"Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции психоэмоционального состояния воспитанника детского дома".
Автор: Манюкова Валентина Федоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Берег надежды" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Статья Тема: "Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции психоэмоционального состояния воспитанника детского дома". Раздел: дополнительное образование
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции
психоэмоционального состояния воспитанника детского дома.
Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод
практической психологии и один из самых молодых в современной научной
практике.
Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII
веку.
Речь
идет
не
только
о
собирательстве
фольклорных
сказок,
предпринятом
братьями
Гримм,
но
и
о
попытках
интерпретаций
их
содержания
(И.И.Винкельман,
И.Г.Гаман,
И.Г.Гердер,
К.Ф.Моритц
и
др.).
Сказку,
как
отражение
глубинной
психики
человека,
исследовали
такие
психологи,
как
Фромм,
Берн,
Беттельхейн,
Юнг
и
др.
Это
направление
разрабатывалось
отечественными
педагогами
и
психологами
Выгодским,
Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное
оформление
в
виде
психолого-педагогической
технологии
"Комплексная
сказкотерапия" получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора
психологических наук, ректора Института сказкотерапии.
Сказкотерапия – это активно развивающееся направление в психотерапии. По
словам Станислава Раевского, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту
разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень
многое
можно
понять,
просто
спросив
человека,
какая
у
него
любимая
сказка".
В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в
разных
контекстах,
т.к.
сказкотерапию
используют
и
в
воспитании,
и
в
образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент
психотерапии.
Существует
несколько
определений
"сказкотерапии"
в
зависимости
от
области использования.
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это
способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного
социума. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку)
необходимых
моральных
норм
и
правил.
Эта
информация
заложена
в
фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ
социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия
как
инструмент
развития.
В
процессе
слушания,
придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для
эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные
механизмы поиска и принятия решений.
Сказкотерапия
как
нарратив .
Слушая
и
воспринимая
сказки
человек,
встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот
процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну сказку по много
раз.
Сказкотерапия
как
психотерапия .
Работа
со
сказкой
направлена
непосредственно
на
лечение
и
помощь
клиенту.
Сказкотерапевт
создает
условия,
в
которых
клиент,
работая
со
сказкой
(читая,
придумывая,
разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и
проблем.
В
настоящее
время
широко
известна
типология
сказок,
предложенная
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой,
которая
включает
в
себя
художественные
(народные
и
авторские),
психотерапевтические,
психокоррекционные,
дидактические, медитативные.
В
понимании
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой
сказкотерапия
–
это
не
просто
направление
психотерапии,
а
синтез
многих
достижений
психологии,
педагогики, психотерапии и философии разных культур.
В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в
историческом контексте):
1 этап – устное народное творчество;
2 этап – собирание и исследование сказок и мифов (К.Г.Юнг, М.-Л. фон
Франц, Б.Беттельхейм, В.Пропп и др.);
3
этап
–
психотехнический
(применение
сказки
как
повод
для
психодиагностики, коррекции и развития личности);
4
этап
–
интегративный,
связанный
с
"формированием
концепции
Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием
сказкотерапии
как
природосообразной,
органичной
человеческому
восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями
наших предков".
Как справедливо указывает сама Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, художественные
с к а з к и
и м е ю т
и
д и д а к т и ч е с к и й ,
и
п с и хо ко р р е ц и о н н ы й ,
и
психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
2
Сказкотерапия – это молодое, современное и перспективное направление в
практической
психологии,
которое,
используя
метафорические
ресурсы
сказки,
позволяет
людям
развить
самосознание,
стать
самими
собой,
и
построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Функции психотерапевтических сказок
Сказка обычно выполняет три функции : диагностическую, терапевтическую
(коррекционная) и прогностическую.
Диагностическая
сказка
предполагает
выявление
уже
имеющихся
жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые
предъявляются ребенку в данном случае такие: "Сочини сказку о мальчике
пяти лет", "Сочини любую сказку". Затем психолог проводит анализ сказки.
Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо
ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы
ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению
отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может
говорить
вслух.
Например,
проверить
отношение
ребенка-дошкольника
к
разводу родителей.
Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят
позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.
Коррекционные
сказки
используются
для
того,
чтобы
помочь
ребёнку
увидеть,
осознать
его
собственные
старые,
возможно
разрушающие
его
психику
и
здоровье
действия,
и
самостоятельно
смоделировать
новые,
наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично
встраивающиеся в его развитие.
В
том
случае,
когда
диагностируется
потенциальное
развитие
событий,
можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих
сказках,
будто
матрешка
в
матрешке,
раскрываются
суть
и
особенности
будущего жизненного сценария человека.
Выделяют следующие коррекционные функции сказки:
1.
Функция
зеркала
-
содержание
сказки
становится
тем
зеркалом,
которое
отражает
внутренний
мир
человека,
облегчая
тем
самым
идентификацию с ним.
2.
Функция модели - сказки отражают различные конфликтные ситуации и
предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия
отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться
при помощи модели.
3.
Функция
опосредования
- сказка выступает в качестве посредника
между клиентом и психологом, снижая, тем самым, сопротивление клиента.
4.
Функция
хранения
опыта
- после
окончания
психокоррекционной
3
работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
5.
Функция
возвращения
на
более
ранние
этапы
индивидуального
р а з в и т и я
- сказка
помогает
вернуться
к
прежней
радо стной
непосредственности. Она вызывает изумление, удивление, открывая доступ в
мир
фантазии,
образного
мышления,
непосредственного
и никем
не
осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает содержание.
6.
Функция альтернативной концепции - сказка звучит для клиента не в
общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную
концепцию, которую клиент может либо принять, либо отвергнуть.
7.
Функция изменения позиции - сказка неожиданно вызывает у взрослого
или
у
ребенка
новое
переживание,
в
его
сознании происходит изменение
позиции.
Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее
сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в
мифах
или
притчах
можно
увидеть
не
только
фиксирование
какой-то
проблемы, но и ее решение.
Диагностические возможности сказки
Сказкотворчество дает редкую возможность подступиться к индивидуальной
жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла
практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но
и знания.
Основные способы психодиагностики с помощью сказки , применяемые в
работе психолога:
1. Рассказываем сказку и отслеживаем его реакции . Для этого необходимо
погрузить клиента в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это
достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса,
использованием
красочных
речевых
оборотов,
затейливых
присказок
и
концовок, приемами НЛП.
Психолог должен наблюдать, как клиент реагирует на те или иные поступки
героев,
для
того,
чтобы
выявить
ценностные
представления,
страхи;
отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев клиента
необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее
значимые места.
Необходимо обращать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те моменты,
которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания, на
комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя
идентифицировал
человек;
догадаться
об
этом
нетрудно
по
личностным
реакциям, то есть проявляемым эмоциям.
4
2 .
Просим
рассказать
любимую
сказку
или
рассказ,
или
наиболее
запомнившуюся . В данном случае мы исходили из положения, что сказки,
прочно закрепившиеся в душе человека, являются плодами родительских
предписаний и лежат в основе жизненных сценариев.
Любимая
сказка,
чаще
всего,
представляет
собой
грубо
упрощенный
жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев – Героем или Неудачником –
идентифицирует себя клиент, можно определить его "программу" на всю
сознательную жизнь.
При работе с клиентом психолог исходит из необходимости искать именно
тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более мы
к ним приближаемся, тем лучше для клиента. Однако когда к психотерапевту
обращается взрослый человек, его жизненный сценарий достаточно трудно
переделать. Поэтому диагностическую и коррекционную работу начинать
желательно как можно раньше (еще с ребенком): когда ребенок только усвоил
мифы и сказки, и делает "первые в них шаги". К тому же работа с ребенком
легче для психолога еще и потому, что его психологические защиты не стали
"закостенелыми",
а
выражение
своих
чувств
и
эмоций
не
столь
сильно
сдерживает
"родительский
контроль",
поэтому
проекция
является
более
пропорциональной
и,
следовательно,
менее
искаженной.
Тем
не
менее,
использование
сказки
в
психотерапии
взрослых
не
теряет
своей
эффективности, но соответственно претерпевает некоторые изменения по
сравнению с детской сказкотерапией.
Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы
находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и
Фрейда. Трансакционные аналитики (Берн Э. и др.) не проповедают мысль о
том, что человеческие жизненные планы конструируются наподобие мифов
или волшебных сказок. Они видят, что чаще всего детские решения, а не
сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека.
Чтобы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается
впечатление,
будто
какое-то
мощное
влечение
заставляет
их
куда-то
стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их
автобиографиях или трудовых книжках. Эти противоречия существуют с
самого возникновения человеческого рода.
3. Просим клиента придумать и рассказать историю, сказку . Именно этот
способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики.
Тут психологу следует не только отслеживать реакции клиента, но и сделать
полный
анализ
продукта
творчества
–
сказки,
которую
можно
условно
отнести
к
художественному
произведению,
автор
которого
комбинирует
образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания.
Напротив,
сказка
следует
внутренней
логике
развиваемых
образов,
а
5
внутренняя
логика
обусловлена
той
связью,
которую
устанавливает
произведение между своим миром и миром внимания.
Этот способ диагностики, как и другие, основан на принципе проекции.
Необходимые условия эффективной проекции:
- установление рапорта, доверия, открытости; постоянная связь с внутренним
пространством клиента;
-
средства
"переноса"
фигуры
на
экран
(волшебство
сказки,
фантазии,
отсутствие ограничений, неопределенность инструкций и т.д.);
- сведение к минимуму действие психологических защит;
- само семантическое пространство (опыт человека).
Проекция может быть искажена по нескольким причинам. Во-первых, это
рамки
и
шаблоны
мышления
и
чувствования,
из
которых
необходимо
"вырвать" человека, то есть избавиться от ограничений, и в этом должен
помочь ребенку психолог в процессе работы. Во-вторых, внутри полученной
проекции
из-за
индивидуальных
особенностей
опыта
могут
происходить
процессы замещения, переноса, слияния и т.д.
Сказка как инструмент психокоррекции
Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной
стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки,
они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с
другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете
можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет
сказку
своим
актуальным
содержанием.
В
содержании
сказки
можно
рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания.
И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на
сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно
клиенту.
Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать
со сказкой. Самые распространенные способы это:
- обсуждение уже существующей сказки;
- самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская
сказка;
6
- инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как
актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
- арттерапевтическая работа по мотивам сказки, и др.
Почему
именно
сказка
обладает
таким
мощным
психотерапевтическим
воздействием? В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных
проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто
мы замыкаемся на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее
пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка в силу
своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека
и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают
найти свой собственный выход из проблемного состояния.
Сказочная
среда
(неопределенность
места
действия,
имен
героев,
собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой
на данном этапе проблемы, с другой – дает возможность идентифицировать
себя с героями сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности
человека помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие.
Для
ребенка,
помимо
вышесказанного,
сказочная
история
является
проводником во "взрослую" жизнь с ее, порой жесткими, нравственными
законамии;
сказочные
события
становятся
первой
"школой
жизни",
а
поступки героев – мерой добра и зла. Таким образом, сказкотерапия основана
на трех принципах – осмысленность, множественность и взаимодействие с
реальностью.
Основные приемы работы со сказкой
1.
Анализ сказок.
Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной
ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку
предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?";
"Кто
из
героев
больше
всего
понравился
и
почему?";
"Почему
герой
совершил те или иные поступки?"; "Что произошло бы с героями, если они
не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?", "Что было бы,
если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?", а также другие
вопросы.
Данная
форма
работы
применяется
для
детей
в
возрасте
от
5
лет,
подростков и взрослых.
2.
Рассказывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии,
воображения,
способности
к
децентрированию.
Процедура
состоит
в
следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от
первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку
7
от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в
сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или
Василиса
Премудрая.
"Давайте
попробуем
рассказать
историю
Колобка
глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел
Колобок".
3.
Переписывание сказок.
Переписывание
и
дописывание
авторских
и
народных
сказок
имеет
смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится
сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это -
важный
диагностический
материал.
Переписывая
сказку,
дописывая
свой
конец
или
вставляя
необходимые
ему
персонажи,
клиент
сам
выбирает
наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит
тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от
внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл
переписывания сказки.
4.
Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно
отражается
на
поведении
куклы.
Это
помогает
ему
самостоятельно
корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально
выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять
через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не
может себе позволить проявить.
5.
Сочинение сказок.
В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития
сюжета.
Главный
герой
появляется
в
доме
(в
семье),
растет,
при
определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во
время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия,
борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким
образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной
форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с
разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может
корректировать
неадекватное
поведение
детей.
Сказка
может
сочиняться
устно,
с
использованием
игрушки,
быть
нарисованной
отдельно
каждым
ребенком
или
в
группе.
Художественные
сказки
бывают
с
полным
и
неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной
волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме
того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из
сказочных
этапов,
которые
соответствуют
степени
решения
данной
проблемы.
7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):
1) Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме
8
2) расставание с родительским домом
3) Выбор пути, проверка на доброе сердце
4) Борьба и победа
5) Возвращение домой, трудности обратного пути
6) Прибытие домой
7) Свадьба, коронование.
В
каждой
волшебной
сказке
есть
определенные
закономерности
развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при
определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во
время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия,
борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким
образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной
форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения
эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в
условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к
кризисным
переживаниям.
Каждая
из
волшебных
сказок
содержит
информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания
определенного кризиса.
События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения
между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей
и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах
жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое
плохо.
Она
дает
возможность
отреагировать
значимые
эмоции,
выявить
внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных
сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои
страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным
Возможности работы со сказкой
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают
свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти
метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в
рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
3 . Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит
поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему
оценок человека в категориях: хорошо - плохо.
4
. Проигрывание
эпизодов
сказки. Проигрывание
эпизодов
дает
возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально
значимые ситуации и проиграть эмоции.
9
5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью
метафоры варианта разрешения ситуации.
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание,
работа со сказкой).
Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в
зависимости от выбранной цели. Психотерапевтическими сказками должны
заниматься
только
специалисты.
Все
остальные
сказки
можно
смело
использовать для развития обучения и воспитания ребёнка родителями.
На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет
необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка.
Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые
народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством
событий,
формирующие
у
ребёнка
представление
о
мире,
о
моделях
поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим
миром.
Для
обучения
используются
дидактические
сказки.
Сюжет
этих
сказок
определён достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей,
но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребёнка.
Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую атрибутику
или в песочнице.
Итак,
пересказывание
и
интерпретация
сказок
позволяет
максимально
освободить творческое начало в человеке, осознать свой прошлый опыт,
обогатить его восприятие, получить новые знания.
Заключение
Сказкотерапия
–
направление
практической
психологии,
которое,
используя
метафорические
ресурсы
сказки,
позволяет
людям
развить
самосознание,
стать
самими
собой,
и
построить
особые
доверительные,
близкие отношения с окружающими. Сказкотерапия – это процесс поиска
смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной
жизни.
Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность; объективизации
проблемных
ситуаций;
активизации
ресурсов,
потенциала
личности;
экологического образования и воспитания ребенка. Это процесс улучшения
внутренней природы и мира вокруг.
Посредством сказкотерапии удается достигать следующих целей:
Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или
10
читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки
выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую
очередь
–
его
собственного,
скрытого,
еще
не
осознанного
внутреннего
мира...
Во-вторых,
нацеленность
сказкотерапии
на
развитие
самосознания
человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим
собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей
особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между
людьми.
В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или
рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования,
новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказкотерапия
тесно
связана
с
арттерапией
(терапия
искусством)
и
и г р о в о й
т е р а п и е й ,
с
г е ш т а л ъ т - т е р а п и е й ,
п с и х о с и н т е з о м ,
телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Пути развития
сказкотерапии
предполагают
включение
лучших
элементов
различных
психологических и педагогических разработок.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
-
осознание
своих
потенциалов,
возможностей
и
ценности
собственной
жизни;
- понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
- познание разных стилей мироощущения;
- осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
- внутреннее ощущение силы и гармонии.
Как
и
в
любом
направлении,
возможности
комплексной
сказкотерапия
изучены не достаточно полно, открываются новые перспективы, появляются
новые методы, дорабатываются уже имеющиеся приемы.
11
Библиография
1. Вачков И.В., Сказкотерапия. Развитие самосознания через
психологическую сказку [Текст]/ И.В. Вачков – М.: Просвещение, 1997. – 178
с.
2. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. – М.:
АСТ, 2001. – 345с.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной
терапии [Текст] / Т.М. Грабенко., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб.: Речь,
2003. – 400с.
4. Защиринская О. В., Сказка в гостях у психологии. Психологические
техники: сказкотерапия [Текст]/ О.В. Защиринская- М.: Гуманит. изд.
ВЛАДОС, 2003. – 123с.
5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] /Д.Ю. Соколов – М.: Эксмо-
пресс, 2001; 2005. – 224с.
6. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок
в сказкотерапии [Текст] /Д.Б. Кудзилов.,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб.:
Речь,2003. – 146с.
7. Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст]: Учебник для студ. высш.
учеб. заведений / Т.Д. Марушнковская. – М.: Издательский центр "Академия",
2007. – 544 с
8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]/ Л.Б. Фесюкова – Харьков, 1996
год.-126с.
9.Вологодина Н.В. Сказкотерапия.- Ростов н/Д., 2006г
10.Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия: дым старинного камина - СПб.:
Речь, 2004.
11.Грабенко Т. Зачем читать детям сказки. - СПб, 2006.
12.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь,
2000.
13.Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.
Путь
к
волшебству.
Теория
и
практика
сказкотерапии. СПб., 1998.
12
13