусть, приказ и просьба, радость и

гордость).

Поэтому логопедическая работа должна сочетать коррекционные

мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы,

модуляции голоса, на формирование восприятия и воспроизведения

основных

интонационных

типов

с

развитием

эмоциональной

отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации

определенные чувства.

Важным представляется и создание положительной мотивации к

общению у детей. С этой целью используются игры на развитие

выразительности движений и речи, раскованности и произвольности.

В процессе игровой деятельности дошкольникам предлагается при

помощи мимики и пантомимики изобразить животное или персонаж

сказки. Впоследствии задания усложняются. Логопед моделирует

ситуацию общения между персонажами игры, предлагая детям

выразить

определенные

эмоции

при

помощи

мимики

и

выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость,

обида и т.д.). Затем в процессе беседы выясняется, понятен ли детям

смысл разыгранной ситуации и настроение, эмоции участников.

Параллельно с этим проводятся упражнения на выражение основных

эмоций (радости, интереса, удивления, печали, гнева), направленные

на развитие способностей понимать другого человека и умение

адекватно выразить свое внутреннее состояние, формирование

коммуникативных навыков.

В процессе общения с детьми формируется умение «видеть» за

конкретным словом объекты реальной действительности, и получить

от этого образа определенные настроения, эмоции, соответствующим

образом

окрашивающие

речь.

Формирование

восприятия

и

понимания основного тона высказывания осуществляется с опорой на

теоретико-методологическое положение методики развития речи

детей. Ситуативная речь, сопровождаемая мимикой и жестами,

возникает как производное на основе естественных и искренних

чувств

и

эмоциональных

проявлений

(просьбы,

побуждения,

сообщения, состояния любопытства, интереса, недовольств, гнева и

т.п.)

и

является

основой

для

развития

интонационной

выразительности. В коррекционной работе основное внимание

уделяется

пониманию

эмоциональных

значений

высказываний,

подкрепленных наглядным действием. С этой целью используется

прием

интонационно-выразительного

проговаривания

ситуаций,

наблюдаемых во время выполнения режимных моментов. При этом

логопед подробно комментирует события, обращая внимание на

основной тон высказывания.

Развитие восприятия и понимания основного тона высказывания

происходит также в ходе работы с сюжетными картинками. Целью

коррекционно-логопедического

воздействия

является

развитие

умения

соотносить

основной

тон

высказывания

с

наглядным

изображением ситуации. Последовательность работы определяется,

прежде всего, усложняющим характером заданий.

Сначала детям предлагается выбрать картинку, содержание

которой соответствует основному тону высказываний в тексте.

Далее дошкольники выбирают из двух предложенных картинок

одну, содержание которой соответствует основному тону

высказывания в тексте.

Затем ребята последовательно раскладывают две картинки,

содержание которых

отражает

изменение основного тона

высказывания

в

тексте,

состоящего

из

двух

противопоставленных частей.

В дальнейшем предлагается подобрать картинку, содержание

которой

соответствует

основному

тону

высказывания

в

предложении.

Следующим заданием становится выбор изображения из двух

предложенных, содержание которого соответствует основному

тону высказывания в предложении.

Самым сложным является подбор картинки к высказыванию,

семантика которого определяется не содержанием, а интонацией

произнесения.

Развитию

понимания

эмоционально-образного

содержания

высказываний способствует ознакомление дошкольников с устным

народным творчеством. В качестве речевого материала используются

сказки,

которые

отличаются

простотой

их

главной

идеи,

доступностью правильной интерпретации мотивов поступков героев.

Применяются следующие виды заданий:

выбрать одну из нескольких событий сказки соответствующую

смыслу

и

эмоциональному

содержанию

прослушанного

фрагмента произведения;

составить последовательность из картинок, иллюстрирующих

содержание событий сказки.

В дальнейшем опора на наглядное изображение замещается

специальных символов. Проводятся игры для развития восприятия и

понимания эмоций и основного тона высказывания и используются

пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям

эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. С

помощью этих игр дошкольники «проживают» эмоциональные

состояния,

вербализируют

свои

переживания;

происходит

расширение круга понимаемых эмоций.

Развитие восприятия и понимания основного тона высказывания,

передающего различные эмоции, осуществляется в определенной

последовательности.

Сформированные

навыки

опознания

и

дифференциации

эмоциональных

значений

высказываний

в

дальнейшей

логопедической

работе

служат

базой

для

формирования

интонационной выразительности экспрессивной речи дошкольников,

способствует становлению коммуникативной компетенции детей.

Литература:

1.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М.: Изд-во ТЦ

Сфера, 2019 г.

2.

Бутусова

Н.Н.

Развитие

речи

детей

при

коррекции

звукопроизношения: Учебно-методическое пособие. СПб.:

Изд-во Детство-Пресс, 2012г.

3.

Миронова

С.А.

Развитие

речи

дошкольников

на

логопедических занятиях. М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007г.



В раздел образования