Напоминание

Словарь для обучающихся хоровых отделений ДШИ и ДМШ


Автор: Попова Марина Александровна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: станица Егорлыкская, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Словарь для обучающихся хоровых отделений ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Словарь хоровика

1

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Агогика – средство музыкальной выразительности; кратковременное

отклонение от ровного темпа и строго ритма, при условии сохранения их в

целом.

Аннотация - форма изложения основных сторон анализа партитуры;

включает в себя элементы самостоятельных суждений, обобщений, выводы.

А cappella – хоровое пение без инструментального сопровождения.

Альт – партия в хоре, состоящая из низких детских или женских

голосов.

Ансамбль – единство, техническое и творческое при совместном

пении; элемент хоровой звучности.

Антифон – попеременное пение двух хоров или солиста и хора.

Аранжировка – переложение музыкального произведения для иного,

чем оригинал, состава исполнителей.

Артикуляция – 1) способ исполнения звуков при пении с той или иной

степенью

связанности;

2)

работа

органов

речи,

необходимая

для

произнесения звуков.

Атака – начало звука; в пении различаются твердая, мягкая,

предыхательная.

Ауфтакт – дирижерский жест, предваряющий и организующий

исполнение.

Баритон – средний по высоте мужской голос.

Бас – самый низкий мужской голос.

Вибрато – колебание; изменение звука по высоте, силе, тембру.

2

Вокализация – пение на гласных звуках.

Гармония – средство музыкальной выразительности, основанное на

закономерном объединении тонов в созвучия и на связи последовательности

созвучий.

Гетерофония – эпизодические созвучия, относительно унисона.

3

Голосоведение

движение

каждого

голоса

в

многоголосном

произведении.

Гомофония – вид многоголосия, при котором один (верхний) из

голосов главный.

Детонация – неточное по высоте исполнение, вне пределов зоны звука.

Диапазон – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого

верхнего звука.

Divisi – временное разделение хоровой партии на 2, 3 и более голосов.

Дикция – ясность и разборчивость произнесения текста.

Дирижер – руководитель коллективным исполнением музыки.

Дискант – высокий детский голос, соответствующий по диапазону

сопрано.

Диссонанс – созвучие, вызывающее несогласованности и стремления к

разрешению – консонансу.

Дыхание – элемент певческого процесса.

Жанр

род

и

вид

произведения,

отличающийся

особыми,

свойственными ему стилевыми признаками, особенностями исполнения, в

зависимости от бытования произведения.

Интонация – воплощение художественного образа в музыкальных

звуках; наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

Интерпретация

художественное

истолкование

музыкального

произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного

содержания

музыки

выразительными

и

техническими

средствами

исполнительского искусства.

Канон – полифоническая музыкальная форма, основанная на строгой

непрерывной имитации, при которой голоса повторяют мелодию ведущего

голоса, вступая раньше, чем она закончится у предыдущего.

Кантилена – певучая мелодия, певучесть музыкального исполнения.

Консонанс – одновременное благозвучное, согласованное сочетание

звуков.

4

Кульминация

наиболее

напряженный

момент

в

развитии

музыкальной формы.

Лад – система высотных связей музыкальных звуков.

Мелодия – музыкальная мысль выраженная одноголосно.

Метр – последовательное чередование сильных и слабых долей в

ритмическом движении.

Микст – регистр певческого голоса, переходный между грудным и

головным регистрами.

Многоголосие – склад музыки, основанный на сочетании нескольких

голосов.

Монодия – одноголосное пение или групповое пение в унисон.

Нюансы – динамические оттенки звука.

Опора – особое качество певческого звука, его устойчивости, глубины

и манеры звукоизвлечения.

Орфоэпия – правильность произнесения текста.

Партитура – нотная запись, в которой сведены партии всех голосов и

инструментов.

Полифония – вид многоголосия, в котором одновременно сочетаются

несколько

самостоятельных

мелодий,

объединенных

определенными

нормами совместного звучания.

Регистр – часть диапазона голоса, объединенная сходством тембра на

основе однородности звукоизвлечения.

Резонатор

часть

голосового

аппарата,

придающая

звуку,

возникающему на голосовых связках, силу и характерный тембр.

Репертуар – совокупность произведений, исполняемых на концерте

или изучаемых в процессе занятий.

Речитатив – род вокальной музыки, который интонационно и

ритмически воспроизводит речь.

Ритм

организация

музыкальных

звуков

в

их

временной

последовательности.

5

Рубато – ритмически свободное исполнение в целях выразительности.

Синкопа – несовпадение ритмического или динамического акцента с

метрическим.

Сопрано – самый высокий женский, детский голос.

Строй – система звуковысотных отношений – интервалов.

Тактирование – показ темпа и метра музыкального произведения при

помощи дирижерской сетки.

Тембр – окраска звука.

Темп – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования

метрических долей.

Тенор – высокий мужской певческий голос.

Тенуто – выдержанно, точно по длительности и ровно по силе.

Тесситура – высотное положение звуков мелодии по отношению к

диапазону голоса.

Тон – звук, имеющий определенную высоту.

Тональность

конкретная

высота

звуков

лада,

определяемая

высотным положением главного тона.

Унисон – одновременное звучание нескольких звуков одной и той же

высоты.

Фактура

совокупность

средств

музыкального

изложения,

образующих музыкальную ткань произведения.

Фальцет – верхний регистр мужского певческого голоса.

Фермата – остановка, продление звука или паузы на некоторое время.

Форсирование звука – напряженное, крикливое пение, происходящее

от чрезмерного напора воздуха на голосовые связки.

Фразировка – художественно-смысловое выстраивание музыкальных

построений.

Хор – певческий коллектив.

Хорал – религиозное многоголосное песнопение.

Хормейстер – руководитель хора.

6

Хоровая партия – группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон

свою мелодию.

Цезура – расчленение, грань между частями музыкального произведения.

Цепное дыхание – специфическое хоровое дыхание, при котором певцы

меняют его не одновременно, а «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания.

Юбиляция – импровизация ликующего характера, при которой распеваются

отдельные слоги слов.

Темповые обозначения. Как сообщал Г.Риман в книге «Катехизис истории

музыки», темповые обозначения появились к концу XIX в. Поначалу это были allegro,

andante, adagio. Затем к ним присоединились presto, largo и производные — allegretto,

andantino, prestissimo.

Эти определения относились в большей мере к характеру

исполнения (например, allegretto, скорее, указывает на легкость движения, чем на

точное определение темпа), что, впрочем, остается и поныне. Некоторые темповые

определения отличались друг от друга совсем незначительно. Темп, как форма

движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Таким

образом, движение allegro XVIII в. отличается от скорости allegro XX в. большим

спокойствием.

Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы

очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.

Очень

медленные

ММ =

40

46

52

56

Grave

Largo

Lento

Adagio

Важно, степенно, серьезно, значительно,

несколько торжественно

Широко, протяжно, величаво, очень

медленно, торжественно

Протяжно, медленно

Медленно

Медленные

66

69

76

Andante

Andantino

Sostenuto

Не спеша

Скорее (чем Andante)

Сдержанно

Умеренные

84

88

Maestoso

Moderatо

Величественно, величаво, торжественно

Умеренно

Быстрые

108

120

132

Allegretto

Animato

Allegro

Оживленно, подвижно (медленнее, чем

allegro)

Одушевленно

Скоро, весело, быстро

Очень

быстрые

144

152

160

184

Allegro assai

Allegro vivace

Vivo, Vivace

Presto

Весьма скоро

Очень скоро

Живо, оживленно

Быстро

Замедление, ускорение:

Accelerando (аччелерандо) – ускоряя

Allargando (алларгандо) – расширяя

7

A tempo (а темпо) – в прежнем темпе

Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно

Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно

Poco a poco (поко а поко) – постепенно

Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя

Ritardando (ритардандо) – расширяя

Ritenuto (ритэнуто) – замедляя

Громкость (динамика):

Forte (фортэ) – сильно, громко

Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко

Fortissimo (фортиссимо) – очень громко

Piano (пиано) – тихо

Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо

Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо

Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая

Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая

Эмоциональные оттенки:

Agitato (аджитато) – возбужденно

Animato (анимато) – одушевленно

Apassionato (апассионато) – страстно

Cantabile (кантабиле) – певуче

Con anima (кон анима) – с душой

Con brio (кон брио) – живо

Con moto (кон мото) – с движением

Con fuoco (кон фуоко) – с огнем

Dolce (дольче) – нежно, ласково

Espressivo (эспрессиво) – выразительно

Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно

Marcato (маркато) – четко, подчеркивая

Morendo (мoрэндо) – замирая

Risoluto (ризолюто) – решительно

Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором

Semplice (сэмпличе) – просто

Smorzando (сморцандо) – замирая

Tenuto (тэнуто) – выдержанно

Прочие оттенки:

Da capo al fino (да капо аль фино) – с начала до слова «конец»

Meno (мэно) – менее

Molto (мольто) – много, очень много

Piu (пиу) – больше

Rubato (рубато) – свободно по темпу

Non troppo (нон троппо) – не слишком

Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда

Simile (симиле) – аналогично, в том же роде

Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде

Subito (субито) – внезапно, резко

8

Тема №1.

Дирижирование – средство музыкального воспитания и

образования. Цели, задачи.

Дирижер (хормейстер) -

руководитель коллективного исполнения музыки,

музыкант-интерпретатор, организатор, педагог, воспитатель, психолог, артист.

Дирижирование (франц. diriger - направлять, управлять, руководить) – один из

видов

музыкально-исполнительского

искусства,

управление

коллективом

музыкантов

(оркестром,

хором, ансамблем).

Дирижирование основано на

движении рук. Большую роль в процессе дирижирования играет и лицо дирижера,

его взгляд, мимика.

Дирижерский корпус: торс (корпус), ноги, руки, голова.

Дирижерский аппарат; кисть (пальцы - пясть), запястье, предплечье, локтевая

точка, плечо.

Тема

№2.

Постановка

дирижерского

аппарата,

основы

техники

дирижирования

Постановка дирижерского аппарата - это не только положение рук, ног,

корпуса, это и умение целесообразно, точно распоряжаться своими движениями в

соответствии с дирижерскими задачами.

Система

специальных

мануальных

жестов

знаков,

именуемая

дирижированием. Исследователи дирижирования отмечают три главные стороны

этого феномена — музыкальную, психологическую и физиологическую.

С музыкальной

стороны дирижирование

является процессом отражения в

выразительной жестикуляции главнейших элементов музыки в их совокупности и

обобщенности. Дирижерский жест не состоит из разрозненных движений, он состоит

из логически связанных, функционально напряженных жестов, вызванных такой же

сопряженностью элементов музыки в их логике развития и становления.

С

психологической

дирижирование

есть

процесс

эмоционального

переживания музыки, опирающийся на выразительность человеческих телодвижений:

жестикуляцию рук, мимику лица, выражение глаз. Каждый жест дирижера должен

быть эмоционально окрашен, психологически достоверен, естественно выражен.

С

физиологической

правильность

дирижирования

обуславливается

периодичностью процессов возбуждения и торможения нервных клеток мозга, что

определяет и правильность работы мышц - антагонистов рук дирижера, их

попеременное включение и выключение, напряжение и «расслабление».

Профессиональные установки: дирижерский аппарат и дирижерская сетка; они

в итоге определяют понятие — средства дирижерского управления.

В понятие дирижерский аппарат входят: лицо (мимика, глаза, артикуляция),

положение корпуса дирижера (плечевой пояс, корпус, ноги), а также руки дирижера в

их составляющих — кисть, предплечье и плечо, локоть.

Тема№3. Тактирование.

Метрическое тактирование — это еще не дирижирование, так как оно

лишено элементов художественности, но это та основа, на которую опирается

дирижирование.

Основные

задачи

метрического

тактирования

сводятся

к

организации

9

ритмичности исполнения, передаче ясного рисунка тактовых схем, к показу

сильного и слабого времени в такте.

Если в дирижерской доле замах

является основным предупреждающим

моментом, то момент «точки»

— главным организующим. «Точка» — это не

остановка, а грань доли.

Дирижерская

сетка

это

графический

рисунок,

осуществляемый

дирижерским мануальным аппаратом. Средства дирижерского управления включает

передачу темпа, метроритма, динамики, штрихов музыкального сочинения во

взаимосвязи с вокально-хоровыми особенностями (ансамбль, строй, литературное

произношение), а также аспект психологического воздействия на исполнителей.

Жесты «дыхание», «вступление», «снятие» предваряются вспомогательным

взмахомауфтактом, который можно трактовать как жест приготовления, так как

«основой

техники

дирижирования

является

совокупность

и

взаимосвязь

предупредительных и основных жестов».

Ауфтакт

это

преддействие,

которое

представляет

собой

простое

неподготовленное

движение.

Основная

функция

ауфтакта

(замаха)

-

предупреждение, накапливание энергии, необходимой для дальнейшего действия.

Ауфтакты бывают весьма разнообразными, так как длительность и сила их

всецело зависят от характера исполняемой музыки. Медленный темп требует

медленных ауфтактов, быстрый - быстрых, слабое звучание - небольшого ауфтакта по

объему, сильное, мощное звучание - большого, яркого, энергичного. Как будет

выполнен ауфтакт, так прозвучит и подготовленная им доля. Главное требование,

предъявляемое к ауфтактам, - четкость. Плохо поданный, нечеткий ауфтакт теряет

весь смысл, так как он не будет понят исполнителями и, следовательно, потеряет свою

мобилизующую функцию.

Прием вступления

Жест

«дыхание»

следует

непосредственно

после

жеста

«внимание»

и

представляет собой взмах рук к исходной точке вступления. Взмах состоит из

подготовленной части (ауфтакт) и волевого активного движения, требующего

коллективного

вдоха.

Зрительно

данное

расчленение

незаметно

и

жест

воспринимается целостно.

Технически его следует выполнять следующим образом:

зафиксировать руками положение «внимание», затем

оттолкнуться от воображаемой «плоскости» (ауфтакт) и

активно устремиться к началу доли вступления.

Жест «дыхание» непосредственно предшествует жесту «вступление», иногда сливаясь

с ним или разделяясь мгновенной цезурой (показывает задержанное дыхание).

«Вступление» бывает не только в начале произведения, но и в его середине (во фразах,

предложениях) и начинаться может с разных долей такта.

Прием снятия

Движению «снятие» также обязательно предшествует ауфтакт. Он дается в

темпе и характере исполняемой музыки, с такой же тщательностью и четкостью, как

жест «вступление». Само снятие состоит, как и всякое начало звучания, из трех

основных моментов:

«внимание», впрочем, не всегда обязательное,

«ауфтакт» (вместо дыхания) в темпе и характере музыки, и

10

«снятие».

Отработать жест «снятие» можно с помощью следующего упражнения: установить

руки

в

исходное

положение

«внимание»,

затем

сделать

замах

в

сторону

(противоположную от снятия) и устремиться к точке «снятие», отчетливо фиксируя её

пружинистым, сбрасывающим движением кисти.

Снятие звучания может приходиться, как и вступление, на разные доли такта.

Тема№ 4. Дирижерские схемы

Метр – последовательное чередование сильных (опорных) и слабых долей в

ритмическом движении.

Фрагмент музыки между двумя сильными долями

называются тактом и являются основной ячейкой метра.

Размер

– цифровое выражение метра, обозначающее количество долей

определённой длительности в такте. Записывается в виде дроби – 2/4, 3/4, 4/4 и др.

Знаменатель указывает длительность одной доли такта, числитель – количество этих

долей в такте.

В простом размере 2/4 – одна сильная доля (первая), вторая доля слабая.

В простом размере 3/4 – одна сильная доля (первая), вторая и третья доли слабые.

В сложном размере 4/4 – две доли (первая и третья) – сильные, две доли (вторая и

четвертая) – слабые. Суммарно размер 4/4 составляют два простых: 4/4 = 2/4 +2/4.

Дирижёрская доля – стремление руки к точке на воображаемой плоскости (сверху –

вниз) и её отдача (отражение от плоскости) (снизу – вверх).

Функции рук. В дирижировании функции рук обычно разграничиваются: Правая

рука в основном должна тактировать, четко управлять исполнением, выполнять задачи

технического и выразительного характера;

Левая рука чаще всего выполняет функции вспомогательного характера:

подача сигнала к вступлению хора, в то время как правая рука дирижирует

инструментальным сопровождением;

частичное снятие звучание (хора, солиста);

показ задержанного звучания хора (левая рука останавливается на ноте, аккорде,

тогда как правая продолжает тактировать вплоть до окончания звучания

музыки) и т.д.

Тема№ 5. Звуковедение

Звуковедение – способ ведения звука или штрихи. В дирижировании наиболее

часто используемые – legato, non legato (markato), stakkato.

Тема№6. Работа над хоровой партитурой и анализом хоровых произведений

Хоровая партитура (итал. разделение, распределение) – нотная запись хоровой

музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре – сверху вниз по

однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам. В

смешанном хоре – С (сопрано), А (альты), Т (тенора), Б (басы). На каждой нотной

строчке пишется один голос (С, А, Т – в скрипичном ключе, Б – в басовом ключе) –

четырёхстрочная партитура; если партитура

двухстрочная, С, А пишутся в

скрипичном ключе, Т, Б – в басовом ключе. В этом случае голоса определяются

направлениями штилей – вверх или вниз.

Акколада – скобка, объединяющая два или несколько нотных станов. Прямая – для

11

хоровых партий, фигурная – для фортепианного сопровождения.

Два вида хорового исполнительства:

a

cappella

(а капелла) – хоровое (ансамблевое) пение без инструментального

сопровождения;

с сопровождением (аккомпанементом).

Тип хора: качественная характеристика хора (кто поет?)

Однородный хор (соединение однородных голосов):

детский хор (сопрано (дисканты), альты)

женский хор (сопрано, альты)

мужской хор (тенора, басы)

Смешанный хор (соединение неоднородных голосов):

полный смешанный хор (сопрано, альты, тенора, басы);

неполный смешанный хор (нет какой-либо одной хоровой партии, например - С, А,

Б, или А, Т, Б и т.д.);

юношеский хор: (в связи с мутацией (охрана голоса) юношеским голосам не

рекомендуется

петь

очень

высокие

и

очень

низкие

ноты,

поэтому

они

объединяются в одну хоровую партию: С, А, мужские голоса).

Вид хора: количественная характеристика хора (сколько самостоятельных хоровых

голосов?).

Голос

– индивидуальная мелодическая линия в хоровой фактуре

(отдельная хоровая партия), имеющая самостоятельное значение.

Вид хора может быть одноголосным и многоголосным (двух, трех, четырехголосным

и т.д.).

Партитура (хоровая) - (итал. разделение, распределение): нотная запись хоровой

(ансамблевой) музыки. Порядок расположения партий (голосов) в партитуре: сверху

вниз по однородным группам, а в каждой группе – от высоких к низким голосам (С –

А – Т – Б). На каждой нотной строке обычно пишется один голос; когда больше, то

голоса определяются направлениями штилей – вверх или вниз.

Акколада: вертикальная (двойная) черта справа в партитуре, соединяющая все

хоровые партии.

Виды партитур: однострочная или двухстрочная, трех или четырехстрочная.

План аннотации хорового произведения

I. Историко-стилистический анализ произведения

1. Сведения об авторах произведения

2. Литературный текст

II. Музыкально-теоретический анализ

III. Вокально-хоровой анализ

IV.

Исполнительский анализ. Вокально-хоровые трудности.

Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства

I.

Историко-стилистический анализ произведения.

Общие сведения о хоровом произведении: полное название, хоровой жанр, вид

хорового исполнительства.

Хоровой жанр: народная песня, обработка народной песни, переложение для

хора, хоровая песня, хоровая песня в стиле фольклорно-лирических образцов («Ясный

месяц», «При долине куст калины» и др.), хоровой романс, хоровая поэма, хоровая

12

миниатюра, часть хорового цикла, сюиты, кантаты, оратории, хор из оперы и т. д.

Вид хорового исполнительства: хор a'cappella, хор с сопровождением.

1.

Сведения об авторах произведения

Особенности эпохи, в которой произведение создавалось, год (период) создания.

Краткие сведения о жизни и творчестве композитора: годы жизни, характеристика

творчества, основные произведения.

Более подробная характеристика хорового

творчества (хоровые жанры, темы, образы его произведений, своеобразие приемов

хорового письма, излюбленные поэты, отношение к поэтическим первоисточникам –

подвергаются ли они переработке или же остаются неизменными). Место этого

произведения в ряду других.

Если произведение является частью более крупного произведения, кратко

охарактеризовать весь цикл, его идею.

Если произведение является обработкой народной песни или переложением

инструментального сочинения,

надо дать сведения об авторе обработки или

переложения,

дать

характеристику

произведения

в

первоначальном

виде,

проанализировать

степень

изменения

хорового

сочинения

в

сравнении

с

оригиналом.

Проведение параллели между анализируемым произведением и произведениями

других композиторов, написанных на тот же литературный текст или посвященными

той же теме.

Краткие сведения об авторе текста. Годы жизни.

Общая характеристика

творчества.

2. Литературный текст

Содержание

литературного

текста,

его

образы,

тема,

идея,

настроение

(постижение произведения не только интонационным путем, но и через смысловое

значение текста). Выявить эмоционально-психологический «подтекст» поэтического

произведения, раскрыть символику, особенно в русских народных песнях. Форма

изложения,

размер (количество строф, строк,

куплетов).

В обработке или

переложении сравнить текст хорового произведения с оригиналом.

Если текст -

отрывок из литературного произведения,

дать краткую характеристику всего

произведения.

Проследить взаимосвязь литературного текста и музыки, степень

соответствия содержания литературного текста содержанию музыки, воплощение

средствами музыки литературных тем и образов. Проанализировав, какие образы,

мысли, идеи поэта нашли в музыке наиболее яркое воплощение, можно сделать вывод

о том, что привлекло композитора в данном поэтическом тексте, что считает главным,

в чем видит суть его содержания.

Если литературный текст на иностранном языке, то необходимо сделать

перевод, дать сведения об авторе перевода.

II. Музыкально-теоретический анализ

Жанр

(жизненное,

общественное предназначение музыки – для чего она

создана, что можно под нее делать); песня, танец, марш, песня-танец, песня-марш,

гимн, серенада, романс и т.д.

Музыкальная форма

произведения - одночастная - период, двухчастная,

трехчастная (простая или сложная), куплетная (количество куплетов), куплетно-

вариационная, строфическая, и т.д.

Устанавливаются

цезуры между

частями,

периодами,

музыкальными

13

предложениями, фразами, мотивами. Цезура – грань между частями музыкального

произведения.

Исполняется

в

виде

короткой,

еле

заметной

паузы,

часто

сопровождаемой сменой дыхания. Подобно знакам препинания в словесной речи,

цезура

способствует

расчлененности,

осмысленности

и

выразительности

музыкального изложения. Цезура — короткая, не указанная в записи пауза между

фразами или разделами музыкального произведения. По своему значению в музыке

цезура близка к знакам препинания в речи. Место цезуры, как правило, определяет

исполнитель, хотя иногда его указывает и автор, проставляя над нотным станом: знак

«галочка» (V), или апостроф «запятая» ('), по окончанию лиги, на фермате между

тактами.

Подробная схема разбора музыкальной формы.

Характеристика мелодики: мелодия, ее характер (лирическая, драматическая,

сумрачная, мужественная, др.).

Мелодия как важнейшее средство выразительности содержания имеет два

признака:

Внешние признаки: форма движения (соотношение подъемов и спадов, скачков

и плавного движения, поступенного, восходящего, нисходящего, горизонтального,

секвенционного).

Внутренние признаки: образное содержание (обратить внимание на наличие

хроматизмов - полутонов, уменьшенных и увеличенных интервалов, опевание,

задержание, выражение музыкальных чувств через распевность или прерывность, т.д.)

Проанализировать

принципы

музыкального

развития:

повторяемость,

варьирование, монотематизм, контрастное сопоставление музыкального материала.

Проанализировать распределение основного музыкального материала между

партиями.

Определить виды голосоведения между солирующей партией и остальными

(прямое – движение в одном направлении, параллельное – движение на одинаковый

интервал (терциями, секстами и др.), косвенное – при котором один из голосов

остается на месте, противоположное – когда голоса расходятся или сходятся в

противоположные стороны).

Размер - (метр) и ритм. Определить вид метра (строгий или свободный,

простой или сложный, смешанный, переменный.

Определить вид ритма – типы ритмического движения (какими длительностями

представлен, особенности ритмического рисунка), в какой рисунок длительности

организованы (равномерный или неравномерный,

пунктирный,

синкопированный

ритм, триольный - как разновидность равномерного ритмического рисунка).

Подтвердить примерами (проставить такты).

Ладотональные

особенности

-

определить

основную

тональность

произведения, подробно разобрать тональный план при наличии отклонений и

модуляций, определить последовательность тональностей, ладовые особенности

(мажор, минор, народные лады), альтерацию ступеней и т.д. Выписать схему

ладотонального

плана.

Изложить

тональный

план

в

партитуре.

Подтвердить

примерами (проставить такты).

Гармония - подробный анализ с обозначением функций и названием каждого

аккорда. Характеристика гармонического языка, его сложность. Выписать наиболее

употребляемые гармонические обороты. Изложить гармонический план в партитуре.

14

Фактура (склад письма)

1. Мелодическая фактура - (все голоса воспроизводят мелодию в унисон).

2. Аккордовая – (многоголосная):

- гармоническая (аккордовая);

-

мелодико-гармоническая

(мелодия и сопровождающие голоса имеют

одинаковый ритмический рисунок);

-

гомофонно-гармоническая

(мелодия ритмически обособлена, остальные

голоса создают гармонический фон).

3. Полифоническая (или элементы полифонии):

- контрастная

- подголосочная

- имитационная (канон, фуга, фугетто и т.д.)

4. Комбинированная (когда в одном произведении использовано несколько

складов хорового письма).

Подтвердить примерами (проставить такты).

Роль фортепианного сопровождения -

дублирующая (дублирует хоровые

партии), поддерживающая (гармоническая поддержка,

обогащение партитуры),

изобразительная (создание эмоционального и психологического настроения).

Определить, роль вступления и заключения.

Взаимосвязь фактуры сопровождения с содержанием

произведения (проставить такты).

На

протяжении

всего

музыкально-теоретического

анализа

необходимо

проследить

связь

всех

элементов

музыкально-выразительных

средств

с

эмоционально-смысловым содержанием произведения, подтверждая музыкальными

примерами.

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом

(расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого

звучит голос.

Певческая установка – это правильная поза. Во время пения дети должны

сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула. Руки

положить на колени.

Вокальные навыки

– это взаимодействие звукообразования, дыхания и

дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох – медленным.

Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением

языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т.е. единство,

согласованность всех компонентов исполнения.

Строй – это точное, чистое певческое интонирование

Фермата – (итал. остановка) – знак продления звука (аккорда) или паузы на

неопределенное время, подсказанное музыкальным чувством исполнителя, время (тем

большее, чем короче длительность; крупные длительности при фермате иногда даже

сокращаются). Виды фермат:

Неснимаемая (серединная) фермата употребляется в середине музыкальной

фразы, обычно подчеркивает кульминацию.

Снимаемая

(заключительная)

фермата

употребляется

в

заключении

15

музыкального построения, создает впечатление большей завершенности, утверждения.

Фермата над тактовой чертой (между нотами) воспринимается как

своеобразная выразительная пауза

Фразировка

логическое построение музыкального предложения, фразы,

периода; выразительное исполнение музыкальных фраз. Обозначается с помощью

фразировочных лиг.

Динамические оттенки (динамика) – подвижные (крещендо, диминуэндо) и

неподвижные (устойчивые, неизменяемые).

Нюанс

(фр.

nuance

— оттенок) — оттенки в динамике, темпе, способах

звукоизвлечения, характере звучания, усиливающие художественно-эмоциональную

выразительность исполнения произведения. Нюансом называется также обозначение

характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.).

Нюансировка служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной

формой, фразировкой, стилем произведения.

16

17



В раздел образования