Автор: Тушина Ирина Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРТДиЮ"
Населённый пункт: Г.Каменск-Шахтинский, Ростовская область.
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Театральные этюды, как источник творческого воображения детей"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
г.Каменск-Шахтинский
Занятие по теме: «Театральные этюды, как
источник творческого воображения детей»
Автор Тушина Ирина Викторовна.
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦРТДиЮ»
Г.Каменск-Шахтинский
Тема: Этюды на внимание.
Данное занятие предназначено для детей 8-10 лет.
Цель: Познакомить обучающихся с этюдами на внимание.
Задачи:
Воспитательные:
- привить навыки взаимодействия с партнёром;
- сформировать навыки коллективно-творческой деятельности;
- анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность
и логику поступков, научиться сближать жизненные наблюдения со своим
индивидуальным опытом.
Образовательные:
- познакомить с этюдами на внимание.
Развивающие:
- развивать умения взаимодействовать с партнёром;
- развивать навыки актёрского мастерства через работу над этюдами;
- развивать способность к импровизации и перевоплощению через создание
этюдов.
Ход занятия.
1 Часть. Приветствие. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Я, рада, что все пришли с хорошим настроением!
Давайте мы с вами поприветствуем друг друга, ласково называя по имени.
Например: «Здравствуй, Сашенька»,
«Здравствуй Дашенька» или «Привет Оленька», «Привет Артёмка» и.т.д.
Вот видите, мы с вами ласково поздоровались, и « на капельку радостней
сделалась жизнь».
Ребята, какую эмоцию мы передавали? Правильно – Радость!
2 Часть. Разминка. Снятие мышечных зажимов.
Упражнения для раскрепощения и снятия телесных зажимов – это
неотъемлемая часть каждого занятия по актёрскому мастерству. Упражнения
являются разогревающими и должны даваться в начале занятия.
Мышечная свобода, внимание, воображение и вера в предлагаемые
обстоятельства- вот основа творческой импровизации каждого актёра.
1.
Встали все в шахматном порядке. Вытягиваем руки вверх, тянемся к
небу, вытягиваем позвоночник, напрягаем всё тело (по хлопку)
опускаемся вниз и расслабляемся.
На счёт 8 потихонечку, равномерно счёту поднимаем туловище в и.п.
(делаем 4-5раз)
2.
«Огонь и лёд» (попеременное напряжение и расслабление всего тела).
По команде «Огонь» - интенсивные движения телом (плавность и
степень интенсивности индивидуальная).
По команде «Лёд» - застываем в позе, которой вас застали, напрягая до
предела всё тело.
Поочерёдно меняем команды «огонь» и «лёд».
3.
«Зажимы по кругу»
Ребята идём по кругу и по команде педагога напрягаем правую руку,
правую ногу. Левую руку, левую ногу, поясницу, обе ноги, всё тело.
Напряжение в заданном участке тела должно быть сначала слабым и
постепенно нарастать до придела. В состоянии предельного
напряжения участники должны идти 15-20 секунд, потом по команде
педагога нужно полностью сбросить напряжение.
По окончании каждой части упражнения по заданию педагога обучающиеся
прислушиваются к ощущения своего тела, при этом продолжают спокойно
идти по кругу и вспоминать обычное для себя напряжение в этом участке
тела ( свой привычный зажим). Затем ребята должны снова постепенно
напрячь тело в этом месте, доведя зажим до предела, сбросить через 15-20
секунд. После следует напрячь до предела любой другой участок тела,
обращая внимание на то, что происходит с привычным зажимом. Повторять
упражнение с собственными зажимами следует от 3-х до 5-ти раз.
Рекомендуется повторять детям это упражнение 2-3 раза в день
самостоятельно.
3 Часть. Дикционные упражнения.
- Ребята, что такое дикция?
Ожидаемые ответы детей.
Дикция – это чёткое и понятное произношение слов, которое достигается с
помощью правильной артикуляции.
Итак, начинаем с артикуляционных упражнений. Выполняем упражнения
последовательно, начиная с разминки языка:
1.
Язык высовываем как можно дальше, затем возвращаем его обратно,
также стараясь завести как можно глубже.
2.
Дотрагиваемся языком поочерёдно к каждой щеке.
3.
Языком совершаем круговые движения по внутренней поверхности
зубов (рот при этом закрыт) . В каждую сторону нужно сделать не
менее 20 вращений.
4.
Губы вытягиваем в трубочку, задерживаем в этом положении на
несколько секунд. Затем губы растягиваем в широкой улыбке, также
фиксируем положение на несколько секунд.
5.
Губы вытягиваем в трубочку, в этом положении стараемся совершить
губами движения по кругу и вверх-вниз.
6.
Надуваем щёки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатываем»
по кругу.
7.
Разминка обязательная для лицевых мышц: корчим рожицы, жуём
травку, как коровка и.т.д.
Теперь приступаем к упражнениям для развития дикции.
Скороговорки – это самый эффективный способ добиться чёткого
произношения.
1.
Начинаем произносить скороговорку медленно, вчитываясь в
каждое слово и проговаривая каждый слог.
2.
Постепенно будем ускорять темп произношения, звуки при этом
артикулируем с преувеличением.
3.
После проговариваем скороговорку шепотом, при этом стараемся,
чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
4.
После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте
выговаривать ее громко , с каждым разом увеличивая скорость речи.
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.
4 Часть. Теоретическая и практическая. Знакомство с этюдами на
внимание.
- Итак, ребята, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Тема нашего сегодняшнего занятия « Театральные этюды, как источник
творческого воображения. Этюды на внимание».
- Ребята, давайте вспомним, что такое театральный этюд!
Театральный этюд- это маленькая история, разыгранная на сцене.
Этюд- это основа актёрского мастерства.
Этюды на внимание важны не только актёрам, а всем людям, как взрослым,
так и детям. Поэтому этюды и задания на внимание могут взять на
вооружение все. В тесной взаимосвязи с вниманием находится память.
Поэтому мы сразу работаем в двух направлениях.
1.
Зрение.
Для начала предложите такие задания, как запомнить, что находится на
столе, что поменялось, какой предмет, или вещь исчезли, может быть
появилась новая вещь, определить какая именно.
Осмотреться и запомнить, что находится в комнате, перечислить, или
задаются определённые вопросы, например, сколько стульев находится
в данном помещении, что нарисовано на картине, которая висит на
стене и.т.д.
Показать на плакате несколько написанных цифр или букв, дайте
несколько секунд на запоминание, затем пусть перечислят очерёдность
написанного на плакате. Чтобы проверить долгосрочную память ребят,
отложите плакат в сторону, в течение всего занятия не напоминайте
про него, а в конце занятия попросите назвать, то, что там написано.
2.
Вкус.
Показываем как:
- пьём горячий чай;
- пьём кислое молоко;
- едим невкусную кашу;
- выпиваем напиток с ядом;
Обязательно определить вкус во рту.
3.
Слух.
- слушаем только то, что в данной комнате;
- Два человека читают вслух, одна группа слушает одного, а другая –
другого;
- слушаем, что за дверью.
4. Осязание. Определяем на ощупь предметы, вещи. Углубляемся в
осязание одного предмета.
5.
Обоняние. Сравнить запахи двух предметов. Неприятный запах,
ароматный запах. Нюхаем лук и.т.д.
5 Часть. Заключительная часть.
Итак, мы познакомились на занятии с театральными этюдами на внимание.
Что получилось? Что понравилось? Хотели бы вы продолжать эту тему?
6 Часть. Рефлексия.
- Как в театре зритель благодарит артистов за выступление?
Аплодисментами, правильно.
- Предлагаю вам самим оценить свою работу: если вы справились с
заданиями – похлопайте себе, если нет- потопайте.
Домашнее задание:
1.
Выполнять упражнения на снятие мышечных зажимов.
2.
Выучить скороговорку, чётко проговаривая каждый звук.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ, ЗАНЯТИЕ ОКНЧЕНО.