Напоминание

"Музыкальное образование в России"


Автор: Елена Анатольевна Артемьева
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №10"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Музыкальное образование в России"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В РОССИИ»

Автор-составитель: преподаватель

теоретических дисциплин

Артемьева Елена Анатольевна

Брянск - 2020 г.

ВВЕДЕНИЕ

Два предшествующих столетия дали музыкальному миру множество

русских имен, как в сочинительстве, так и в исполнительстве, занявших

место в одном ряду с великими европейскими музыкантами. Среди них

Чайковский, Рахманинов, Рихтер, Мравинский… Мы не задаёмся вопросом,

почему в девятнадцатом веке появились Глинка и Римский-Корсаков. Но нас

интересует вопрос: почему такие музыканты как Рахманинов и Игумнов,

Рихтер и Софроницкий не появляются в России двадцать первого века.

В советское время такой проблемы не было. Советская музыкальная

культура исповедовала старые русские идеи о роли классической музыки в

обществе и средствах её поддержания и развития. Может эта идея была

закована в рамки цензуры и советской идеологии, но она жила и давала

прекрасные результаты.

Проблема появилась вместе со свободой от большевистской идеологии,

и эта свобода создала противоестественное отношение к классической

музыке, как в обществе, так и в институтах управления музыкальным

образованием. Вот почему необходимо перелистать страницы нашей

собственной истории и попытаться понять, что сталось с тем разумным,

добрым, вечным, что было основой музыкального образования в нашей

стране более ста лет.

1

СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Немного истории. Европейскую музыку в Россию ввезли иноземцы, а

музыкальное образование как систему русские создали для себя сами,

приспособив европейскую систему к особенностям русского национального

характера и русского образа жизни. В качестве учителей привлекали

европейских исполнителей, служивших в оркестрах царя, иностранных

посланников и русских вельмож. Талантливые иностранцы, постигнув

мышление и обычаи русского общества, обзаведясь смешанными семьями,

осев на нашей земле и обрусев, строили уникальную русскую школу

совместно с Хандошкиным, Бортнянским, Глинкой, Бородиным и другими.

Упоминания

о

немецких

музыкальных

инструментах

в

Москве

относятся ещё к началу XVII века - правлению первого из Романовых -

Михаила Фёдоровича. Он благосклонно слушал музыкантов, привезённых

иностранными посланниками.

Его преемник велел сжигать «бесовские» музыкальные инструменты

русских скоморохов, но ему нравилась музыка немецких труб и скрипок в

домах иностранцев и русских вельмож. При Алексее Михайловиче был

открыт и первый театр, который, однако, просуществовал всего лишь

несколько лет.

Пётр Великий не был первооткрывателем «немецкой музыки», дорогу

проложили его отец и дед. Уже ездили в Швецию учиться играть на

клавесине графини Голицыны и княгини Кантемир и Черкасская. При Петре

для целей армейских и для застольных увеселений создавались духовые

ансамбли. Они выписывались из Европы, поначалу из Германии и

Голландии.

В 1729 году был учреждён первый придворный оркестр из 20 человек.

Екатерина II держала два оркестра - бальный и камерный. Заведя у себя при

дворе «бальный оркестр», заразила придворных прелестью танцев под его

аккомпанемент. Именно тогда возникла и быстро распространилась мода на

«бальную музыку», её стали заводить в поместьях.

2

Во второй половине XVIII века появилось множество бальных оркестров

из крепостных музыкантов. Такие оркестры были у отца и дяди М. И.

Глинки, их он слушал ребёнком, им мы обязаны появлением первого

русского симфониста.

В придворные оркестры приглашались исключительно европейские

музыканты; в бальных оркестрах играли крепостные, которых обучали

европейцы, а затем и крепостные профессиональные музыканты.

Придворная мода дала толчок обучению музыке в русских семьях. Уже

на рубеже XVШ-XIX веков часть русского общества - просвещённое

дворянство, состоятельные семьи других сословий - нуждалась в серьёзном и

систематическом обучении детей музыке. В 1803 году в России поселился

ирландский пианист Джон Филд, учитель М. Глинки, А. Верстовского,

А. Гурилёва, а также тамбовского помещика Аркадия Рахманинова,

деда С. В. Рахманинова.

Музыке стали обучать господских детей, это стало частью их

обязательного образования, и крепостных, чтобы они обслуживали господ.

Первым

давали

хорошее

домашнее

образование

как

обязательную

«полировку» молодого дворянина, изредка их даже посылали в Европу;

вторым предстояла профессиональная деятельность, их тоже отправляли

учиться за рубеж, нередко на деньги меценатов.

Мода

на

музыку,

которую

мы

сейчас

называем

классической,

постепенно завоёвывала русское общество. В конце XVIII - начале XIX века

в России была создана почва для конструирования русской системы

музыкального образования, и в дворянской среде выросло целое поколение

превосходных музыкантов-любителей, не концертировавших, но упорно

внедрявших музыку в сознание своих детей и внуков, друзей и соседей-

помещиков. Таков был, например, Аркадий Александрович Рахманинов. Он

выучил игре на рояле всех шестерых своих детей.

3

Классическая музыка становилась необходимым инструментом для

развития

мышления,

чувства

стиля,

воспитания

нравственности

и

эстетического чувства.

О роли музыки в жизни русского общества второй половины XIX -

начала ХХ века Мариэтта Шагинян писала: «В той среде, где я выросла и

вращалась с детства, на музыку не смотрели только как на изолированный

"вид искусства", которым одни занимаются профессионально, а другие в

определённые часы и дни наполняют свой досуг.

Мы считали музыку неотъемлемой составной частью всей культуры,

причём такое понимание музыки росло и углублялось у нас с каждым

возрастом.

В детстве оно выражалось в том, что в школе музыка была предметом

обязательным, а в семье мы её постоянно слышали, так как в знакомых мне

интеллигентских городских семьях... всегда кто-нибудь играл на рояле или на

скрипке и "музицировал" по вечерам вместе с гостями, тоже игравшими и

приносившими свои инструменты.

В студенческие годы из "обязательного" предмета образования и

воспитания музыка уже превратилась для нас в потребность.

Когда же наступила зрелость, музыка превратилась для нас в проблему

культуры, которую мы обсуждали. в самом её существе, в связи её с эпохой,

с миросозерцанием, с основными вопросами жизни и смерти» …

России понадобилось всего сто лет, чтобы общество, далёкое от

европейской

классической

музыки,

созрело

до

истинно

серьёзного

восприятия её как инструмента воспитания в широких кругах просвещённого

населения.

4

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

К ХХ веку Россия получила превосходную, дававшую отличные

результаты систему музыкального образования, как общего, для воспитания

нравственного облика человека, так и профессионального. Плоды этой

системы - русские и советские музыканты - признаны во всём мире, и

признаны настолько, что музыкальные учреждения Запада отдавали русским

драгоценные рабочие места в школах, оркестрах, театрах.

Однако в XXI веке конкурентоспособность российских музыкантов по

сравнению с советскими начала давать сбои. Преклонение перед Западом,

ставшее в нашей стране традиционным, перешло и на процесс обучения. В

наших музыкальных школах теперь воспитывается всё больше превосходных

мастеров уровня их западных коллег, но лишённых того удивительного

качества, что всегда ценилось в мире, специфического русского звучания, то

есть того, что чаще всего отличало русского исполнителя от западного.

Каковы же принципы, на основе которых строилось обучение детей в

России XIХ века? Мать ученья – дисциплина

.

Мариэтта Шагинян оставила воспоминания о своих занятиях в

гимназии-пансионе:

«Средняя

школа

развила

постоянный

интерес

к

музыке...

Те из учащихся, которые лишь приходили на дневные уроки, посещали

только класс хорового пения с обязательным чтением нот. Для нас же,

пансионерок, рабочий день в три часа не кончался, и среди прочих

обязанностей мы должны были довольно серьёзно учиться музыке, начиная с

игры на фортепиано и кончая уроками по теории и гармонии, с решением

задач по композиции… Каждая из нас имела свой час для "упражнения"

[в музыкальной комнате] и ревниво сторожила его, чтобы никто не

"зажилил" лишних пяти минут».

Более ста лет учебные программы сохраняли старую идею о том, что

надо «учить грамоте» голос - музыкальный инструмент, данный человеку от

природы. В русских гимназиях детей учили петь в хоре по нотам, традиция

5

перешла и в советскую общеобразовательную школу, правда, без чтения нот.

Уроки хора убрали из обязательных программ в постсоветский период, а

между тем пение хором - это первый для детей опыт работать в ансамбле с

другими, не говоря уже об эстетической стороне воспитания.

В нашем современном представлении о домашнем образовании много

ошибочного. Мы полагаем, что домашние занятия были свободны от

дисциплины. На самом деле дети - дома ли, в гимназии ли, в ином учебном

заведении - подчинялись строгой дисциплине, если их родители хотели дать

им в руки орудие, способное защитить их в будущей самостоятельной жизни.

Рахманинов вспоминал о пяти годах своего раннего детства с

четырёхлетнего возраста до отъезда в Петербург, когда он, как и его старшие

сестра

и

брат,

должны

были

подчиняться

жёсткой

дисциплине,

установленной матерью, Любовью Петровной Рахманиновой: «С самых

первых дней мы были приучены к тому, что для всего есть своё время. Кроме

подробного расписания уроков, строго определённые часы отводились игре

на фортепиано, гулянию, чтению, и только чрезвычайные обстоятельства

могли нарушить этот чёткий распорядок».

И далее о жизни у Зверева: «Начиналась жизнь, подчинённая суровой

дисциплине и серьёзным занятиям… Мы имели... один рояль на троих.

Каждый из нас должен был заниматься ежедневно по три часа… и горе

тому, кто начинал заниматься на пять минут позже или вставал из-за

рояля на пять минут раньше, чем положено!».

Рабочий день «зверят» начинался в шесть часов утра и заканчивался в

восемь часов вечера. И это не исключение. Все авторы мемуаров о том

времени, каждый по-своему, вспоминают о своих детских занятиях примерно

одно и то же.

У детей и подростков того времени, в сущности, не было каникул в

современном понимании этого слова, когда ребёнок встаёт с постели к

полудню и свободен от каких-либо обязанностей, а на первых уроках по

6

специальности в начале сентября выясняется, что летнее домашнее задание

не выполнено.

В

письмах

и

воспоминаниях

о

летних

месяцах,

проведённых

Рахманиновым в Ивановке и в Крыму, находим сообщения о том, что

молодёжь ни на один день не прекращала своих обычных занятий.

А в воспоминаниях Рахманинова есть следующий эпизод: «Зверев снял

маленький домик, где поселил троих мальчиков, и не одних, но поручив их

заботам Ладухина, профессора из Московской консерватории. Его задача

заключалась в том, чтобы за два с половиной месяца его питомцы прошли

материал,

на

который

согласно

планам

Московской

консерватории

отводилось два-три года, а именно курс элементарной теории и начала

гармонии…

Когда ранней осенью мальчики вернулись в Москву, они блестяще сдали

экзамен в Московской консерватории и были немедленно зачислены на

следующий курс гармонии, который вёл известный композитор Антон

Аренский»

Мозг ученика работает как во время занятий, так и во время каникул, и в

этот очаг надо постоянно подкладывать топливо, иначе ему будет скучно и

он займёт себя сам чем-нибудь ненужным, вредным, пустым. Компьютерной

игрой, например.

Отсутствие дисциплины в совокупности с неумением педагога

заинтересовать

ученика

своим

предметом

приводят

к

последствиям

фатальным. Примером тому служит история двухлетнего пребывания

С. В. Рахманинова в Петербургской консерватории в классе преподавателя

Демянского.

Зилоти,

оказавшийся

проездом

в

Петербурге,

отправил

двенадцатилетнего Сергея в ежовые рукавицы Н. Зверева, и Россия не

потеряла своего великого Музыканта.

Проверенные тысячелетиями инструменты поддержания дисциплины -

поощрение за успехи и наказание за небрежение. Первый пережил века и

7

сейчас существует в педагогике в некой уродливой форме, заимствованной

от американцев: детей нужно только хвалить.

Сыграл ученик гамму в одну октаву и сделал только две ошибки - хвали,

это уже успех, на прошлом уроке ошибок было три. Через месяц, глядишь, и

в две октавы гамму одолеет.

Ребёнок в принципе отрицает труд и насилие над собой, такова

человеческая природа, и, если его не заставлять, он сам учиться не будет,

ему, как любому детёнышу, приятнее играть.

Сохранились воспоминания о том, как педагог Ростроповича в гневе

выбросил его смычок, как Зверев своим ученикам, не справившимся с

трудным пассажем, пригрозил исключением из консерватории и повёл к

директору. Эти предания звучат сейчас как сказки.

Не в каждом ученике горит пламя Великой Музыки, но каждый должен

получить ШКОЛУ. И если он сам ленив и небрежен, то ему нужно помочь

наказанием.

До тех пор, пока либеральные веяния, поддержанные и порой

спровоцированные государственными распоряжениями и постановлениями,

не вмешались в дисциплину изучения ремесла, русские и советские студенты

получали великолепную школу.

Упражнения,

ставшие

классическими

в

советском

образовании,

показывают, каким скрупулёзным, дотошным было освоение технических

приёмов исполнительства. Такую школу получали Зилоти, Рахманинов, их

сверстники, независимо от того, стали они потом профессионалами или нет;

такую школу высоко оценил Лист, когда к нему из России приехал учиться

юноша, почти мальчик Александр Зилоти.

Школа даёт добротного ремесленника. Для рядового человека этого

достаточно. И школой любой может гордиться. Но для творческой личности

она лишь фундамент. Жёстко усвоенная школа даёт человеку искусства

свободу творчества, и эта последняя отличается от анархии именно тем, что

опирается на школу.

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская система образования учила несколько поколений студентов

умению выразить с помощью инструмента своё мироощущение. По

воспоминаниям людей, окружавших Рахманинова, и его собственным

ремаркам в письмах мы можем судить, что их педагоги требовали от

учеников большего, нежели постижение школы, но всестороннего развития

личности. Ученики не просто «проходили» Достоевского, они знали его,

размышляли над его философией; они знали доступную им живопись и

размышляли над её образами. Педагоги всячески развивали способность

ученика воспринять и оценить окружающую действительность, богатство

внешнего мира, потому что музыкант интересен не механистическим

воспроизведением текста, но передачей своего видения того, что заложено в

музыке автором.

Способность созерцать была естественным качеством рахманиновского

поколения, чему мы находим постоянные подтверждения в переписке и

мемуарах практически всех, оставивших свои записи о Рахманинове.

Музыканты этого поколения, их ученики и ученики их учеников каждый по-

своему воспринимали мир, каждый по-своему отражал своё восприятие, и

нам

интересна

именно

индивидуальная,

неповторимая

образность,

отличающая одного художника от другого.

В современном мире студент раз за разом прослушивает запись, которая

въедается в его мозг, затем так же, раз за разом, - другую запись, третью,

четвёртую. Он уже и сам не знает, где его собственное творчество, а где

заимствование, и сколько их, этих заимствований.

То, что музыканты столетней давности переживали сами, за нотными

значками видели душевное состояние, которое вызывало у них естественную

чувственную реакцию - смех и слёзы, взрыв энергии и успокоение,

современный студент склеивает из разных исполнений, и это лоскутное

одеяло лишено не только индивидуальности, но и единого стиля.

9

В

заключение

хочется

сказать

о

«духовном

образе

жизни»

рахманиновского поколения. Те люди, так же как и мы, были озабочены

бытом, работой, повседневными делами. Но в отличие от нас они жили

искусством, они творили его и щедро делились им - не для рекламы, не для

заработка и славы, но просто потому, что искусство было единственным для

них способом жить на этой земле.

10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

В.Н. Брянцева, «Детство и юность Сергея Рахманинова» //Всесоюзное

Издательство «Советский композитор» Москва, 1976г.;

2.

2. С. И. Дорошенко, «Зарубежные педагоги-музыканты в России XIX -

начала ХХ века: диалог российской и западноевропейской

музыкальной культуры //Вестник кафедры ЮНЕСКО //«Музыкальное

искусство и образование» - 2013г., вып.3;

3.

Ю.В.Келдыш, «Рахманинов и его время»;

4.

Т. В. Паршина, «Первые четырнадцать лет из жизни Сергея

Рахманинова: годы ученичества» // Вестник кафедры ЮНЕСКО //

«Музыкальное искусство и образование» - 2014;

5.

В. С. Попов, Обучение игре на фаготе в России: историческое прошлое

и современность // Вестник кафедры ЮНЕСКО// «Музыкальное

искусство и образование» - 2014;

6.

Рахманинов. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном;

7.

Рахманинов. Письма;

8.

С.Рахманинов, «Литературное наследие» 3тома;

9.

М.Шагинян, «Воспоминания о С.В.Рахманинове».

11



В раздел образования