Автор: Ковтонюк Елена Петровна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский горный техникум"
Населённый пункт: пгт.Шахтерск, Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка как необходимое условие подготовки высококвалифицированных специалистов
Раздел: среднее профессиональное
Профессионально-прикладная физическая подготовка
как необходимое условие подготовки высококвалифицированных
специалистов
Ковтонюк Е.П. – преподаватель физической культуры
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы по физической
культуре в соответствии с требованиями ФГОС СПО для подготовки студентов к
профессиональной деятельности.
Ключевые слова:профессионально важные физические способности, здоровье.
В настоящее время возрастает интерес на рынке труда к рабочим
специальностям.
Современное
общество
нацелено
на
высокую
результативность работы. Добиться высоких показателей производительности
труда способствует применение компьютерных технологий, что значительно
снижает двигательную активность человека на производстве, в быту и в
современной системе образования.
Резкое уменьшение физической активности значительно ухудшило
функциональное состояние людей и показатели их здоровья.
По данным детских амбулаторных учреждений Углегорского района,
показатель общей заболеваемости детей 15–17 лет вырос на 16% по сравнению
с 2018 годом.
Ранговая структура заболеваний детей вУглегорскомрайоне.:
заболевания органов дыхания – 43%;
болезни глаза и его придаточного аппарата – 11%;
болезни костно-мышечной системы – 10,8%;
болезни органов пищеварения – 11,6%.
Ухудшение
состояния
здоровья
молодежи
обусловлено
высокой
распространенностью
факторов
риска:
нарастанием
объема
информации,трудностями
психофизиологической
адаптации
к
условиям
реального производства.
Работая
в
современных
условиях,
педагог
сталкивается
в
своей
деятельности с противоречиеммежду повышением медицинских требований к
профессиональной деятельности и низкими функциональными показателями
здоровья обучающихся для овладения профессией или специальностью.
1
Чем сложнее технологии производства, тем более совершенным и
подготовленным должен быть специалист, управляющий ими.
Цель – организация профессионально-направленных занятий физической
культуры,
способствующих
увеличению
сопротивляемости
организма
к
утомлению и внешним факторам, приводящим к нему.
Критерием
оценки
готовности
любого
специалиста
к
трудовой
деятельности является уровень развития профессионально важных качеств,
трудовых навыков и умений, непосредственно связанных с характером
предстоящей трудовой деятельности, а так же физическая подготовленность
будущих специалистов для работы на производстве.
Полноценное использование профессиональных компетенций будущего
рабочего возможно только при хорошем состоянии здоровья и высокой
работоспособности, которые формируются при регулярных и специально
организованных
занятиях
физической
культурой
с
профессиональной
направленностью.
Профессиональная
заболеваемость
–
общепризнанный
критерий
вредного влияния неблагоприятных условий труда на здоровье работников. В
угольной промышленности – это контакт с угольно-породной пылью;
изменение газового состава воздуха; шум и вибрация; нерациональное
освещение и вентиляция; вынужденное положение тела; нервно-психическое,
зрительное, слуховое перенапряжение; тяжелый физический труд.
Профессионально-прикладная
физическая
подготовка
(ППФП)
в
образовательном процессеспособствует достижению результата физической
подготовленности.
Многочисленные исследования (Агаджанян Н.А., Апанасенко Г.Л., и др)
показывают, что высокая работоспособность не только препятствует развитию
хронических
соматических
заболеваний,
но
и
помогает
противостоять
различным неблагоприятным факторам окружающей среды.
Вопросы организации и подготовки специалистов с учетом профиля
выбранных профессийне является принципиально новым направлением в
теории и методике физического воспитания. Впервые в нашей стране научно-
2
теоретическое обоснование использования средств физической культуры в
подготовке специалистов к трудовой деятельности дано В.В. Белиновичем
(1967). Автором определены задачи ППФП, направленные на всестороннее
развитие,
достижение
высокого
уровня
физической
подготовленности
молодежи, а так же на развитие качеств, необходимых для избранной
профессиональной деятельности.
С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные
профессионально
важные
сенсорные,
умственные,
двигательные,
организаторские навыки, приобретаются знания и умения в области физической
культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности
всех основных органов, систем, психических процессов организма.
ППФП создаёт предпосылки для сокращения сроков профессиональной
адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой
работоспособности и производительности труда, содействует укреплению
здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.
Для того чтобы практически осуществить общую направленность ППФП
на
формирование
и
совершенствование
специфических
физических
способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии или
специальности. К ним относятся характеристики производственных движений
и действий.
После
того,
как
выяснены
профессионально
важные
физические
способности и определены специфические профессиональные двигательные
навыки,
определяютсянаиболее
эффективные
средства,
содействующие
развитию этих качеств. При подборе средств уточняются упражнения, которые
воздействуют комплексно.Решается несколько задач одновременно: развитие
физических
способностей,
формирование
двигательных
навыков;
совершенствование функций организма, его возможности противодействовать
влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.
В процессе занятий физической культурыюноши приобретают умения и
навыки работы на предприятиях угольной отрасли. Для
них необходима
хорошая координация движений, сила и силовая выносливость основных
3
мышечных групп, статическая выносливость, профессиональная быстрота
реакции, гибкость. Уроки ППФП способствуют развитию этих качеств.
В подготовительной части уроков, выполняются упражнения, которые
способствуют решению общих задач урока. Строевые упражнения успешно
решают задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа,
дисциплины
и
организации,
формирования
осанки.
Комплекс
общеразвивающих упражнений(ОРУ) направлен на выполнение разминки для
восстановления
наибольшей
подвижности
в
сочленениях,
обеспечения
готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся
значительных
мышечных
усилий.
Подобранные
упражнения
оказывают
разностороннее воздействие наобучающихся, а также локальное влияние на те
группы мышц, которые будут участвовать в работе. Предпочтение отдано
упражнениям,
которые
развивают
внимание,
скоростную
и
силовую
выносливость, координацию движений, которые необходимы обучающимся
для успешного овладения профессиональными умениями и навыками.
Для
подготовительной
части
применяется
фронтальная
форма
организации, которая позволяет всем обучающимся, выполнять одни и те же
упражнения, в одном ритме под счет.
При выполнении ОРУ используется метод целостного выполнения
упражнений.
С
целью
привлечения
внимания,
считаю
наиболее
целесообразным сопровождать обучение показом и рассказом.
В основной части урока предусматривается групповая форма организации
для упражнений на развитие физических качеств. Порядок работы в группе
сводится к последовательному выполнению заданного упражнения каждым
обучающимся.Эти упражнения представляют собой упрощенные варианты
изучаемых действий, создают адаптивное выполнение, при использовании
которого воспитывается отношение к физическим упражнениям и труду, что
помогает привить устойчивый интерес к занятиям с направленным развитием
двигательных способностей согласно выбранной специальности. Упражнения
выполняются со строгим дозированием физической нагрузки.
4
Роль преподавателя в данном случае подводится к контролю и
управлению ходом обучения, важными здесь становятся самоконтроль и
самооценка обучающимися собственных действий.
В заключительной части используются приёмы приведения организма из
возбуждённого в относительно спокойное состояние.
Для
успешного
закрепления
технических
элементов
обучающиеся
принимают участие в районных и внутритехникумовскихсоревнованиях по
различным видам спорта.Соревнования способствуют развитию морально-
волевых качеств, таких как: спокойствие, уравновешенность, чувство такта,
дисциплинированность, сила воли, стремление добиться высоких целей. Часто
проводятся соревнования межу студентами и работодателями.
Для того чтобы максимально приобщить обучающихся к здоровому
образу жизни во внеурочное время мы проводим туристические походы,
занятия в спортивном зале после уроков, с помощью которых тоже реализуются
поставленные цели.
Разработанные
уроки
физической
культуры
с
использованием
профессиональной
направленности
способствуютформированиюздорового
специалиста, готового к производственной деятельности.
Введение
ППФП
в
практику
физического
воспитания
создаёт
предпосылки
для
достижения
высокой
работоспособности
и
производительности труда выпускников техникума.
Список использованной литературы
1. Гончаров В.Д., Романов Б.Ф. Профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов вузов: реальность и перспективы// Теория и практика
физической культуры. 2013. №3.С 18-20.
2. Рютина Л.Г. Методология научного поиска при определении содержания
профессионально-прикладной
физической
подготовки
студентов
вузов
железнодорожного транспорта// Теория и практика физической культуры. 2015.
№4. С. 30-34.
5