Автор: Павлова Марина Матвеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18 «Улыбка»
Населённый пункт: город Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование восприятия интонационной выразительности у детей 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование
Формирование восприятия интонационной выразительности у
детей 6-7 лет.
Павлова М.М., учитель-логопед
МБДОУ детский сад №18 «Улыбка»
Для
успешного
обучения
ребенка
в
школе
необходимо
сочетание ряда факторов: физической, психологической готовности, а
также коммуникативной компетенции ребенка.
Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность
умений, позволяющих осуществлять обмен информацией, проявление
рефлексивного
поведения.
Структурными
компонентами
коммуникативной компетенции у детей 6-7 лет являются:
Установление контакта. Инициатор (собеседник-1) общения
привлекает внимание другого человека (собеседник-2) словом,
взглядом,
жестом
и
другим
сигналом.
Благодаря
этому
устанавливается визуальный контакт, который сохраняется (у
детей обязательно) на протяжении всего времени общения.
Передача информации.
Когда собеседник-1 убеждается в
готовности
собеседника-2
к
общению,
он
передает
ему
информацию и обязательно ожидает ответа.
Прием информации собеседником-2, ее обработка и передача
ответной информации партнеру – собеседнику-1, ожидание от
него ответа.
Завершение
беседы.
Это
происходит
по
взаимному
соглашению или в одностороннем порядке. Прекращаются
визуальные контакты, разговор, обмен жестами и другими
коммуникативными средствами.
Важной
предпосылкой
становления
коммуникативной
компетентности является интонационная выразительность речи.
Формирование восприятия интонационной выразительности речи
является одним из ведущих направлений логопедической работы.
Анализ
специальной
литературы
показывает,
что
у
детей
наблюдаются не только трудности мелодического оформления
высказываний в экспрессивной речи, но и нарушения восприятия
интонации.
Дошкольники нередко затрудняются в вербальной интерпретации
результатов опознания как контрастных (радость и печаль, одобрение
и осуждение), так и сходных значений интонационных рисунков
высказываний (жалоба и грусть, приказ и просьба, радость и
гордость).
Поэтому логопедическая работа должна сочетать коррекционные
мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы,
модуляции голоса, на формирование восприятия и воспроизведения
основных
интонационных
типов
с
развитием
эмоциональной
отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации
определенные чувства.
Важным представляется и создание положительной мотивации к
общению у детей. С этой целью используются игры на развитие
выразительности движений и речи, раскованности и произвольности.
В процессе игровой деятельности дошкольникам предлагается при
помощи мимики и пантомимики изобразить животное или персонаж
сказки. Впоследствии задания усложняются. Логопед моделирует
ситуацию общения между персонажами игры, предлагая детям
выразить
определенные
эмоции
при
помощи
мимики
и
выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость,
обида и т.д.). Затем в процессе беседы выясняется, понятен ли детям
смысл разыгранной ситуации и настроение, эмоции участников.
Параллельно с этим проводятся упражнения на выражение основных
эмоций (радости, интереса, удивления, печали, гнева), направленные
на развитие способностей понимать другого человека и умение
адекватно выразить свое внутреннее состояние, формирование
коммуникативных навыков.
В процессе общения с детьми формируется умение «видеть» за
конкретным словом объекты реальной действительности, и получить
от этого образа определенные настроения, эмоции, соответствующим
образом
окрашивающие
речь.
Формирование
восприятия
и
понимания основного тона высказывания осуществляется с опорой на
теоретико-методологическое положение методики развития речи
детей. Ситуативная речь, сопровождаемая мимикой и жестами,
возникает как производное на основе естественных и искренних
чувств
и
эмоциональных
проявлений
(просьбы,
побуждения,
сообщения, состояния любопытства, интереса, недовольств, гнева и
т.п.)
и
является
основой
для
развития
интонационной
выразительности. В коррекционной работе основное внимание
уделяется
пониманию
эмоциональных
значений
высказываний,
подкрепленных наглядным действием. С этой целью используется
прием
интонационно-выразительного
проговаривания
ситуаций,
наблюдаемых во время выполнения режимных моментов. При этом
логопед подробно комментирует события, обращая внимание на
основной тон высказывания.
Развитие восприятия и понимания основного тона высказывания
происходит также в ходе работы с сюжетными картинками. Целью
коррекционно-логопедического
воздействия
является
развитие
умения
соотносить
основной
тон
высказывания
с
наглядным
изображением ситуации. Последовательность работы определяется,
прежде всего, усложняющим характером заданий.
Сначала детям предлагается выбрать картинку, содержание
которой соответствует основному тону высказываний в тексте.
Далее дошкольники выбирают из двух предложенных картинок
одну, содержание которой соответствует основному тону
высказывания в тексте.
Затем ребята последовательно раскладывают две картинки,
содержание которых
отражает
изменение основного тона
высказывания
в
тексте,
состоящего
из
двух
противопоставленных частей.
В дальнейшем предлагается подобрать картинку, содержание
которой
соответствует
основному
тону
высказывания
в
предложении.
Следующим заданием становится выбор изображения из двух
предложенных, содержание которого соответствует основному
тону высказывания в предложении.
Самым сложным является подбор картинки к высказыванию,
семантика которого определяется не содержанием, а интонацией
произнесения.
Развитию
понимания
эмоционально-образного
содержания
высказываний способствует ознакомление дошкольников с устным
народным творчеством. В качестве речевого материала используются
сказки,
которые
отличаются
простотой
их
главной
идеи,
доступностью правильной интерпретации мотивов поступков героев.
Применяются следующие виды заданий:
выбрать одну из нескольких событий сказки соответствующую
смыслу
и
эмоциональному
содержанию
прослушанного
фрагмента произведения;
составить последовательность из картинок, иллюстрирующих
содержание событий сказки.
В дальнейшем опора на наглядное изображение замещается
специальных символов. Проводятся игры для развития восприятия и
понимания эмоций и основного тона высказывания и используются
пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям
эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. С
помощью этих игр дошкольники «проживают» эмоциональные
состояния,
вербализируют
свои
переживания;
происходит
расширение круга понимаемых эмоций.
Развитие восприятия и понимания основного тона высказывания,
передающего различные эмоции, осуществляется в определенной
последовательности.
Сформированные
навыки
опознания
и
дифференциации
эмоциональных
значений
высказываний
в
дальнейшей
логопедической
работе
служат
базой
для
формирования
интонационной выразительности экспрессивной речи дошкольников,
способствует становлению коммуникативной компетенции детей.
Литература:
1.
Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М.: Изд-во ТЦ
Сфера, 2019 г.
2.
Бутусова
Н.Н.
Развитие
речи
детей
при
коррекции
звукопроизношения: Учебно-методическое пособие. СПб.:
Изд-во Детство-Пресс, 2012г.
3.
Миронова
С.А.
Развитие
речи
дошкольников
на
логопедических занятиях. М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007г.