Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский дом "Родник" г.Белово
Населённый пункт: пгт.Инской, г.Белово Кемеровской области
Наименование материала: Проект по профориентации
Тема: Твой будущий выбор
Раздел: среднее образование
Проект по профориентации
«Твой будущий выбор»
Подготовила воспитатель детского дома «Родник»
г. Белово Кемеровской области
Лю-вен-фу Галина Геннадьевна
Введение
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь
человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных
ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор
помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора
профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую,
пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему
средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса
работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь
существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо
изучить, прежде всего, самого себя – свои интересы и склонности,
особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы,
познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет
профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими
личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным
и удачным.
Важнейшим критерием разностороннего развития личности является её
отношение
к
труду.
В
этой
связи
ведущей
социальной
функцией
общеобразовательной
школы
становится
формирование
у
учащихся
добросовестного отношения к труду, вооружение их знаниями, умениями и
навыками, необходимыми в трудовой деятельности, подготовка к выбору
профессии. Поскольку личность формируется в деятельности, трудовая
подготовка школьников должна не только осуществляться в процессе
трудового обучения, общественно-полезного производственного труда, но и
включать внеклассную воспитательную и профориентационную работу.
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому,
очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и
основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный
жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может
приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую
радость, сознание своей полезности, счастье.
Цель моей работы как воспитателя детского дома - видение выпускника не
только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека,
который выбрал себе профессию по душе.
Существует три главных требования, которым должна удовлетворять
выбранная профессия.
Во-первых, чтобы профессия была интересной.
Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.
В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного
индивида.
Основная идея программы заключается в том, чтоб помощь подростку
познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании
мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.
Актуальность проектной работы определяется тем, что в жизни человека
бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в
дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не
ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная
карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии?
Как выбрать? Вопросов тысячи. Поэтому одна из задач воспитателя детского
дома - помощь ребятам при выборе профессии, которая принесет не только
хороший доход, но и радость. Профессия – это вид трудовой деятельности
человека, которая требует особой подготовки и которая является источником
доходов. Ученики уже в 8 классе должны задуматься над вопросом кем они
станут, какие предметы необходимо готовить с большим усилием. И
воспитатель, являясь наставником, должен помощь им в этом сложном
выборе. Ведь ученики должны выбрать те профессии, которые востребованы
на рынке труда.
Аннотация к проекту
Проблема исследования: как правильно выбрать профессию ученику
общеобразовательной школы.
Цель
проекта:
помочь
выпускнику
школы
в
профессиональном
самоопределении. Создание условий для раскрытия личностных качеств
школьников, реализации их творческих способностей и формирования
взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной
деятельности.
Задачи:
- Ознакомить с основными принципами выбора профессии;
- Сформировать у обучающихся активную позицию по отношению к выбору
будущей профессии; знаний о мире труда и профессий, требованиях
профессии к личности;
- Привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию
экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения
молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с
государственной политикой в области образования.
-
Научить
соотносить
требования,
предъявляемые
профессией,
с
индивидуальными качествами;
- Научить анализировать свои возможности и способности формирование
общественно значимых мотивов выбора профессии;
- Подготовить к профессиональному самоопределению.
Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускником школы.
Гипотеза исследования:
специально организованная и разработанная
профориентационная работа в самоопределении старшеклассников будет
способствовать
оптимальному
выбору
профессии.
Процесс
выбора
профессии выпускником школы будет успешным, если использовать
различные формы и методы работы: учебные занятия, тесты, экскурсии,
консультации.
Ожидаемые результаты
- расширены предоставления о мире профессий;
-
сформированы
способности
соотносить
свои
индивидуально-
психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой
профессии;
- учащиеся активизированы к самопознанию и самосовершенствованию;
- сформированы представления о профессиях, перспективах
профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии;
- развито умение адекватно оценивать свои личностные возможности в
соответствии с требованиями избираемой профессии.
Методы и формы проведения занятий:
- активизирующие профориентационные опросники и тесты;
- читательские конференции по профориентационной тематике;
- приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают
подростки;
- работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются
конкретные проблемы профессионального самоопределения;
- индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и
внимания;
- вовлечение обучающихся в работу кружков по интересам;
- профориентационные игры с классом.
Теоретическая работа представляет собой:
- классные часы
- тренинги по профессиям
- психологические тренинги
- профориентационные тестирования
- анкетирования
- беседы
- дискуссии
Профориентационные диагностика и консультации:
- исследование мотивации выбора профессии;
- исследование профессиональных интересов;
- исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной
профессии;
Проектная работа состоит из разделов, которые будут осуществляться в
течение 2 лет
Профконсультация
Составляет важную часть профориентации в школе. Её задача состоит в том,
чтобы на основе анализа состояния здоровья, анатомо-физиологических и
социально-психологических
качеств
личности
рекомендовать
старшеклассникам подходящие для них специальности.
Профконсультация нацелена на оказание помощи ученикам в выборе такой
профессии, в которой их личные возможности, интересы и устремления
гармонически сочетаются с потребностями общества. Здесь целесообразно
применить такие виды работ как анкетирование, тестирование.
Профадаптация
Это процесс, осуществляемый на рабочих места, в ходе практической
трудовой деятельности. Организация и проведение массовых праздников
совместно
с коллективами предприятий,
слёты поколений,
конкурсы
молодых рабочих по профессиям, выставки технического творчества
учащихся и другие формы, утвердившиеся в опыте совместной работы
школы и производств.
Место проведения занятий: группа, компьютерный кабинет, выездные
экскурсии, диагностические центры.
Содержание проектной работы
Темы профориентационной работы:
8-й класс - «Мир профессий».
9-й класс - «Я и самопознание».
«Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и
мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы
выбора профессии, пути получения профессионального образования.
«Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях
своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы
и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное
внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется
пониманию профессионального самоопределения как процесса активного
поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом.
1 этап – 8-й класс
Сроки
Мероприятия
Сентябрь
«Дело твоей жизни». Анкета. Методика Л. Н. Кабардовой.
Прил.1
Октябрь
Классный час: «Что такое профессия»
Ноябрь
«Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и
условиям труда»
Декабрь
«Понятие о профессиограмме»
Январь
Беседа «Профессиональная характеристика»
Февраль
Лекция «Формула профессии»
Март
Устный журнал «В мире профессий»
Апрель
Тестирование «Ты и твоя профессия»
Май
Защита проекта «Моя будущая профессия»
2 этап – 9-й класс
Сроки
Мероприятия
Сентябр
ь
Ориентировочное
Профориентационная игра «Пришельцы»
Что такое тренинг. Самопрезентация.
Октябрь
«Знакомство с профессиями и их классификация»
Написание схемы анализа профессий
«Интересы и выбор профессий»
«Правила тренинговых занятий
Ноябрь
«Темперамент и выбор профессии
Понятие о личности
Посещение-знакомство с центром занятости района
Классный час «Профессиональное самоопределение подростков»
Декабрь
«Трудовое право»- статьи Конституции
«Производство и дисциплина труда» - обсуждение статей
Конституции.
Экскурсия в Беловский политехнический колледж
Профессиональный успех. Анкета «Выбор»
Январь
«Склонности и профессиональная направленность»
Ценностные ориентации личности
«Поддержка друзей»
Февраль
«Профессиональный тип личности»
«Профориентация и медицинская профконсультация»
Деловая игра «Кадровый вопрос»
Март
«Поддержка друзей»
«Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные
профессии»
«Ярмарка профессий». Приложение 2
Характеристика человека
Апрель
Игра «Профконсультация»
Читательская конференция
«Профессии с большой перспективой»
«Анатомия профессии». Профессиограмма
Май
Профессиональные ценности - методика ранжирования
профессиональных ценностей
«Выбор профессии». Защита проекта
Этапы реализации проекта
I этап – начальный
а) подготовительный
Инициативная группа проводит организационное собрание по разработке
проекта и определяет план работы.
б) диагностический
В результате диагностики нужно выявить проценты формирования навыков
профессиональной ориентации. Провести социологическое исследование
«Для чего нужна профессия».
в) реализация проекта
Составление плана работы.
Установление связей с социальными партнерами.
Разработка программы «Кем я стану».
II этап – основной
а) теоретический
Информирование
участников
учебно-воспитательного
процесса
о
профессиях: мероприятия, «круглые столы», акции, изготовление плакатов,
буклетов, памяток.
Обучение подростков, молодёжи видам профессий: тренинги, беседы,
деловые игры, «круглые столы», брей-ринги.
б) практический
Разработка стенда о выборе профессии
III этап - заключительный
Проводится диагностика на выявление успешности выбранных технологий
для решения обозначенной проблемы и основных задач.
Предполагается определение перспектив по выбранным профессиям.
3. Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные,
и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны
разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как
при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации
помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются
для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется
развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию,
чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его
личностными качествами и возможностями.
Выбор профессии для старшеклассников уже сегодня является осознанной
необходимостью и именно для них проект реализует максимальное
количество мероприятий и встреч, посвященных разным важным, но не
очень модным сегодня специальностям. По завершении проектной работы я
надеюсь на результаты – воспитанники моей группы захотят выбрать те
профессии, которые свяжут их жизнь с нашим городом.
Список использованной литературы
1.
Большакова М.А. Активные формы профориентационной работы в
школе – Ульяновск, 2004
2.
Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя:
5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. - 368с. - (Педагогика. Психология.
Управление).
3.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М.:ВАКО,
2006. -320с.- (Педагогика. Психология. Управление).
4.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы.
М.:ВАКО, 2006. -208 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
5.
Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших
классов М.: Просвещение, 1990 г.
6.
Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек.
Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина - М. Молодая
гвардия, 1998 г
7.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры,
упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.-
(Педагогика. Психология. Управление).
8.
Черникова Т.В. Профориентация старшеклассников: сб. учеб. -
метод.материалов - Волгоград: Учитель, 2007. - 120 с.
9.
Школьный психолог № 5, 6 «Мотивационный, профориентационной
тренинг» / Радионов В., Ступницкая М.: 2011
10.Школьный психолог № 6 «Проба профессии» / Шахова Е., Орлова О.:
2011
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник для определения профессиональной готовности
Л.Н. Кабардовой
Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам
необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в
соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера
вопросов,
а
буквами
-
клеточки
для
трех
ответов.
Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что
записано в вопросе (клеточка "а"): - делаю, как правило, хорошо - 2 балла -
делаю средне - 1 балл; - делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал - 0
баллов.
Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это
делаете (клеточка "б"): - положительные (интересно, легко) - 2 балла; -
нейтральные (все равно) - 1 балл; - отрицательные (неинтересно, трудно) - 0
баллов.
Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе
действие входило в Вашу работу (клеточка "в"): - да - 2 балла; - все равно - 1
балл; - нет - 0 баллов.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова "часто", "легко",
"систематически" и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Работа с опросником может производится как индивидуально, так и в
группе.
Текст опросника
1.
Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по
определенному признаку.
2.
Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике
(составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности,
разбираться в принципе действия прибора и т.п.).
3.
Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо
выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений
(поливать, удобрять, пересаживать и пр.)
4.
Сочинять стихи, рассказы, заметки писать сочинения, признаваемые
многими интересными, достойными внимания.
5.
Сдерживать себя, не "выливать" на окружающих свое раздражение,
гнев, обиду, плохое настроение.
6.
Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий
конспект, план, новый текст.
7.
Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи
по физике.
8.
Вести
регулярное
наблюдение
за
развивающимся
растением
и
записывать данные наблюдения в специальный дневник.
9.
Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла,
засушенных растений, ниток.
10.Терпеливо, без раздражения объяснить кому-либо, что он хочет знать,
даже если приходится повторять это несколько раз.
11.В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить
ошибки.
12.Разбираться
в
химических
процессах,
свойствах
химических
элементов, решать задачи по химии
13.Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных
признаках многочисленных видов растений.
14.Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
15.Много и часто общаться со многими людьми, не уставая от этого.
16.На уроках иностранного языка отвечать на воспросы и задавать их,
пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.
17.Отлаживать
какие-либо
механизмы
(велосипед,
мотоцикл),
ремонтировать
электротехнические
приборы
(пылесос,
утюг,
светильник).
18.Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение
за каким-нибудь животным.
19.Сочинять музыку, песни, имеющие успех других.
20.Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
21.При
выполнении
задания
по
иностранному
языку
без
особых
трудностей работать с иностранными текстами.
22.Налаживать
и
чинить
электронную
аппаратуру
(приемник,
магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
23.Регулярно, без напоминания, выполнять необходимые для ухода за
животными работы: кормить, чистить (животных и клетки), лечить,
обучать.
24.Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать,
изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
25.Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
26.Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется
составлять
логическую
цепочку
действий,
используя
при
этом
различные законы, формулы, теоремы.
27.Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
28.Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные
признаки и повадки.
29.Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником
талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
30.Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.
31.Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания
математических формул, законов и умения их правильно применять
при решении.
32.Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и
ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке,
проводить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
33.Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем
виде животного или растения.
34.Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни,
танцевальные номера.
35.Выполнять
работу,
требующую
обязательных
контактов
со
множеством разных людей.
36.Выполнять расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого
различные закономерности, следствия.
37.Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных
изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
38.Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии,
ботаники, зоологии: читать научную литературу, слушать лекции,
научные доклады.
39.Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды,
причесок, украшений, интерьера помещений.
40.Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфикты, улаживать
разногласия, разрешать споры.
41.Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать
карты, схемы, чертежи.
42.Выполнять задания, в которых требуются мысленно представить
расположение предметов или фигур в пространстве.
43.Длительное
время
заниматься
исследовательскими
работами
в
биологических кружках, на биостанциях, в зоологических кружках и
питомниках.
44.Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное,
прекрасное.
45.Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы,
оказывать посильную помощь.
46.Аккуратно и безошибочно выполнять "бумажную" работу: писать,
выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
47.Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения
задачи: технологической, логической, математической.
48.При работе с растениями или животными переносить ручной или
физический
труд,
неблагоприятные
погодные
условия,
грязь,
специфический запах животных.
49.Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или
исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
50.Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.
Бланк ответов
Тип профессий
Ч-З
Ч-Т
Ч-П
Ч-Х
Ч-Ч
№ a б в № a б в № a б в № a б в № a б в
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
4
0
4
1
4
2
4
3
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
Ч-З - человек - знаковая система
Ч-Т - человек - техника
Ч-П - человек - природа
Ч-Х - человек - художественный образ
Ч-Ч - человек - человек
Обработка и интерпретация результатов
Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов
профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов
на каждый вопрос: а – оценка своих умений; б – оценка своего
эмоционального отношения; в – оценка своих профессиональных пожеланий,
предпочтений.
Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно
просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на
которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы
следует полностью исключить из обработки. Примером может служить
соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также
исключаются
при
подсчете
баллов
по
соответствующим
шкалам
(эмоционального
отношения
и
профессиональных
положений).
Они
учитываются
только
при
качественном
анализе
каждой
сферы.
Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере
по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания».
Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в
каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу
(виду деятельности).
Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или
нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных
в
разных
профессиональных
сферах
по
шкале
«профессиональные
предпочтения». Обращается внимание на те профессиональные сферы, в
которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между
собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочитительным являются
такое
сочетание,
в
котором
оценки
по
второй
и
третьей
шкалам
количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей
реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-
11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения
испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него
соответствующих умений.
Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили
оценки в баллах "2-2-2", а также "2-2-1", "1-2-2". Это необходимо, во-первых,
для
того,
чтобы
сузить
профессиональную
сферу
до
конкретных
специальностей.
Например,
работа
в
области
"человек-знак"
может
осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и
др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-
переводчик);
с
математическими
знаками
(программист,
математик,
экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной
сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между
разными областями, например учитель математики (сферы "человек-человек"
и "человек-знак"), модельер (сферы "человек - художественный образ" и
"человек - техника") и т.д.
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой
сфере профессиональной деятельности он склонен.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2