Автор: Елена Анатольевна Артемьева
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №10"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Музыкальное образование в России"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ»
Автор-составитель: преподаватель
теоретических дисциплин
Артемьева Елена Анатольевна
Брянск - 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
Два предшествующих столетия дали музыкальному миру множество
русских имен, как в сочинительстве, так и в исполнительстве, занявших
место в одном ряду с великими европейскими музыкантами. Среди них
Чайковский, Рахманинов, Рихтер, Мравинский… Мы не задаёмся вопросом,
почему в девятнадцатом веке появились Глинка и Римский-Корсаков. Но нас
интересует вопрос: почему такие музыканты как Рахманинов и Игумнов,
Рихтер и Софроницкий не появляются в России двадцать первого века.
В советское время такой проблемы не было. Советская музыкальная
культура исповедовала старые русские идеи о роли классической музыки в
обществе и средствах её поддержания и развития. Может эта идея была
закована в рамки цензуры и советской идеологии, но она жила и давала
прекрасные результаты.
Проблема появилась вместе со свободой от большевистской идеологии,
и эта свобода создала противоестественное отношение к классической
музыке, как в обществе, так и в институтах управления музыкальным
образованием. Вот почему необходимо перелистать страницы нашей
собственной истории и попытаться понять, что сталось с тем разумным,
добрым, вечным, что было основой музыкального образования в нашей
стране более ста лет.
1
СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Немного истории. Европейскую музыку в Россию ввезли иноземцы, а
музыкальное образование как систему русские создали для себя сами,
приспособив европейскую систему к особенностям русского национального
характера и русского образа жизни. В качестве учителей привлекали
европейских исполнителей, служивших в оркестрах царя, иностранных
посланников и русских вельмож. Талантливые иностранцы, постигнув
мышление и обычаи русского общества, обзаведясь смешанными семьями,
осев на нашей земле и обрусев, строили уникальную русскую школу
совместно с Хандошкиным, Бортнянским, Глинкой, Бородиным и другими.
Упоминания
о
немецких
музыкальных
инструментах
в
Москве
относятся ещё к началу XVII века - правлению первого из Романовых -
Михаила Фёдоровича. Он благосклонно слушал музыкантов, привезённых
иностранными посланниками.
Его преемник велел сжигать «бесовские» музыкальные инструменты
русских скоморохов, но ему нравилась музыка немецких труб и скрипок в
домах иностранцев и русских вельмож. При Алексее Михайловиче был
открыт и первый театр, который, однако, просуществовал всего лишь
несколько лет.
Пётр Великий не был первооткрывателем «немецкой музыки», дорогу
проложили его отец и дед. Уже ездили в Швецию учиться играть на
клавесине графини Голицыны и княгини Кантемир и Черкасская. При Петре
для целей армейских и для застольных увеселений создавались духовые
ансамбли. Они выписывались из Европы, поначалу из Германии и
Голландии.
В 1729 году был учреждён первый придворный оркестр из 20 человек.
Екатерина II держала два оркестра - бальный и камерный. Заведя у себя при
дворе «бальный оркестр», заразила придворных прелестью танцев под его
аккомпанемент. Именно тогда возникла и быстро распространилась мода на
«бальную музыку», её стали заводить в поместьях.
2
Во второй половине XVIII века появилось множество бальных оркестров
из крепостных музыкантов. Такие оркестры были у отца и дяди М. И.
Глинки, их он слушал ребёнком, им мы обязаны появлением первого
русского симфониста.
В придворные оркестры приглашались исключительно европейские
музыканты; в бальных оркестрах играли крепостные, которых обучали
европейцы, а затем и крепостные профессиональные музыканты.
Придворная мода дала толчок обучению музыке в русских семьях. Уже
на рубеже XVШ-XIX веков часть русского общества - просвещённое
дворянство, состоятельные семьи других сословий - нуждалась в серьёзном и
систематическом обучении детей музыке. В 1803 году в России поселился
ирландский пианист Джон Филд, учитель М. Глинки, А. Верстовского,
А. Гурилёва, а также тамбовского помещика Аркадия Рахманинова,
деда С. В. Рахманинова.
Музыке стали обучать господских детей, это стало частью их
обязательного образования, и крепостных, чтобы они обслуживали господ.
Первым
давали
хорошее
домашнее
образование
как
обязательную
«полировку» молодого дворянина, изредка их даже посылали в Европу;
вторым предстояла профессиональная деятельность, их тоже отправляли
учиться за рубеж, нередко на деньги меценатов.
Мода
на
музыку,
которую
мы
сейчас
называем
классической,
постепенно завоёвывала русское общество. В конце XVIII - начале XIX века
в России была создана почва для конструирования русской системы
музыкального образования, и в дворянской среде выросло целое поколение
превосходных музыкантов-любителей, не концертировавших, но упорно
внедрявших музыку в сознание своих детей и внуков, друзей и соседей-
помещиков. Таков был, например, Аркадий Александрович Рахманинов. Он
выучил игре на рояле всех шестерых своих детей.
3
Классическая музыка становилась необходимым инструментом для
развития
мышления,
чувства
стиля,
воспитания
нравственности
и
эстетического чувства.
О роли музыки в жизни русского общества второй половины XIX -
начала ХХ века Мариэтта Шагинян писала: «В той среде, где я выросла и
вращалась с детства, на музыку не смотрели только как на изолированный
"вид искусства", которым одни занимаются профессионально, а другие в
определённые часы и дни наполняют свой досуг.
Мы считали музыку неотъемлемой составной частью всей культуры,
причём такое понимание музыки росло и углублялось у нас с каждым
возрастом.
В детстве оно выражалось в том, что в школе музыка была предметом
обязательным, а в семье мы её постоянно слышали, так как в знакомых мне
интеллигентских городских семьях... всегда кто-нибудь играл на рояле или на
скрипке и "музицировал" по вечерам вместе с гостями, тоже игравшими и
приносившими свои инструменты.
В студенческие годы из "обязательного" предмета образования и
воспитания музыка уже превратилась для нас в потребность.
Когда же наступила зрелость, музыка превратилась для нас в проблему
культуры, которую мы обсуждали. в самом её существе, в связи её с эпохой,
с миросозерцанием, с основными вопросами жизни и смерти» …
России понадобилось всего сто лет, чтобы общество, далёкое от
европейской
классической
музыки,
созрело
до
истинно
серьёзного
восприятия её как инструмента воспитания в широких кругах просвещённого
населения.
4
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
К ХХ веку Россия получила превосходную, дававшую отличные
результаты систему музыкального образования, как общего, для воспитания
нравственного облика человека, так и профессионального. Плоды этой
системы - русские и советские музыканты - признаны во всём мире, и
признаны настолько, что музыкальные учреждения Запада отдавали русским
драгоценные рабочие места в школах, оркестрах, театрах.
Однако в XXI веке конкурентоспособность российских музыкантов по
сравнению с советскими начала давать сбои. Преклонение перед Западом,
ставшее в нашей стране традиционным, перешло и на процесс обучения. В
наших музыкальных школах теперь воспитывается всё больше превосходных
мастеров уровня их западных коллег, но лишённых того удивительного
качества, что всегда ценилось в мире, специфического русского звучания, то
есть того, что чаще всего отличало русского исполнителя от западного.
Каковы же принципы, на основе которых строилось обучение детей в
России XIХ века? Мать ученья – дисциплина
.
Мариэтта Шагинян оставила воспоминания о своих занятиях в
гимназии-пансионе:
«Средняя
школа
развила
постоянный
интерес
к
музыке...
Те из учащихся, которые лишь приходили на дневные уроки, посещали
только класс хорового пения с обязательным чтением нот. Для нас же,
пансионерок, рабочий день в три часа не кончался, и среди прочих
обязанностей мы должны были довольно серьёзно учиться музыке, начиная с
игры на фортепиано и кончая уроками по теории и гармонии, с решением
задач по композиции… Каждая из нас имела свой час для "упражнения"
[в музыкальной комнате] и ревниво сторожила его, чтобы никто не
"зажилил" лишних пяти минут».
Более ста лет учебные программы сохраняли старую идею о том, что
надо «учить грамоте» голос - музыкальный инструмент, данный человеку от
природы. В русских гимназиях детей учили петь в хоре по нотам, традиция
5
перешла и в советскую общеобразовательную школу, правда, без чтения нот.
Уроки хора убрали из обязательных программ в постсоветский период, а
между тем пение хором - это первый для детей опыт работать в ансамбле с
другими, не говоря уже об эстетической стороне воспитания.
В нашем современном представлении о домашнем образовании много
ошибочного. Мы полагаем, что домашние занятия были свободны от
дисциплины. На самом деле дети - дома ли, в гимназии ли, в ином учебном
заведении - подчинялись строгой дисциплине, если их родители хотели дать
им в руки орудие, способное защитить их в будущей самостоятельной жизни.
Рахманинов вспоминал о пяти годах своего раннего детства с
четырёхлетнего возраста до отъезда в Петербург, когда он, как и его старшие
сестра
и
брат,
должны
были
подчиняться
жёсткой
дисциплине,
установленной матерью, Любовью Петровной Рахманиновой: «С самых
первых дней мы были приучены к тому, что для всего есть своё время. Кроме
подробного расписания уроков, строго определённые часы отводились игре
на фортепиано, гулянию, чтению, и только чрезвычайные обстоятельства
могли нарушить этот чёткий распорядок».
И далее о жизни у Зверева: «Начиналась жизнь, подчинённая суровой
дисциплине и серьёзным занятиям… Мы имели... один рояль на троих.
Каждый из нас должен был заниматься ежедневно по три часа… и горе
тому, кто начинал заниматься на пять минут позже или вставал из-за
рояля на пять минут раньше, чем положено!».
Рабочий день «зверят» начинался в шесть часов утра и заканчивался в
восемь часов вечера. И это не исключение. Все авторы мемуаров о том
времени, каждый по-своему, вспоминают о своих детских занятиях примерно
одно и то же.
У детей и подростков того времени, в сущности, не было каникул в
современном понимании этого слова, когда ребёнок встаёт с постели к
полудню и свободен от каких-либо обязанностей, а на первых уроках по
6
специальности в начале сентября выясняется, что летнее домашнее задание
не выполнено.
В
письмах
и
воспоминаниях
о
летних
месяцах,
проведённых
Рахманиновым в Ивановке и в Крыму, находим сообщения о том, что
молодёжь ни на один день не прекращала своих обычных занятий.
А в воспоминаниях Рахманинова есть следующий эпизод: «Зверев снял
маленький домик, где поселил троих мальчиков, и не одних, но поручив их
заботам Ладухина, профессора из Московской консерватории. Его задача
заключалась в том, чтобы за два с половиной месяца его питомцы прошли
материал,
на
который
согласно
планам
Московской
консерватории
отводилось два-три года, а именно курс элементарной теории и начала
гармонии…
Когда ранней осенью мальчики вернулись в Москву, они блестяще сдали
экзамен в Московской консерватории и были немедленно зачислены на
следующий курс гармонии, который вёл известный композитор Антон
Аренский»
Мозг ученика работает как во время занятий, так и во время каникул, и в
этот очаг надо постоянно подкладывать топливо, иначе ему будет скучно и
он займёт себя сам чем-нибудь ненужным, вредным, пустым. Компьютерной
игрой, например.
Отсутствие дисциплины в совокупности с неумением педагога
заинтересовать
ученика
своим
предметом
приводят
к
последствиям
фатальным. Примером тому служит история двухлетнего пребывания
С. В. Рахманинова в Петербургской консерватории в классе преподавателя
Демянского.
Зилоти,
оказавшийся
проездом
в
Петербурге,
отправил
двенадцатилетнего Сергея в ежовые рукавицы Н. Зверева, и Россия не
потеряла своего великого Музыканта.
Проверенные тысячелетиями инструменты поддержания дисциплины -
поощрение за успехи и наказание за небрежение. Первый пережил века и
7
сейчас существует в педагогике в некой уродливой форме, заимствованной
от американцев: детей нужно только хвалить.
Сыграл ученик гамму в одну октаву и сделал только две ошибки - хвали,
это уже успех, на прошлом уроке ошибок было три. Через месяц, глядишь, и
в две октавы гамму одолеет.
Ребёнок в принципе отрицает труд и насилие над собой, такова
человеческая природа, и, если его не заставлять, он сам учиться не будет,
ему, как любому детёнышу, приятнее играть.
Сохранились воспоминания о том, как педагог Ростроповича в гневе
выбросил его смычок, как Зверев своим ученикам, не справившимся с
трудным пассажем, пригрозил исключением из консерватории и повёл к
директору. Эти предания звучат сейчас как сказки.
Не в каждом ученике горит пламя Великой Музыки, но каждый должен
получить ШКОЛУ. И если он сам ленив и небрежен, то ему нужно помочь
наказанием.
До тех пор, пока либеральные веяния, поддержанные и порой
спровоцированные государственными распоряжениями и постановлениями,
не вмешались в дисциплину изучения ремесла, русские и советские студенты
получали великолепную школу.
Упражнения,
ставшие
классическими
в
советском
образовании,
показывают, каким скрупулёзным, дотошным было освоение технических
приёмов исполнительства. Такую школу получали Зилоти, Рахманинов, их
сверстники, независимо от того, стали они потом профессионалами или нет;
такую школу высоко оценил Лист, когда к нему из России приехал учиться
юноша, почти мальчик Александр Зилоти.
Школа даёт добротного ремесленника. Для рядового человека этого
достаточно. И школой любой может гордиться. Но для творческой личности
она лишь фундамент. Жёстко усвоенная школа даёт человеку искусства
свободу творчества, и эта последняя отличается от анархии именно тем, что
опирается на школу.
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская система образования учила несколько поколений студентов
умению выразить с помощью инструмента своё мироощущение. По
воспоминаниям людей, окружавших Рахманинова, и его собственным
ремаркам в письмах мы можем судить, что их педагоги требовали от
учеников большего, нежели постижение школы, но всестороннего развития
личности. Ученики не просто «проходили» Достоевского, они знали его,
размышляли над его философией; они знали доступную им живопись и
размышляли над её образами. Педагоги всячески развивали способность
ученика воспринять и оценить окружающую действительность, богатство
внешнего мира, потому что музыкант интересен не механистическим
воспроизведением текста, но передачей своего видения того, что заложено в
музыке автором.
Способность созерцать была естественным качеством рахманиновского
поколения, чему мы находим постоянные подтверждения в переписке и
мемуарах практически всех, оставивших свои записи о Рахманинове.
Музыканты этого поколения, их ученики и ученики их учеников каждый по-
своему воспринимали мир, каждый по-своему отражал своё восприятие, и
нам
интересна
именно
индивидуальная,
неповторимая
образность,
отличающая одного художника от другого.
В современном мире студент раз за разом прослушивает запись, которая
въедается в его мозг, затем так же, раз за разом, - другую запись, третью,
четвёртую. Он уже и сам не знает, где его собственное творчество, а где
заимствование, и сколько их, этих заимствований.
То, что музыканты столетней давности переживали сами, за нотными
значками видели душевное состояние, которое вызывало у них естественную
чувственную реакцию - смех и слёзы, взрыв энергии и успокоение,
современный студент склеивает из разных исполнений, и это лоскутное
одеяло лишено не только индивидуальности, но и единого стиля.
9
В
заключение
хочется
сказать
о
«духовном
образе
жизни»
рахманиновского поколения. Те люди, так же как и мы, были озабочены
бытом, работой, повседневными делами. Но в отличие от нас они жили
искусством, они творили его и щедро делились им - не для рекламы, не для
заработка и славы, но просто потому, что искусство было единственным для
них способом жить на этой земле.
10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
В.Н. Брянцева, «Детство и юность Сергея Рахманинова» //Всесоюзное
Издательство «Советский композитор» Москва, 1976г.;
2.
2. С. И. Дорошенко, «Зарубежные педагоги-музыканты в России XIX -
начала ХХ века: диалог российской и западноевропейской
музыкальной культуры //Вестник кафедры ЮНЕСКО //«Музыкальное
искусство и образование» - 2013г., вып.3;
3.
Ю.В.Келдыш, «Рахманинов и его время»;
4.
Т. В. Паршина, «Первые четырнадцать лет из жизни Сергея
Рахманинова: годы ученичества» // Вестник кафедры ЮНЕСКО //
«Музыкальное искусство и образование» - 2014;
5.
В. С. Попов, Обучение игре на фаготе в России: историческое прошлое
и современность // Вестник кафедры ЮНЕСКО// «Музыкальное
искусство и образование» - 2014;
6.
Рахманинов. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном;
7.
Рахманинов. Письма;
8.
С.Рахманинов, «Литературное наследие» 3тома;
9.
М.Шагинян, «Воспоминания о С.В.Рахманинове».
11