Напоминание

Рабочая программа по предмету


Автор: Литовченко Галина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Роговская ООШ
Населённый пункт: с. Рогов Злынковского района Брянской области
Наименование материала: Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс
Тема: Рабочая программа по предмету
Дата публикации: 18.11.2020
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

« Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора по УВР ______ Директор школы ________ .

протокол №______ «______»___________ 2019 г. Приказ № ____ - О от 30.08.2019г.

«_____» __________2019г.

Руководитель МО _______

Рабочая программа

учебного курса «Литературное чтение»

для учащихся 2 класса

Всего часов по программе: 136 Составил:

Всего часов в неделю: 4 учитель начальных классов

Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Литовченко Г.Г.

Л

А. Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение»

1

2019 - 2020 учебный год

Пояснительная записка

Литературное чтение

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку (утвержден приказом

Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация №

17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04

февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540) с

изменениями

Примерной основной образовательной программы ОУ. Начальная школа / [ сост.Е.С.Савинов]. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2012;

Примерной программы по литературному чтению для 1-4 классов, источник: сборник Примерные программы по учебным предметам. Начальная

школа, в 2-х ч. / под ред. А.М.Кандакова, Л.П. Кезиной, серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2010.

Рабочей программы. Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Бойкина М.: Просвещение, 2011 г.

Приказа Департамента образования и науки Брянской области от 22.04.2019г. №642 «О базисном учебном плане общеобразовательных

организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год»

Письма Департамента образования и науки Брянской области от 22.04.2019г. № 2478-04-О « О примерном учебном плане 1-9 классов

общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год»

Учебного плана МБОУ Роговской основной общеобразовательной школы на 2019-2020 _______.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта для общеобразовательных школ:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, М.:

«Просвещение», 2018г.

2.

Бойкина М.В., Виноградская Л.А.. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение», М.: «Просвещение», 2018.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение

работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственнному

и эстетическому воспитанию.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой

деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

2

формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными

текстами;

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле;

развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания:

формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.

повышение уровня коммуникативной культуры: умение составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с

р6ечевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в

словарях, справочниках и энциклопедиях.

формирование читательской компетенции

формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

развитие умения соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека.

формирование навыков доброжелательного сотрудничества.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к

успешному обучению в средней школе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Литературное чтение»

(личностные, метапредметные и предметные результаты)

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных

результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных

ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и

религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания

наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям

иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

3

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать

поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на

безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в

соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в

соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и

оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,

первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение

чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием

элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать

содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль

произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных

произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение —

письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,

репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Литературное чтение», 2 класс

(личностные, метапредметные и предметные результаты)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К окончанию 2 класса будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на

содержательные моменты школьной действительности;

мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;

первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение, дружба, друг, товарищ, приятель);

умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по

совести?»;

умение хранить традиции своей семьи, своей Родины;

умение видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться своей

страной;

умение понимать ценность книги;

умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей;

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

стремление к успешной учебной деятельности;

умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся получат возможность научиться:

• определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;

понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;

• понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный

выбор.

5

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

•ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;

•знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

•предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в н

ѐ

м представлены;

•понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые

предстоит ответить;

•принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;

•проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся получат возможность научиться:

•самостоятельно формулировать тему и цели урока;

•составлять план действий (совместно с учителем);

•уметь работать в соответствии с заявленным планом;

•уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;

•вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

•самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

•выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

•группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

•сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Учащиеся получат возможность научиться:

•находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять сво

ѐ

высказывание;

•самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

•задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;

•участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.

6

Учащиеся получат возможность научиться:

•составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

•владеть монологической и диалогической формами речи;

•высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

•читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

•самостоятельно определять тему прочитанного произведения;

•под руководством учителя определять главную мысль произведения;

•задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

•пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;

•характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он, какой он);

•делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;

•находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

•сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

•сравнивать прозаический и поэтический тексты;

•наблюдать, как с помощью красок художник переда

ѐ

т свои чувства и настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

•читать текст про себя и понимать прочитанное;

•самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

•задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

•самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;

•пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

•самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

•находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в

соответствии с заданными параметрам.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

•характеризовать представленную на выставке книгу;

•организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;

7

•находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

•составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

•самостоятельно составлять аннотацию;

•самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

•пользоваться алфавитным и систематическим каталогами.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

•определять особенности сказочного текста;

•характеризовать героя произведения;

•самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;

•сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

•различать прозаический и поэтический тексты;

•наблюдать, как с помощью художественных средств автор переда

ѐ

т свои чувства и настроение;

•находить в тексте сравнения с помощью слов будто, какнаходить в тексте лирического стихотворения под руководством учителя средства

художественной выразительности: эпитеты, олицетворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

•сравнивать научно - познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности;

•выявлять особенности героя художественного рассказа;

•выявлять особенности юмористического произведения;

•находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

•придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

•читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

•инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

•выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

•составлять самостоятельно тексты разных жанров;

•писать отзыв на книгу

8

Содержание

учебного предмета, курса «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,

умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого

высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать

текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным

выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие

поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению

небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения

(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих

видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их

озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу

беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.

Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,

энциклопедии).

9

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование

соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия

произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с

точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере

народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных

средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для

данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и

выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по

аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского

отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего

текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из

текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,

позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на

основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков

героев.

Развитие

наблюдательности

при

чтении

поэтических

текстов.

Развитие

умения

предвосхищать

(предвидеть)

ход

развития

сюжета,

последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов

(передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей,

определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма

деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий

пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным

материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать

вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому

произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство

10

собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями

национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа

на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в

высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,

повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы,

сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную

тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной

речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную

тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные

сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков

отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона-

ционального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о

защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая

литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе,

честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,

метафор и осмысление их значения.

Первоначальная

ориентировка

в

литературных

понятиях:

художественное

произведение,

искусство

слова,

автор

(рассказчик),

сюжет

(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер),

рассуждения (монолог героя, диалог героев).

11

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,

различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение

(композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное

словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-

следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного

произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие

умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.

Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою,

объяснять свой выбор.

Содержание учебного предмета, курса

«Литературное чтение» 2 класс (136 часов)

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения

устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-

тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего

мира.

В программе даётся 2 часа резервных, они распределены по 1 часу на разделы: «Писатели детям» и «Литература зарубежных стран».

Вводный урок по курсу литературное чтение. (1 час)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь..

Самое великое чудо на свете. (4 часа)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои

любимых книг. Творчество читателя, талант читателя.

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».

Устное народное творчество. (15 часов)

Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского

народа. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного

12

творчества. Считалки и небылицы. загадки. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики», «Лиса и

тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»

Люблю природу русскую. Осень. (8 часов)

Картины осеней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А.Фета,

А.Толстого, С.Есенина. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Сравнение

художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического, поэтического и прозаического текстов.

Русские писатели. (14 часов)

А.С.Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы.

Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение

литературной и народной сказок. Характеристика героев произведения. И.А.Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И.А.Крылова. Сравнение

сказки и басни. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение басни с пословицей. Л.Н. Толстой.

Басни Л.Н.Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л.Н.Толстого.

О братьях наших меньших.(12 часов)

Веселые стихи о животных. А.Шибаев, Б.Заходер, И.Пивоварова. В.Бересов. Заголовок стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении.

Герой стихотворения. Характер героев Рифма. Научно-популярные тексты Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова,

В.Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Из детских журналов. (9 часов)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Проект «Мой любимый детский журнал»

Люблю природу русскую. Зима. (9 часов)

Зимние загадки. Лирические стихотворения. И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким, Ф.Тютчев, С.Есенин, С.Дрожжин. Русская народная сказка. Два Мороза.

Новогодняя быль. С.Михалков. Весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям. (18 часов)

К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой

щенок» А.Л. Барто Стихи. Н.Н.Носов. Юмористические рассказы для детей.

Я и мои друзья. (10 часов)

Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна. (9 часов)

13

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

Проект «Газета – «День победы – 9 мая»

И в шутку и всерьез. (14 часов)

Веселые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В. Драгунского.

Литература зарубежных стран. (13 часов)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки

в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и

зарубежных песенок. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук».

Проект «Мой любимый писатель-сказочник».

14

Тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе (136 часов)

№ п/п

Раздел.

Тема урока

Количество

часов

Дата

план

факт

Вводный урок по курсу литературного чтения

1 час

1

Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

Содержание учебника. Словарь.

1час

Самое великое чудо на свете (4ч)

4 часа

2

Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете». Прогнозирование

содержания раздела.

1час

3

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».

1час

4

Старинные и современные книги. Сравнение книг.

1час

5

Напутствие читателю Р.Сефа..

1час

Устное народное творчество

15 часов

6

Малые и большие жанры устного народного творчества.

1 час

7

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.

1 час

8

Устное народное творчество. Потешки и прибаутки – малые жанры .

1 час

9

Устное народное творчество. Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки.

1 час

10

Устное народное творчество. Загадки – малые жанры. Распределение загадок по

тематическим группам.

1 час

11

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц

русского народа.

1 час

12

Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет».

1 час

15

13

Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зернышко»

1 час

14

Русская народная сказка. «У страха глаза велики»

1час

15

Русская народная сказка. «Лиса и тетерев»

1час

16

Русская народная сказка. «Лиса и журавль».

1час

17

Русская народная сказка. «Каша из топора»

1час

18

Русская народная сказка. «Гуси-лебеди»

1час

19

Русская народная сказка. «Гуси-лебеди»

А. Шибаев «Вспомни сказку»

1час

20

Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество»

1час

Люблю природу русскую. Осень.

8 часов

21

Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Осень». Картины осенней

природы. Осенние загадки.

1час

22

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…. К.Бальмонт «Поспевает брусника»

1час

23

А.Плещеев «Осень наступила» А.Фет «Ласточки пропали»

1час

24

Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина

1час

25

В.Брюсов «Сухие листья…» И.Токмакова «Опустел скворечник».

1час

26

Средства художественной выразительности В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы»

1час

27

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М.Пришвин

1час

28

Проверочная работа по разделу « Люблю природу русскую. Осень»

1час

Русские писатели

14 часов

16

29

Знакомство с названием раздела «Русские писатели». А.С. Пушкин – великий русский

писатель.

1 час

30

Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

1 час

31

А.С. Пушкин «Вот север, тучи…», «Зима…»

1 час

32

Сказка о рыбаке и рыбке.

1 час

33

Сказка о рыбаке и рыбке. Главные герои сказки.

1 час

34

Сказка о рыбаке и рыбке. Чтение по ролям.

1 час

35

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

1 час

36

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».

1 час

37

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

1час

38

Л.Н.Толстой «Филипок

1час

39

Л.Н.Толстой «Филипок». «Правда всего дороже»

1час

40

Л.Н.Толстой «Котенок».

1час

41

Разноцветные страницы. И.Токмакова «Десять птичек- стайка»

1час

42

Проверочная работа по разделу: «Русские писатели»

1час

О братьях наших меньших

12 часов

43

Знакомство с названием раздела «О братьях наших меньших»

Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?»

1 час

44

Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака».

1 час

17

45

В.Берестов «Кошкин щенок»

1 час

46

М.Пришвин «Ребята и утята»

1 час

47

М.Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана.

1 час

48

Е.Чарушин «Страшный рассказ».

1 час

49

Б.Житков «Храбрый утенок»

1 час

50

В.Бианки «Музыкант»

1 час

51

В.Бианки «Сова»

1час

52

Закрепление. В.Бианки «Сова».

1час

53

Разноцветные страницы. С.Брезкун

1час

54

Проверочная работа по разделу «О братьях наших меньших»

1час

Из детских журналов

9 часов

55

Знакомство с названием раздела «Из детских журналов»

Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал»

1 час

56

Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра».

1 час

57

Д.Хармс «Вы знаете»

1 час

58

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи»

1 час

59

Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1 час

60

Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя».

1 час

61

Защита проекта «Мой любимый детский журнал»

1 час

18

62

А.Введенский «Лошадка»

1час

63

Разноцветные страницы. Проверочная работа по разделу: «Из детских журналов»

1час

Люблю природу русскую. Зима.

9 часов

64

Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Зима.» Зимние загадки..

1 час

65

И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка»

1 час

66

Я.Аким «Утром кот принес на лапках»

1 час

67

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…»

1 час

68

С.Есенин «Береза»

1 час

69

Русская народная сказка. «Два мороза».

1 час

70

С.Михалков «Новогодняя быль»

1 час

71

А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет»

1час

72

Разноцветные страницы.

Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

1час

Писатели детям

17 часов

73

Знакомство с названием раздела «Писатели детям». К.И.Чуковский «Путаница».

1 час

74

К.И.Чуковский «Радость»

1 час

75

К.И.Чуковский «Федорино горе»

1 час

76

К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям

1 час

19

77

С.Я.Маршак «Кот и лодыри». 5

1 час

78

С.В.Михалков «Мой секрет»

1 час

79

С.В.Михалков «Сила воли»

1 час

80

С.В.Михалков «Мой щенок»

1 час

81

А.Л. Барто «Веревочка».

1 час

82

А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа»

1 час

83

Н.Носов «Затейники»

1 час

84

Н.Носов «Живая шляпа»

1 час

85

Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе составленного плана.

1 час

86

Н.Носов «На горке»

1 час

87

Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана.

1 час

88

Разноцветные страницы. Конкурс скороговорок.

1час

89

Проверочная работа по разделу «Писатели детям».

1час

Я и мои друзья

10 часов

90

Знакомство с названием раздела «Я и мои друзья». Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова,

Э. Мошковской

1 час

91

В.Лунин «Я и Вовка»

1 час

92

Н.Булгаков «Анна, не грусти!».

1 час

20

93

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

1 час

94

В.Осеева «Волшебное слово»

1 час

95

В.Осеева «Хорошее»

1 час

96

В.Осеева «Почему»

1 час

97

В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа.

1час

98

Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша»

1час

99

Проверочная работа по разделу «Я и мои друзья»

1час

Люблю природу русскую. Весна.

9 часов

100

Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Весна». Весенние загадки.

1 час

101

Ф.Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды».

1 час

102

А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

1 час

103

А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот»

1 час

104

Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю»

1 час

105

Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

1 час

106

С.Васильев «Белая береза»

1 час

107

Подготовка проекта. Газета «День Победы – 9 мая»

1час

108

Разноцветные страницы.

Проверочная работа по разделу « Люблю природу русскую. Весна.»

1час

21

И в шутку и всерьез

14 часов

109

Знакомство с названием раздела «И в шутку и в серьёз». Веселые стихи Б.Заходера.

1 час

110

Б.Заходер «Что красивей всего?»

1 час

111

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

1 час

112

Э.Успенский «Чебурашка»

1 час

113

Э.Успенский «Чебурашка». Характеристика ге роев.

1 час

114

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…»

1 час

115

Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»

1 час

116

В.Берестов «Знакомый, «Путешественники»

1 час

117

В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1 час

118

Г.Остер «Будем знакомы»

1 час

119

Закрепление. Г.Остер «Будем знакомы»

1 час

120

В.Драгунский «Тайное становится явным»

1 час

121

В.Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление текста.

1 час

122

Разноцветные страницы. Проверочная работа по разделу: « И в шутку и всерьёз»

1 час

Литература зарубежных стран

14 часов

123

Знакомство с названием раздела «Литература зарубежных стран». Американская народная

песенка «Бульдог по кличке Дог»

1 час

22

124

Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»

1 час

125

Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

1 час

126

Шарь Перро «Кот в сапогах»

1 час

127

Шарь Перро «Кот в сапогах». Закрепление.

1 час

128

Шарль Перро «Красная шапочка».

1 час

129

Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине».

1 час

130

Эни Хогарт «Мафин и паук»

1 час

131

Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа.

1 час

132

Итоговая комплексная работа.

1 час

133

Разноцветные страницы. К. Чуковский «Котауси и Мауси».

1 час

134

Проверочная работа по разделу «Литература зарубежных стран»

1 час

135

Работа над проектом «Мой любимый писатель-сказочник».

1 час

136

О чем мы будем читать летом.

1 час

23



В раздел образования