Напоминание

Создание условий для обеспечения безопасности и психологического комфорта детей раннего возраста


Автор: Фролова Лилия Иннокентьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для обеспечения безопасности и психологического комфорта детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Создание условий для обеспечения безопасности и

психологического комфорта детей раннего возраста

Фролова Лилия Иннокентьевна

педагог-психолог высшей квалификационной категории

В

настоящее

время

обеспечение

психологической

безопасности

воспитанников

дошкольных

учреждений

является

одним

из

требований,

предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из

показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы в

глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть её приоритетность в рамках

дошкольной образовательной организации.

Обеспечение

успешного

развития

личности

малышей

предполагает

решение основной задачи ДОО – охраны жизни и укрепления физического и

психического здоровья воспитанников раннего возраста. Деятельность по

решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически

комфортных условий для каждого ребёнка. Наша психологическая служба

выступает при этом механизмом обеспечения психологической безопасности

воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Это послужило

мотивацией для выбора мной темы самообразования в прошлом учебном

году. В эксперименте приняли участие две группы детей раннего возраста.

Прежде необходимо было уточнить с педагогами, какие структурные

компоненты составляют основу понятия «психологическая безопасность» и

непосредственно влияют на неё. Это:

система организации режима жизнедеятельности воспитанников;

система организации межличностных отношений.

В

систему

организации

режима

жизнедеятельности

воспитанников

входит:

– установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня

(распределение

интеллектуальной

и

физической

нагрузки;

организация

полноценного питания, сна и двигательного режима);

создание

предметно-развивающей

среды,

отвечающей

принципам

комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального

благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении,

движении, развитии и т.д.;

– организация образовательного процесса (поддержание баланса между

специально

организованной

и

самостоятельной

деятельностью

детей;

проведение

занятий

в

форме

игры

и

диалога;

совместное

решение

познавательных

и

практических

задач;

вовлечение

воспитанников

в

значимые и интересные для них виды деятельности).

К системе организации межличностных отношений в детском саду

относятся:

2

влияние

педагога

на

развитие

личности

ребёнка

(стиль

взаимоотношений,

личностные

характеристики

педагога,

педагогическое мастерство);

психологический

климат

в

детском

коллективе

(межличностные

взаимоотношения в группе сверстников);

психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на

работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).

Система

работы

по

обеспечению

безопасной

и

психологически

комфортной

образовательной

среды

выстраивается

в

соответствии

с

реализацией требований ФГОС. Передо мной стояла

Цель:

сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников

раннего

возраста

посредством

обеспечения

безопасной

и

психологически

комфортной образовательной среды.

Стремясь

к

этой

цели,

нам

необходимо

было

решить

следующие

задачи:

1)

создание

условий,

способствующих

эффективному

подбору

и

реализации

компонентов

психологической

безопасности

для

сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников и

2)

поддержание условий для естественного всестороннего развития детей

и их индивидуальных способностей.

Для реализации поставленной цели и задач велась поэтапная работа.

Этапы работы

I.

Диагностический этап.

На данном этапе были проанализированы:

o

эмоциональное состояние воспитанников и психологический климат в

детских коллективах;

o

специфика организации воспитательно-образовательного процесса;

o

степень

комфортности

предметно-развивающей

среды

для

детей

и

взрослых.

II.

Организационно-практический этап.

На этом этапе в группах раннего возраста проводилась регулярная

работа

по

обеспечению

безопасной

и

психологически

комфортной

образовательной

среды.

Для

реализации

этого

этапа

были

реализованы

следующие виды деятельности:

создание

психологически

безопасных

условий

в

группах

с

целью

сохранения эмоционального благополучия малышей;

повышение

профессионального

уровня

педагогов

и

создание

необходимых

условий

для

их

личностного

роста,

т.е.

проведение

методических

мероприятий

для

педагогов:

индивидуальных

и

групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на

оптимизацию

процесса

организации

режима

дня

(распределение

физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и

предметно-развивающей

среды,

соответствующей

требованиям

3

психологической

безопасности;

использование

в

работе

приёмов

аутотренинга и релаксации);

организация игр и игровых упражнений с детьми, направленных на

создание условий для их естественного психологического развития,

развитие эмоциональной сферы, включение психотехнических методов

предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (элементы

психогимнастики,

упражнения

для

снятия

психомышечного

напряжения);

организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам

комплексирования

и

гибкого

зонирования,

комфортности

и

эмоционального благополучия детей, удовлетворение потребности в

общении,

движении,

развитии.

Развивающая

среда,

обогащённая

различными элементами, создаёт у детей положительную установку и

позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению

их

психологического

и

эмоционального

здоровья,

развитию

эмоционально-чувственной

сферы.

Также

пространство

в

группах,

имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей,

обусловливая возможность свободного выбора.

Каким

образом

мы

организовывали

безопасное,

психологически

комфортное пространство в групповых комнатах?

В течение всего учебного года по перспективному плану мы создавали

и обогащали специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у

детей

ощущения

эмоционального

благополучия

и

психологического

комфорта. Это:

1. «Уголок приветствия»

Направленность:

создание

позитивного

эмоционального

настроя,

атмосферы группового доверия и принятия.

Стенд «Здравствуйте, я пришёл!», на котором были размещены

фотографии детей. Приходя в детский сад, каждый ребёнок поворачивает

своё

фото

лицом

к

окружающим,

таким

образом

заявляя

о

своём

присутствии.

2. «Уголок достижений»

Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе;

предоставление

родителям

позитивной

информации,

способствующей

установлению

взаимопонимания

между

ними;

обучение

детей

доброжелательному отношению к людям.

«Звезда недели» (в середине большой звезды – фото ребёнка, на концах

информация о достижениях ребёнка).

3. «Уголок поздравлений»

Направленность: формирование позитивного настроения,

дружеской

атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.

В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождения детей

вывешиваются

плакаты

с

фотографиями

именинника,

поздравлениями

и

рисунками. После дня рождения плакат дарят имениннику.

4

4.

Цент воды и песка

Направленность:

снижение

нервно-психической

напряжённости,

улучшение настроения.

Из

всех

игровых

материалов

песок

и

вода

являются

наиболее

эффективными

терапевтическими

средствами,

так

как

они

не

имеют

структуры и по желанию ребёнка могут превратиться во что угодно. Не

существует правильного и неправильного способа игры с песком и водой,

поэтому

ребёнок

всегда

уверен

в

успехе.

Это

особенно

полезно

для

неуверенных в себе, замкнутых детей. Мы оснастили данную зону мелкими

пластмассовыми

игрушками

и

природными

материалами,

и

в

течение

учебного года проводили игры: «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку»,

«Волны на воде» и др.

5.

«Уголок уединения»

Направленность:

предоставление

ребёнку

возможности

отдохнуть,

расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми

зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. В зоне уединения

используются

лёгкие,

но

достаточно

большие

«строительные

блоки»,

покрывала.

Специально

изготовленные

«психологические

норки»

и

«домики» создают у них ощущение защищённости и уединённости, служат

атрибутами

для

игры,

позволяют

реализовать

активность

и

самостоятельность.

6.

Цент сенсорного развития.

Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий

для

реализации

сенсорно-перцептивных

способностей;

речевого

и

психического

развития

детей;

выработки

эмоционально-положительного

отношения к предметам и действиям с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители,

клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию

мелкой

моторики,

тактильных

ощущений,

слуховых

анализаторов,

зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Для того чтобы увидеть результаты нашей работы, в начале и конце

учебного года мы провели диагностику развития общения детей от 1,5 до 3

лет с взрослыми по методике психолого-педагогической оценки развития

общения

(по

пособию

Ю.А.

Афонькиной).

Результаты

наблюдений

за

общением детей с педагогами при включении в разные виды деятельности с

ними мы фиксировали в таблицы по следующим критериям.

Методика психолого-педагогической оценки развития

общения детей 1–3 лет с взрослыми

Критерии

Баллы

1

Инициативность в общении:

инициативен в разных ситуациях, использует

разнообразные средства для установления контакта;

инициативен, но средства общения не освоены;

4

3

5

инициативность в общении зависит от сопутствующих

условий;

откликается на инициативу взрослого, сам инициативен

редко;

безынициативен в общении; на инициативу взрослого

может реагировать неадекватно.

2

1

0

2

Продолжительность общения:

общается достаточно длительно; стремится продолжать

общение, даже если взрослый его прерывает;

общается длительно, но при отвлечении взрослого не

настаивает на контакте;

общается кратковременно, но продолжает общение при

эмоционально-личностном подкреплении;

общается кратковременно, попытки снова привлечь к

общению не стимулируют коммуникацию;

контакты эпизодичны.

4

3

2

1

0

3

Средства общения:

успешно владеет предметными, экспрессивно-

мимическими средствами общения и пытается

использовать речь во всех коммуникативных актах;

использует предметные и экспрессивно-мимические

средства общения; речь использует только по

настоянию взрослого;

преобладают экспрессивно-мимические средства

общения с включением предметных;

использует неадекватные средства общения,

почерпнутые из индивидуального опыта общения со

старшими и не отражающие позитивные

коммуникативные контакты.

4

2

1

0

4

Содержание общения:

общается по поводу совместной деятельности,

стремится к деятельному сотрудничеству и активно в

нём участвует;

общается по поводу совместной деятельности, но

инициативу отдаёт взрослому, хотя с удовольствием

повторяет его действия;

общается по поводу общей деятельности, но пассивен:

склонен более наблюдать, чем действовать;

общается чаще всего по поводу затруднений в

деятельности (например, при невозможности получить

предмет);

общается на эмоционально-интимном уровне,

удовлетворяясь лаской.

4

3

2

1

0

6

5

Отношение к общению:

испытывает яркие положительные эмоции, радость,

восторг;

испытывает положительные эмоции, но более

сдержанно;

испытывает положительные эмоции, но они

неустойчивы;

равнодушен по отношению к акту общения;

негативно настроен к общению; эмоции отрицательные.

4

3

2

1

0

Интерпретация данных:

– низкий уровень – 0 – 6 баллов;

– средний уровень – 7 – 14 баллов;

– высокий уровень – 15 – 20 баллов.

III. Аналитический этап.

В

итоге

к

концу

учебного

года

мы

получили

положительные

результаты

по

обеспечению

безопасной

и

психологически

комфортной

образовательной среды, и в конце года при анализе проделанной работы

нами были отмечены следующие положительные моменты:

соответствие

предметно-развивающей

среды

требованиям

психологической безопасности;

направленность

деятельности

педагогов

на

личностно

ориентированное взаимодействие с детьми;

сокращение

количества

факторов,

негативно

влияющих

на

эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт

за счёт построения гибкого и варьированного режима дня; включения

в образовательный процесс значимых и интересных видов детской

деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в

увлекательной

и

эмоциональной

форме;

введения

релаксационных

пауз

в

режимные

моменты;

создание

пакета

методик

снятия

психоэмоционального напряжения;

создание

условий

для

естественного

всестороннего

развития

индивидуальных способностей воспитанников раннего возраста;

увеличение

числа

воспитанников

с

высоким

и

средним

уровнем

общения с взрослыми: в одной из групп на конец года не осталось

детей с низким уровнем развития общения и уменьшилось количество

детей со средним уровнем общения на 6%, а прирост высокого уровня

составил 5 человек (28%); в другой один ребёнок остался с низким

уровнем общения по причине заболеваемости, количество же детей со

средним уровнем общения уменьшилось на 3 человека (что составляет

18%), а количество детей с высоким уровнем на 18% повысилось (см.

таблицу 1).

7

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов

Иерархия

критериев

Группа

«Капитошки»

Группа «Ягодки»

Сравнительный результат

Группа

«Капитошки»

Группа

«Ягодки»

Нач.

года

Конец

года

Нач.

года

Конец

года

Высокий

уровень

6

человек

37,5 %

11

человек

61 %

11

человек

65 %

14

человек

82 %

+ 5 человек

+

3

человека

Средний

уровень

8

человек

50 %

7

человек

39 %

5

человек

29 %

2

человека

12 %

– 1 человек

– 3

человека

Низкий

уровень

2

человека

12,5 %

0

человек

0 %

1

человек

6%

1

человек

6 %

– 2 человека

= 1 человек

(«Особый»

ребёнок)

В

качестве

показателей

психологической

безопасности

маленьких

детей

мы

рассматриваем

также

сохранность

привычного

позитивного

самочувствия.

Также

по

результатам

наблюдений

отмечено

положительное

эмоциональное

отношение

педагогов

к

детям,

которое

в

основном

и

обеспечивает психологическую безопасность малышей. Оно включает в себя

ровное,

душевное

отношение

к

детям,

заботу

о

них,

помощь

при

затруднениях, преобладание положительной оценки детей, искренность, такт,

а также преобладающее воздействие на малышей убеждением и примером

(когда педагог словом, улыбкой, жестом, мимикой даёт ребёнку понять, что

он ему не безразличен). Этот тип называется устойчиво-положительным и

исключает

психологические

угрозы,

которые

могут

иметь

место

в

образовательной

среде,

что

также

повлияло

на

результат

работы

положительным образом.

Библиография

1.

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

2.

Афонькина

Ю.А.

Психолого-педагогическое сопровождение в

ДОУ

развития ребёнка раннего возраста. Изд-во АРКТИ, М., 2015.

3.

Максимова Л.А. Диагностика эмоционального развития детей раннего

возраста. Журнал «Детский сад от А до Я» № 2-2009г.

4.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в

дошкольном учреждении. М., 1986.

5.

Печора К.Л. и др.Рабочий журнал воспитателя группы детей раннего

возраста. М., 2015.

6.

Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье

детей: психологические установки и упражнения. М., 2004.



В раздел образования