Автор: Гапоненкова Алёна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Вологодская обл. п.Лесково
Наименование материала: научная статья
Тема: Использование возможностей творческой деятельности для развития учебной мотивации старших школьников
Раздел: среднее образование
Использование возможностей творческой деятельности для
развития учебной мотивации старших школьников
Аннотация
Статья содержит в себе информацию об исследовании взаимосвязи
креативности и мотивации учебной деятельности младших школьников. В
ней показаны возможности творческой деятельности для формирования
учебной
мотивации.
Также
в
статье
описаны
разработанные
нами
рекомендации
по
вовлечению
старшеклассников
в
различные
виды
творческой деятельности, целью которого является повышение их учебной
мотивации.
Ключевые слова:
креативность, мотивация учебной деятельности,
нетрадиционные уроки, интегрированные уроки, проектная деятельность.
Развитие учебной мотивации старших школьников является важным
условием формирования их активной жизненной позиции. В старшем
школьном
возрасте
учебная
мотивация
является
важным
условием
достижения высоких образовательных результатов, а также успешного
профессионального
выбора
[2].
Для
развития
мотивации
учебной
деятельности педагогами используются разнообразные методы и приёмы.
Мы полагаем, что одним из эффективных способов развития учебной
мотивации старших школьников является вовлечение их в творческую
деятельность.
Доказательством того, что активное вовлечение школьников являются
целесообразным для формирования их мотивации учебной деятельности,
являются результаты проведённого нами исследования. Мы предположили,
что чем выше креативность старшего школьника, тем выше его уровень
учебной
мотивации.
Для
этого
нами
была
проведена
диагностика
креативности и учебной мотивации учащихся 10 класса. Выборка составила
60 человек.
С целью определения уровней развития креативности учащихся нами
были использованы методики «Тест творческого мышления» (П. Торренс) и
«Тест дивергентного творческого мышления» (Ф. Вильямс). В ходе
проведения данных диагностических методик учащиеся были разделены на
три категории. Высокий уровень развития креативности показали 10
учащихся (17%). Средний уровень был характерен для 27 учащихся (45%). 23
учащихся (38%) имеют низкий уровень развития креативности.
Также нами была проведена методика «Изучение учебной мотивации»
(М.Р. Гинзбург), которая показала, что что средний уровень учебной
мотивации характерен для 33 (55%) учащихся, сниженный уровень – для 13
(22%)старшеклассников, высокий уровень – для 10 (17%) учащихся, низкий -
2 (3%), очень высокий – 2 (3%).
С целью определения взаимосвязи креативности и учебной мотивации
нами был использован коэффициент Спирмена.
Установлено, что между
уровнем креативности и учебной мотивацией старшеклассников наблюдается
прямая зависимость (rs = 0,710605). Следовательно, чем больше креативность
учащегося, тем более выражена его учебная мотивация, что подтверждает
наше предположение о целесообразности вовлечения старшеклассников в
творческую деятельность.
Как правило, учащиеся старших классов уже имеют устойчивые
интересы, склонности и хорошо знают, на что они способны. Педагог при
этом с учётом индивидуальных особенностей учащихся предлагает им
разнообразные формы творческой активности [2]. Нами были разработаны
рекомендации,
содержание
те
творческие
направления,
которые
соответствуют возрастным особенностям старших школьников и отвечают
их интересам.
Одним из этих направлений является проведение нетрадиционных
уроков. В зависимости от формы нетрадиционного урока педагог имеет
возможности вовлечь учащихся в различные виды творческой деятельности
(например, для тех учащихся, кто обладает навыками рисования, можно
предложить задания, связанные с изобразительным творчеством, при анализе
литературных произведений или при рассмотрении различных исторических
событий).
Многим
интересны
нетрадиционные
уроки-виртуальные
путешествия, которые могут проводиться на уроках иностранного языка,
истории, обществознания, географии, биологии и экологии. С учётом
возрастной категории учащихся эффективными станут уроки-конференции
[4].
Проведение
интегрированных
уроков
как
особая
форма
нетрадиционных уроков для формирования учебной мотивации старших
школьников особенно важно, поскольку именно эти уроки лежат в основе
развития межпредметных связей [2].
Другим направлением, связанным с развитием мотивации к обучению
средствами творческой деятельности, является организация проектной
деятельности. Для учащихся старших классов важно, чтобы тематика проекта
была связана с той специальностью, которую они уже выбрали для своего
будущего.
Творческие
проекты
тесно
связаны
с
исследовательской
деятельностью,
поэтому
они
являются
мощной
базой
развития
познавательного интереса, умений самостоятельно добывать информацию и
использовать её для достижения результатов проектной деятельности [3].
На современном этапе развития образовательных технологий среди
учащихся большую популярность получило участие в web-квестах. Данное
направление содержит в себе широкое поле для творческой активности
старшеклассников:
возможности
проявить
себя
в
литературном
и
музыкальном творчестве, в фототворчестве и т.п. Всё это сочетается с
использованием
инновационных
достижений
современных
технологий,
поэтому позитивно принимается учащимися [1].
Также
важно
использовать
творческие
занятия
во
внеурочной
деятельности учащихся старших классов. Интересные для них мероприятия,
в которых содержатся элементы интеллектуальных игр, конкурсов, квестов, а
также актуальная для старшеклассников информация в сфере науки и
искусства способствуют формированию мотивации учебной деятельности
[3].
В целом разработанные нами рекомендации по повышению мотивации
учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста могут стать
эффективными, если при их использовании педагог будет принимать во
внимание
особенности
данной
возрастной
категории,
а
также
индивидуальные
личностные
характеристики
учащихся,
их
ценности,
склонности, интересы, а также цели и образ будущего.
Список источников
1.
Алеханова, И.Ф. и др. Опыт использования веб-квест технологий
в учебном процессе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 33.
С. 135-138.
2.
Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности
учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.,
2015. — 329 с.
3.
Чернявская
А.
П.
Условия
развития
мотивации
учебной
деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2.
Том II (Психолого-педагогические науки)
4.
Чистякова,
С.
Н.
Теоретико-методологические
основания
подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению и
профессиональной карьере в современных условиях // Профессиональное
образование в России и за рубежом. 2015. № 4 (20). С. 27-33.