Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Деструктивное поведение подростков: стадии формирования.
Раздел: полное образование
Деструктивное поведение подростков: стадии формирования.
Как часто мы можем слышать при оценке поведения детей и
подростков, такие термины: деструктивное, девиантное, отклоняющееся…
В тоже время мы понимаем, что отклоняющееся поведение не
возникает спонтанно, а проходит определенные стадии, и в формирование
отклоняющегося поведения немаловажную роль играет стиль семейного
воспитания.
Задача специалистов образовательных организаций состоит в том,
чтобы вовремя заметить отклонение в поведении детей и подростков,
организовать педагогическую помощь, как самим несовершеннолетним, так и
их родителям, что, в свою очередь, может сыграть значительную роль в
предотвращении правонарушений и преступлений.
При анализе оценки ситуации необходимо определить, на какой стадии
отклоняющегося поведения находится тот или иной подросток, с целью
применения адекватных профилактических мер (первичных, вторичных,
третичных).
Отклоняющееся поведение условно можно разделить на пять стадий:
неодобряемое, порицаемое, девиантное, предпреступное, противоправное
или преступное поведение.
Неодобряемое поведение присуще многим детям и проявляется в
детских шалостях, непослушании, упрямстве и непоседливости.
Порицаемое поведение отличается от неодобряемого тем, что уже
вызывает более или менее осуждение как родителей, так и окружающих,
педагогов.
Проявляется
такое
поведение
в
драчливости,
упрямстве,
непоседливости, в эпизодических нарушениях дисциплины.
Девиантное
поведение
характеризует
нравственно
отрицательные
действия и поступки детей и подростков, которые приняли систематический
или привычный характер. К таким поступкам можно отнести: лживость,
эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство.
Предпреступное поведение несет в себе уже зачатки криминального и
деструктивного
поведения.
Его
проявление
будет
в
эпизодически
умышленных нарушения норм и требований, регулирующих поведение и
взаимоотношения
людей
в
обществе;
в
хулиганстве,
избиениях,
вымогательстве,
распитие
спиртных
напитков,
злостных
нарушениях
дисциплины и общепринятых правил поведения.
Собственно
противоправное или преступное поведение – это
поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Нам становится понятно, что представленные выше этапы развития
девиантного поведения условны, могут не сменять друг друга в такой
последовательности, а может сразу проявиться та или иная стадия. Но для
нас, как для специалистов, становится понятным, что чем раньше с нашей
стороны будут предприняты соответствующие действия профилактического,
воспитательного
или
коррекционного
характера,
тем
вероятнее,
что
девиантное поведение у того или иного подростка далее развиваться не
будет.