Автор: Барт Марина Виталиевна
Должность: учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Александровка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Александровка
Населённый пункт: Самарская область Ставропольский район с.Бахилово
Наименование материала: Актуальность формирования функциональной грамотности детей
Тема: Актуальность формирования функциональной грамотности детей
Раздел: начальное образование
Выполнила :
Барт Марина Виталиевна
учитель начальных классов.
Бахиловского филиала
ГБОУ СОШ с. Александровка
01.06.2020-05.06 2020г.
Актуальность формирования функциональной грамотности детей не
вызывает сомнения у родителей, воспитателей, педагогов. Ценность
жизни и здоровья ребёнка является приоритетной для каждой семьи, для
общества и государства. Поэтому возникает ряд актуальных научно-
методических проблем по воспитанию и обучению младших
школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в
современной социально-информационно-культурной ситуации развития
общества привить им основы функциональной грамотности в
сфере безопасного и здорового образа жизни.
ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая
степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с
грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике
населения – один из базовых показателей его социально-культурного
развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось
исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию
индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к
владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как
способности личности читать, понимать, составлять простые короткие
тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в
системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной
культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только
столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о
функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности,
что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие
общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности
рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как
проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов
ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования
является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для
освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания
учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей
(игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком,
играет ведущую роль в его психическом развитии.
Достижение эффективного результата в овладении учащимися ключевыми
компетенциями, особенно компетенцией в решении жизненных проблем и
компетенцией работы с информацией, на необходимом и достаточном уровне
как основы для успешной адаптации и полноценного функционирования в
современном обществе.
Факторы, влияющие на развитие ФГ школьников:
1.
Содержание образования (программы)
2.
Формы и методы обучения
3.
Система диагностики
4.
Программы внешкольного образования
5.
Модель управления школой
6.
Образовательная среда
7.
Роль родителей в процессе обучения и воспитании:
Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию
функциональной грамотности учащихся в условиях начальной школы
включает совершенствование всех составных и структурных компонентов
профессиональной компетентности современного учителя, содержание
которых обогащается знанием о сущности, содержании и структуре
функциональной грамотности ученика.
Организация содержания к формированию функциональной грамотности:
образовательные технологии, методы обучения в начальной школе
Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний
В течение года:
Формирование организационные, интеллектуальные и другие умения, в том
числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения
Технология формирования типа правильной читательской
деятельности, создающая условия для развития важнейших
коммуникативных умений
В течение года:
Развитие осознанности чтения
Технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для
формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных
и оценочных умений
В течение года:
Проекты детей.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и
проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований,
предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и
др.
Обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача
которых состоит в организации условий, провоцирующих детское
действие
В течение года:
Создание учебной ситуации предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,
научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно
выяснить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия (как
после их завершения, так и по ходу);
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Уровневая дифференциация обучения
В течение года:
Использование уровневой дифференциации обучения вносит определённые
изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это
партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании
своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и
обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им
решение
Информационные и коммуникационные технологии, использование
которых позволяет формировать основу таких важнейших
интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
В течение года:
Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях
позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять
полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка,
необходимых для синтеза идей (планирование, прогонозирование). Наконец,
на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу
критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной
идеи
Приемы критического мышления.
В течение года:
Критическое мышление предполагает использование на уроке 3-хступеней
развития мышления: «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос
«Что я знаю?» по данной теме; «Осмысление» - ответы на вопросы, которые
сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?), и
«Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал»
ребенок на уроке по данной теме.
Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию
функциональной грамотности учащихся обеспечивается созданием
следующих педагогических условий: профессионально-образовательной
среды, обеспечивающей позитивное и стимулирующее отношение
педагогических кадров к повышению собственного профессионального
уровня, применением кластерной образовательной технологии при обучении
педагогических кадров по программе повышения квалификации
«Профессиональная компетентность учителя по формированию
функциональной грамотности учащихся».
школа должна научить своих учеников применять полученные знания в
повседневной жизни. При условии успешности внедрения выше изложенного
в практику, мы выполним главную цель формирования функционально-
грамотной личности, то есть формирования в организациях образования
интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, начиная с
начальной школы.