Напоминание

Патриотическое воспитание и математика


Автор: Михалева Ирина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат№18 Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание и математика
Раздел: среднее образование





Назад




Патриотическое воспитание и математика

Михалева Ирина Владимировна-учитель ГБОУ школа-интернат №18

Невского района Санкт-Петербурга.

Модернизация российского образования предусматривает развитие системы

патриотического воспитания, направленной на формирование и развитие

личности, обладающей качествам гражданина, патриота Родины и способной

успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Требуется обновленный подход к путям и методам патриотического

воспитания школьников не только во внеклассной работе, но и в учебном

процессе. Можно многому научить ребенка, но не привить ему чувства

справедливости, доброты, любви к родному краю. Важно повышать

воспитательный характер обучения и образовательный эффект воспитания.

Перед школой стоит задача сделать учебный процесс более значимым для

учащихся, помочь находить доброе и прекрасное там, где мы живем.

Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания

детей является историческое краеведение.

Историческое краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное

отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа,

любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми

земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение -

это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края.

Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего

общего, но только на первый! Но в краеведении очень много чисел: даты,

единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже

прерогатива математики. Школьное краеведение предполагает комплексное

изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим

интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на

результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят

воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению

кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось

одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность –

самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у

учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе

с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у

школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его

великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Воспитание

в

процессе

обучения

это

только

часть

целостной

воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание

осуществляется посредством четырех факторов:

1) через содержание образования;

2) через методы и формы обучения;

3) через использование случайно возникших и специально созданных

воспитывающих ситуаций;

4) через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

При

обучении

математики основными

направлениями,

способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:

1.

использование историко-математического материала;

2.

проведение нестандартных уроков;

3.

решение математических задач: прикладного характера и идейной

направленности;

4.

внеклассная работа.

При организации краеведческой работы с детьми использую разные формы и

методы работы. Работа с учениками проводится по двум направлениям:

Учебное.

Это

организация

и

проведение

уроков

математики

с

использованием

краеведческого

материала.

Внеурочное:

посещение

экскурсий,

выпуск газет с краеведческой направленностью. Каждому

учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать

положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается

благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового

материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это

диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например,

рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей

страны в годы Великой Отечественной войны, о научных изобретениях в

блокадном Ленинграде,

направленных

на решение проблемы обороны

страны.

Решение

сюжетных

задач,

включающих

исторические

сведения,

способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к

предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на

котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает

чувства сопричастности с величием собственных предков.

Решение на уроках математики задач, содержащих информацию, связанную с

историей Санкт-Петербурга повышает интерес к предмету. Когда умение

решать задачу сплетается с историей, задача становиться более значимой и

может стать по-настоящему интересной каждому ученику.

Литература

1.

Воспитание школьников во внеурочное время. М.: Просвещение, 2017.

2. Гуськов Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации

отношений государства и гражданского общества. М.: МПСИ, 2017.

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение,2015.

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2016.

5. Тисленкова И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах.

Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники,

игры. М.: Учитель, 2015.



В раздел образования