Автор: Горбунова Лиана Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №69
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Методическая разработка внеурочного занятия общеинтеллектуального направления по курсу"Логика"
Тема: Классификация
Раздел: начальное образование
Внеурочное занятие общеинтеллектуального направления
по курсу«Логика» на тему: «Классификация». 3 класс.
Цель: научить механизму мыслительной операции-
классификация.
Задачи: -учить рассуждать,давать определения,находить
закономерности;
Ход занятия.
1.Мотивация к деятельности.
-Здравствуйте, дети!
- Давайте вспомним основные правила нашего занятия:
Правильный ответ-хорошо!
Неправильный ответ – тоже хорошо!
Главное: работать,мыслить,рассуждать,отвечать.
2.Логическая разминка.
а) Продолжи по аналогии:
701,6 002,50 003, … . (400 004)
Найдите закономерность и продолжите слова.
Побежал, подарок, походка,… .
б)Задачи-шутки.
1.Одно яйцо можно сварить за 5 минут. За какое время
можно сварить 3 яйца. (5 минут)
2. Тройка лошадей пробежала 20 км. Сколько км пробежала
каждая лошадь? (20 км)
в)Сколько отрезков на чертеже?
г) Составить из букв слова.
д)Угадайте слово по первым буквам (учитель называет
слова):
линейка, окно, гора, игла, карандаш, азбука.
(Логика)
-Что такое логика?
(это наука о том,как нужно думать,рассуждать,доказывать)
3.Подготовка к восприятию новой темы.
-Прочитайте про себя внимательно слова и назовите их
общим словом.
На доске: ель, бересклет, осина, лещина, дуб, ландыш,
рябина, земляника.
(растения)
4.Изучение нового.
-Подумайте,на какие группы можно разделить эти
растения?
(деревья,кустарники,травы)
-А деревья на какие ещё группы можно разделить?
(высокие и низкорослые),(лиственные и хвойные)
-Давайте распределим наши растения по группам.
На доске:
Деревья Кустарники Травы
(учащиеся распределяют растения по группам)
-Что мы сейчас проделывали с понятиями?
(делили на группы- классифицировали)
-Как называется эта мыслительная операция?
(классификация)
-Что такое классификация?
(классификация- это деление понятий на группы по общим
признакам)
-Сегодня мы будем осваивать эту мыслительную операцию.
5.Первичное закрепление.
Задание в группах: (каждая группа получает своё задание)
-Как можно классифицировать эти понятия?
1)Ветер, снежная лавина, наводнение, туман, ураган, дождь
(природные явления и стихийные бедствия)
2)М.М.Пришвин,П.И.Чайковский,А.С.Пушкин,В.В.Бианки,Д.Б
.Кабалевский (писатели и композиторы)
3)Баклажан, помидор, репа, огурец, морковь (2 слога и 3
слога)
4) Чёрное, Ладожское, Баренцево, Белое, Байкал (моря и
озёра)
5) Парта, пенал, тетрадь, ручка, окно, дверь.(1 скл.,2 скл.,3
скл.)
6.Физминутка (музыкальная пауза). --
-Как можно наш класс разделить на группы?(мальчики и
девочки).Девочки и мальчики выполняют под музыку
упражнения.
Продолжаем работу в группах:
По какому признаку классифицировали числа:
62,84,182,164,22,144,46,106,128
11,191,53,173,31,115,137,93,159,71
(четные, нечётные)
-А если все эти числа собрать вместе,по какому ещё
признаку их можно классифицировать?
(двузначные и трёхзначные)
7.Самостоятельная работа.
Поработаем в парах: поучимся классифицировать понятия:
(задания распечатаны на листах А4)
1.Разделите слова на группы по определённому признаку:
Резкий, зелёный, местность, жидкость, поздний, взглянул,
пятёрка.
2.Разделить фигуры на группы: начерчены треугольники,
квадраты, прямоугольники, трапеции)
8.Рефлексия.
-Для чего нужна такая мыслительная операция,как
классификация?
(вся информация укладывалась по порядку,а если есть
порядок,то всегда легко что-то отыскать)
-На каких учебных предметах мы пользуемся этой
мыслительной операцией?
- А где в жизни мы можем использовать классификацию?
( в магазине, в библиотеке и т. д)
Если вы считаете,что вам на занятии сегодня было трудно,то
закрашиваем смайлик красным карандашом.
Если вам занятие понравилось и было всё понятно,то
зелёным.
Если не всё было понятно,то жёлтым.