Автор: Кесаева Альбина Шамиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №3
Населённый пункт: г.Белоярский ХМАО-Югра Тюменская область
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: Деятельностный метод,как средство формирования УУД младших школьников
Раздел: начальное образование
«Деятельностный метод, как средство формирования УУД младших школьников». Любой педагог
хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребенка, его
практический опыт, его эмоциональное переживание запомнится им на всю жизнь, станет его
способностью. ФГОС выдвинул новые требования к результатам освоения основных
образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только
предметные, но и универсальные способы действий, развить способность к самоорганизации с
целью решения учебных задач. Пришло осознание того, что проверенные веками методы
обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию
выпускников к жизни в современном обществе. Очевидно, что сколь бы прочны и обширны не
были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него
задач и проблем, если не научится учиться, если у него не будет сформирована ценность и
способность к самоорганизации, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим, целью своей
педагогической деятельности считаю: - создание условий для формирования у учащихся умения
самостоятельно овладевать знаниями, применять их в учении и практической деятельности. Для
достижения этой цели в учебном процессе использую технологию деятельностного метода
обучения. Давайте рассмотрим механизмы организации учебного процесса в традиционном и
деятельностном способах обучения. Возьмем такой компонент деятельности, как цель При
традиционном способе обучения… Традиционный способ обучения Компоненты деятельности
Деятельностный способ обучения Задаётся педагогом. Цель – модель желаемого будущего,
предполагаемы результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие
учащимися цели предстоящей деятельности И спол ь зуют ся в неш ние мотивы деятельности
Мотивы – побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности Выбираются
педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели Средства – с п о с о
б ы , с п о м о щ ь ю к о т о р ы х осуществляется деятельность Совместный с учащимися в ы б о р р
а з н о о б р а з н ы х о б у щ а ю щ и х с р е д с т в , адекватных цели Организуются инвариантные
действия, предусмотренные учителем Действия – о с н о в н о й элемент деятельности
Вариативность действий, создание ситуации выбора в с о о т в е т с т в и и с возможностями
ученика Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний
Результат – материальный или духовный продукт Гл а в н о е – в н у т р е н н и е позитивные
личностные изменения в процессе учения Сравнение полученного результата с общепринятыми
эталонами Оценка – к р и т е р и й достижения цели С а м о о ц е н ка н а о с н о в е применения
индивидуальных эталонов достижения Как видим, при традиционном способе обучения
деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и
становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности
оказываются в руках у учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое
содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь
выполнение предложенных учителем репродуктивных действий. В основе деятельностного
способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности
им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях
мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится
желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Для
технологии деятельностного метода обучения, как и для любой другой технологии, определены
педагогические условия ее реализации – дидактические принципы, которые обеспечивают
единство учебно- воспитательного процесса, а также процесса сохранения и поддержки здоровья
детей. В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обучения
обеспечивается системой дидактических принципов, которые вы увидите на слайде. Технология
деятельностного метода обучения позволяет на каждом этапе, независимо от изучаемого
предмета и изучаемой темы, создать условия, при которых учащиеся выполняют весь комплекс
УУД, предусмотренных ФГОС НОО. Например, на каждом уроке введения нового знания ученики
сами формулируют проблему, ставят цель, строят и реализуют свой собственный проект,
выполняют самоконтроль и самооценку собственных действий. Отрабатывается весь комплекс
умений, определенных ФГОС. В зависимости от целей, уроки деятельностной направленности
можно распределить в 4 группы: - урок открытия нового знания; - урок рефлексия; - урок
обобщения и систематизации знаний; - урок развивающего контроля. Рассмотрим этапы урока
открытия нового знания. Урок ОНЗ подразумевает 9 обязательных этапов. Самыми важными
этапами на данном уроке являются: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
в пробном действии, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из
затруднения. На них я остановлюсь подробнее. На этапе актуализации знаний и пробного
учебного действия происходит актуализация и обобщение знаний, умений и навыков. Ученикам
предлагается пробное учебное действие и фиксируется затруднение. На следующем этапе
ученики отвечают на вопросы: «Где возникло затруднение» и «Почему оно возникло» На этапе
построения проекта выхода из затруднения учащиеся выбирают способ и средства учебной
деятельности, строят план построения нового знания. Систематическое и правильное
использование технологии деятельностного метода обучения дают положительные результаты.
Работая по технологии деятельностного метода обучения, я отметила, что учащиеся показывают
более высокие предметные результаты: так, при 100% успеваемости качество обучения
повысилось в сравнении 2014-2015 учебным годом, когда обучение осуществлялось по
традиционной системе обучения. Технология деятельностного метода обучения способствует
формированию у учащихся метапредметных результатов. Диагностика показала, что у учащихся
моего класса на высоком уровне сформированы общеучебные умения и навыки (методика
Татьянченко Д.В., Воровщикова С.Г.) Цели и задачи технологии деятельностного метода обучения
не будут достигнуты полностью, если разрешать их только на уроке. Урок должен вызывать
интерес, побуждать ребенка включиться в активную мыслительную деятельность на основе
полученных знаний. А применить полученные знания ученики могут во внеурочной деятельности,
участвуя и побеждая в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Я считаю, что реализация
технологии деятельностного метода обучения в начальной школе способствует успешному
обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качество знаний по предметам,
диагностика учебной мотивации, проведенной среди моих учеников, наглядно демонстрируют
это утверждение. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей
практической работе. Достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать
их в работе системно. Закончить свое выступление мне хочется словами немецкого педагога
Адольфа Дистервега, который еще 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу,
на которую человечество употребило тысячелетия. Однако, его следует вести к цели не с
завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а
должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно,
присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы,
ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится, и развитие и
образование ни одному человеку не могут быть даны, или сообщены. Всякий, кто желает к ним
приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,
собственным напряжением».