Автор: Воронцова Ирина Анатольевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 141 Красногвардейского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: "Поймем друг друга без слов!"
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка
Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или
предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без
слов, считается невербальной коммуникацией. Чувства, также как
информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких
невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не
осознаём, но которая является главной в любом общении.
Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное
общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение
и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно
достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом
может контролировать. Это наиболее древняя и базисная форма
коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона
тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и
сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях
понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или
письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции,
манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе
взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет
невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с
помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением
невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое
внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают
желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором
мы все разговариваем, даже не осознавая этого. Актерская игра, как метод,
дает возможность развития этого средства коммуникации. Активизирует
работу разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно-тактильного чувства,
хеморецепции (обоняние, вкус), терморецепции (чувство тепла — холода).
Цель занятия:
1) Образовательная: знакомство с невербальными средствами общения
(через практическую деятельность);
2)
Развивающая
: развитие коммуникативных способностей учащихся:
развитие навыков восприятия партнера по общению, навыки понимания
окружающих людей, навыков невербального общения, развития
наблюдательности;
3) Воспитательная: воспитывать культуру общения со сверстниками и
другими людьми, воспитывать социальную чувствительность. Показать
значимость умения невербального общения для будущей практической
деятельности.
Задачи:
Развитие навыков свободного общения и коммуникабельности;
Формирование умения концентрировать внимание
Развитие памяти, фантазии, воображения,
Воспитание наблюдательности, волевых качеств, творческой инициативы,
эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел;
Формирование способности выступать перед аудиторией
Воспитание личности, способной к сознательному систематическому
творческому труду, к самостоятельной работе над ролью.
Технические навыки:
Улучшение координации и пластики движений
Снятие зажатости и эмоциональное раскрепощение
Уважаемые гости!
Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или
предпочитают не говорить о них.
Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день
произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час. Но всем
известно, что человек подсознательно доверяет больше не словам, а
непроизвольным и неосознаваемым невербальным знакам. Поза, жест,
мимика, походка - все это для нас «тайные знаки» того, что «скрыто между
строк». Сегодня на нашем мастер классе мы будем разгадывать эти «Тайные
знаки». Забудем на время о том, что такое речь. И постараемся найти другие
пути общения. Я приглашаю всех вас принять участие в этих поисках. Для
этого я предлагаю вам с помощью карточек разделиться на две команды. В
ваших карточках указано, к какой из групп участников вы принадлежите, а
так же загадана эмоция. Как вы видите, одна часть из вас станет на время
нашего занятия гримерами и изобразит свои эмоции в гриме. А другая -
художниками и передаст свое душевное состояние в масках, которые будут
созданы при помощи вашей фантазии, бумаги и ножниц. При создании
эмоции в гриме нам помогут наши юные актеры. (Выходят 4 обучающихся).
В конце нашего занятия мы сможем выразить свое мнение по поводу
выполнения каждым участником его задания. Положительный отзыв это
жест: большой палец вверх. Отрицательный отзыв – скрещенные руки.
Прошу всех взглянуть на ваши карточки. Не забывайте, что вы разучились
говорить на время нашего мастер-класса. Если вы отгадали вашу загаданную
эмоцию, кивните головой. Итак, прошу гримеров взять инструменты для
грима и приступить к работе. А пока гримеры гримируют наших актеров,
прошу художников взглянуть на слайд. Вы видите актеров Античности.
Работая на большом расстоянии от зрителя, актеры того времени, были
вынуждены использовать маски для обозначения душевного состояния героя.
В каждой роли использовали разные маски в зависимости от эмоций. И
сейчас прошу вас взять в руки карандаш, бумагу, ножницы и изобразить
посредствам вашим масок загаданные в ваших карточках эмоции (Фоном
звучит музыка)
Грим готов. Я прошу наших юных актеров посмотреть на свои лица в
зеркале. Каждый из вас догадался, какие эмоции изображены на ваших
лицах. А теперь к вашей мимике я прошу добавить жесты и походку. (Дети
поочередно показывают пластические этюды)
Теперь я приглашаю наших художников – гримеров встать рядом со своими
эмоциями. А я прошу жестами оценить их совместную работу с актерами.
Первая эмоция…
Я поздравляю победителей! Сегодня на нашем мастер-классе увидели массу
способов общения без речи. Невербальное общение делает наше общение
более полным для понимания. Наше занятие окончено. Всем нам желаю
встречать как можно больше положительных эмоций, доброжелательных
жестов и летящих походок!!!
(Радость)
Я улыбаюсь. Мои глаза слегка прищурены. Уголки рта слегка приподняты. Я
смеюсь. Я пою.
(Злость)
Мои брови нахмурены и сдвинуты. Зубы стиснуты. Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат. Я сжимаю кулаки.
(Страх)
Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице. Глаза очень широко
открыты. От испуга я дрожу и хочу защититься, спрятаться и убежать.
(Грусть)
Внутренние уголки бровей подняты вверх. Глаза слегка ссужены. Уголки губ
опущены вниз. Я плачу.
(Удивление)
Рот приоткрыт. Глаза широко открыты. Брови приподняты.
(Гнев)
Брови опущены и сведены вместе. Рот закрыт. Губы сжаты.
(Смущение)
Голова поворачивается в сторону от наблюдателя. Взгляд направлен вниз,
он смещается при этом вбок. Улыбка сжатыми губами — «сдержанная
улыбка».
(Отвращение)
Нахмуренные брови. Сморщенный нос, как это бывает при неприятном
запахе. Приподнятая верхняя губа и опущенные уголки нижней губы.