Автор: Фролова Лилия Иннокентьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для обеспечения безопасности и психологического комфорта детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
1
Создание условий для обеспечения безопасности и
психологического комфорта детей раннего возраста
Фролова Лилия Иннокентьевна
педагог-психолог высшей квалификационной категории
В
настоящее
время
обеспечение
психологической
безопасности
воспитанников
дошкольных
учреждений
является
одним
из
требований,
предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из
показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы в
глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть её приоритетность в рамках
дошкольной образовательной организации.
Обеспечение
успешного
развития
личности
малышей
предполагает
решение основной задачи ДОО – охраны жизни и укрепления физического и
психического здоровья воспитанников раннего возраста. Деятельность по
решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически
комфортных условий для каждого ребёнка. Наша психологическая служба
выступает при этом механизмом обеспечения психологической безопасности
воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Это послужило
мотивацией для выбора мной темы самообразования в прошлом учебном
году. В эксперименте приняли участие две группы детей раннего возраста.
Прежде необходимо было уточнить с педагогами, какие структурные
компоненты составляют основу понятия «психологическая безопасность» и
непосредственно влияют на неё. Это:
система организации режима жизнедеятельности воспитанников;
система организации межличностных отношений.
В
систему
организации
режима
жизнедеятельности
воспитанников
входит:
– установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня
(распределение
интеллектуальной
и
физической
нагрузки;
организация
полноценного питания, сна и двигательного режима);
–
создание
предметно-развивающей
среды,
отвечающей
принципам
комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального
благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении,
движении, развитии и т.д.;
– организация образовательного процесса (поддержание баланса между
специально
организованной
и
самостоятельной
деятельностью
детей;
проведение
занятий
в
форме
игры
и
диалога;
совместное
решение
познавательных
и
практических
задач;
вовлечение
воспитанников
в
значимые и интересные для них виды деятельности).
К системе организации межличностных отношений в детском саду
относятся:
2
влияние
педагога
на
развитие
личности
ребёнка
(стиль
взаимоотношений,
личностные
характеристики
педагога,
педагогическое мастерство);
психологический
климат
в
детском
коллективе
(межличностные
взаимоотношения в группе сверстников);
психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на
работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).
Система
работы
по
обеспечению
безопасной
и
психологически
комфортной
образовательной
среды
выстраивается
в
соответствии
с
реализацией требований ФГОС. Передо мной стояла
Цель:
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников
раннего
возраста
посредством
обеспечения
безопасной
и
психологически
комфортной образовательной среды.
Стремясь
к
этой
цели,
нам
необходимо
было
решить
следующие
задачи:
1)
создание
условий,
способствующих
эффективному
подбору
и
реализации
компонентов
психологической
безопасности
для
сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников и
2)
поддержание условий для естественного всестороннего развития детей
и их индивидуальных способностей.
Для реализации поставленной цели и задач велась поэтапная работа.
Этапы работы
I.
Диагностический этап.
На данном этапе были проанализированы:
o
эмоциональное состояние воспитанников и психологический климат в
детских коллективах;
o
специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
o
степень
комфортности
предметно-развивающей
среды
для
детей
и
взрослых.
II.
Организационно-практический этап.
На этом этапе в группах раннего возраста проводилась регулярная
работа
по
обеспечению
безопасной
и
психологически
комфортной
образовательной
среды.
Для
реализации
этого
этапа
были
реализованы
следующие виды деятельности:
создание
психологически
безопасных
условий
в
группах
с
целью
сохранения эмоционального благополучия малышей;
повышение
профессионального
уровня
педагогов
и
создание
необходимых
условий
для
их
личностного
роста,
т.е.
проведение
методических
мероприятий
для
педагогов:
индивидуальных
и
групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на
оптимизацию
процесса
организации
режима
дня
(распределение
физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и
предметно-развивающей
среды,
соответствующей
требованиям
3
психологической
безопасности;
использование
в
работе
приёмов
аутотренинга и релаксации);
организация игр и игровых упражнений с детьми, направленных на
создание условий для их естественного психологического развития,
развитие эмоциональной сферы, включение психотехнических методов
предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (элементы
психогимнастики,
упражнения
для
снятия
психомышечного
напряжения);
организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам
комплексирования
и
гибкого
зонирования,
комфортности
и
эмоционального благополучия детей, удовлетворение потребности в
общении,
движении,
развитии.
Развивающая
среда,
обогащённая
различными элементами, создаёт у детей положительную установку и
позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению
их
психологического
и
эмоционального
здоровья,
развитию
эмоционально-чувственной
сферы.
Также
пространство
в
группах,
имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей,
обусловливая возможность свободного выбора.
Каким
образом
мы
организовывали
безопасное,
психологически
комфортное пространство в групповых комнатах?
В течение всего учебного года по перспективному плану мы создавали
и обогащали специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у
детей
ощущения
эмоционального
благополучия
и
психологического
комфорта. Это:
1. «Уголок приветствия»
Направленность:
создание
позитивного
эмоционального
настроя,
атмосферы группового доверия и принятия.
Стенд «Здравствуйте, я пришёл!», на котором были размещены
фотографии детей. Приходя в детский сад, каждый ребёнок поворачивает
своё
фото
лицом
к
окружающим,
таким
образом
заявляя
о
своём
присутствии.
2. «Уголок достижений»
Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе;
предоставление
родителям
позитивной
информации,
способствующей
установлению
взаимопонимания
между
ними;
обучение
детей
доброжелательному отношению к людям.
«Звезда недели» (в середине большой звезды – фото ребёнка, на концах
информация о достижениях ребёнка).
3. «Уголок поздравлений»
Направленность: формирование позитивного настроения,
дружеской
атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.
В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождения детей
вывешиваются
плакаты
с
фотографиями
именинника,
поздравлениями
и
рисунками. После дня рождения плакат дарят имениннику.
4
4.
Цент воды и песка
Направленность:
снижение
нервно-психической
напряжённости,
улучшение настроения.
Из
всех
игровых
материалов
песок
и
вода
являются
наиболее
эффективными
терапевтическими
средствами,
так
как
они
не
имеют
структуры и по желанию ребёнка могут превратиться во что угодно. Не
существует правильного и неправильного способа игры с песком и водой,
поэтому
ребёнок
всегда
уверен
в
успехе.
Это
особенно
полезно
для
неуверенных в себе, замкнутых детей. Мы оснастили данную зону мелкими
пластмассовыми
игрушками
и
природными
материалами,
и
в
течение
учебного года проводили игры: «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку»,
«Волны на воде» и др.
5.
«Уголок уединения»
Направленность:
предоставление
ребёнку
возможности
отдохнуть,
расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми
зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. В зоне уединения
используются
лёгкие,
но
достаточно
большие
«строительные
блоки»,
покрывала.
Специально
изготовленные
«психологические
норки»
и
«домики» создают у них ощущение защищённости и уединённости, служат
атрибутами
для
игры,
позволяют
реализовать
активность
и
самостоятельность.
6.
Цент сенсорного развития.
Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий
для
реализации
сенсорно-перцептивных
способностей;
речевого
и
психического
развития
детей;
выработки
эмоционально-положительного
отношения к предметам и действиям с ними.
В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители,
клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию
мелкой
моторики,
тактильных
ощущений,
слуховых
анализаторов,
зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.
Для того чтобы увидеть результаты нашей работы, в начале и конце
учебного года мы провели диагностику развития общения детей от 1,5 до 3
лет с взрослыми по методике психолого-педагогической оценки развития
общения
(по
пособию
Ю.А.
Афонькиной).
Результаты
наблюдений
за
общением детей с педагогами при включении в разные виды деятельности с
ними мы фиксировали в таблицы по следующим критериям.
Методика психолого-педагогической оценки развития
общения детей 1–3 лет с взрослыми
№
Критерии
Баллы
1
Инициативность в общении:
инициативен в разных ситуациях, использует
разнообразные средства для установления контакта;
инициативен, но средства общения не освоены;
4
3
5
инициативность в общении зависит от сопутствующих
условий;
откликается на инициативу взрослого, сам инициативен
редко;
безынициативен в общении; на инициативу взрослого
может реагировать неадекватно.
2
1
0
2
Продолжительность общения:
общается достаточно длительно; стремится продолжать
общение, даже если взрослый его прерывает;
общается длительно, но при отвлечении взрослого не
настаивает на контакте;
общается кратковременно, но продолжает общение при
эмоционально-личностном подкреплении;
общается кратковременно, попытки снова привлечь к
общению не стимулируют коммуникацию;
контакты эпизодичны.
4
3
2
1
0
3
Средства общения:
успешно владеет предметными, экспрессивно-
мимическими средствами общения и пытается
использовать речь во всех коммуникативных актах;
использует предметные и экспрессивно-мимические
средства общения; речь использует только по
настоянию взрослого;
преобладают экспрессивно-мимические средства
общения с включением предметных;
использует неадекватные средства общения,
почерпнутые из индивидуального опыта общения со
старшими и не отражающие позитивные
коммуникативные контакты.
4
2
1
0
4
Содержание общения:
общается по поводу совместной деятельности,
стремится к деятельному сотрудничеству и активно в
нём участвует;
общается по поводу совместной деятельности, но
инициативу отдаёт взрослому, хотя с удовольствием
повторяет его действия;
общается по поводу общей деятельности, но пассивен:
склонен более наблюдать, чем действовать;
общается чаще всего по поводу затруднений в
деятельности (например, при невозможности получить
предмет);
общается на эмоционально-интимном уровне,
удовлетворяясь лаской.
4
3
2
1
0
6
5
Отношение к общению:
испытывает яркие положительные эмоции, радость,
восторг;
испытывает положительные эмоции, но более
сдержанно;
испытывает положительные эмоции, но они
неустойчивы;
равнодушен по отношению к акту общения;
негативно настроен к общению; эмоции отрицательные.
4
3
2
1
0
Интерпретация данных:
– низкий уровень – 0 – 6 баллов;
– средний уровень – 7 – 14 баллов;
– высокий уровень – 15 – 20 баллов.
III. Аналитический этап.
В
итоге
к
концу
учебного
года
мы
получили
положительные
результаты
по
обеспечению
безопасной
и
психологически
комфортной
образовательной среды, и в конце года при анализе проделанной работы
нами были отмечены следующие положительные моменты:
соответствие
предметно-развивающей
среды
требованиям
психологической безопасности;
направленность
деятельности
педагогов
на
личностно
ориентированное взаимодействие с детьми;
сокращение
количества
факторов,
негативно
влияющих
на
эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт
за счёт построения гибкого и варьированного режима дня; включения
в образовательный процесс значимых и интересных видов детской
деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в
увлекательной
и
эмоциональной
форме;
введения
релаксационных
пауз
в
режимные
моменты;
создание
пакета
методик
снятия
психоэмоционального напряжения;
создание
условий
для
естественного
всестороннего
развития
индивидуальных способностей воспитанников раннего возраста;
увеличение
числа
воспитанников
с
высоким
и
средним
уровнем
общения с взрослыми: в одной из групп на конец года не осталось
детей с низким уровнем развития общения и уменьшилось количество
детей со средним уровнем общения на 6%, а прирост высокого уровня
составил 5 человек (28%); в другой один ребёнок остался с низким
уровнем общения по причине заболеваемости, количество же детей со
средним уровнем общения уменьшилось на 3 человека (что составляет
18%), а количество детей с высоким уровнем на 18% повысилось (см.
таблицу 1).
7
Таблица 1
Сравнительная таблица результатов
Иерархия
критериев
Группа
«Капитошки»
Группа «Ягодки»
Сравнительный результат
Группа
«Капитошки»
Группа
«Ягодки»
Нач.
года
Конец
года
Нач.
года
Конец
года
Высокий
уровень
6
человек
37,5 %
11
человек
61 %
11
человек
65 %
14
человек
82 %
+ 5 человек
+
3
человека
Средний
уровень
8
человек
50 %
7
человек
39 %
5
человек
29 %
2
человека
12 %
– 1 человек
– 3
человека
Низкий
уровень
2
человека
12,5 %
0
человек
0 %
1
человек
6%
1
человек
6 %
– 2 человека
= 1 человек
(«Особый»
ребёнок)
В
качестве
показателей
психологической
безопасности
маленьких
детей
мы
рассматриваем
также
сохранность
привычного
позитивного
самочувствия.
Также
по
результатам
наблюдений
отмечено
положительное
эмоциональное
отношение
педагогов
к
детям,
которое
в
основном
и
обеспечивает психологическую безопасность малышей. Оно включает в себя
ровное,
душевное
отношение
к
детям,
заботу
о
них,
помощь
при
затруднениях, преобладание положительной оценки детей, искренность, такт,
а также преобладающее воздействие на малышей убеждением и примером
(когда педагог словом, улыбкой, жестом, мимикой даёт ребёнку понять, что
он ему не безразличен). Этот тип называется устойчиво-положительным и
исключает
психологические
угрозы,
которые
могут
иметь
место
в
образовательной
среде,
что
также
повлияло
на
результат
работы
положительным образом.
Библиография
1.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.
2.
Афонькина
Ю.А.
Психолого-педагогическое сопровождение в
ДОУ
развития ребёнка раннего возраста. Изд-во АРКТИ, М., 2015.
3.
Максимова Л.А. Диагностика эмоционального развития детей раннего
возраста. Журнал «Детский сад от А до Я» № 2-2009г.
4.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в
дошкольном учреждении. М., 1986.
5.
Печора К.Л. и др.Рабочий журнал воспитателя группы детей раннего
возраста. М., 2015.
6.
Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье
детей: психологические установки и упражнения. М., 2004.