Автор: Яворская Элла Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметное взаимодействие на уроках и во внеурочной деятельности в контексте реализации историко-культурного стандарта
Раздел: среднее образование
Межпредметное взаимодействие на уроках и во внеурочной деятельности
в контексте реализации историко-культурного стандарта
Человек с самого детства связан живыми нитями с историческими судьбами
страны, где он рожден, того общества, которое его воспитывает и которое, в свою
очередь, испытывает на себе воздействие мировой истории.
Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно
назвать древние летописные своды, в частности «Повесть временных лет», «Повесть о
разорении
Рязани
Батыем»,
«Сказание
о
Мамаевом
побоище».
Это
сочинения
одновременно и исторические, и литературные, и публицистические.
Примерно с 18 столетия историческая наука в России выделилась в самостоятельную
область знания. Но и в 18, и в 19 веках сохраняется ее близость к художественной
литературе. Ряд историков (М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин) были одновременно и
писателями.
Некоторые
произведения
чисто
исторического
характера
(например,
«История
государства
российского»
Н.М.
Карамзина)
имеют
несомненные
художественные достоинства.
Одной их характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес ее творцов,
великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей страны, тесно
связанный с их неослабным вниманием к историческим судьбам всего человечества. В
этом отчетливо и ярко проявились такие присущие русской литературе качества , как
народность и гражданственность. Нельзя правильно отразить жизнь, чувства и мысли
народа, не зная всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих
веков,
что
определило
его
быт
и
характер.
Обличая
в
своих
произведениях
несправедливость современного им общественного строя и стараясь найти путь в
будущее, передовые деятели русской литературы не могли не обратить внимания на
прошлое своего Отечества. Для них это было и выполнением гражданского долга, и
проявлением
национального
самосознания,
и,
наконец,
выражением
органичной
потребности обогатиться мыслями, образами, бытовыми красками, богатствами народного
языка – всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками.
К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, как А.С.Пушкин,
Н.В. Гоголь, выступают в отдельных своих произведениях (труды Пушкина о Петре I, о
Пугачеве) даже как историки-профессионалы и тем самым становятся в ряд тех, кто внес
непосредственный вклад в развитие исторической науки в России. Но и те из писателей,
кто не ставил перед собой чисто исследовательских задач в области исторической науки
своего времени, например, И.С. Тургенев, оставили в своих заметках, дневниках, письмах
оригинальные мысли об историческом прошлом.
Наконец, всему творчеству классиков русской литературы присущ историзм. Это значит,
что даже в художественных произведениях, повествующих о современной писателю
действительности, события и герои произведений предстают на фоне большого
исторического полотна. Кроме того, большинство русских писателей интересовались
проблемами не только русской, но и всемирной истории. Многие из них (И.С. Тургенев,
Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев) подолгу жили за границей, были свидетелями важнейших
событий современной им европейской жизни (франко-прусская война 1870-1871 годов,
Парижская коммуна и пр.). Эти события наводили писателей на размышления о прошлых
и грядущих судьбах человечества. И.С. Тургенев сыграл большую роль в развитии
культурных связей между Россией и странами Запада, содействуя распространению
достижений русской исторической науки за границей. Классики русской литературы XIX
века А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, М.Е.
Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой и русские писатели XX века, представляющие собой
гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными
страницами русской истории.
Гимназическая программа «Погружение в культуру» предполагает межпредметное
взаимодействие учителей истории не только с учителями русской литературы, но и
учителями всех других предметов на определенном этапе. Так, например, изучая в 5
классе историю Древней Греции, мы реализуем проект «Один день в древнегреческой
гимназии»,
над
которым
работают
учителя
математики,
музыки,
хореографии,
изобразительного искусства, биологии, обществознания, физической культуры и, конечно,
русского языка и литературы. На один день современные пятиклассники превращаются в
древнегреческих подростков и посещают специальные уроки, которые подготовили
старшеклассники
вместе
с
учителями-предметниками
и
родителями.
На
уроке
«Письменность»
они
знакомятся
с
особенностями
и
историей
появления
древнегреческого алфавита,
обучаются писать слова
на восковых табличках
специальным приспособлением – «стилем» (восковые таблички заранее приготовили
родители). На уроке «Музыка» ребята занимаются хоровым пением и узнают, как сильно
влияет на формирование коллектива и укрепление силы духа совместное пение, как
помогала музыка древним грекам в бою защищать родную землю. Урок математики для
юных гимназистов проводит древнегреческий ученый Пифагор (старшеклассник –
победитель окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике), а
урок медицины – Гиппократ (выпускник – студент медицинского университета, который
приехал на каникулы домой). На уроке «Искусство» пятиклассники изучают памятники
архитектуры и скульптуры Древней Греции, работают с глиной, используя приемы и
технологии, которые нам оставили отцы цивилизации. В 6 классе, изучая историю
Средних
веков,
гимназисты
«погружаются»
в
эпоху
Средневековья
через
интеграционный проект «Рыцарский турнир». Работа над этим проектом предполагает не
только межпредметное взаимодействие учителей но и взаимопроникновение основного и
дополнительного образования. В театре моды «Грация» девочки готовят наряды,
предварительно изучив особенности костюмов эпохи в гимназическом «Музее костюма» и
библиотеке; в «Арт-студии» мальчики оформляют щиты, которые заранее сделали дома с
родителями. Учителя русского языка и литературы помогают шестиклассникам составить
красивые стихи для «Прекрасной дамы», которые они будут читать на турнире. Непростое
задание и учителей иностранного языка: они должны помочь юным рыцарям сочинить и
выучить наизусть
на одном из языков (английский, немецкий или французский)
«признание в любви». Это будет один из конкурсов на самом турнире. На уроках
физической культуры ребята изучают особенности физических упражнений и видов
соревнований того времени. Реализуя проекты «Один день в древнегреческой гимназии»
и «Рыцарский турнир», педагоги создают условия для формирования у обучающихся
следующих
метапредметных
результатов: способность решать творческие задачи,
представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к
сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного
взаимодействия; активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в
школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми.
Теснее, чаще и разнообразнее происходит межпредметное взаимодействие учителей
истории и русской литературы при изучении истории России.
Особенно ярко это может проявится в 9 классе, когда обучающиеся знакомятся с
российской историей и литературой XIX века.
Изучая тему «Внешняя политика Александра I», рассказывая о сложных отношениях
Александра и М.И. Кутузова можно напомнить восьмиклассникам басню И.А. Крылова
«Обоз», которую они недавно читали на уроках литературы. Басня касается стратегии и
тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным
нападкам со стороны императора и военной молодежи из-за уклонений от решительных
сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. Крылов оправдывает
неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец,
привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего
Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова
ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о
словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые
горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают
внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать
наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова,
чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их
патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.
Под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и
выдержкой при отражении наполеоновского нашествия, а слова «А примешься за дело
сам, Так напроказишь вдвое хуже» - прозрачный намек на Александра, по вине которого
было проиграно Аустерлицкое сражение. Басни Крылова об Отечественной войне 1812
года «превращались в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей
истинный смысл событий.
На уроках «Общественные движения при Александре I» и «Восстание декабристов»
необходимо обратить внимание обучающихся на поэта Кондратия Федоровича Рылеева.
После окончания кадетского корпуса он участвовал в заграничных походах русской армии
1814-1815гг. Именно в ту пору он, по собственному позднейшему признанию,
первоначально
«заразился
свободомыслием».
Русская
действительность
укрепила
революционные убеждения будущего декабриста. В октябре 1823 года Рылеев стал
членом Северного общества, ратовал за установление в России конституционной
монархии, отмену крепостного права, упразднение сословных различий и введение
гражданских прав и свобод. Он был одним из организаторов, вдохновителей и
руководителей восстания на Сенатской площади. 13 июля 1826 г. в числе самых активных
пяти декабристов Кондратий Рылеев был казнен в Петропавловской крепости.
Еще больше возможностей для межпредметного взаимодействия учителей истории
и русской литературы раскрывается во внеурочной работе. На историческом вечере «Дней
Александровых прекрасное начало…» возможно исполнение песен, сочиненных по
мотивам стихов героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова:
Пускай подлец из грязи в князи вышел,
Пуская льстеца ласкает знать,
Но честь – она всего превыше –
Умри, гусар, но чести не утрать!
Пускай картечь визжит и ядра рвутся!
Враг наступает, хочется бежать…
Но честь – она всего превыше –
Умри, гусар, но чести не утрать!
Пускай ты был не раз в любви обманут.
Влюблялся и обманут был опять…
Но честь – она всего превыше –
Умри, гусар, но чести не утрать!
(М. Максимов, 1989г.)
К историческому празднику, посвященному победе русских воинов в Куликовской битве,
можно выучить песню «Куликово поле», автором которой является учитель истории:
На поле Куликовом тишина…
Но ты послушай волны и услышишь:
Дон не притих, не дремлют берега,
Он как тогда единство волей дышит.
Припев: О, Русь, обрушь свой гнев веков,
Страдания свои и слезы.
За то, что убивали стариков,
За женщин, за детей и за березы.
Стоит вся рать, стоят, глаза не пряча,
Сроднились и князья, и мужики.
И зря Мамай мечтает об удаче -
Лечь прахом поклялись за Русь полки!
Припев.
Дрожит, крошится лезвие меча,
Травы непокрасневшей не найдется.
Один порыв: рубить, рубить сплеча
Орду врагов по-русски, как придется!
Припев.
(О. Яворский, 1988г.)
В классах, где дети увлекаются музыкальным искусством и поэзией, можно предложить
на выбор несколько песен
Булата Окуджавы на историческую тему: «Старинная
солдатская песня», «Батальное полотно», «Святое воинство».
Учитель истории и обществознания
МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой
Яворская Элла Анатольевна