Напоминание

Деятельностный метод,как средство формирования УУД младших школьников


Автор: Кесаева Альбина Шамиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №3
Населённый пункт: г.Белоярский ХМАО-Югра Тюменская область
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: Деятельностный метод,как средство формирования УУД младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




«Деятельностный метод, как средство формирования УУД младших школьников». Любой педагог

хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребенка, его

практический опыт, его эмоциональное переживание запомнится им на всю жизнь, станет его

способностью. ФГОС выдвинул новые требования к результатам освоения основных

образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только

предметные, но и универсальные способы действий, развить способность к самоорганизации с

целью решения учебных задач. Пришло осознание того, что проверенные веками методы

обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию

выпускников к жизни в современном обществе. Очевидно, что сколь бы прочны и обширны не

были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него

задач и проблем, если не научится учиться, если у него не будет сформирована ценность и

способность к самоорганизации, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим, целью своей

педагогической деятельности считаю: - создание условий для формирования у учащихся умения

самостоятельно овладевать знаниями, применять их в учении и практической деятельности. Для

достижения этой цели в учебном процессе использую технологию деятельностного метода

обучения. Давайте рассмотрим механизмы организации учебного процесса в традиционном и

деятельностном способах обучения. Возьмем такой компонент деятельности, как цель При

традиционном способе обучения… Традиционный способ обучения Компоненты деятельности

Деятельностный способ обучения Задаётся педагогом. Цель – модель желаемого будущего,

предполагаемы результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие

учащимися цели предстоящей деятельности И спол ь зуют ся в неш ние мотивы деятельности

Мотивы – побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности Выбираются

педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели Средства – с п о с о

б ы , с п о м о щ ь ю к о т о р ы х осуществляется деятельность Совместный с учащимися в ы б о р р

а з н о о б р а з н ы х о б у щ а ю щ и х с р е д с т в , адекватных цели Организуются инвариантные

действия, предусмотренные учителем Действия – о с н о в н о й элемент деятельности

Вариативность действий, создание ситуации выбора в с о о т в е т с т в и и с возможностями

ученика Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний

Результат – материальный или духовный продукт Гл а в н о е – в н у т р е н н и е позитивные

личностные изменения в процессе учения Сравнение полученного результата с общепринятыми

эталонами Оценка – к р и т е р и й достижения цели С а м о о ц е н ка н а о с н о в е применения

индивидуальных эталонов достижения Как видим, при традиционном способе обучения

деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и

становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности

оказываются в руках у учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое

содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь

выполнение предложенных учителем репродуктивных действий. В основе деятельностного

способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности

им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях

мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится

желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Для

технологии деятельностного метода обучения, как и для любой другой технологии, определены

педагогические условия ее реализации – дидактические принципы, которые обеспечивают

единство учебно- воспитательного процесса, а также процесса сохранения и поддержки здоровья

детей. В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обучения

обеспечивается системой дидактических принципов, которые вы увидите на слайде. Технология

деятельностного метода обучения позволяет на каждом этапе, независимо от изучаемого

предмета и изучаемой темы, создать условия, при которых учащиеся выполняют весь комплекс

УУД, предусмотренных ФГОС НОО. Например, на каждом уроке введения нового знания ученики

сами формулируют проблему, ставят цель, строят и реализуют свой собственный проект,

выполняют самоконтроль и самооценку собственных действий. Отрабатывается весь комплекс

умений, определенных ФГОС. В зависимости от целей, уроки деятельностной направленности

можно распределить в 4 группы: - урок открытия нового знания; - урок рефлексия; - урок

обобщения и систематизации знаний; - урок развивающего контроля. Рассмотрим этапы урока

открытия нового знания. Урок ОНЗ подразумевает 9 обязательных этапов. Самыми важными

этапами на данном уроке являются: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном действии, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из

затруднения. На них я остановлюсь подробнее. На этапе актуализации знаний и пробного

учебного действия происходит актуализация и обобщение знаний, умений и навыков. Ученикам

предлагается пробное учебное действие и фиксируется затруднение. На следующем этапе

ученики отвечают на вопросы: «Где возникло затруднение» и «Почему оно возникло» На этапе

построения проекта выхода из затруднения учащиеся выбирают способ и средства учебной

деятельности, строят план построения нового знания. Систематическое и правильное

использование технологии деятельностного метода обучения дают положительные результаты.

Работая по технологии деятельностного метода обучения, я отметила, что учащиеся показывают

более высокие предметные результаты: так, при 100% успеваемости качество обучения

повысилось в сравнении 2014-2015 учебным годом, когда обучение осуществлялось по

традиционной системе обучения. Технология деятельностного метода обучения способствует

формированию у учащихся метапредметных результатов. Диагностика показала, что у учащихся

моего класса на высоком уровне сформированы общеучебные умения и навыки (методика

Татьянченко Д.В., Воровщикова С.Г.) Цели и задачи технологии деятельностного метода обучения

не будут достигнуты полностью, если разрешать их только на уроке. Урок должен вызывать

интерес, побуждать ребенка включиться в активную мыслительную деятельность на основе

полученных знаний. А применить полученные знания ученики могут во внеурочной деятельности,

участвуя и побеждая в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Я считаю, что реализация

технологии деятельностного метода обучения в начальной школе способствует успешному

обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качество знаний по предметам,

диагностика учебной мотивации, проведенной среди моих учеников, наглядно демонстрируют

это утверждение. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей

практической работе. Достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать

их в работе системно. Закончить свое выступление мне хочется словами немецкого педагога

Адольфа Дистервега, который еще 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу,

на которую человечество употребило тысячелетия. Однако, его следует вести к цели не с

завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а

должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно,

присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы,

ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится, и развитие и

образование ни одному человеку не могут быть даны, или сообщены. Всякий, кто желает к ним

приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,

собственным напряжением».



В раздел образования