Напоминание

«Путешествие в гости к птицам»


Автор: Григоренко Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №78
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: «Путешествие в гости к птицам»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательный проект

«Путешествие в гости к птицам»

Для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6) лет

Авторы проекта:

Воспитатель: Григоренко Ю.В.

Место проведения ГБДОУ д/с 78 Приморского района СПб

Дата проведения 15 февраля 2020 года

Образовательный проект

Для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

«Путешествие в гости к птицам»

Вид проекта: однодневный, групповой, познавательно-творческий

Дата проведения 15 февраля 2020 года

Место проведения: ГБДОУ №78 Приморского района г. Санкт-Петербурга,

группа №11

Участники проекта: воспитатель: Григоренко Ю.В. дети, родители

Цель проекта:

- Создать условия для общения ребенка с миром природы и оказания

посильной помощи нашим пернатым друзьям, расширить и закрепит

представления дошкольников о зимующих птицах, роли человека в жизни

птиц.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками

- Становление целенаправленности собственных действий

- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости

-Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества

- Формирование основ безопасного поведения в природе

«Познавательное развитие»

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации,

формирование последовательных действий, становление сознания.

- Развитие воображения и творческой активности

- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,

их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, звучании…), об

особенностях природы

«Речевое развитие»

- Обогащение активности словаря, развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи

- Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха

- Знакомство с детской литературой по теме «Птицы»

- Формирование звуковой аналитическо-синтетической активности как

предпосылок обучению грамоте

«Художественно-эстетическое развитие»

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений искусства, мира природы

- Становление эстетического отношения к окружающему миру

- Восприятие музыки, звуков природы, художественной литературы,

фольклора

- Стимулирование сопереживания персонажам художественного

произведения

- Создание условий для самостоятельной творческой деятельности

«Физическое развитие»

- Развитие координации, гибкости и равновесия, крупной и мелкой моторики

1. Подготовительный этап:

Подборка художественной литературы о зимующих птицах (приложение1)

Подборка энциклопедий о птицах и научно-познавательной

литературы(приложение 1)

Знакомство с художниками – иллюстраторами по теме проекта

(Е.Чарушин, К.Овчинникова, Т.Капустина, Ю.Васнецов, Н.Корнеева, Н.Орлова,

В.Белышев)

Накопление информационного багажа по теме проекта.

Подбор наглядных и информационно-справочных материалов о зимующих

птицах для детей и родителей, тематических картин и иллюстраций

Подбор и изготовление дидактических игр «Чей клюв?», «Собери яйцо»,

«Собери картинку», «Четвертый лишний», «Кто как устроен», «Парочки»

Предварительное чтение и разучивание рассказов, стихов, загадок, закличек

по теме проекта

Подготовка схем для составления описательного и сравнительного рассказов

о птицах

Составление плана-схемы группы

Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно-

исследовательской деятельности

Изготовление кормушек совместно с детьми и родителями

Сбор и заготовка корма для птиц (семена, ягоды)

Подготовка упаковки для хранения семян (дышащие мешочки)

Шаблоны, трафареты с контурами птиц

Лепка «Зимующие птицы» по шаблону, с последующим составлением общей

композиции рисование «Птичья семья»

Изготовление коллажа «Зимующие птицы»

Прослушивание песен о птицах, голосов птиц

Составление памяток, «Птичьего меню», создание группового альбома

«Зимующие птицы» совместно с детьми и родителями

2. Основной этап

Беседа о птицах

Формулируем проблему проекта

- Почему зимой почти не слышно пения птиц?

- Какие птицы живут рядом с нами?

- Какие птицы переживают зимние холода?

- Знаете ли вы о том, что зимой гибнет много птиц, особенно в морозы?

- Как можно помочь птицам пережить холода?

- Подвести детей к пониманию того, что прежде чем планировать какие-то

действия, сначала следует больше узнать о птицах, живущих рядом с нами.

Содержание работы в ходе основного этапа проекта

«Социально – коммуникативное развитие»

Виды деятельности: коммуникативная, игровая

- Беседа о зимующих птицах нашего края « Почему мы считаем птиц своими

друзьями?»

Дидактические игры «чей клюв», «собери картинку», «кто как устроен»,

«игры с мячом», « подбери действие»(что умеют птицы?), «я знаю пять

названий птиц»

Подвижные игры «воробьишки и собака», «сова», «зимующие и перелетные

птицы»

Пальчиковые игры

Кормление птиц на участке д.с. (с печеньем для птиц, разные виды семян)

«Познавательное развитие»

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная

Просмотр иллюстраций и фотоматериалов на тему «Зимующие птицы

нашего края»

Знакомство с «Энциклопедией пернатых»

Знакомство с видовым разнообразием зимующих птиц, их особенностями

строения, места обитания

Наблюдение за птицами на участке детского сада, исследование их

привычек, особенности строения, окраски, вкусовых предпочтений

Составление на основе собственных наблюдений «зимнего меню для птиц»,

«правил поведения возле кормушек», «правил развешивания кормушек»

Задание на количество и счет «сосчитай всех зимующих птиц»

Решение простейших арифметических примеров с использованием

наглядных картинок с птичьей тематикой»

Решение логических задач по теме проекта

Составление плана-схемы расположения кормушек на участке д.сада

Сравнение по длине следов различных зимующих птиц разными мерками

Дидактические игры «Собери яйцо», «Разрезные картинки», «Четвертый

лишний», повторение названий цветов и оттенков, сравнение «больше-

меньше», «справа-слева»

«Речевое развитие»

Вид деятельности: коммуникативная

- Словесные игры, направленные на развитие связной речи, словесно-

логического мышления детей:

«Сядем мы все вместе в круг, я спрошу – ответит друг»

Словесные игры на фонематическое восприятие и звуковой анализ: «Назови

птиц, название которых начинается с гласного(согласного) звука (утка,

воробей), с мягкого(твердого) согласного(тетерев, ворона), назови птицу,

название которой состоит из двух(трех) слогов(си-ни-ца)

- Словесные игры, формирующие лексико-грамматический строй «Какой

птицы не будет зимой в нашем парке?» (соловья, грача, ласточки)

«Один, два, три, четыре, пять – птиц попробуй посчитать» (один снегирь, два

снегиря, пять снегирей)

-« Назови ласково» (клюв-клювик, хвост-хвостик)

«Художественно – эстетическое развитие»

Виды деятельности:

Коммуникативная, продуктивная

- Беседа «Что такое счастье?» (Как может выглядеть птица, которая принесет

счастье в нашу группу?»

- Создание птицы «Счастье» с помощью дизайн-деятельности

«Физическое развитие»

Виды деятельности:

Двигательная, игровая

- Утренняя гимнастика в сопровождении аудиозаписи «Птичья зарядка»

- Пальчиковые игры (см. приложение 2)

- Дизайн-деятельность (развитие мелкой моторики рук)

3. Заключительный этап

1.

Проведение итогового мероприятия – акции «Покормите птиц зимой»

2.

Составление тематического альбома с рисунками детей и записями

наблюдений «Зимующие птицы»

3.

Коллективная работа «Птица счастья» при помощи дизайн-

деятельности

4.

Выставки детских работ «Зимующие птицы», «Птичья семья», «Наши

пернатые друзья»

5.

В книжном уголке выставка художественной литературы и

энциклопедий, посвященных зимующим птицам

Приложение1

Подборка художественной литературы о зимующих птицах

С.Маршак «Где обедал воробей?»

М.Горький «Воробьишко»

А.Журавлева «Подарок снегиря»

Н.Юсупов «Голубь и пшеничное зерно»

Е.Чарушин «Щур»

С.Образцов «Ничего особенного»

М.Пришвин «Птицы под снегом»

В.Чаплина «Крылатый будильник

В.Бианки «Чей нос лучше»

А.Барков «Кто сосну вылечил»

М.Пришвин «Запоздалый ручей», «Дятел», «Первый мороз»

И.Токмакова «Разговор синицы и дятла»

К.Чуковский «Тараканище»

Н.Сладков «Лесные сказки»

Подборка научно-познавательной литературы

П.Егорова «Жизнь птиц»

В.Бианки «Наши птицы»

М.Черкасова «Они должны жить»

Б.Занайтович, Э.Криворучко, Л.Соловьева сб.статей «С любовью к

природе»

Л.Данилова «Моя первая книга о животных»

Энциклопедия «Птицы»

Художники – иллюстраторы

Е.Чарушин, К.Овчинникова, Т.Капустина, Ю.Васнецов, Н.Корнеева

Н.Орлова, В.Белышев

Приложение 2

Пальчиковые игры, упражнения

Птички прилетали, (пальцы обеих рук вверх-вниз)

Крыльями махали,

Сели, посидели (сжимают и разжимают пальцы)

И дальше полетели (машут руками, словно крыльями)

Птичек стайка

Пой-ка, подпевай-ка,(сжимают и разжимают пальцы)

Десять птичек – стайка

Эта птичка – соловей,(загибают поочередно пальцы)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка – серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж,

Эта – развеселый чиж,

Ну а это – злой орлан.

Птички, быстро по домам! (сжимают руки в кулаки)

Координация слова с движением

Стая птиц летит на юг,(бегут по кругу, машут руками)

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать, (машут руками, бегут быстрее)

Надо крыльями махать.

Птички стали собираться, (бегают врассыпную)

На поляне все садятся (приседают на корточки)

Предстоит им долгий путь.

Надо птичкам отдохнуть(встают и машут руками)

И опять пора в дорогу(бегут по кругу)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора (приседают на корточки).

Приложение 3

Загадки о птицах

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (дятел)

Плотник с острым долотом

Строит дом с одним окном (дятел)

Спинкою зеленовата,

Брюшком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее …(синичка)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (воробей)

Окраска сероватая, повадка вороватая,

Известная персона. Кто она?(ворона)

Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это…(снегири)

Приложение 4

Птичье печенье

Размочить мякиш белого хлеба, добавить овсяную крупу и замесить

тесто. Затем слепить небольшие кружочки. В полученное печенье

можно вставит ниточки, заморозить и повесить на дерево. Получится

овсяное печенье. Если в мякиш добавить вареную измельченную

морковь, то получится морковное печенье.

Памятка «Меню птиц»

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки

подсолнечника, они должны быть мелкими и нежареными. Птицы не

глотают семечко со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышки.

Кроме подсолнечных семян пернатые любят семена арбуза, дыни,

тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и

зерна кукурузы.

Белый хлеб надо, предварительно подсушив, мелко растолочь –

крупные замерзшие куски птицы клевать не могут.

Черный ржаной хлеб птицам вреден.

Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу. Разбухая

в желудке, они могут вызвать мучительную смерть.

Из круп птицы охотно едят овсянку, геркулес и пшено. Также не

откажутся от рябины, семян березы, ольхи,сосны, ели, лиственницы.

Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их лакомство –

несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений

даже кормушка не нужна. Их просто подвешивают на ветку в обычной

сеточке или на проволоку.



В раздел образования