Автор: Румынина Марина Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга""
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технология разноуровневого развития и обучения несовершеннолетних.
Раздел: дополнительное образование
Технология разноуровневого развития несовершеннолетних.
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных
социальных и педагогических причин недостаточно готовы к дошкольному и
школьному обучению и развитию. Испытывают значительные трудности в
усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.
Причем во многих случаях общая оценка интеллектуального развития
подобного
контингента
детей
может
и
не
выходить
за
пределы
средненормативных показателей.
Преодолению неуспешности предшествует не только своевременная
диагностика
развития
ребенка,
выявление
трудностей
и
их
причин,
продуманная система развивающей работы, но применение технологий
разноуровневого обучения и развития, дифференцированный подход.
Технология
разноуровневого
развития
и
обучения
-
это
педагогическая технология организации процесса, в рамках которого
предполагается разный уровень усвоения материала. Это технология, при
которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия
по овладению этим материалом, творческому его применению.
Основу технологии составляют:
психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
сетевое планирование;
разноуровневый дидактический материал.
Данная технология основывается на следующих научных идеях:
разуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку
организовать свое развитие таким образом, чтобы максимально
использовать свои возможности;
уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание
педагога на работе с различными категориями детей;
Таким образом,
технология разноуровневого обучения и развития
позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых содержание,
методы, и организационные формы различаются. Состав подгрупп может
меняться в зависимости от поставленной задачи.
Цель технологии разноуровневого развития в нашем учреждении на
мой взгляд это - создание условий для восполнения пробелов в знаниях с
каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе
особенностей его субъектного опыта. Воспитатели имеют возможность
реализовывать данную технологию.
В условиях процесса обучения и развития технология разноуровневого
обучения реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий,
постановок перед детьми посильных задач. Это упражнения, предлагаемые с
учетом уровня знаний, умений и навыков детей и предполагающее
последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного
усвоения до прочного сформированного навыка не одинаков. Главной
задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у
остальных.
Успех применения технологии разноуровневого развития во многом
зависит от того, как происходило дифференциация на группы. Традиционно
в рамках данной технологии принято выделять три группы.
В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить
материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на
вопросы воспитателя; хорошо развитая речь. Воспитатели для таких детей:
-
создают проблемные ситуации;
-
обеспечивают
овладение
самостоятельным
поиском
решения
познавательных задач;
-
стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;
-
дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать
свой метод познаний.
Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем
продвижение по пути их опережающего развития.
Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом,
неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи
воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется
дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует
возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности,
нарушения в звукопроизношении.
Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу»,
«Я
умею»,
«У
меня
всё
получится!»
Воспитатели,
осуществляя
индивидуальный подход:
-
дают образцы правильного выполненного задания;
-
задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;
-
закрепляют материал через дидактические задания и игры;
-
воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой
стимулирующей помощи со стороны взрослого.
Третья
группа
–
отставания
от
сверстников;
ограниченные
фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная
работоспособность,
неподготовленность
к
приёму
и
переработке
информации,
низкий
уровень
познавательной
активности,
незрелость
мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро
утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей
складывается отрицательное отношение к занятиям.
К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и
педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в
семье.
Для них воспитатели:
-
создают условия для овладения ребёнком способами действий;
-
готовят облегчённые варианты заданий;
-
дают больше наглядного материала, схем – подсказок;
-
обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;
-
уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне
их;
-
готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную
работу;
-
используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды
помощи;
-
включают сюрпризность;
-
избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».
Применение дифференциации на группы на основе интеллектуально –
личностных особенностей воспитанников позволит разнообразить группы по
составу. Это, с одной стороны, потребует от педагога большей подготовке к
занятию, расширению методического арсенала, с другой стороны, позволит
повысить эффективность и качество усвоения материала воспитанниками.
Примеры реализации разноуровневого обучения:
Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю
материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для
раскрашивания, наложенные изображения (с 2, 3 или 4 предметами),
шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для
группировки с разным количеством групп предметов или с разным
количеством предметов и т.д.
Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три
варианта
выполнения:
одной
группе
детей
составить
и
назвать
геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек;
третьей – из 6 палочек.
При использовании разрезных картинок: одна группа работает с
картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6
частями.
Даётся
определённая
последовательность
геометрических
фигур
и
предлагается:
Детям первой группы – продолжить ряд;
Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой –
либо фигуры.
Детям
третьей
группы
–
продолжить
ряд
и
придумать
свою
последовательность.
На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд,
состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести
в круг, а цифры - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде
найти и зачеркнуть определенные буквы. Для детей третьей группы
предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.
«Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При
этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом
новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа
– заменяет гласную.
При составлении рассказа одна группа детей используется опорную
схему, другая – старается составлять рассказ без нее.
При
заучивании
стихотворений
дети,
имеющие
высокий
уровень
развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за
ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной
информации,
используются
в
качестве
помощи
иллюстрации,
разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.
Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный
раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для
детей с хорошо развитой мелкой моторикой.
Если
ребенок
испытывает
трудности
при
усвоении
некоторых
математических представлений и понятий, то, за день или за два до
занятия воспитатель показывает, например, фигуру и говорит ребенку:
«Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она
называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это
ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия еще раз напоминает, как
называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой
подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило,
активен на занятии.
Для
детей
с
высоким
темпом
деятельности
заранее
готовятся
дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом
деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного
занятия.
Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на
занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким
– либо действием.
Для закрепления знаний о числеи соответствующей цифре (или букве)
детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и
цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа,
нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с
нарисованным предметом. С такимим детьми можно разучивать загадки,
пословицы, скороговорки, считалки, стихи и в свободное время на
прогулке загадывать загадки, разучивать считалки со всеми детьми.