Авторы: Таранда Светлана Степановна, Овсянникова Евгения Сергеевна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 16
Населённый пункт: Саяногорск респ.Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: " Профессиональное развитие личности педагога это будущее страны"
Раздел: дошкольное образование
Профессиональное развитие личности педагога это будущее страны.
1.
Формирование профессионально значимых личностных качеств.
Размышляя над ролью педагога в разные времена, на ум приходят слова Конфуция:
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть педагогом»
В педагогической литературе много написано, каким должен быть педагог.
Воспитатель, педагог - человек высоких нравственных качеств, обладающий терпением,
настойчивостью,
справедливостью,
самообладанием,
внимательным
отношением
к
каждому, а главное - любящий всех своих детей и каждого ребёнка в отдельности.
Самый важный элемент в педагогическом процессе это влияние личности
воспитателя на молодую душу, оно составляет ту воспитательную силу, которую нельзя
заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Воспитатель, стоящий в
уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя посредником между всем, что
было благородного и высокого в прошедшей истории людей и поколением новым,. К
тому же педагог должен быть неутомимым любознательным – не переставать учиться,
уметь мыслить системно, являться генератором идей, стремиться реализовать возникшие
у него идеи, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий
собственную индивидуальность .
Время не изменило определения того, каким хотят видеть педагога и каким он
должен быть. Время изменило страну, общество, людей. Изменились требования к работе
воспитателя, требования к выпускникам. Глобализация экономических, социальных и
политических процессов,
происходящих в России сегодня,
вносит изменения в
государственный образовательный заказ - образование и воспитание поколения с новым
типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие
проблемы на основе глобальных взаимодействий ...
Педагог создает будущее страны, ему дано высокое право - учить и воспитывать
тех, кто будет жить после нас, он передают свой опыт и знания новым поколениям. Как
хорошо, когда счастливый и успешный в жизни педагог, помогает ученикам найти свое
счастье.
Педагогическая деятельность требует особого призвания, путь к которому не
всегда короткий, но успех зависит от нескольких слагаемых: способностей личности,
жизненных обстоятельств, встречи с талантливыми педагогами, а самое главное личного
желания
быть
учителем.
Давайте рассмотрим педагогические способности, которые необходимы
современному
воспитателю:
1. Конструктивная – способность проектировать образовательный процесс, отбирать
и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными
способностями
детей.
2. Организаторская – способность включать детей в различные виды деятельности и
формировать
коллектив,
в
котором
развивается
личность.
3. Коммуникативная – способность устанавливать с воспитанниками
доброжелательные взаимоотношения и помогать им выстраивать правильные отношения
друг
с
другом.
4. Творческая воспитательная деятельность – это процесс непрерывного
творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все
новые и новые задачи с учетом нравственных ценностей современного общества.
Личность воспитывается творческой личностью. Современная педагогика
ориентирована на человека и его развитие, на возрождение гуманистических традиций.
Воспитатель должен постоянно работать над собой, обогащать себя духовно, развивать
свой творческий потенциал, овладевать прогрессивными идеями и технологиями в
области
педагогики
..
Наша профессиональная деятельность требует от человека и определенных волевых
качеств: выдержки, терпения, настойчивости, самообладания и целеустремленности, а
самое главное, мы должны верить в свой успех.
Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого
образовательной
организации.
Педагог
сегодня:
- активно участвует в совершенствовании образовательной системы в рамках, своего
направления работы, своих возможностей и компетенций при обновлении содержания
образования;
- принимает активное участие в разработке и корректировке образовательных
программ,
создании
условий
их
реализации;
- умеет применять знания и практические навыки в конкурентном мире;
Формируя фундамент знаний и умений воспитанников, основы их мировоззрения и
характера, работает на завтрашний день.
Мы должны помнить, что в нашей профессии профессиональные качества так же
важны, как и личные качества.
Педагог завтра– это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий
лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый разумом,
добротой и любовью .
2.
Проблема профессиональной деформации личности педагога.
Высокая напряженность работы, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести
плохое впечатление,
у молодых специалистов; непонимание, подозрительность,
недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива
и организации в целом у педагогов старшего возраста приводят к профессиональным
деформациям. Это связано с состоянием хронического стресса, с негативными
психологическими
переживаниями,
интенсивными
межличностными
взаимодействиями и напряженностью
.
Можно выделить профессиональные деформации, влияющие в большей степени
на личностные качества, т. е. негативные изменения характера, проявляющиеся
в повседневной жизни и влияющие на профессиональный уровень.
Профессиональные деформации педагога:
- авторитарность;
-демонстративность;
- доминантность;
-педагогическая агрессия;
- социальное лицемерие;
- педагогическая индифферентность;
- неадекватная самооценка;
- информационная пассивность
- консерватизм;
- монологизм;
- формализм;
- некомпетенность.
Несмотря на то, что профессиональная деформация неизбежна, в случае
использования различных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств
профилактики, вполне вероятно успешное преодоление профессиональной деформации
.
3.
Профилактика эмоционального выгорания
Лучший способ справиться с профессиональной деформацией — наблюдать все
признаки надвигающейся опасности и взять отпуск, когда
чувствуете, что это
необходимо.
Проводить целенаправленную работу, направленную на повышение
компетентности (социальной, психологической, образовательной)
.
Практиковать творческий подход даже к самым рутинным задачам, заставить мозг
искать новые способы решения обычных проблем.
Делать ежедневный перерыв от использования технических средств
.
Заменить кофе зеленым чаем. Кофе вызывает лишь короткий всплеск активности, в то
время как зеленый чай мягко и постоянно стимулирует мозговую деятельность.
Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог
испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда.
Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основания для
пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим,
к своей деятельности.