Напоминание

исследовательско-творческий проект "Удивительный мир растений" с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Гасилова Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: методическая разработка
Тема: исследовательско-творческий проект "Удивительный мир растений" с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема проекта «Растения»

Название проекта «Удивительный мир растений»

Цели проекта: систематизировать представления детей о классификации

растений, опытным путём доказать, что растение — живой организм, выяснить

значение растений для человека и в природе.

Задачи проекта:

1.

Способствовать

обобщению

представлений

детей

о

многообразии

растительного мира, о классификации растений, о значении растений.

2. Способствовать развитию у детей умения устанавливать причинно-

следственные связи различного характера, высказывать собственные суждения,

доказывать свои мысли.

3. Способствовать развитию у детей умения создавать и использовать в

работе предметно-схематическую модель.

4. Способствовать развитию у детей умения работать с оборудованием

различного характера.

5.

Способствовать

воспитанию

интереса

и

экологически

правильного

отношения к растениям, желания узнавать новые факты из их жизни.

Вид проекта:

1) по доминирующему методу: исследовательский;

2) по характеру содержания: включает ребёнка и природу;

3) по характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи

до получения результатов;

4)

по

характеру

контактов:

осуществляется

внутри

одной

возрастной

группы;

5) по количеству участников: фронтальный;

6) по продолжительности: долгосрочный.

Образовательные

области:

«Познание»,

«Коммуникация»,

«Чтение»,

«Художественное творчество», «Коммуникация и познание».

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, педагог дополнительного

образования по художественной деятельности, родители.

Актуальность темы: в жизни каждого ребёнка наступает пора, когда он

начинает

задавать

взрослым

бесконечные

вопросы

«Почему?»,

«Отчего?»,

«Как?». Видя разнообразие форм живой природы, детей заинтересовал мир

растений.

Появились

вопросы:

Что

такое

растение?,

Какими

они

бывают?,

Живые они или нет?, Для чего они нужны?.

Ожидаемые результаты:

Дети:

расширение

представлений

о

многообразии

растений,

о

способности растений проявлять признаки живых организмов, о значении их в

жизни человека;

-

совершенствование

навыков

работы

с

оборудованием

различного

характера во время проведения экспериментов;

- проявление чувства взаимопомощи, инициативы, самостоятельности,

терпения;

-

развитие

мыслительных

операций:

анализа

и

синтеза,

сравнения

и

классификации, обобщения.

Родители:

появление

интереса

к

образовательному

процессу,

желание

участвовать в жизни группы.

Педагоги: удовлетворение от работы и результатов проекта.

Сроки реализации проекта: проект проводится в течение 4 месяцев.

Этапы проведения проекта:

1. Мотивационный этап (целеполагание и планирование): первая-вторая

неделя сентября;

2. Проблемно-деятельностный этап (реализация, рефлексия, коррекция):

третья неделя сентября-третья неделя декабря;

3. Творческий этап (презентация продукта проекта): четвёртая неделя

декабря.

Схема реализации проекта

Этап проекта

Содержание и формы работы

1. Мотивационный этап

(первая — вторая

неделя сентября)

1. Проблемная ситуация: что такое растения? Какие

они бывают? Зачем они нужны?

2.

Обсуждение

вариантов

оформления

продукта

проекта, определение форм работы.

3. Сбор природного материала растительного

происхождения в уголок экспериментальной

деятельности.

2. Проблемно-

деятельностный этап

(третья неделя

сентября — третья

неделя декабря)

Раздел 1. Классификация растений по форме, месту и

способу произрастания.

1. Беседы о разнообразии растений.

2.

Наблюдения

за

растениями

на

прогулках

и

в

«зеленом» уголке группы.

3.

Составление

схем

«Классификация

растений

по

внешнему виду», «Классификация растений по месту

и способу произрастания».

4 .

Ч т е н и е

худ ож е с т в е н н о й

л и т е р ат у р ы

и

энциклопедий.

5. Рисование детей на тему «Растения вокруг нас».

6. Игра малой подвижности «Дерево, куст, трава».

7. Дидактические игры «К дереву беги!», «Угадай по

описанию», «Найди листок».

8.

Настольно-печатные

игры

«Лото

«Двойняшки»,

«Растения и их плоды».

9.

Составление

детьми

описательных

рассказов

о

растениях.

10.

Лабораторная

работа

«Строение

травянистого

растения».

Раздел 2. Растения — живые организмы.

1. Беседа «Признаки живых организмов».

2.

Игры

моделирование

«Человек

живой

организм», «Прорастание семян».

3.

Занимательные

опыты

«В

погоне

за

светом»,

«Может ли растение дышать?», «Во всех ли листьях

есть питание?», «Что нужно для питания растениям?».

4.

Образовательная

ситуация:

Как

размножаются

растения?

5.

Лабораторные

работы

«Проращивание

семян

фасоли», «Размножение «детками».

6. Составление схем «Питание растений», «Способы

размножения растений», «Этапы прорастания семян».

7. Наблюдения за ростом и развитием растений.

8. Ведение дневника наблюдений.

Раздел 3. Значение растений для человека.

1. Беседа о значении растений.

2.

Составление

схемы

«Значение

растений

для

человека».

3. Занимательный опыт «Что выделяет растение?».

4.

Оформление

родителями

совместно

с

ребенком

сообщения

на

тему

«Лекарственные

растения

Орловской области».

Раздел 4. Необычные растения.

1.

Оформление

родителями

совместно

с

ребенком

сообщения на тему «Необычные растения».

2. Чтение научной литературы.

3. Творческий этап

1. Презентация научных материалов.

(четвертая неделя

декабря)

2. Викторина с участием родителей.

3. Фотовыставка «Мы — исследователи», выставка

детских рисунков «Растения вокруг нас».

Ход работы:

Опираясь на имеющиеся у детей представления о многообразии растений,

ребята вместе с педагогом составляют схемы: «Классификация растений по

форме»,

«Классификация

растений

по

месту

и

способу

произрастания»

(Приложения

1,

2).

Знания

детей

об

особенностях

строения

древесных

и

травянистых форм растений расширяются и закрепляются в дидактических,

настольно-печатных играх, играх-моделирования. Кроме этого, дети вместе с

родителями

готовят

сообщения

на

тему:

«Необычные

растения»,

которые

открывают удивительные факты из жизни растений.

Получив

простейшие

представления

о

классификации

растений,

дети

переходят

к

следующему

этапу

работы

экспериментальному.

Используя

схему «Признаки живых организмов», обсуждается опыт детей, который может

служить доказательством способности растений проявлять свойства живого

(Приложение 4). Затем педагог предлагает опытным путём проверить наличие у

растений этих свойств.

Опыт 1 «В погоне за светом» (цель: доказать, что растение в поисках

света способно двигаться).

Меняя положение цветочного горшка относительно окна, дети отмечают

способность растения поворачивать листовые пластинки к источнику света.

Опыт 2 «Может ли растение дышать?» (цель: выяснить, как происходит

процесс дыхания у растений).

Выдвигается

гипотеза,

что

растение

имеет

на

нижней

стороне

листа

мелкие отверстия, через которые дышит. Это проверяется путём смазывания

нижней

стороны

листа

вазелином.

Через

неделю

фиксируется

результат

эксперимента:

смазанные

листья

изменили

окраску,

что

свидетельствует

о

нарушении процесса дыхания.

Рассматривая

вопрос

о

питании

растений,

дети

выдвигают

свои

предположения,

чем

и

как

питаются

растения.

В

результате

обсуждения

составляется

схема

«Питание

растений»,

где

отражаются

все

необходимые

условия: свет, вода, воздух, зелёное вещество в листьях (Приложение 5).

Опыт 3 «Во всех ли листьях есть питание?» (цель: установить наличие в

листьях питания для растения).

Выдвигается гипотеза, что в листьях, не имеющих зелёную окраску, нет

питания. Педагог помещает лист комнатного растения рео, у которого нижняя

сторона фиолетовая, в кипящую воду на 7 минут. Затем дети отмечают, что лист

стал зелёным с обеих сторон. Это доказывает наличие в листьях питания.

Опыт 4 «Что нужно для питания растений?» (цель:доказать, что для

питания растениям нужен свет).

Дети предполагают, что произойдёт с листом растения, если на его часть

не будет падать свет. Половина листа фикуса заклеивается пластырем. Растение

помещается к источнику света. Через неделю дети отмечают, что заклеенная

половина листа стала светлее. Это доказывает отсутствие в ней питания.

Способы размножения растений так же представляются в виде схемы.

Один

из

способов

можно

продемонстрировать

на

примере

хлорофитума,

который размножается с помощью «деток», образующихся на концах усиков.

Дети

в

течение

длительного

времени

наблюдают

за

ростом

и

развитием

растения,

отмечая

результаты

в

дневнике

наблюдений.

А

суть

процесса

размножения растений с помощью семян, дети выясняют в ходе лабораторной

работы

«Проращивание

семян

фасоли».

Наблюдая

за

прорастанием

семян,

фиксируются все стадии в виде схемы.

Используя знания детей о роли растений и их личный опыт, составляется

схема

(Приложение

3).

Путём

проведения

демонстрационного

опыта,

доказывается важнейшая роль растений — способность выделять кислород.

Опыт

5

«Что

выделяет

растение?»

(цель:

установить,

что

растение

выделяет кислород).

Педагог предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится.

Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека.

Предположение

доказывается

опытом:

в

ёмкость

с

герметичной

крышкой

помещается горшочек с растением. Через 1-2 суток дети наблюдают за яркой

вспышкой пламени лучинки, внесённой в ёмкость сразу после снятия крышки.

Делается вывод о том, что в ёмкости накопился кислород, который выделило

растение.

В рамках раздела «Значение растений для человека» родители вместе с

детьми

готовят

сообщение

на

тему:

«Лекарственные

растения

Орловской

области».

Окончание

проекта

целесообразно

представить

в

виде

викторины

с

участием

родителей,

а

так

же

презентации

уголка

«Удивительный

мир

растений», включающий в себя научные материалы, фотовыставку «Мы —

исследователи»,

выставку

детских

рисунков

«Растения

вокруг

нас»,

книгу

«Удивительный мир растений».



В раздел образования