Автор: Москвина Ольга Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Рабочая тетрадь для развития познавательных процессов
Тема: Развитие познавательных процессов у младших школьников
Раздел: дополнительное образование
Занятие 1
Знакомство с программой и обучением, инструктаж по технике безопасности.
Занятие 2
Начальная диагностика (тестирование).
Занятие 3
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
1.
Перед тобой наборы букв. Составь из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной
буквы.
Арста________________________________
Азубр________________________________
Аарм________________________________
Налеп_______________________________
Чкато_______________________________
Гаинк_______________________________
2. Найди в каждом слове спрятанное слово. Например: смех-мех.
столб____________________________________
полк______________________________________
удочка______________________________
дорога_____________________________
коса______________________________
зубр______________________________
мель_____________________________
олень____________________________
3.
Нарисуй такого же слоника
Занятие 4
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
1.
Упражнение
на
формирование
навыков
звукобуквенного
анализа.
Вставь
пропущенные буквы и запиши слова:
д….м, к….м, л….м, т….м;
л….к, м….к, т….з, л….з.
2.
Найди слова, спрятанные внутри этих слов.
Слова: рисовать, бабочка, олень, каблук, песок, подсказка, овощи, шарф, шутка, хлев,
уточка, столб, щель, укол, зубр.
3.
Занятие 5.
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
1.Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.
Дряхлый, старый, изношенный, некрасивый.
Смелый, отважный, храбрый, злой.
Иван, Федор, Иванов, Геннадий.
Молоко, сыр, сметана, сало.
Глубокий, темный, высокий, низкий.
2.«Назови, одним словом».
Крепкий, шляпочный, съедобный (_________________________);
Высокое раскидистое лиственное (__________________________);
Длинноухий, трусливый, косой (___________________________);
Маленький, серый, колючий (_____________________________);
Яркое, палящее, лучистое (___________________________);
Проплывающее, белое, высокое (_________________________);
Густая, зелёная, шелковистая (__________________________);
Болтливая, белобокая, шумная (________________________);
Косолапый, бурый, неуклюжий (________________________).
3.
Нарисуй по точкам.
Занятие 6.
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
2.
3.Нарисуй такую же фигуру.
4.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Занятие 7.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1.
Соедини половинки слов так, чтобы получились целые слова.
Само
бол
Бук
верт
Фут
варь
Бал
ник
Кап
кон
Кон
нал
Ва
ка
Ка
гон
Гон
кан
Чай
вар
2.Составь слова (шифровка)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
д
р
т
м
а
о
ч
к
в
е
с
у
ж
б
л
н
ы
ш
п
и
ц
ь
11.17.16.6.7.10.8=(____________________________________________________________);
1.6.7.10.16.22.8.5= (___________________________________________________________);
12.4.16.20.7.8.5= (____________________________________________________________);
2.5.1.6.11.3.22= (_____________________________________________________________);
2.17.14.8.5= (________________________________________________________________);
4.20.15.5.18.8.5= (___________________________________________________________);
8.6.3.20.8= (________________________________________________).
3. «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 8.
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
1.
Выполни математические действия и прочитай слова.
ВЕР+ЛИС+ТУ-УС+О-ИЛ+ЛЁТ= ____________________________________;
ГРО+УЗИ-ОИ+ОВУ-У+ИК= ________________________________________;
АВОР+Т+МАК-РОК+ОБ-МА+УС= ___________________________________;
РОТ+КИ-КОР+РАК-И+ТОР= ________________________________________;
ЮСА+МИ+ОЛ-Ю+ЁТ-И= ____________________________________________.
2.
Допиши пословицу.
Без труда не вытащишь и __________________________________________________________.
Хочешь есть калачи — ____________________________________________________________.
Глаза страшатся, а ________________________________________________________________.
Хлеб всему ___________________________________.
Нет друга, так ищи, а ________________________________________.
3.
Дорисуй такую же фигуру.
Занятие 9.
Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между
понятиями.
1.
«Соедини половинки слов».
ЗЕМЛЕ
ВОД
ГРОМО
ХОД
МЯСО
СЕК
СЕНО
ОТВОД
ВЕЗДЕ
МЕР
ДРОВО
РУБКА
ЛЕДО
КОЛ
ПОЛЕ
ВАЛ
2.
«Слова рассыпались».
ЗАФАН___________________________________________________;
КУСФО___________________________________________________;
ИЛФИН___________________________________________________.
3.
Прочитай и напиши слова «Наоборот».
КОМОК________________________________________________;
ДОВОД_________________________________________________;
НАГАН__________________________________________________;
ТОК_____________________________________________________;
ВЕС______________________________________________________;
ВОЗ_______________________________________________________;
РИМ_______________________________________________________;
Прочитай слова и запиши, в каждом слове зачеркни первую букву и прочитай остальные
справа налево.
АРБУЗ________________________________________________;
ВАГОН________________________________________________;
ГАРАЖ__________________________________________________;
БАГОР_________________________________________________.
4.
Нарисуй такую же фигуру.
Занятие 10.
Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
1.«Найди лишнее слово и подчеркни».
Окунь, дельфин, карась, сом.
Сорока, трясогузка, канарейка, стриж.
Заяц, беляк, кролик, русак.
Орёл, страус, гриф, сокол.
Колли, болонка, собака, такса.
Тигр, рысь, леопард, волк.
Белка, медведь, лиса, ёж.
Слон, жираф, антилопа, лось.
2.Переставь буквы и напиши слова, которые получились.
наул_________________________________________;
сельр_____________________________________;
фражи____________________________________;
лагф______________________________________;
ркао______________________________________;
лутер_____________________________________;
регоцу____________________________________.
3.Переставь буквы в словах и получи новые слова. Запиши слова, которые у тебя
получились.
барон___________________________________________________;
корсет___________________________________________________;
мазок____________________________________________________;
сосна____________________________________________________;
крот_____________________________________________________;
стук_____________________________________________________;
4.«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 11.
Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.
1.
Переставь буквы в словах и получи новые слова. Запиши слова, которые у тебя
получились.
влага____________________________________________________;
шкала____________________________________________________;
банка____________________________________________________;
атлас____________________________________________________;
ласка____________________________________________________;
рост_____________________________________________________;
2.Вы видите два слова: «лошадь»: «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок –
детеныш лошади. А справа слово – «корова», а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо
выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово
«жеребенок» к слову «лошадь», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это
будет – «теленок». Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова
слева, а затем установить такую же связь справа.
Лошадь : Жеребенок = Корова : ____________Пастбище, Рога, Молоко, Теленок, Бык
Нога : Сапог = Рука : _________________Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть
Ложка : Каша = Вилка : ________________-Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда
Яйцо : Скорлупа = Картофель : ______________Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха
Коньки : Зима = Лодка : ______________________Лед, Каток, Весло, Лето, Река
Ухо : Слышать = Зубы : _________________Видеть, Лечить, Рот, Щетка, Жевать
3.«Крылатые» выражения».
С большой буквы___________________________________________________;
Сказка про белого бычка_____________________________________________;
Как белка в колесе__________________________________________________;
Делу время и потехе час._____________________________________________
4.«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 12.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1.
Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо
пропуска.
У птицы это крыло, у человека - рука.
У собаки морда, у человека - ….. ……………………………………………….
У льва пасть, у человека - ……………………………………………………….
У машины мотор, у человека - ………………………………………………….
У рыбы жабры, у человека - …………………………………………………….
2.Найди лишнее слово и подчеркни.
Птица, самолет, пчела, машина, бабочка.
Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать.
Дождь, снег, град, молния, изморось.
Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк.
Безжизненный, апатичный, вялый, оцепенелый, чувствительный.
Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать.
3.«Найди пару».
4.«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 13.
Упражнения на развитие логического мышления.
1.«Подбери слово».
Птица-гнездо, человек-... ……………………………………………………..
песня-певец, самолет-.......................................................................................
птица-воздух, рыба-.........................................................................................
корова-теленок, лошадь-.................................................................................
яйцо-скорлупа, картофель-.............................................................................
ложка-каша, вилка-.........................................................................................
2. Напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я).
Ж
Ш
Ч
Я
жук
шар
чашка
яблоко
3.«Найди общее название».
Вскипевший, остывший, электрический______________________________;
Маленькая, фарфоровая, расписная__________________________________;
Блестящий, пузатый, тульский______________________________________;
Серебряная, маленькая, чайная______________________________________;
Деревянная, расписная, разделочная_________________________________.
4.«Нарисуй по точкам и раскрась».
Занятие 14.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1.«Найди лишнее слово и подчеркни».
Бук, ясень, ель, ива, клен.
Вишневый, алый, красный, малиновый, шафрановый.
Мерин, волчица, лань, кобыла, овца.
Чума, бруцеллез, карбункул, температура, язва.
Превосходный, поэтичный, величавый, грандиозный, величественный.
Жемчуг, сапфир, агат, изумруд, рубин.
Канатоходец, акробат, клоун, шут, жонглер.
Растирать, нарезать, толочь, измельчать, дробить.
Нарцисс, гладиолус, подснежник, хризантема, тюльпан.
2. Даны три слова первые два находятся в определённой связи (надо подумать, почему
они связаны.) Между третьем и одним из предложенных пяти слов существуют такие
же отношения. Необходимо найти четвёртое слово.
Бежать – стоять = кричать-_________________________________________;
молчать, шептать, шуметь, звать, говорить
Железо кузнец = дерево -__________________________________________;
доски, пила, лесник, столяр, мастер
Рожь - поле =яблоня-________________________________________________;
сажать, яблоки,урожай,сад,садовник
Дом-этажи = лестница______________________________________________;
перила, лифт, подъём, ступени, человек
3.Переставь буквы в словах и получи новые слова. Запиши слова которые у тебя
получились.
Барон______________________________________________________;
Мазок_______________________________________________________;
Сосна_______________________________________________________;
Стук________________________________________________________;
Банка________________________________________________________;
Атлас________________________________________________________;
Корма_______________________________________________________;
Рост_________________________________________________________;
4.«Дорисуй вторую половинку».
Занятие 15.
Упражнения на развитие быстроты реакции.
1.«Вставь по аналогии».
Число -цифры = слово___________________________________________;
фраза, буквы, читатель, рассказы, книга
Растение -семя = утка____________________________________________;
мясо, перо, летать, яйцо, гнездо
Плакать - рыдать = бежать________________________________________;
лететь, стоять, мчаться, идти, прыгать
2.На листе напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их маркером.
ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЁЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩИЬМЫШЦЫСОРЗОР
ГДВЕРЬСДДАВРОТШДОГНОМЖФГЦШЁЛКЛОПДЦШКУБ
3.«Составь пару».
МА
ША
РО
ЧКА
СЕ
НО
КА
СЛО
НО
ТА
4.«Дорисуй такую же фигуру».
Занятие 16.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1.Вы видите два слова: «лошадь»: «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок –
детеныш лошади. А справа слово – «корова», а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо
выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово
«жеребенок» к слову «лошадь», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это
будет – «теленок». Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова
слева, а затем установить такую же связь справа.
Собака : Шерсть = Щука : ____________Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя
Пробка : Плавать = Камень : ____________Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик
Чай : Сахар = Суп : ________________Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка
Дерево : Сук = Рука : ___________________Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец
Дождь : Зонтик = Мороз : ______________Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба
Школа : Обучение = Больница : _________________
2. Соедини линиями части слов и прочитай получившиеся слова.
ГРОМА
ДА
ДОМ
ТА
КОЛОН
КЕТ
БРА
НА
ПА
ИШКО
ПРИ
ТЬЯ
ПАР
БОЙ
3.Переставь буквы и напиши слова, которые получились.
Наул_______________________________________________________;
Фражи_____________________________________________________;
Лагф_______________________________________________________;
Транок_____________________________________________________;
Ркао_______________________________________________________;
Регоцу_____________________________________________________.
4.
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 17.
Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
1.
Соедини половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
ПОЛЕ
КОП
ВЕРХО
ВАР
РЫБО
ЛЮБ
ЗЕМЛЕ
ЛАЗ
КНИГО
ВОД
СТАЛЕ
ЛЁТ
ВЕРТО
ЛОВ
2. Назови общим словом.
Серебристый, холодный, гладкий……………………………………………..;
Глубокий, мягкий, снежный…………………………………………………;
Колючая, нарядная, зелёная…………………………………………………..;
Лютая, холодная, снежная…………………………………………………….;
Острые, наточенные, металлические….к……………………………………;
3. «Найди пару».
4.«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 18.
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
1.«Найди общее название».
Деревянные, металлические, зимние……………с…………………………..;
Маленькая, пушистая, летящая………………….с…………………………...;
Большой, свирепый, спящий……………………..м…………………………..;
Снежная, быстрая, заметающая……………….м……………………………..;
Деревянные, пластиковые, быстрые……….л…………………………………
2.
«Раздели слова на группы».
Сом, лебедь, волк, щука, заяц, синица, кит, дельфин, акула, лев, снегирь, лещ, слон, кабан,
орёл, окунь, лисица, воробей, соловей, коза, ворона, карась, бегемот, сова.
Кто летает?
Кто бегает?
Кто плавает?
3.
«Найди пару».
4.
«Нарисуй по цифрам».
Занятие 19.
Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
1.Соедини слоги. Напиши получившиеся слова по слогам.
ЗА
РЕ
РОЗ
КА
ДЕ
МО
ВУШ
ЛЫ
ПО
КО
МУШ
КИ
КРО
ГРЕ
ДИ
КА
___________________________________________________________;
___________________________________________________________;
___________________________________________________________;
___________________________________________________________.
2.Назови одним словом.
Крепкий, шляпочный, съедобный________________________________;
Высокое, раскидистое, лиственное_______________________________;
Длинноухий, трусливый, косой___________________________________;
Маленький, серый, колючий_____________________________________;
Звонкий, прозрачный, журчащий___________р______________________.
3. «Нарисуй такую же фигуру по точкам».
4.На бланке напечатаны буквы, надо обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их
маркером.
ЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВААННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУ
РАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАЙОГУАВТОБУСШЫГИКРОТШЩЗНОРАТ
ЕКЛЕТОДЫСОНЬХАЮЛАУЦЙУТРОЗХАВС
Занятие 20.
Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между
понятиями.
1.Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
А
Б
В
К
М
Н
О
Л
Д
Т
2.7.8.0______________________________________________;
3.7.2.8.1_____________________________________________;
0.1.6.4_______________________________________________;
2.1.6.4.1______________________________________________;
3.7.8.4________________________________________________;
5.7.8.7.4.7_____________________________________________;
7.4.6.7________________________________________________.
2. В каждом из следующих рядов вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к
остальным четырём словам.
Птица, самолёт, пчела, машина, бабочка;
Дождь, снег, град, молния, изморозь;
Берёза, ясень, ель, ива, клён;
Кошка, собака, курица, жираф, кролик.
3. Прочитай и напиши слова наоборот.
Жёлтое околбя___________________________________________________;
Паровоз ястичм__________________________________________________;
Красивая якчобаб_________________________________________________;
Вкусное еьнерав__________________________________________________;
Лиса артих_______________________________________________________;
4. Что забыл нарисовать художник, дорисуй
.
Занятие 21.
Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
1.
В каждом слове надо отыскать другое «спрятавшиеся» слово и подчеркнуть.
Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок,
китель.
2. Соедини линиями части слов и прочитай получившиеся слова.
КАРА
КАЗ
ОТ
НА
СОР
МЕР
ПЕРИ
МЕЛЬ
ВОРО
БОР
ЗА
ОКА
ПРИ
СКОП
3. Напиши общее название каждой паре слов.
Карп, окунь_________________________________________________;
Топор, молоток______________________________________________;
Осень, весна_________________________________________________;
Осина, тополь________________________________________________;
Сентябрь, октябрь_____________________________________________;
4.Найди 7 отличий.
Занятие 22.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1.Перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой
связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с
одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно подчеркнуть.
Ложка: Каша = Вилка : ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда.
Яйцо:Скорлупа = Картофель : ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха.
Коньки:Зима = Лодка : ? Лёд, Каток, Весло, Лето, Река.
Ухо:Слышать = Зубы : ? Видеть, Лечить, Рот, Щётка, Жевать.
Собака:Шерсть = Щука : ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя.
2. Соедини половинки слов, чтобы получились слова.
САМО
БОЛ
БУК
ВЕРТ
ФУТ
ВАРЬ
БАЛ
НИК
КАП
КОН
КОН
НАЛ
ВА
КА
КА
ГОН
ГОН
КАН
ЧАЙ
ВАР
3.
Внимательно прочитай каждый ряд чисел и в две свободных клеточки напиши такие
два числа, которые продолжат данный числовой ряд».
Пример №1
2
4
6
8
10
12
Пример №2
10
9
8
7
6
5
Пример №3
3
3
4
4
5
5
Пример №4
1
7
2
7
3
7
4.«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 23.
Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
1.Вставь пропущенные слова.
На
даче
летом
растёт
много
ягод.
Это…………………………………………………………………………………………………
…………………..и много других ягод. Ягоды растут не только в огороде, но и
…………………………………………Люди
собирают
ягоды
в
…………………………………………..И
делают
из
них………………………………………………………………………………………….Ягоды
очень
полезны.
В
них
содержится
много………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………..
2.«Найди лишнее слово и подчеркни его».
1.
Пчела, муравей, жаба, комар.
2.
Медведь, крокодил, лиса, волк.
3.
Сосна, тополь, лиственница, можжевельник.
4.
Музей, завод, цирк, театр.
5.
Стриж, ласточка, страус, дятел.
3.«Нарисуй по цифрам».
4.Внимательно прочитай каждый ряд чисел и в две свободных клеточки напиши такие
два числа, которые продолжат данный числовой ряд».
№1
3
4
5
6
7
8
№2
5
10
15
20
25
30
№3
8
7
6
5
4
3
№4
9
9
7
7
5
5
№5
3
6
9
12
15
18
Занятие 24.
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Шифровальщик».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
а
б
в
к
м
н
о
л
д
т
9 1 3 4 1 ___________________________________
7 2 6 7 3 1 _________________________________
2 1 6 4 ____________________________________
8 1 3 4 1___________________________________
3 1 6 6 1___________________________________
2.«Найди пару».
3.«Назови одним словом».
Яркое, палящее, лучистое………….с……………………………………………………….;
Густая, зелёная, шелковистая…….т…………………………………………………………..;
Болтливая, белобокая, шумная……с……………………………………………………………;
Душистая, ароматная, сладкая….я………………………………………………………………;
4.«Найди 10 отличий».
Занятие 25.
Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между
понятиями.
1.
«Назови одним словом».
Метла – лопата (………………………………………………………………)
Зима – лето (……………………………………………………………………)
Трава – деревья (……………………………………………………………….)
Нож – ложка (………………………………………………………………….)
Конфеты – торт (………………………………………………………………)
Дождь – снег (………………………………………………………………….)
2.
«Восстанови слова».
МОР+КА+О+ВУ-АУ+Ь=______________________________________;
РО+ГУ-РУ+У-РЕЦ=______________________________________________;
ПО+МА+и+ДОР-А=______________________________________________;
КОТ-ОТ+АР+ТОШ+КУ-У+А=______________________________________;
КА+ПА-А+УС+ТО-О+А=__________________________________________.
3.
Чтобы получить следующую картинку, выполни задание на этом листе.
Прочитай эти пары слов. Подумай, какое слово пропущено. Почему.
Рыба–чешуя,
птица–перья,
апельсин–кожура,
яйцо–(………………………….)
Ель–шишка,
яблоня–(………………………..)
дуб–желудь,
пальма–кокос.
Польза–вред,
старт–финиш,
сухой-(………………………………)
Теленок – корова, ягненок – овца, жеребенок – лошадь, (…………………………..) – собака.
4.
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 26.
Упражнения на развитие внимания.
1.
«Раздели слова на группы».
яблоко, индюк, курица, жираф, груша, лев, апельсин, воробей, собака, мандарин, ворона,
кошка, банан, грач, лиса, киви, орёл, волк, сокол.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2.Подберите к каждому слову из левого столбика слово, противоположное по значению
(антоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.
Старт
Низ
Ласковый
Короткий
Верх
Быстро
Длинный
Ложь
Медленно
Отнять
Покупать
Финиш
Правда
Продавать
Прибавить
Грубый
3. Нужно как можно быстрее найти числа от 1 до 35 на картинке (цифры при поиске
разукрашивать разными цветами).
4.«Соедини цифры, получи рисунок».
Занятие 27.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями
.
1.«
Найди все слова в строчках, подчеркни маркером».
ЖДМКРОТСОНВШДУТРОЗХВЙБАВТОБУСПУМОРЕЦХОЖЙОДМОКЦВЕТДСВЕТЕРФ
ХКБЕРЁЗАЖЭГУСЬФФДДЧАСЫЭЭБЪЪНОСЩЩУЦТРОНДДКОРААРКАДДЭЭЙЙБЕЛ
КАУУТКОНОСБЬТЮЛАВВУРАГАНИСМЕЧТА
2.
«Вставь по аналогии». Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по
смыслу слово вместо пропуска.
Например: Песок сыпят, а воду льют.
Котлеты жарят, а суп _________________________________________________.
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ________________________________.
Топором рубят, а пилой _______________________________________________.
Ластиком стирают, а ручкой ___________________________________________.
Летом идет дождь, а зимой ____________________________________________.
Рыбы плавают, а птицы _____________.
3.
Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст,
вписывая пропущенные слова.
Над
городом
повисли
снеговые________________________________.
Ещё
утром
началась___________________________________________.
Снег
повалил
большими_________________________________________________.
Всё
сразу______________________________________________.
По
дороге
в
школу___________________________________________приходилось протаптывать себе
тропинку.
Весело
играя
и
толкаясь,
ребята
бежали
к
_________________________________________________________.
Прозвинел___________________________.
4.
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 28.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1.«Раздели слова на группы».
Роза, берёза, свёкла, ромашка, рябина, морковь, пион, тополь, картофель, лилия, дуб,
перец, василёк, ясень, помидор, лютик, липа, огурец.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.«Соедини половинки слов».
КАБ
МОН
СОК
ОР
ГОР
ЛУК
РА
ОЛ
БАЛ
ОХ
МОТ
ДОСТЬ
ПОС
КОН
3.Впиши в клетки квадрата числа, чтобы квадрат стал «волшебным».
ответ
4.«Найди 7 отличий».
Занятие 29.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1.«Превращение слов». В наборе букв надо найти по два слова.
Садовый и лесной цветок: РЛОАЗНДАЫШ_______________________________.
__________________________________________________________.
Дерево и хлебный злак:ДРУОЖБЬ______________________________.
_________________________________________________________.
2.«Вставь по аналогии».
Чай : Сахар = Суп : ____________________Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка.
Дерево : Сук = Рука : ____________ Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец.
Дождь : Зонтик = Мороз : ____________ Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба.
2
7
6
9
5
1
4
3
8
7
9
1
3
Школа : Обучение = Больница : ___________ Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной.
Песня : Глухой = Картина : ____________ Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной.
3.«Шифровальщик».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
а
б
в
к
м
н
о
л
д
т
4 7 5 1 6 9 1______________________________
3 7 8 4___________________________________
0 1 8 7 6__________________________________
5 7 8 7 4 7 __________________________________
7 4 6 7 ____________________________________
Занятие 30.
Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.
1.Впиши числа, чтобы сумма их по всем направлениям была ровна.
2
2
5
0
1
2.
«Восстанови слова».
ШАР+ЛАЮ-РЮ+АШ=Ш.. ..А..
КУ+РИМ+ЦАЯ-МЯ=К..Р.. ..А
СТОР+ЛИЮ-РЮ+ЦА=СТ..Л..ЦА
Л+ЁТА+ЧИР-АР+К=ЛЁ.. .. ..К
3.
Переставьте буквы, чтобы получились слова.
Насос_______________________________________;
Накат______________________________________;
Норма______________________________________;
Носик______________________________________.
4.«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 31.
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
1.«Раздели слова на группы».
Тарелка, скатерть, шорты, ложка, салфетка, футболка, вилка, наволочка, майка, чашка,
простынь, платье.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.«Шифровальщик».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
а
б
в
к
м
н
о
л
д
т
2 7 8 0_______________________________
3 7 2 8 1______________________________
4 7 5 6 1 0 1___________________________
0 1 6 4__________________________________
2 1 6 4 1________________________________
3 «Найди лишнее слово и подчеркни его».
Каменщик, плотник, портной, маляр.
Курица, утка, скворец, индюк.
Ягненок, лисенок, теленок, жеребенок.
Черный, яркий, теплый, большой.
Вода, лед, бензин, водяной пар.
4.«Кто спрятался в сказочном лесу».
Занятие 32.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1.«Вставь по аналогии».
Рыба : Сеть = Муха : ____________ Комар, Комната, Жужжать, Паутина.
Птица : Гнездо = Человек : ___________ Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом.
Хлеб : Пекарь = Дом : ____________ Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь.
Пальто : Пуговица = Ботинок : ____________ Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа.
Коса : Трава = Бритва : _______________ Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент
.
2.Четыре из пяти слов можно объединить в одну группу, назвать одним словом, а пятое
слово не подходит ко всем остальным, оно лишнее. Исключить лишнее слово и объяснить,
почему оно лишнее.
1) Собака, корова, синица, свинья, лошадь.
2) Желтый, зелёный, красный, яркий, синий.
3) Лист, кора, земля, почка, корень.
4) Ворона, снегирь, воробей, барсук, аист.
5) Ромашка, липа, роза, лютик, одуванчик.
3.«Продолжи числовой ряд».
№1
8
2
6
2
4
2
№2
5
9
12
13
16
17
№3
27
27
23
23
19
19
№4
8
9
12
13
16
17
№5
1
2
4
8
16
32
4.Объясни, что здесь не так.
Занятие 33.
Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.
1.«Раздели слова на группы».
колобок, автомобиль, валенки, Золушка, поезд, сапоги, теремок, самолёт, туфли, Курочка
Ряба, трамвай, кроссовки.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2.«Крылатые выражения». Соедини стрелочками.
Голоден как
медведь
Хитёр как
индюк
Труслив как
рыба
Неповоротлив как
лиса
Надут как
заяц
Нем как
волк
3.«Развивай внимание». Запомни увиденные изображения и нарисуй как можно точнее.
4.«Нарисуй по точкам».
Занятие 34.
Упражнения на развитие внимания.
1.В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот общий
смысл нужно передать одним словом.
берёза, ель, осина, ива (____________________________________________)
пила, молоток, рубанок, отвёртка (_____________________________________)
сыроежка, мухомор, лисичка, маслёнок (________________________________)
дятел, утка, орёл, курица (_____________________________________________)
медведь, рысь, тушканчик, бобр (______________________________________)
автомобиль, поезд, самолёт, трамвай (____________________________________)
2.«Слова рассыпались».
ВОРД-………………………………………………………………………….;
ЕЛОНЬ…………………………………………………………………………;
БЛУК……………………………………………………………………………;
ВАТРА………………………………………………………………………….;
КУТА…………………………………………………………………………….
3.«Развивай внимание».
4.«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 35.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1.«Слова рассыпались». Расставь буквы и напиши названия 7 животных.
ЛЁЗОК……………………………………………………………………………;
КУТА……………………………………………………………………………..;
ДАШОЛЬ…………………………………………………………………………:
ЛЁСО……………………………………………………………………………..;
СУГЬ……………………………………………………………………………..;
ПУТЕХ……………………………………………………………………………;
ВОЦА……………………………………………………………………………..
2.«Вставь по аналогии».
3.«найди отличие».
4.«Найди общее название».
Малина, клубника, черника-…………………………………………………;
Сапоги, ботинки, туфли-……………………………………………………..;
Пчела, бабочка, стрекоза-…………………………………………………….;
Саратов, Тверь, Тула-………………………………………………………………
Занятие 36.
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
1. Озорной котенок: детям предлагается распутать клубок слов, которые запутал
озорной котенок, прочитать получившиеся слова:
2.«Найди слова».
БАРАНКА__________________________________________________;
КРЕМЕНЬ__________________________________________________;
УГОЛ______________________________________________________;
ДРАМА_____________________________________________________;
ПОЛК______________________________________________________;
ПЕНАЛ_____________________________________________________;
3.«Раскрась картинку на обложке твоей тетради».
Занятие 37.
Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.