Напоминание

Межпредметное взаимодействие на уроках и во внеурочной деятельности в контексте реализации историко-культурного стандарта


Автор: Яворская Элла Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметное взаимодействие на уроках и во внеурочной деятельности в контексте реализации историко-культурного стандарта
Раздел: среднее образование





Назад




Межпредметное взаимодействие на уроках и во внеурочной деятельности

в контексте реализации историко-культурного стандарта

Человек с самого детства связан живыми нитями с историческими судьбами

страны, где он рожден, того общества, которое его воспитывает и которое, в свою

очередь, испытывает на себе воздействие мировой истории.

Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно

назвать древние летописные своды, в частности «Повесть временных лет», «Повесть о

разорении

Рязани

Батыем»,

«Сказание

о

Мамаевом

побоище».

Это

сочинения

одновременно и исторические, и литературные, и публицистические.

Примерно с 18 столетия историческая наука в России выделилась в самостоятельную

область знания. Но и в 18, и в 19 веках сохраняется ее близость к художественной

литературе. Ряд историков (М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин) были одновременно и

писателями.

Некоторые

произведения

чисто

исторического

характера

(например,

«История

государства

российского»

Н.М.

Карамзина)

имеют

несомненные

художественные достоинства.

Одной их характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес ее творцов,

великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей страны, тесно

связанный с их неослабным вниманием к историческим судьбам всего человечества. В

этом отчетливо и ярко проявились такие присущие русской литературе качества , как

народность и гражданственность. Нельзя правильно отразить жизнь, чувства и мысли

народа, не зная всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих

веков,

что

определило

его

быт

и

характер.

Обличая

в

своих

произведениях

несправедливость современного им общественного строя и стараясь найти путь в

будущее, передовые деятели русской литературы не могли не обратить внимания на

прошлое своего Отечества. Для них это было и выполнением гражданского долга, и

проявлением

национального

самосознания,

и,

наконец,

выражением

органичной

потребности обогатиться мыслями, образами, бытовыми красками, богатствами народного

языка – всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками.

К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, как А.С.Пушкин,

Н.В. Гоголь, выступают в отдельных своих произведениях (труды Пушкина о Петре I, о

Пугачеве) даже как историки-профессионалы и тем самым становятся в ряд тех, кто внес

непосредственный вклад в развитие исторической науки в России. Но и те из писателей,

кто не ставил перед собой чисто исследовательских задач в области исторической науки

своего времени, например, И.С. Тургенев, оставили в своих заметках, дневниках, письмах

оригинальные мысли об историческом прошлом.

Наконец, всему творчеству классиков русской литературы присущ историзм. Это значит,

что даже в художественных произведениях, повествующих о современной писателю

действительности, события и герои произведений предстают на фоне большого

исторического полотна. Кроме того, большинство русских писателей интересовались

проблемами не только русской, но и всемирной истории. Многие из них (И.С. Тургенев,

Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев) подолгу жили за границей, были свидетелями важнейших

событий современной им европейской жизни (франко-прусская война 1870-1871 годов,

Парижская коммуна и пр.). Эти события наводили писателей на размышления о прошлых

и грядущих судьбах человечества. И.С. Тургенев сыграл большую роль в развитии

культурных связей между Россией и странами Запада, содействуя распространению

достижений русской исторической науки за границей. Классики русской литературы XIX

века А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, М.Е.

Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой и русские писатели XX века, представляющие собой

гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными

страницами русской истории.

Гимназическая программа «Погружение в культуру» предполагает межпредметное

взаимодействие учителей истории не только с учителями русской литературы, но и

учителями всех других предметов на определенном этапе. Так, например, изучая в 5

классе историю Древней Греции, мы реализуем проект «Один день в древнегреческой

гимназии»,

над

которым

работают

учителя

математики,

музыки,

хореографии,

изобразительного искусства, биологии, обществознания, физической культуры и, конечно,

русского языка и литературы. На один день современные пятиклассники превращаются в

древнегреческих подростков и посещают специальные уроки, которые подготовили

старшеклассники

вместе

с

учителями-предметниками

и

родителями.

На

уроке

«Письменность»

они

знакомятся

с

особенностями

и

историей

появления

древнегреческого алфавита,

обучаются писать слова

на восковых табличках

специальным приспособлением – «стилем» (восковые таблички заранее приготовили

родители). На уроке «Музыка» ребята занимаются хоровым пением и узнают, как сильно

влияет на формирование коллектива и укрепление силы духа совместное пение, как

помогала музыка древним грекам в бою защищать родную землю. Урок математики для

юных гимназистов проводит древнегреческий ученый Пифагор (старшеклассник –

победитель окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике), а

урок медицины – Гиппократ (выпускник – студент медицинского университета, который

приехал на каникулы домой). На уроке «Искусство» пятиклассники изучают памятники

архитектуры и скульптуры Древней Греции, работают с глиной, используя приемы и

технологии, которые нам оставили отцы цивилизации. В 6 классе, изучая историю

Средних

веков,

гимназисты

«погружаются»

в

эпоху

Средневековья

через

интеграционный проект «Рыцарский турнир». Работа над этим проектом предполагает не

только межпредметное взаимодействие учителей но и взаимопроникновение основного и

дополнительного образования. В театре моды «Грация» девочки готовят наряды,

предварительно изучив особенности костюмов эпохи в гимназическом «Музее костюма» и

библиотеке; в «Арт-студии» мальчики оформляют щиты, которые заранее сделали дома с

родителями. Учителя русского языка и литературы помогают шестиклассникам составить

красивые стихи для «Прекрасной дамы», которые они будут читать на турнире. Непростое

задание и учителей иностранного языка: они должны помочь юным рыцарям сочинить и

выучить наизусть

на одном из языков (английский, немецкий или французский)

«признание в любви». Это будет один из конкурсов на самом турнире. На уроках

физической культуры ребята изучают особенности физических упражнений и видов

соревнований того времени. Реализуя проекты «Один день в древнегреческой гимназии»

и «Рыцарский турнир», педагоги создают условия для формирования у обучающихся

следующих

метапредметных

результатов: способность решать творческие задачи,

представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к

сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного

взаимодействия; активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в

школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми.

Теснее, чаще и разнообразнее происходит межпредметное взаимодействие учителей

истории и русской литературы при изучении истории России.

Особенно ярко это может проявится в 9 классе, когда обучающиеся знакомятся с

российской историей и литературой XIX века.

Изучая тему «Внешняя политика Александра I», рассказывая о сложных отношениях

Александра и М.И. Кутузова можно напомнить восьмиклассникам басню И.А. Крылова

«Обоз», которую они недавно читали на уроках литературы. Басня касается стратегии и

тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным

нападкам со стороны императора и военной молодежи из-за уклонений от решительных

сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. Крылов оправдывает

неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец,

привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего

Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова

ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о

словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые

горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают

внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать

наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова,

чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их

патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.

Под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и

выдержкой при отражении наполеоновского нашествия, а слова «А примешься за дело

сам, Так напроказишь вдвое хуже» - прозрачный намек на Александра, по вине которого

было проиграно Аустерлицкое сражение. Басни Крылова об Отечественной войне 1812

года «превращались в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей

истинный смысл событий.

На уроках «Общественные движения при Александре I» и «Восстание декабристов»

необходимо обратить внимание обучающихся на поэта Кондратия Федоровича Рылеева.

После окончания кадетского корпуса он участвовал в заграничных походах русской армии

1814-1815гг. Именно в ту пору он, по собственному позднейшему признанию,

первоначально

«заразился

свободомыслием».

Русская

действительность

укрепила

революционные убеждения будущего декабриста. В октябре 1823 года Рылеев стал

членом Северного общества, ратовал за установление в России конституционной

монархии, отмену крепостного права, упразднение сословных различий и введение

гражданских прав и свобод. Он был одним из организаторов, вдохновителей и

руководителей восстания на Сенатской площади. 13 июля 1826 г. в числе самых активных

пяти декабристов Кондратий Рылеев был казнен в Петропавловской крепости.

Еще больше возможностей для межпредметного взаимодействия учителей истории

и русской литературы раскрывается во внеурочной работе. На историческом вечере «Дней

Александровых прекрасное начало…» возможно исполнение песен, сочиненных по

мотивам стихов героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова:

Пускай подлец из грязи в князи вышел,

Пуская льстеца ласкает знать,

Но честь – она всего превыше –

Умри, гусар, но чести не утрать!

Пускай картечь визжит и ядра рвутся!

Враг наступает, хочется бежать…

Но честь – она всего превыше –

Умри, гусар, но чести не утрать!

Пускай ты был не раз в любви обманут.

Влюблялся и обманут был опять…

Но честь – она всего превыше –

Умри, гусар, но чести не утрать!

(М. Максимов, 1989г.)

К историческому празднику, посвященному победе русских воинов в Куликовской битве,

можно выучить песню «Куликово поле», автором которой является учитель истории:

На поле Куликовом тишина…

Но ты послушай волны и услышишь:

Дон не притих, не дремлют берега,

Он как тогда единство волей дышит.

Припев: О, Русь, обрушь свой гнев веков,

Страдания свои и слезы.

За то, что убивали стариков,

За женщин, за детей и за березы.

Стоит вся рать, стоят, глаза не пряча,

Сроднились и князья, и мужики.

И зря Мамай мечтает об удаче -

Лечь прахом поклялись за Русь полки!

Припев.

Дрожит, крошится лезвие меча,

Травы непокрасневшей не найдется.

Один порыв: рубить, рубить сплеча

Орду врагов по-русски, как придется!

Припев.

(О. Яворский, 1988г.)

В классах, где дети увлекаются музыкальным искусством и поэзией, можно предложить

на выбор несколько песен

Булата Окуджавы на историческую тему: «Старинная

солдатская песня», «Батальное полотно», «Святое воинство».

Учитель истории и обществознания

МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой

Яворская Элла Анатольевна



В раздел образования