Автор: Первий Игорь Сергеевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: г. Петергоф
Наименование материала: статья
Тема: Применение игровых технологий в процессе воспитания волевых качеств кадет
Раздел: полное образование
Применение игровых технологий в процессе воспитания
волевых качеств кадет
Первий Игорь Сергеевич
воспитатель,
ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус»,
г. Санкт-Петербург
Игра – пространство
"внутренней социализации" ребенка,
средство усвоения социальных установок.
(Л.С. Выготский)
Воля – это сознательное регулирование человеком собственного поведения и
деятельности, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Умение принимать волевые решения – важное качество человека. И формируется,
развивается оно в зависимости от условий жизни и воспитания.
Одной из задач воспитательных мероприятий в ФГКОУ «Санкт-Петербургский
кадетский военный корпус» (СПбКВК) является развитие волевых качеств у кадет,
мотивация желания самостоятельно вырабатывать силу воли.
Понимание таких понятий как «самовоспитание» и «саморазвитие» помогают
воспитанникам позволяет ребятам проложить свою траекторию личностного роста,
сформировать навыки, необходимые конкретной личности для успешного вхождения в
профессию.
Воспитание воли - педагогически управляемый процесс. И в основе его лежит
тренировка волевых усилий,
что тесным образом соотносится с обогащением
мотивационной и нравственной сферы кадет.
Для достижения результатов в решении данной задачи я использую различные
технологии. Но лучший результат, на мой взгляд, дают игровые технологии, т.к. понятие
«игровые воспитательные технологии» включает целую группу форм, методов и
приемов организации воспитательного процесса. При этом педагогическая игра
обладает четко поставленной целью и соответствующим ей результатом.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение
общественного
опыта, в
котором
складывается и
совершенствуется
самоуправление поведением.
В воспитательной работе СПбКВК игры являются важным средством воспитания
личности детей и подростков. Они дают возможность моделировать разные
жизненные, нравственные, профессиональные и т.д. ситуации. Процесс игры – это
пространство самореализации формирующейся личности.
Игровые технологии стимулируют развитие всех сфер личности– мотивационной,
интеллектуальной,
эмоционально-волевой,
коммуникативной,
деятельностной,
морально-нравственной, что особенно важно при работе над развитием волевых
качеств кадет.
1
Типология педагогических игр очень обширна. Активнее всего для развития
волевых качеств кадет воспитатели СПбКВК используют в своей деятельности игры
творческой, коммуникативной, профориентационной направленности. По характеру
игровой методики чаще всего это сюжетные, ролевые, имитационные и некоторые
другие
игры,
позволяющие
формировать
у
обучающихся
личностные
и
профессиональные качества военного человека, в том числе, умение принимать
решения и нести за результаты своей деятельности персональную ответственность.
Чем же различаются игровые методики?
Ролевая
игра
– предполагает
отработку
тактики
поведения,
действий,
выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр
разрабатывается ситуация, между кадетами распределяются роли с обязательным
содержанием. Именно к этой категории игр относится, например, «Зарница».
Инновационная игра - это метод коллективного решения сложных проблем.
Инновационные
игры
в
педагогическом
процессе
выполняет,
прежде
всего,
развивающую задачу. Особенностями инновационной игры являются рефлексивность
и направленность на самоорганизацию. Участники попадают в конкретные игровые
ситуации, каждый со своей точкой зрения. Для того чтобы соорганизовать их действия
в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное
взаимодействие. Эту игровую методику можно использовать для развития любой из
сфер личности.
Дидактическая игра – основной акцент делается на занимательность, которая
реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы
забавы
при
этом
служат
также
средством
развития
мотивационной
сферы
деятельности воспитанников, что способствует повышению результатов обучения, так
как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета.
Эта методика подходит и для профориентационной работы.
Элементы
занимательности
в
дидактической
игре
служат
своеобразной
разрядкой напряженной обстановки в коллективе и способствуют концентрации
внимания кадет для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.
Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей
представляют
разнообразные
интеллектуальные
задачи,
облеченные
в
занимательную форму.
Использование игровых технологий для развития волевых качеств кадет дает
возможность воспитателю СПбКВК придерживаться основных правил:
не делать за воспитанника то, что он должен уметь делать сам; необходимо
лишь научить его и создать условия для успеха его деятельности;
стимулировать самостоятельную деятельность, укреплять веру в способность
кадета преодолевать трудности;
объяснять
целесообразность
требований,
приказов,
решений,
которые
предъявляются ребенку, и учить самостоятельно принимать разумные решения.
2
Применение игровых технологий в воспитательном процессе дает возможность
воспитанникам СПбКВК:
без опаски выражать эмоции;
понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние
ресурсы;
освоить новые способы поведения;
оперативно анализировать собственные реакции.
Таким образом, игровые технологии решают одну из важных задач воспитания
кадет:
Формирование и развитие стойких убеждений и целостного мировоззрения, что
является основой волевой организации личности.
3