Напоминание

использование технологии направляющего текста


Автор: Нина Валерьяновна Сонжонова
Должность: МАОУ "Сотниковская СОШ"
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: с.Сотниково, Иволгинского района Республика Бурятия
Наименование материала: открытый урок "Жиры"
Тема: использование технологии направляющего текста
Раздел: полное образование





Назад




Конспект открытого урока по химии на тему «Жиры»

(2ч.)

10 класс

Цели урока:

1. Образовательные: сформировать представление о жирах как биоорганических

веществах, их классификации, способах их переработки и применении,

актуализировать знания о жирах из курса биологии.

2. Развивающие: развивать приёмы умственной деятельности учащихся: сравнение,

анализ, классификация, находить причинно – следственные связи, делать выводы;

совершенствовать умения составлять уравнения реакций, получать информацию из

различных источников, конспектировать, выбирать главное, развивать умение

работать с учебником, со справочной литературой; способствовать развитию

логического мышления, коммуникативных и оценочных умений.

3. Воспитательные: продолжать формировать целостную картину мира,

социальные компетенции учащихся.

Форма урока: групповое изучение нового материала по технологии

направляющего текста.

Оборудование к уроку: изображения масличных растений, животных, из которых

получают жир; образцы сливочного, подсолнечного, горчичного и других масел,

маргарин, олифа, глицерин, мыло, свеча; таблица «Пищеварительная система

человека», портреты Шевреля, Бертло.

Для демонстрационного эксперимента: пробирки, растительное масло, вода, ацетон,

растворы гидроксида натрия, серной кислоты, перманганата калия.

На столах учащихся должны быть учебники и дополнительная литература, план

урока, тестовые задания.

(На статьях о жирах в дополнительной литературе учитель делает закладки, на

которых отмечает, на какие вопросы при чтении данного материала нужно обратить

внимание).

Используемая литература:

1. А.И. Артёменко. Органическая химия. М.: Высшая школа, 1994.

2. М.В. Ермолаев. Биологическая химия. М.: Медицина, 1989.

3.К. Зоммер, К.-Х. Вюнш, М.Цеттлер. Химия. Справочник школьника и студента. М.:

Дрофа, 1999.

4. Б.К. Погорелецкий, В.М. Балаян. Рассказы о масличных растениях. М.:

Агропромиздат, 1989.

5. Б.Н. Степаненко. Курс органической химии. М.: Высшая школа, 1992.

6. М. Фримантл. Химия в действии. М.: Мир, 1996.

7. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман . Органическая химия 10 класс. М.:

«Просвещение», 2010.

Ход урока.

Актуализация знаний.

1. Какие органические соединения изучали на прошлом уроке?

(Сложные эфиры.).

2. При взаимодействии каких веществ получают сложные эфиры?

I этап урока – установочный. Учитель объясняет, что на уроке каждый

ознакомится с темой «Жиры» по учебнику Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Химия – 10. Стр. 119 – 121, а затем прочитает статью из дополнительной литературы

с целью расширить имеющиеся знания о жирах из курса биологии по следующему

плану. План изучения темы.

1. Состав, строение жиров.

2. Классификация жиров.

3. Физические свойства жиров.

4. Химические свойства жиров.

5. Переработка и применение жиров.

6.Биологическая роль жиров.

7. Обмен жиров в организме человека.

В тетрадь выпишет определение и общую формулу жиров, а также ответы на

вопросы плана изучения темы. Через 15 минут работы с литературой планируется

коллективное обсуждение подготовленных ответов на вопросы плана.

II этап урока – этап самостоятельной работы учащихся с учебником и

дополнительной литературой.

В качестве методического приёма используются следующие задания:

1. Составление плана параграфа, текста.

2. Написание тезисов.

Алгоритм составления тезисов:

1. чтение текста;

2. деление его на смысловые части

3. определение основных мыслей и положения каждой части;

4. краткая запись основных положений текста.

Учащиеся выбирают любой приём для выполнения задания.

III – этап урока – обмен информацией, запись учащимися основного

содержания в тетрадь.

IY – этап урока – проверка записанного содержания с материалом ответов,

которые предлагает учитель.

Самооценка по параметрам:

«5» - ответы полные, включён дополнительный материал.

«4» - ответы на некоторые вопросы, краткие; не нашли ответ на один или два

вопроса.

«3» - ответы очень краткие, не ответил на три или более вопросов.

Y – этап – тестирование.

Взаимопроверка членами группы.

YI – этап урока – итоговый.

Рефлексия: что узнали, какие трудности испытывали, положительные и

отрицательные моменты урока, используя направляющий текст.

YII. Домашнее задание: выучить конспект, параграф 31.

Работа строится в виде беседы. Учащиеся используют дополнительную литературу

по направляющему тексту с целью расширить имеющие знания.

Направляющий текст по теме «Жиры».

1. Напишите определение жиров и их общую формулу.

2. Какие кислоты могут входить в состав жиров?

Учащиеся: в жиры входят остатки предельных и непредельных карбоновых кислот

от С4 до С24. Обычно это кислоты нормального строения с чётным числом атомов

углерода. Исключение – маргариновая кислота с числом атомов углерода 17.

Изредка в жирах встречаются карбоновые кислоты разветлённого и циклического

строения. Так, например, в семенах одного восточно – индийского растения

содержится хаульмугровое масло, используемое для лечения проказы. А в

его состав входит хаульмугровая кислота. В состав касторового масла входит

рицинолевая кислота, являющаяся оксикислотой. В непредельных кислотах

содержится от одной до шести двойных связей. Обычно в состав того или иного

жира входит 5 – 8 остатков различных кислот (в сливочном масле их 20). В составе

животных жиров преобладают предельные кислоты, в составе растительных -

непредельные.

3. Классификация жиров.

Учащиеся: Жиры классифицируют по происхождению на животные и

растительные. Растительные жиры, или масла, делят на высыхающие

(т.е. окисляющиеся, и затвердевающие на воздухе), полувысыхающие и

невысыхающие. Высыхающие масла содержат остатки кислот с двумя и более

двойными связями, полувысыхающие – с одной-двумя двойными связями,

невысыхающие – одной двойной связью. К высыхающим относят льняное, маковое,

конопляное масла. К полувысыхающим - подсолнечное, соевое, хлопковое; к

невысыхающим – оливковое, пальмовое, арахисовое, касторовое, кокосовое. Жиры

можно разделить на жидкие

(большинство растительных масел, жиры рыб и морских млекопитающих) и

твёрдые (жиры животных и кокосовое масло). Жидкие жиры содержат 70 – 85%

непредельных кислот, а твёрдые жиры содержат около 50 и более процентов

предельных кислот.

4.Перечислите физические свойства жиров.

Демонстрация эксперимента: в три пробирки налить по 5 мл воды, ацетона,

раствора гидроксида натрия и добавить в них по нескольку капель растительного

масла. Учащиеся наблюдают, что происходит при встряхивании пробирок.

После обсуждения эксперимента учащиеся записывают вывод в тетрадь о

фиэических свойствах жиров: нерастворимы в воде, хорошо растворяются в

органических растворителях, эмульгируются щелочами.

6. В какие реакции вступают жиры?

Учитель демонстрирует опыт: окисление растительного масла

раствором перманганата калия в кислой и щелочной среде. В кислой среде

наблюдается обесцвечивание, а в щелочной среде – зелёная окраска.

7. Кем, когда и как были изучены жиры?

Учащиеся: Шееле выделил из оливкого масла вещество сладкого вкуса –

«масляный сахар», вскоре он обнаружил его в коровьем масле и свином жире. Так в

1779 году было установлено, что в состав жиров входит глицерин. Шеврель посвятил

изучению жиров 14 лет. В 1808 году к нему обратился владелец текстильной

фабрики с просьбой изучить состав мягкого мыла, получаемого на фабрике.

Шеврель установил, что мыло – натриевая соль высшей жирной кислоты. Шеврель

Изготовлял мыла из жиров различных животных, выделял из них жирные кислоты.

Так впервые были получены стеариновая, олеиновая,

капроновая кислоты. Шеврель показал, что жиры состоят из глицерина и различных

карбоновых кислот. Синтез жиров осуществил в 1850 году Бертло, нагревая в

запаянных стеклянных трубках смесь глицерина

с высшими карбоновыми кислотами.

8. Что является источниками жиров?

Учитель демонстрирует изображения растений и животных.

9. Как перерабатывают жиры?

10. Напишите уравнение гидролиза и омыления триглицерида.

Напишите уравнение реакции гидрирования растительного жира.

11. Каковы основные направления применения жиров?

Учитель демонстрирует масла, маргарин, глицерин, олифу, свечу, мыло.

12. Когда и кем впервые получен маргарин?

13. Какова биологическая роль жиров?

14. Как происходит усвоение жиров организмом человека?

15. Где в клетке синтезируются жиры?

16. Какие ещё сведения о жирах в организме человека вы нашли?

Итак, рассмотрены вопросы плана. В тетрадях у учащихся записана

информация о жирах. Много дополнительной информации они услышали.

Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается тест. На тест

отводится 5 минут. Предлагается два варианта теста. Учащиеся, сидящие за

одной партой, меняются тестами и проверяют друг друга.

Ответы учитель может проговорить устно или написать на доске.

Тест по теме «Жиры».

Вариант 1.

1. Какие вещества могут образоваться при гидролизе жиров:

а) этиленгликоль б) глицерин в) уксусная кислота

г) этанол д) пальмитиновая кислота е) линолевая кислота

2. Какой из перечисленных учёных синтезировал жиры из глицерина и

высших карбоновых кислот:

а) Бутлеров б) Бертло в) Бертоле г) Шееле д) Шеврель

3. Как называются ферменты, расщепляющие жиры:

а) амилазы б) желчь в) липазы г) протеазы

4. Твёрдые жиры образованы:

а) стеариновой кислотой и глицерином б)

стеариновой кислотой и этонолом

в) линолевой кислотой и этонолом

5. Жиры хорошо растворяются:

а) в органических растворителях б) в воде в) в растворе кислот

6. Превращение жидких жиров в твёрдые происходит в результате реакции:

А) гидратации б) гидрирования в) дегидрирования

Вариант 2.

1. Какой из перечисленных учёных изучал жиры путём выделения из них

высших карбоновых кислот:

А) Шеврель б) Шееле в) Бертло г) Бертоле д) Бутлеров

2. Какие вещества не могут образовываться при гидролизе жиров:

а) вода б) муравьиная кислота в) глицерин

г) олеиновая кислота

д) этанол е) линоленовая кислота

3. В каком отделе пищеварительной системы происходит расщепление жиров:

а) ротовая полость б) желудок в) тонкий кишечник

г) толстый кишечник д) прямая кишка

4. Жидкие жиры образованы:

а) глицерином и олеиновой кислотой б)

метанолом и олеиновой кислотой в)

глицерином и пальмитиновой кислотой

г) метанолом и пальмитиновой кислотой

5. Строительная функция осуществляется:

а) в образовании воды б) в сохранении тепла в) принимают участие

в построении клеток всех органов и тканей.

6. Рыбий жир является источником витамина:

А) С б) В в) Д



В раздел образования