Напоминание

Применение игровых технологий в процессе воспитания волевых качеств кадет


Автор: Первий Игорь Сергеевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: г. Петергоф
Наименование материала: статья
Тема: Применение игровых технологий в процессе воспитания волевых качеств кадет
Дата публикации: 19.11.2020
Раздел: полное образование





Назад




Применение игровых технологий в процессе воспитания

волевых качеств кадет

Первий Игорь Сергеевич

воспитатель,

ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус»,

г. Санкт-Петербург

Игра – пространство

"внутренней социализации" ребенка,

средство усвоения социальных установок.

(Л.С. Выготский)

Воля – это сознательное регулирование человеком собственного поведения и

деятельности, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Умение принимать волевые решения – важное качество человека. И формируется,

развивается оно в зависимости от условий жизни и воспитания.

Одной из задач воспитательных мероприятий в ФГКОУ «Санкт-Петербургский

кадетский военный корпус» (СПбКВК) является развитие волевых качеств у кадет,

мотивация желания самостоятельно вырабатывать силу воли.

Понимание таких понятий как «самовоспитание» и «саморазвитие» помогают

воспитанникам позволяет ребятам проложить свою траекторию личностного роста,

сформировать навыки, необходимые конкретной личности для успешного вхождения в

профессию.

Воспитание воли - педагогически управляемый процесс. И в основе его лежит

тренировка волевых усилий,

что тесным образом соотносится с обогащением

мотивационной и нравственной сферы кадет.

Для достижения результатов в решении данной задачи я использую различные

технологии. Но лучший результат, на мой взгляд, дают игровые технологии, т.к. понятие

«игровые воспитательные технологии» включает целую группу форм, методов и

приемов организации воспитательного процесса. При этом педагогическая игра

обладает четко поставленной целью и соответствующим ей результатом.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и

усвоение

общественного

опыта, в

котором

складывается и

совершенствуется

самоуправление поведением.

В воспитательной работе СПбКВК игры являются важным средством воспитания

личности детей и подростков. Они дают возможность моделировать разные

жизненные, нравственные, профессиональные и т.д. ситуации. Процесс игры – это

пространство самореализации формирующейся личности.

Игровые технологии стимулируют развитие всех сфер личности– мотивационной,

интеллектуальной,

эмоционально-волевой,

коммуникативной,

деятельностной,

морально-нравственной, что особенно важно при работе над развитием волевых

качеств кадет.

1

Типология педагогических игр очень обширна. Активнее всего для развития

волевых качеств кадет воспитатели СПбКВК используют в своей деятельности игры

творческой, коммуникативной, профориентационной направленности. По характеру

игровой методики чаще всего это сюжетные, ролевые, имитационные и некоторые

другие

игры,

позволяющие

формировать

у

обучающихся

личностные

и

профессиональные качества военного человека, в том числе, умение принимать

решения и нести за результаты своей деятельности персональную ответственность.

Чем же различаются игровые методики?

Ролевая

игра

– предполагает

отработку

тактики

поведения,

действий,

выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр

разрабатывается ситуация, между кадетами распределяются роли с обязательным

содержанием. Именно к этой категории игр относится, например, «Зарница».

Инновационная игра - это метод коллективного решения сложных проблем.

Инновационные

игры

в

педагогическом

процессе

выполняет,

прежде

всего,

развивающую задачу. Особенностями инновационной игры являются рефлексивность

и направленность на самоорганизацию. Участники попадают в конкретные игровые

ситуации, каждый со своей точкой зрения. Для того чтобы соорганизовать их действия

в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное

взаимодействие. Эту игровую методику можно использовать для развития любой из

сфер личности.

Дидактическая игра – основной акцент делается на занимательность, которая

реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы

забавы

при

этом

служат

также

средством

развития

мотивационной

сферы

деятельности воспитанников, что способствует повышению результатов обучения, так

как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета.

Эта методика подходит и для профориентационной работы.

Элементы

занимательности

в

дидактической

игре

служат

своеобразной

разрядкой напряженной обстановки в коллективе и способствуют концентрации

внимания кадет для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей

представляют

разнообразные

интеллектуальные

задачи,

облеченные

в

занимательную форму.

Использование игровых технологий для развития волевых качеств кадет дает

возможность воспитателю СПбКВК придерживаться основных правил:

не делать за воспитанника то, что он должен уметь делать сам; необходимо

лишь научить его и создать условия для успеха его деятельности;

стимулировать самостоятельную деятельность, укреплять веру в способность

кадета преодолевать трудности;

объяснять

целесообразность

требований,

приказов,

решений,

которые

предъявляются ребенку, и учить самостоятельно принимать разумные решения.

2

Применение игровых технологий в воспитательном процессе дает возможность

воспитанникам СПбКВК:

без опаски выражать эмоции;

понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние

ресурсы;

освоить новые способы поведения;

оперативно анализировать собственные реакции.

Таким образом, игровые технологии решают одну из важных задач воспитания

кадет:

Формирование и развитие стойких убеждений и целостного мировоззрения, что

является основой волевой организации личности.

3



В раздел образования