Напоминание

Развитие навыка креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности учащихся.


Автор: Горюхина Екатерина Ефимовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №1 г.Нерюнгри имени Каримовой С.С."
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыка креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Раздел: полное образование





Назад




Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С. Каримовой»

Руководитель методического объединения естественных наук,

Горюхина Екатерина Ефимовна,

учитель физики высшей квалификационной категории.

Развитие навыка креативного мышления в урочной и внеурочной

деятельности учащихся.

1. В современном обществе возрастает потребность в людях, способных

творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать

существующие проблемы. То есть теперь все меньше требуются люди, которые

обучены трудиться по «образцу», по «шаблону», от молодого поколения ждут

инициативности, нестандартности, готовности к РЕГУЛЯРНОМУ саморазвитию,

в современном обществе не ценится «образование на всю жизнь», теперь

необходимо «образование на протяжении всей жизни», а соответственно

требуется

и

нестандартное,

креативное

мышление.

Чем

настоятельнее

потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее возникает

потребность в теоретической и практической разработке проблем развития

креативного мышления.

Что же такое креативность?

Креативность, или творческие способности

— это умение нешаблонно

мыслить, находить новые решения, генерировать идеи.

Креативное мышление – навык, который пригодится любому человеку, вне

зависимости

от

возраста

и

занимаемой

должности.

Это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать,

анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать

выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить

стереотипы,

увидеть

новые

пути

решения

задач.

Главный принцип креативности – взять то, что уже существует, и использовать

это по-другому.

2. В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит

системно - деятельностный подход, данный стандарт обеспечивает развитие

качеств личности с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося

и призывает обеспечить развитие творческого потенциала и познавательных

мотивов, что необычайно важно при формировании навыка креативного

мышления учащихся.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в

современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить.

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся

информационным потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,

идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по

отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая

мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и др.

Результаты развития универсальных учебных действий

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

умение различать объективную трудность задачи и субъективную

сложность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной

деятельности;

умение планировать работу (планирующий самоконтроль);

адекватность самооценки;

Коммуникативные УУД:

способность выстраивать правильно свою речь

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения

Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника.

Самооценка

Мотивация учебной деятельности.

3.

Технология развития креативного мышления - один из способов,

посредством реализации которого возможно добиться высокой мотивации к

познавательной деятельности.

Стадия вызова:

«Картинно-буквенный трехъязычный ребус» (развитие вербального

мышления)

«Буквенные ленты» (улучшение скорости мышления)

«Перевертыши» (развитие гибкости и логики мышления)

«Рассыпанная фраза» (активизация мышления)

«Акростих» (стихотворение, в котором начальные буквы строк

образуют какое-либо слово или фразу)

Мозговая атака

Ключевые слова (словосочетания, предложения)

Перепутанные логические цепочки

Разбивка на кластеры (смысловые блоки)

Денотатный граф [от лат. denoto - обозначаю и греч.- пишу] - способ

вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия

Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали)

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Стадия реализации смысла:

«Понятийное

колесо»

(позволяет

«вытащить

на

свет»

уже

имеющиеся по данной теме знания)

«Слоговицы» (активизация внимания; игра-разминка, в которой

необходимо составлять слова из слогов других слов)

«Кроссенс»

(развитие

творческого

мышления;

ассоциативная

головоломка нового поколения)

«ТАНК» – развитие навыков аргументации

Т – тезис (Я считаю, что....)

А – аргументация (Так, как...)

Н – наглядность (Например,....)

К – кольцевание (Таким образом,....)

Система маркировки текста «ИНСЕРТ»

Чтение с остановками

Таблица «Плюс - минус - интересно»

Метод РАФТ (Р – роль, А – акцент на особенность, Ф – форма, Т –

тема)

Прием ПОПС

Прием «фишбоун»

Стадия рефлексии:

Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение

итогов

Возвращение к приемам, применяемым на стадии осмысления

Мини-сочинение, эссе

Синквейн

Перекрестная дискуссия

«Шесть шляп мышления» и др.

4. Поскольку мы не можем измерить креативное мышление, то возникает

необходимость воспользоваться средствами, которые позволяют «схватить»

проявления, или индикаторы, этого

навыка. Проблема в том, что таких

инструментов мало. Традиционные инструменты (тесты с выбором ответа,

закрытые вопросы, ранжированные шкалы) хороши для измерения знаний.

Возможный источник нужных инструментов — «аутентичное» оценивание, при

котором изучается то, как учащийся справляется с реальными жизненными

задачами. То, как он это делает, можно наблюдать, т. е. есть индикаторы, по

которым можно оценить наличие навыка.

Индикатором может быть поведение, продукт, достижение. Для аутентичного

оценивания нужно создать условия, в которых навык проявится, т. е. нужны

задачи, отражающие реальные жизненные ситуации, в которых используется

данный навык.

Все оценочные инструменты должны отвечать требованиям к формирующему

оцениванию, соответствовать его ключевым характеристикам:

встроены в процесс преподавания и учения;

предполагают обсуждение учебных целей с учениками;

вовлекают учеников в самооценивание или партнерское оценивание;

обеспечивают

обратную

связь:

помогают

ученикам

наметить

следующие шаги в учении;

укрепляют уверенность в том, что каждый ученик может добиться

улучшений;

стимулируют рефлексию и коммуникацию на уроке.

Предлагаем основные инструменты для оценки навыка и мониторинга его

прогресса — это критериальная оценочная рубрика (в виде таблицы) и лист

наблюдений. В листе наблюдений - высказывания учащихся во время групповой

работы, иллюстрирующие проявление навыка.

В таблицу включены общие описания компонентов навыка и описаны уровни их

сформированности или возможный прогресс, происходящий при переходе с

одного уровня на другой.

Для понимания изменений, происходящих при переходе на более высокий

уровень, надо учесть, что все компоненты, проявившиеся на предыдущем уровне,

сохраняются и служат основой для компонентов более высокого порядка, которые

надстраиваются над ними. Общая логика прогресса навыка— это наращивание

инициативности и самостоятельности, которые проявляет ученик при решении

учебных заданий в ходе групповой работы.

Символическое обозначение уровней — Пассивный, Ведомый, Инициатор и

Стратег — отражает характер этого перехода и опирается на наблюдения за тем,

как проявляют себя ученики в ходе групповой работы.

Например: этап урока «Участие в решении»

Уровень 1. Пассивный. Выполняет порученную часть работы.

Уровень 2. Ведомый. Ищет способ приложить базовые умения к нестандартной

ситуации. Выделяет известное и неизвестное.

Уровень 3. Инициатор. Находит аналогичную ситуацию, привлекает свой опыт.

Выделяет известное и неизвестное, отмечает значимые факторы в условии.

Формулирует вопросы по ходу решения. Находит оригинальное решение.

Выступает инициатором контроля и проверки.

Уровень 4. Стратег. Объясняет, обосновывает ход решения. Очерчивает границы

задания. Реагирует на разные идеи и решения. Соглашается или нет. Реагирует на

нарушения логики решения. Корректирует неправильное решение.

Также один из наиболее характерных инструментов формирующего оценивания

это карты понятий. Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики

могут видеть общую картину предмета или отдельной темы.

Инструменты формирующего оценивания нужны, чтобы сделать возможным

«процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя

используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в

своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим

образом»

5.

Теперь перейдем к ответу на вопрос: как формировать навык на основе

содержания

изучаемого

предмета?

Иначе говоря,

как проектировать

и

проводить урок (внеурочную деятельность), направленный на когнитивное

развитие детей за счет формирования у них навыка креативного мышления.

Целью такого урока является — создание пространства для формирования и

развития креативного мышления (креативности). Это значит, что учебная

ситуация должна строится определенным, на сегодняшний день нетрадиционным

образом.

Для аутентичного оценивания нужны задачи, отражающие реальные жизненные

ситуации

Основными характеристиками таких ситуаций являются следующие:

Учебная задача предполагает несколько решений или разные способы

одного.

Обучающиеся разрабатывают мини-проект или создают с помощью

нестандартных (неочевидных для типового учебного процесса) средств.

Сюжет решаемой проблемы может развиваться в рамках конкретного

предметного содержания и обогащать предметные умения детей.

Предполагается работа в группе.

Требуется самостоятельный поиск и применение информации.

Реализуется идея использования для решения знаний из разных разделов

курса, учебных предметов.

Учитываются

возможности

детей

с

разным

уровнем

академической

подготовки.

Такие задания дают возможность самостоятельно углубиться в предмет. Это

открывает обширное поле для работы, в том числе и одаренным учащимся.

Учебные ситуации подобного типа могут опираться на современные технологии

смешанного обучения, которые подразумевают задействование ИКТ в большом

количестве. Различные компьютерные технологии могут быть использованы во

время урока, при выполнении заданий дома, а также для коммуникации между

учениками и учителем. В них хорошо вписывается применение цифровых

устройств для персонализации обучения, работы в группе.

Также хорошо вписывается в креативные учебные ситуации стратегия Flipped

learning, или перевернутого обучения, меняющая работу в классе и дома местами:

учащиеся дома изучают материал и ищут нужную информацию, а в классе

выполняют практическую работу в группе.

В любом случае при работе с заданиями нового типа роли учителя и ученика

распределены не так, как это принято на традиционном уроке:

ученики получают свободу в выборе плана, объёма и форм работы, а

учитель предоставляет им возможность проявить самостоятельность, подобрав

соответствующее задание;

школьники выступают в роли учителя друг для друга, работая в паре или в

группе. Педагог становится консультантом для самостоятельно работающих

команд и поддерживает их продуктивную работу;

обучающиеся принимают участие в оценке как результатов урока, так и

процесса

работы,

используя

инструменты

самооценивания.

Учитель не только получает возможность оценивать предметные результаты, но и

осуществлять мониторинг формирования и развития креативности (креативного

мышления). Такой мониторинг может проводиться как на уровне класса, так и на

индивидуальном уровне. Оценивание в этом случае имеет формирующий

характер.

Несколько важных принципов, которые помогут разработать задание для

креативного урока, предлагает автор модели креативного мышления Б.

Лукас:

задание позволяет наблюдать и оценивать формируемые навыки, делает их

«видимыми»;

ученики становятся его «соразработчиками», т. е. могут развивать и

дополнять задание;

задание дает учителю возможность проводить формирующее оценивание;

учитель может использовать целый комплекс педагогических приемов:

проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование,

дискуссии (и т.д.);

задание стимулирует учеников проявлять любознательность, использовать

собственный жизненный опыт, сотрудничать.

Развитию

креативности

учащихся

могут

способствовать

не

только

специально составленные задания, но и особая организация деятельности

при их выполнении

Любознательность (активный интерес к заданию):

-интерес к окружающему миру (ситуации задания) и желание узнать больше об

окружающем мире (о различных аспектах ситуации задания; проговаривание

ассоциации);

-самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой

информации (в том числе в неожиданных источниках).

Создание идей

(воображение).

Продуцирование

собственных

идей.

Здесь выделяются два аспекта:

-оригинальность предложенных идей;

-гибкость или подвижность, способность продуцировать большое количество

идей.

Развитие предложенных идей:

-оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых

сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;

-умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с

появлением новой информации об объекте исследования.

Освоение новых способов организации урока, проектирование заданий

нового типа требует времени и смелости. Однако все затраты окупаются

интересом и активностью учеников на уроке.



В раздел образования