Автор: Старикова Елена Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Порошинский детский сад №12
Населённый пункт: п.Порошино Камышловский район, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль игровой деятельности в социализации детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль игровой деятельности в социализации детей дошкольного
возраста
Проблемы социализации современных дошкольников
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых
социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация
детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность
ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации
современных детей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не
такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что
изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития.
Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания
взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические
требования.
Каков же современный ребенок? Педагоги "нарисовали" портрет
современного ребенка исходя из собственных наблюдений.
Развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный,
свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный,
педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
Такой диагноз как СДВГ (гиперактивность) уже является «нормой» развития.
Сейчас идет для детей большой поток информации (шумы, книги, ТВ,
гаджеты, звуки на улице) – в результате в головном мозге детей
недостаточность нейронных соединения, выхода для этого потока
информации нет, и поэтому эта информация выходит у современных детей
через поведенческие реакции или дети часто болеют.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети
нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной
кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко
управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми.
Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, поэтому
современные дети рано научаются читать, писать, считать. Но у большинства
детей головной мозг не созрел для восприятия информации и особенно
большого объема, что ведет к поведенческим реакциям, заиканиям, и др
психическим проблемам.
Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа
выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское
"дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со
сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития
личности ребенка искажена.
Серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни
современного ребенка. Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь
малышей, заменяя семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки,
беседы с отцом.
Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная
среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его
памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте
личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие
его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления
творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится
сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со
сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных
познавательных задач, проявляет познавательную инициативу,
удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное
воображение и творческие способности. Где он экспериментирует,
фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми,
сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и
пытается заботиться о других.
Психологические особенности социализации современных
дошкольников
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период больших перемен и
подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период
активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения
новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов
развития современных дошкольников является социализация. Процесс
социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение
базовых навыков взаимодействия между членами общества.
Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить
маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже
очень скоро, когда пойдет в школу. Именно поэтому на данном этапе важно
не изолировать ребенка от общества, а наоборот – посещать с ним детские
коллективы, площадки, в детский сад,, ходить в гости к друзьям и приглашать
их к себе.
Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко
взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis –
общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний,
норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно
и компетентно участвовать в жизни общества» .
Главной целью социализации является - становление основ ценностного
отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям
разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и
уважительного отношения к собственным этническим ценностям и
достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Психологические особенности социализации младшего, среднего и
старшего дошкольного возраста.
1. Младший дошкольный возраст. В этом возрастном периоде ребенок уже
требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников, называет
сверстников по имени, взрослых по имени отчеству. Понимает, кем он
является (девочкой или мальчиком). Понимает оценку хороших и простых
поступков. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней,
принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают Они
подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли
брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли
обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее. И в этом
возрасте является нормой, что ребенок может жадничать, брать чужие
игрушки, обижаться и т.д.
2. Средний дошкольный возраст. Этот возрастной отрезок характеризуется
тем, что дети начинают задавать бесконечно количество вопросов обо всём
на свете. Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным,
направленным на познание. Речь становится главным способом его общения.
Трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими (упрямство,
строптивость, конфликтность и др.) постепенно уходят. Принимает участие в
играх с четкими правилами. Готов делиться игрушкой, угощениями.
Проявляет чуткость к сверстнику и взрослому.
3. Старший дошкольный возраст. Коммуникация ребёнка приобретает
личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути
человека. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов,
советах, поддержке и понимании взрослых, ведь взрослый — образец для
подражания. Глядя на взрослых, копируют их стиль общения,
взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало
формирования своей индивидуальности. Высказывает свою точку зрения.
Способен достичь конечного результата, довести дело до конца. Оценивает
свои поступки и поступки сверстников. Понимает настроение и предлагает
помощь.
Влияние семьи на процесс социализации каждого возрастного этапа
дошкольника.
На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее
членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это
родительские роли.
Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или
слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные
нарушения и трудности в социальной адаптации. В дошкольном возрасте
дети, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или
воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют
налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их
эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.
Одним из основных показателей социального взросления маленького ребенка
является его согласие ненадолго отпустить мать от себя, а также остаться в
детском коллективе.
Не менее важным показателем развития социальных потребностей ребенка
становится возникновение интереса к другим детям на улице или группе.
Стремление к общению с другими детьми свидетельствует о том, что у
малыша появляется свой круг интересов.
Владение ребенком основными навыками самообслуживания также
свидетельствует о его готовности обходиться без посторонней помощи.
Известно, что навыками самообслуживания быстрее овладевают именно
социально активные дети, стремящиеся к самостоятельности и не
испытывающие страха перед новым жизненным опытом.
В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами
наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения ребенка и полом.
Игра и социализация дошкольников каждого возрастного этапа.
Дети младшего дошкольного возраста чаще проводят время в одиночной игре
это норма. В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение
со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности.
Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над
товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать
негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны
поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со
взрослыми является индивидуальное общение. Дети младшего дошкольного
возраста усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с
определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»),
могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам
поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а
нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он
дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому
ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к
взрослому.
В то же время дети среднего дошкольного возраста чаще предпочитают
коллективные, командные формы развлечений. Они заводят первых друзей,
хотя такие отношения еще не прочные. В 4—5 лет сверстники становятся для
ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре,
чем взрослый. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются
договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.
Дети среднего дошкольного возраста социальные нормы и правила
поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться
обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому
дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со
словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети
без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и
«пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме
того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять
простые трудовые обязанности, доводить дело до конца.
Дети старшего дошкольного возраста способны легко принимать участие в
командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно
определение общей цели и плана действий. Учатся сотрудничать,
договариваться, а также распределяют социальные роли и правила
поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка,
посещение врача, путешествие).
Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а
мальчики – мужские. В старших группах продолжается воспитание
самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения
ребенка 6—7 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы,
самоорганизации и самоконтроля. В этом возрасте в поведении
дошкольников происходят качественные изменения — формируется
возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те
требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми
Действуя в игре, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои
интересы, качества личности, чувства. Поэтому в социально-развивающей
игре, как ни в одной другой деятельности, можно узнать особенности и
возможности ребенка. В процессе сюжетно-ролевых игр дети овладевают
жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается
познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются
способности выражать отношение к окружающей действительности. Таким
образом, осуществляется развитие детей, подготовка их к обучению в школе,
а в целом проходит их первичная социализация.
Игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего
будущего, с точки зрения социальной перспективы. Игра имеет неоценимое
значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает
для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру
невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не
играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не
формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению
и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И
наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник
способен к преодолению трудностей в учебе и общении.