Автор: Курсаков Геннадий Евстафьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: г.Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Тестирование физической подготовленности учащихся
Раздел: среднее образование
ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Исключительно важная задача падает на общеобразовательную школу,
прямая функция которой – научить каждого ребёнка заботиться о своём здо-
ровье, своей физической подготовленности. Главным действующим лицом в
решении данной задачи является учитель физической культуры. Но как бы
часто мы не повторяли известную истину, что здоровье народа – богатство
страны, физическая культура находится прямо-таки в плачевном состоянии,
отставание её от необходимого современного уровня с каждым годом увели-
чивается. Накапливается и дефицит движения, который сегодня у многих со-
ставляет ¾ от двигательной нормы. Подобная двигательная бездеятельность
пагубно отражается не только на нынешних поколениях, но, самое страшное,
и на будущих.
По-моему мнению, основным показателем качества работы учителя фи-
зической культуры, служит уровень физической подготовленности его воспи-
танников, который можно определить на основании результатов тестирова-
ния в комплексном зачете. Тест - это измерение или испытание, проводимое
для определения способностей или состояния человека. В физическом воспи-
тании такими испытаниями являются физические упражнения (двигательные
задания), с помощью которых оценивают развитие физических качеств чело-
века.
Тестирование – это процесс непосредственного выполнения тестов.
Например, прыжок в длину с места – это тест, процедура проведения и изме-
рение результатов – тестирование, длина прыжка – результат теста.
Сроки тестирования согласуются со школьной программой по физиче-
ской культуре, которая предусматривает обязательное двухразовое тестиро-
вание физической подготовленности учащихся. Первое – проводится во вто-
рую-третью неделю сентября, а второе – за две недели до окончания учебно-
го года. Хотя, когда я работал в школе, проводил специальные тесты в конце
каждой четверти и ставил оценки в журнал. Этим повышал стимул учащихся
заниматься дополнительно и самостоятельно.
На основе результатов тестирования можно:
а) сравнивать физическую подготовку отдельных учащихся (что позво-
ляет увидеть учителю слабое развитие тех или иных двигательных качеств и
в дальнейшем работать с этими учениками индивидуально);
б) выявлять преимущества и недостатки, применяемых средств, методов
обучения и форм организации занятий;
в) осуществлять в значительной степени объективный контроль за обу-
чением (тренировкой) школьников и юных спортсменов;
г) проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта,
для участия в соревнованиях.
При проведении тестирования необходимо соблюдать следующие требо-
вания:
1.
Тест должен соответствовать анатомо-физиологическим, поло-
вым, возрастным и функциональным возможностям занимаю-
щихся.
2.
Необходимо использовать по биомеханической структуре (коор-
динационной сложности) тесты.
3.
Выполнение тестов необходимо проводить, когда организм не
утомлен.
4.
Тестирование необходимо проводить, соблюдая стандартность
условий: температура воздуха, методика измерений результатов,
количество попыток, исходное положение звеньев тела.
Теперь ответим на вопрос «Нужно ли тестирование?» Да, несомнен-
но. Но в нынешнюю систему применения тестов, на мой взгляд, надо
внеси изменения. Много ли дают они, если их проводить в начале и в
конце года? Конечно, мы узнаем результаты, видим, как они изменились
за 12 месяцев. Но ведь наибольший прирост имеют те школьники, кото-
рые помимо двух уроков в неделю, как я отмечал уже раньше, занимают-
ся еще дома, в секциях, кружках, участвуют в различных соревнованиях.
Задача тестов – способствовать улучшению физической подготовлен-
ности всех учащихся. Напрашивается вывод: чтобы повысить эффектив-
ность работы с тестами, надо чаще их применять. В нашей школе мы
стали проводить в конце каждой четверти соревнования по определен-
ным тестам. Состязания заставляют ребят готовиться к ним, а значит,
улучшать свою физическую подготовленность. Тесты входят в домашнее
задание. Каждый ученик имеет тетрадь по физической культуре, куда он
вносит свои данные по тестам. Некоторые могут сказать, что это натас-
кивание. Пусть так. Но данный организационный прием приводит к оче-
видным положительным сдвигам в развитии двигательных качеств у де-
тей. А это – главное.
Хотелось бы заметить, что я смешал американские тесты и наши. Сле-
дует заметить, что двигательные тесты используют и в Германии, Ита-
лии, Голландии, Великобритании, странах Северной и южной Америки.
В Италии в начальной школе, используют 9 основных двигательных те-
стов (бег на 30м, прыжок в длину с места, для ловкости – преодолеть
13м и перепрыгнуть через кегли, расстояние 1м друг от друга, высота
30см, гибкость определяется при наклоне и т. д.).
В Германии применяется комплексный тест для измерения кондици-
онных и координационных способностей. Тест состоит из 6 заданий: бег
20м (1); метание мяча в цель (2); бросок резинового мяча между ног в
стену и его ловля (3); бег с преодолением препятствий (4); толчок набив-
ного мяча весом 1кг. (5); 6-минутный бег.
Американские тесты (президентские). Всего тестов – 5.
1.
Челночный бег 4х30 футов (4х9,14м)
2.
Подтягивание на высокой перекладине
3.
Сгибание туловища в течение 1 мин. (партнер держит стопы)
4.
Наклона вперед.
5.
Бег на 1 милю (1609 м).
Тесты, с помощью которых можно определить развитие
физических качеств обучающихся.
Физические качества
Тесты
Сила
Скоростно-силовые
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, под-
тягивание на гимнастической перекладине,
подъём переворотом на высокой перекладине,
лазание по канату с помощью одних рук (ноги
опущены), жим штанги, лёжа (на скамейке),
приседание со штангой на плечах и др., подни-
мание туловища из положения лёжа. Прыжок в
длину с места, бросок набивного мяча весом 3
кг.
Быстрота
Бег на 20 и 30 м с хода, бег на 30, 50, 60 и 100
м с низкого и высокого старта, темпинг – тест
(количество раз).
Гибкость
Наклоны туловища вперёд из положения сидя,
наклоны туловища вперёд из положения стоя
на гимнастической скамейке, стуле.
Координационные
Челночный бег 3 х 10 м, броски мяча (малого)
на точность (количество попаданий).
Выносливость
6-ти минутный бег, бег на 600, 800 и 1000 м
(дети 7-10 лет), 2000 м (11-14 лет), 3000 м (15-
18 лет), бег на лыжах 3 км, 12-минутный бего-
вой тест Купера, (силовая выносливость –
удержание в висе на согнутых руках) и др.