Автор: Гасилова Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: методическая разработка
Тема: исследовательско-творческий проект "Удивительный мир растений" с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Тема проекта «Растения»
Название проекта «Удивительный мир растений»
Цели проекта: систематизировать представления детей о классификации
растений, опытным путём доказать, что растение — живой организм, выяснить
значение растений для человека и в природе.
Задачи проекта:
1.
Способствовать
обобщению
представлений
детей
о
многообразии
растительного мира, о классификации растений, о значении растений.
2. Способствовать развитию у детей умения устанавливать причинно-
следственные связи различного характера, высказывать собственные суждения,
доказывать свои мысли.
3. Способствовать развитию у детей умения создавать и использовать в
работе предметно-схематическую модель.
4. Способствовать развитию у детей умения работать с оборудованием
различного характера.
5.
Способствовать
воспитанию
интереса
и
экологически
правильного
отношения к растениям, желания узнавать новые факты из их жизни.
Вид проекта:
1) по доминирующему методу: исследовательский;
2) по характеру содержания: включает ребёнка и природу;
3) по характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи
до получения результатов;
4)
по
характеру
контактов:
осуществляется
внутри
одной
возрастной
группы;
5) по количеству участников: фронтальный;
6) по продолжительности: долгосрочный.
Образовательные
области:
«Познание»,
«Коммуникация»,
«Чтение»,
«Художественное творчество», «Коммуникация и познание».
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, педагог дополнительного
образования по художественной деятельности, родители.
Актуальность темы: в жизни каждого ребёнка наступает пора, когда он
начинает
задавать
взрослым
бесконечные
вопросы
«Почему?»,
«Отчего?»,
«Как?». Видя разнообразие форм живой природы, детей заинтересовал мир
растений.
Появились
вопросы:
Что
такое
растение?,
Какими
они
бывают?,
Живые они или нет?, Для чего они нужны?.
Ожидаемые результаты:
Дети:
расширение
представлений
о
многообразии
растений,
о
способности растений проявлять признаки живых организмов, о значении их в
жизни человека;
-
совершенствование
навыков
работы
с
оборудованием
различного
характера во время проведения экспериментов;
- проявление чувства взаимопомощи, инициативы, самостоятельности,
терпения;
-
развитие
мыслительных
операций:
анализа
и
синтеза,
сравнения
и
классификации, обобщения.
Родители:
появление
интереса
к
образовательному
процессу,
желание
участвовать в жизни группы.
Педагоги: удовлетворение от работы и результатов проекта.
Сроки реализации проекта: проект проводится в течение 4 месяцев.
Этапы проведения проекта:
1. Мотивационный этап (целеполагание и планирование): первая-вторая
неделя сентября;
2. Проблемно-деятельностный этап (реализация, рефлексия, коррекция):
третья неделя сентября-третья неделя декабря;
3. Творческий этап (презентация продукта проекта): четвёртая неделя
декабря.
Схема реализации проекта
Этап проекта
Содержание и формы работы
1. Мотивационный этап
(первая — вторая
неделя сентября)
1. Проблемная ситуация: что такое растения? Какие
они бывают? Зачем они нужны?
2.
Обсуждение
вариантов
оформления
продукта
проекта, определение форм работы.
3. Сбор природного материала растительного
происхождения в уголок экспериментальной
деятельности.
2. Проблемно-
деятельностный этап
(третья неделя
сентября — третья
неделя декабря)
Раздел 1. Классификация растений по форме, месту и
способу произрастания.
1. Беседы о разнообразии растений.
2.
Наблюдения
за
растениями
на
прогулках
и
в
«зеленом» уголке группы.
3.
Составление
схем
«Классификация
растений
по
внешнему виду», «Классификация растений по месту
и способу произрастания».
4 .
Ч т е н и е
худ ож е с т в е н н о й
л и т е р ат у р ы
и
энциклопедий.
5. Рисование детей на тему «Растения вокруг нас».
6. Игра малой подвижности «Дерево, куст, трава».
7. Дидактические игры «К дереву беги!», «Угадай по
описанию», «Найди листок».
8.
Настольно-печатные
игры
«Лото
«Двойняшки»,
«Растения и их плоды».
9.
Составление
детьми
описательных
рассказов
о
растениях.
10.
Лабораторная
работа
«Строение
травянистого
растения».
Раздел 2. Растения — живые организмы.
1. Беседа «Признаки живых организмов».
2.
Игры
—
моделирование
«Человек
—
живой
организм», «Прорастание семян».
3.
Занимательные
опыты
«В
погоне
за
светом»,
«Может ли растение дышать?», «Во всех ли листьях
есть питание?», «Что нужно для питания растениям?».
4.
Образовательная
ситуация:
Как
размножаются
растения?
5.
Лабораторные
работы
«Проращивание
семян
фасоли», «Размножение «детками».
6. Составление схем «Питание растений», «Способы
размножения растений», «Этапы прорастания семян».
7. Наблюдения за ростом и развитием растений.
8. Ведение дневника наблюдений.
Раздел 3. Значение растений для человека.
1. Беседа о значении растений.
2.
Составление
схемы
«Значение
растений
для
человека».
3. Занимательный опыт «Что выделяет растение?».
4.
Оформление
родителями
совместно
с
ребенком
сообщения
на
тему
«Лекарственные
растения
Орловской области».
Раздел 4. Необычные растения.
1.
Оформление
родителями
совместно
с
ребенком
сообщения на тему «Необычные растения».
2. Чтение научной литературы.
3. Творческий этап
1. Презентация научных материалов.
(четвертая неделя
декабря)
2. Викторина с участием родителей.
3. Фотовыставка «Мы — исследователи», выставка
детских рисунков «Растения вокруг нас».
Ход работы:
Опираясь на имеющиеся у детей представления о многообразии растений,
ребята вместе с педагогом составляют схемы: «Классификация растений по
форме»,
«Классификация
растений
по
месту
и
способу
произрастания»
(Приложения
1,
2).
Знания
детей
об
особенностях
строения
древесных
и
травянистых форм растений расширяются и закрепляются в дидактических,
настольно-печатных играх, играх-моделирования. Кроме этого, дети вместе с
родителями
готовят
сообщения
на
тему:
«Необычные
растения»,
которые
открывают удивительные факты из жизни растений.
Получив
простейшие
представления
о
классификации
растений,
дети
переходят
к
следующему
этапу
работы
—
экспериментальному.
Используя
схему «Признаки живых организмов», обсуждается опыт детей, который может
служить доказательством способности растений проявлять свойства живого
(Приложение 4). Затем педагог предлагает опытным путём проверить наличие у
растений этих свойств.
Опыт 1 «В погоне за светом» (цель: доказать, что растение в поисках
света способно двигаться).
Меняя положение цветочного горшка относительно окна, дети отмечают
способность растения поворачивать листовые пластинки к источнику света.
Опыт 2 «Может ли растение дышать?» (цель: выяснить, как происходит
процесс дыхания у растений).
Выдвигается
гипотеза,
что
растение
имеет
на
нижней
стороне
листа
мелкие отверстия, через которые дышит. Это проверяется путём смазывания
нижней
стороны
листа
вазелином.
Через
неделю
фиксируется
результат
эксперимента:
смазанные
листья
изменили
окраску,
что
свидетельствует
о
нарушении процесса дыхания.
Рассматривая
вопрос
о
питании
растений,
дети
выдвигают
свои
предположения,
чем
и
как
питаются
растения.
В
результате
обсуждения
составляется
схема
«Питание
растений»,
где
отражаются
все
необходимые
условия: свет, вода, воздух, зелёное вещество в листьях (Приложение 5).
Опыт 3 «Во всех ли листьях есть питание?» (цель: установить наличие в
листьях питания для растения).
Выдвигается гипотеза, что в листьях, не имеющих зелёную окраску, нет
питания. Педагог помещает лист комнатного растения рео, у которого нижняя
сторона фиолетовая, в кипящую воду на 7 минут. Затем дети отмечают, что лист
стал зелёным с обеих сторон. Это доказывает наличие в листьях питания.
Опыт 4 «Что нужно для питания растений?» (цель:доказать, что для
питания растениям нужен свет).
Дети предполагают, что произойдёт с листом растения, если на его часть
не будет падать свет. Половина листа фикуса заклеивается пластырем. Растение
помещается к источнику света. Через неделю дети отмечают, что заклеенная
половина листа стала светлее. Это доказывает отсутствие в ней питания.
Способы размножения растений так же представляются в виде схемы.
Один
из
способов
можно
продемонстрировать
на
примере
хлорофитума,
который размножается с помощью «деток», образующихся на концах усиков.
Дети
в
течение
длительного
времени
наблюдают
за
ростом
и
развитием
растения,
отмечая
результаты
в
дневнике
наблюдений.
А
суть
процесса
размножения растений с помощью семян, дети выясняют в ходе лабораторной
работы
«Проращивание
семян
фасоли».
Наблюдая
за
прорастанием
семян,
фиксируются все стадии в виде схемы.
Используя знания детей о роли растений и их личный опыт, составляется
схема
(Приложение
3).
Путём
проведения
демонстрационного
опыта,
доказывается важнейшая роль растений — способность выделять кислород.
Опыт
5
«Что
выделяет
растение?»
(цель:
установить,
что
растение
выделяет кислород).
Педагог предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится.
Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека.
Предположение
доказывается
опытом:
в
ёмкость
с
герметичной
крышкой
помещается горшочек с растением. Через 1-2 суток дети наблюдают за яркой
вспышкой пламени лучинки, внесённой в ёмкость сразу после снятия крышки.
Делается вывод о том, что в ёмкости накопился кислород, который выделило
растение.
В рамках раздела «Значение растений для человека» родители вместе с
детьми
готовят
сообщение
на
тему:
«Лекарственные
растения
Орловской
области».
Окончание
проекта
целесообразно
представить
в
виде
викторины
с
участием
родителей,
а
так
же
презентации
уголка
«Удивительный
мир
растений», включающий в себя научные материалы, фотовыставку «Мы —
исследователи»,
выставку
детских
рисунков
«Растения
вокруг
нас»,
книгу
«Удивительный мир растений».