Напоминание

Профессионально-прикладная физическая подготовка как необходимое условие подготовки высококвалифицированных специалистов


Автор: Ковтонюк Елена Петровна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский горный техникум"
Населённый пункт: пгт.Шахтерск, Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка как необходимое условие подготовки высококвалифицированных специалистов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессионально-прикладная физическая подготовка

как необходимое условие подготовки высококвалифицированных

специалистов

Ковтонюк Е.П. – преподаватель физической культуры

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы по физической

культуре в соответствии с требованиями ФГОС СПО для подготовки студентов к

профессиональной деятельности.

Ключевые слова:профессионально важные физические способности, здоровье.

В настоящее время возрастает интерес на рынке труда к рабочим

специальностям.

Современное

общество

нацелено

на

высокую

результативность работы. Добиться высоких показателей производительности

труда способствует применение компьютерных технологий, что значительно

снижает двигательную активность человека на производстве, в быту и в

современной системе образования.

Резкое уменьшение физической активности значительно ухудшило

функциональное состояние людей и показатели их здоровья.

По данным детских амбулаторных учреждений Углегорского района,

показатель общей заболеваемости детей 15–17 лет вырос на 16% по сравнению

с 2018 годом.

Ранговая структура заболеваний детей вУглегорскомрайоне.:

заболевания органов дыхания – 43%;

болезни глаза и его придаточного аппарата – 11%;

болезни костно-мышечной системы – 10,8%;

болезни органов пищеварения – 11,6%.

Ухудшение

состояния

здоровья

молодежи

обусловлено

высокой

распространенностью

факторов

риска:

нарастанием

объема

информации,трудностями

психофизиологической

адаптации

к

условиям

реального производства.

Работая

в

современных

условиях,

педагог

сталкивается

в

своей

деятельности с противоречиеммежду повышением медицинских требований к

профессиональной деятельности и низкими функциональными показателями

здоровья обучающихся для овладения профессией или специальностью.

1

Чем сложнее технологии производства, тем более совершенным и

подготовленным должен быть специалист, управляющий ими.

Цель – организация профессионально-направленных занятий физической

культуры,

способствующих

увеличению

сопротивляемости

организма

к

утомлению и внешним факторам, приводящим к нему.

Критерием

оценки

готовности

любого

специалиста

к

трудовой

деятельности является уровень развития профессионально важных качеств,

трудовых навыков и умений, непосредственно связанных с характером

предстоящей трудовой деятельности, а так же физическая подготовленность

будущих специалистов для работы на производстве.

Полноценное использование профессиональных компетенций будущего

рабочего возможно только при хорошем состоянии здоровья и высокой

работоспособности, которые формируются при регулярных и специально

организованных

занятиях

физической

культурой

с

профессиональной

направленностью.

Профессиональная

заболеваемость

общепризнанный

критерий

вредного влияния неблагоприятных условий труда на здоровье работников. В

угольной промышленности – это контакт с угольно-породной пылью;

изменение газового состава воздуха; шум и вибрация; нерациональное

освещение и вентиляция; вынужденное положение тела; нервно-психическое,

зрительное, слуховое перенапряжение; тяжелый физический труд.

Профессионально-прикладная

физическая

подготовка

(ППФП)

в

образовательном процессеспособствует достижению результата физической

подготовленности.

Многочисленные исследования (Агаджанян Н.А., Апанасенко Г.Л., и др)

показывают, что высокая работоспособность не только препятствует развитию

хронических

соматических

заболеваний,

но

и

помогает

противостоять

различным неблагоприятным факторам окружающей среды.

Вопросы организации и подготовки специалистов с учетом профиля

выбранных профессийне является принципиально новым направлением в

теории и методике физического воспитания. Впервые в нашей стране научно-

2

теоретическое обоснование использования средств физической культуры в

подготовке специалистов к трудовой деятельности дано В.В. Белиновичем

(1967). Автором определены задачи ППФП, направленные на всестороннее

развитие,

достижение

высокого

уровня

физической

подготовленности

молодежи, а так же на развитие качеств, необходимых для избранной

профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные

профессионально

важные

сенсорные,

умственные,

двигательные,

организаторские навыки, приобретаются знания и умения в области физической

культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности

всех основных органов, систем, психических процессов организма.

ППФП создаёт предпосылки для сокращения сроков профессиональной

адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой

работоспособности и производительности труда, содействует укреплению

здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Для того чтобы практически осуществить общую направленность ППФП

на

формирование

и

совершенствование

специфических

физических

способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии или

специальности. К ним относятся характеристики производственных движений

и действий.

После

того,

как

выяснены

профессионально

важные

физические

способности и определены специфические профессиональные двигательные

навыки,

определяютсянаиболее

эффективные

средства,

содействующие

развитию этих качеств. При подборе средств уточняются упражнения, которые

воздействуют комплексно.Решается несколько задач одновременно: развитие

физических

способностей,

формирование

двигательных

навыков;

совершенствование функций организма, его возможности противодействовать

влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.

В процессе занятий физической культурыюноши приобретают умения и

навыки работы на предприятиях угольной отрасли. Для

них необходима

хорошая координация движений, сила и силовая выносливость основных

3

мышечных групп, статическая выносливость, профессиональная быстрота

реакции, гибкость. Уроки ППФП способствуют развитию этих качеств.

В подготовительной части уроков, выполняются упражнения, которые

способствуют решению общих задач урока. Строевые упражнения успешно

решают задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа,

дисциплины

и

организации,

формирования

осанки.

Комплекс

общеразвивающих упражнений(ОРУ) направлен на выполнение разминки для

восстановления

наибольшей

подвижности

в

сочленениях,

обеспечения

готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся

значительных

мышечных

усилий.

Подобранные

упражнения

оказывают

разностороннее воздействие наобучающихся, а также локальное влияние на те

группы мышц, которые будут участвовать в работе. Предпочтение отдано

упражнениям,

которые

развивают

внимание,

скоростную

и

силовую

выносливость, координацию движений, которые необходимы обучающимся

для успешного овладения профессиональными умениями и навыками.

Для

подготовительной

части

применяется

фронтальная

форма

организации, которая позволяет всем обучающимся, выполнять одни и те же

упражнения, в одном ритме под счет.

При выполнении ОРУ используется метод целостного выполнения

упражнений.

С

целью

привлечения

внимания,

считаю

наиболее

целесообразным сопровождать обучение показом и рассказом.

В основной части урока предусматривается групповая форма организации

для упражнений на развитие физических качеств. Порядок работы в группе

сводится к последовательному выполнению заданного упражнения каждым

обучающимся.Эти упражнения представляют собой упрощенные варианты

изучаемых действий, создают адаптивное выполнение, при использовании

которого воспитывается отношение к физическим упражнениям и труду, что

помогает привить устойчивый интерес к занятиям с направленным развитием

двигательных способностей согласно выбранной специальности. Упражнения

выполняются со строгим дозированием физической нагрузки.

4

Роль преподавателя в данном случае подводится к контролю и

управлению ходом обучения, важными здесь становятся самоконтроль и

самооценка обучающимися собственных действий.

В заключительной части используются приёмы приведения организма из

возбуждённого в относительно спокойное состояние.

Для

успешного

закрепления

технических

элементов

обучающиеся

принимают участие в районных и внутритехникумовскихсоревнованиях по

различным видам спорта.Соревнования способствуют развитию морально-

волевых качеств, таких как: спокойствие, уравновешенность, чувство такта,

дисциплинированность, сила воли, стремление добиться высоких целей. Часто

проводятся соревнования межу студентами и работодателями.

Для того чтобы максимально приобщить обучающихся к здоровому

образу жизни во внеурочное время мы проводим туристические походы,

занятия в спортивном зале после уроков, с помощью которых тоже реализуются

поставленные цели.

Разработанные

уроки

физической

культуры

с

использованием

профессиональной

направленности

способствуютформированиюздорового

специалиста, готового к производственной деятельности.

Введение

ППФП

в

практику

физического

воспитания

создаёт

предпосылки

для

достижения

высокой

работоспособности

и

производительности труда выпускников техникума.

Список использованной литературы

1. Гончаров В.Д., Романов Б.Ф. Профессионально-прикладная физическая

подготовка студентов вузов: реальность и перспективы// Теория и практика

физической культуры. 2013. №3.С 18-20.

2. Рютина Л.Г. Методология научного поиска при определении содержания

профессионально-прикладной

физической

подготовки

студентов

вузов

железнодорожного транспорта// Теория и практика физической культуры. 2015.

№4. С. 30-34.

5



В раздел образования