Напоминание

Деструктивное поведение подростков: стадии формирования.


Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Деструктивное поведение подростков: стадии формирования.
Раздел: полное образование





Назад




Деструктивное поведение подростков: стадии формирования.

Как часто мы можем слышать при оценке поведения детей и

подростков, такие термины: деструктивное, девиантное, отклоняющееся…

В тоже время мы понимаем, что отклоняющееся поведение не

возникает спонтанно, а проходит определенные стадии, и в формирование

отклоняющегося поведения немаловажную роль играет стиль семейного

воспитания.

Задача специалистов образовательных организаций состоит в том,

чтобы вовремя заметить отклонение в поведении детей и подростков,

организовать педагогическую помощь, как самим несовершеннолетним, так и

их родителям, что, в свою очередь, может сыграть значительную роль в

предотвращении правонарушений и преступлений.

При анализе оценки ситуации необходимо определить, на какой стадии

отклоняющегося поведения находится тот или иной подросток, с целью

применения адекватных профилактических мер (первичных, вторичных,

третичных).

Отклоняющееся поведение условно можно разделить на пять стадий:

неодобряемое, порицаемое, девиантное, предпреступное, противоправное

или преступное поведение.

Неодобряемое поведение присуще многим детям и проявляется в

детских шалостях, непослушании, упрямстве и непоседливости.

Порицаемое поведение отличается от неодобряемого тем, что уже

вызывает более или менее осуждение как родителей, так и окружающих,

педагогов.

Проявляется

такое

поведение

в

драчливости,

упрямстве,

непоседливости, в эпизодических нарушениях дисциплины.

Девиантное

поведение

характеризует

нравственно

отрицательные

действия и поступки детей и подростков, которые приняли систематический

или привычный характер. К таким поступкам можно отнести: лживость,

эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство.

Предпреступное поведение несет в себе уже зачатки криминального и

деструктивного

поведения.

Его

проявление

будет

в

эпизодически

умышленных нарушения норм и требований, регулирующих поведение и

взаимоотношения

людей

в

обществе;

в

хулиганстве,

избиениях,

вымогательстве,

распитие

спиртных

напитков,

злостных

нарушениях

дисциплины и общепринятых правил поведения.

Собственно

противоправное или преступное поведение – это

поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Нам становится понятно, что представленные выше этапы развития

девиантного поведения условны, могут не сменять друг друга в такой

последовательности, а может сразу проявиться та или иная стадия. Но для

нас, как для специалистов, становится понятным, что чем раньше с нашей

стороны будут предприняты соответствующие действия профилактического,

воспитательного

или

коррекционного

характера,

тем

вероятнее,

что

девиантное поведение у того или иного подростка далее развиваться не

будет.



В раздел образования