Напоминание

Реализация программы коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении и детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования


Автор: Луцкова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: пос.Громыки Почепский район Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация программы коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении и детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Раздел: начальное образование





Назад




Реализа

ция

програ

ммы

коррек

ционно

й

работы

с

детьми

с

труднос

тями

в

обучен

ии и

детьми

с ОВЗ

в

услови

ях

Луцкова Елена Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Громыкская ООШ »

Почепского района

ЕМД

2019

Наблюдения показывают, что учащиеся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на уроках

математики часто допускают ошибки, вызванные невнимательностью во время уроков.

Основная причина этих ошибок - наличие постоянных факторов, отвлекающих внимание

учеников: внешние помехи, утомление, болезнь и т. п.

К числу таких ошибок следует прежде всего отнести описки. В силу утомления

происходит ослабление устойчивости внимания, а, следовательно, и ослабление

сознательного контроля при решении упражнений. Это приводит к появлению ошибок в

устных и письменных вычислениях.

Я предлагаю упражнения на развитие различных сторон внимания на уроках

математики. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются

факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном

возрасте.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в

постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование.

Такие систематические упражнения создают условия для развития у детей

познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску,

вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и

самоконтроля, у многих исчезла боязнь ошибочных шагов, снизилась тревожность и

необоснованные беспокойства. Тем самым создаются необходимые личностные и

интеллектуальные предпосылки для успешного протекания обучения на всех

последующих этапах образования.

Для активизации познавательной деятельности и концентрации внимания ученикам

предлагаю упражнения на переписывание готовых примеров. Эти упражнения требуют

мало времени для их проведения и не вызывают трудностей у детей. Однако, учитывая

большое число ошибок, связанных с описками при работе с учебником или

дидактическим материалом, такие несложные упражнения помогают более

внимательному зрительному восприятию и запоминанию чисел, знаков и символов.

В качестве примера приведу некоторые упражнения:

1. Перепиши примеры в порядке возрастания ответов, начиная с самого маленького.

Найди и исправь ошибку:

5+29=34

1+17=38

63- 26= 37

56-21=35

14+25=38

96-56=40

2. Реши примеры устно. Запиши их в тетрадь так, чтобы числа, полученные в ответах,

возрастали:

16-

5=11

10+4

8+5

4+6

9+6

20-4

2.1. Перепиши примеры так, чтобы ответ каждого последующего примера был меньше

ответа предыдущего примера на 10.

24-11=13

16+29-12=33

(16=9)+46=53

67-24=43

15+8=23

71-8=63

3. К другой группе можно отнести упражнения, в которых требуется: записать примеры

или только ответы в определенном порядке, выбрать лишь примеры, отвечающие,

заданному условию.

Эти упражнения требуют длительной сосредоточенности на одном деле и способствуют

формированию вычислительных навыков.

Выпиши примеры на сложение в правый столбик, примеры на вычитание во второй

столбик. Реши примеры:

47-29

36+19

66+27

37+26

42-9

72-24

14+37

16-5

1.1. Выпиши примеры с ответом 12 в правый столбик, а примеры с ответом 15 во второй.

7+

7

9+6

16-512+0

8+4

19-47+5

18-6

1.2. Выбери примеры, в которых первое слагаемое больше второго на 10. Запиши и реши

их.

23+

6

15+57+410+020+1029+197+174+2113+23

1.3. Запиши и реши первый пример. Затем запиши примеры так, чтобы первое слагаемое

каждого последующего примера возрастало на единицу:

10+714+911+2315+612+1513+29

Образец:10+7=1

7

11+23=

1.4. Реши и выпиши примеры, ответ которых однозначное число, в первый столбик, а

пример, ответ которых двузначное число, - во второй столбик:

32-1115+169-345+647-397+2323-1965-56

Все эти упражнения не требуют дополнительных устных пояснений, поэтому я их

предлагаю ребятам на карточках или записываю на доске.

Более частая смена самостоятельной работы и занятий с учителем требуют от учеников

умения переключать внимание с одного вида работы на другую.

Поэтому упражнения, содержащие два, три задания которые необходимо выполнить

попеременно, могут способствовать развитию

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических

вычислений.

1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат:

16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.

1.1. Спиши числа. Нечетные числа подчеркни

24, 13, 4, 2, 17, 21, 8, 6, 9.

1.2. Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число на 9, а каждое двузначное число

уменьши на 6.

Запиши полученные числа под данными:

32, 12, 7, 9, 54, 3, 28, 66, 41.

1.3. Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число

уменьши в 4 раза.

Запиши полученные числа под данными:

24, 17, 9, 21, 12, 8, 5.

В данных упражнениях отдельные требования в условии задания ВЫДЕЛЯЮ ЦВЕТОМ,

подчеркиваю или записываю на доске, а при необходимости в виде образца предлагаю

форму записи данных и полученных чисел.

2.1. Спиши числа. Числа, которые больше 50, подчеркни, а числа, которые меньше 50,

зачеркни:

18, 49, 65, 20, 79, 2, 81, 100, 10, 3

2.2. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма цифр которых равна 8.

45.16.71.80.17.34.97.26.107.

2.3. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма которых равна 9, а числа, оканчивающиеся на

5, зачеркни:

72, 15, 34, 2, 45, 81, 65, 7, 90, 18.

2.4. Спиши числа. Обведи в кружок самое большое из них. Самое большое двузначное

число подчеркни, самое маленькое трехзначное зачеркни.

321, 56, 17, 3, 976, 74„93, 12, 8, 205.

Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной

деятельности и развитию внимания на уроках математики с учащимися с ОВЗ

(интеллектуальные нарушения, ЗПР)

2.5. Спиши числа. Числа, которые делятся на 5 без остатка, подчеркни, а числа, которые

делятся на 5 с остатком, зачеркни:

32, 45, 18, 25, 5, 30, 41, 9, 23.

2.6.Спиши числа. Найди сумму всех двузначных чисел и запиши ее в правом квадрате.

Найди разность трехзначных чисел и запиши ее во втором квадрате. Заполни третий

квадрат, выполнив указанное действие:

41, 9, 56, 112, 27, 2, 206, 4.

2.7.Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же

цифры:

217, 101, 214, 32, 421, 503, 142, 351.

2.8. Из чисел от 0 до 40 запиши только те, которые делятся на 4 без остатка.

Подчеркни число, которое при умножении на 5 дает 40

Придумай примеры на сложение с ответом 43, на вычитание с ответом 17,

на умножение с ответом32.

Все предложенные выше упражнения не только совершенствуют знания детей по

различным темам, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем,

учат распределять и переключать его, вносят разнообразие в виды деятельности

детей на уроке способствуют организации работы класса.

Использование коррекционно-развивающих упражнений для развития

наблюдательности у учащихся на уроках математики.

Наблюдательность — важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и

на этой основе проявлять творчество. Это помогает учащимся воспитывать

самостоятельность мышления, интерес учению. Это умение стараюсь развивать на своих

уроках, через включение специальных коррекционных упражнений.

К.Д.Ушинский писал: “Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать,

правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами”.

Умственно отсталые школьники с большим интересом выполняют следующие

упражнения:

1. На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник.

Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она

лишняя?

1.1. Даны различные геометрические фигуры одного цвета.

Вопрос:

Что общего в этих фигурах?

1.2. Игровая ситуация “Что изменилось?”. Даны фигуры, разные по форме и цвету.

Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время я убираю или переставляю одну из

фигур). А теперь посмотри, что изменилось?

1.3. Даны фигуры, разные по форме и размеру.

Задание: назови, после какой фигуры стоит самый большой круг.

Предлагаю также задания-вопросы из окружающей жизни.

Например:

- Сколько этажей в нашей школе?

- Сколько классов на нашем этаже?

- Сколько деревьев растет у школы?

Выполнение таких упражнений я называю

Наблюдательные разминки”.

При изучении темы “Сложение и вычитание в пределах 100”предлагаю учащимся такие

“наблюдательные разминки”.

2. Даны числа:

23 74 41 14

40 17 60 50.

Какое число лишнее, в какой строчке?

(В первой строчке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5, во второй

строчке лишнее 17, в записи остальных чисел есть 0).

2.1. Что общего в записи чисел каждой строчки:

l2 24 20 22

30 37 13 83

(В записи чисел первой строчки использована цифра 2, а второй — цифра З)

2.3. По какому правилу записан каждый ряд чисел?

Продолжи его: 10 30 50... 14 34 54...

(Числа в первой и во второй строках записаны через 20.)

2.4. По какому признаку записаны столбики примеров:

27+

5

76+20

39+

5

56+30

34+

5

35+40

(Основы классификации составляет вычислительный прием.)

2.5. Чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры, и чем они

отличаются?

60-

6

32-11

60-

16

32-13

2.6. Придумай каждому данному примеру похожий пример:

12+6=1

8

16-4=12

(При составлении таких примеров учащиеся указывают тот признак, на который они

ориентируются, например вычислительный прием).

3. Найти ошибки и исправь' решение примеров:

43-11=43-(10+1) =33+1=34

60-1 7=60-(10+7) =50+7=57

В результате работы над развитием наблюдательности на уроках математики у моих

учащихся повысился интерес к предмету, дети стали лучше и быстрее усваивать

новый материал.

Коррекционные упражнения на уроках математики.

При работе с детьми с ОВЗ на каждом уроке использую разнообразные коррекционные

упражнения, которые способствуют развитию мышления, умению анализировать,

выделять главное, обобщать, сравнивать. Задания даю на индивидуальных карточках, при

работе в парах, в группах.

Упражнения можно использовать при устном счете, при подготовке к восприятию нового

материала, даже при решении задачи. Учащиеся с интересом выполняют задания, учатся

объяснять свое решение, лучше усваивают изучаемую тему.

Предлагаю коррекционные задания, которые могут использовать на уроках учителя

коррекционных школ, массовых школ в работе со слабыми детьми.

1.

Разбить на группы. Исключить лишнее.

Разбить на группы. Выделить овалом круглые десятки. Назвать их в порядке

возрастания.

26 90 71 40 60 13 10 51 50 86 30 95 70 16 65

80 47 32 20 49

Исключить в каждой строке лишний компонент.

Сложение: слагаемое, вычитаемое, слагаемое, сумма.

Вычитание: уменьшаемое, разность, частное, вычитаемое.

Умножение: сумма, множимое, множитель, произведение.

Деление: делимое, частное, уменьшаемое, делитель.

Разбить на группы. Исключить лишнее число.

34кг 45км 60р. 7дм 80 400г 69к. 8т 12см 20р. 5мм 37ц 50к.

2.

Найти правильное решение.

Подобрать нужный ответ.

121 х 3 204 х 2 320 х 3 210 х 4 111 х 5 402 х 2 322 х 3

555 966 363 960 804 840 408

Найти одинаковые величины. Указать лишний ответ.

25м 13см 4т 5ц 4м 6т 400кг 6км 200м 8р.20к. 17дм

400см 820к. 2513см 170см 405ц 6400кг 45ц 6200м

3.

Восстановить нужное.

Вставить нужный знак действия (х, :).

45…5 = 9 7…10 = 70 36…6 = 6 8…8 = 64 80…10 = 8 25…5 = 5

Правильно или нет?

64 + 3 - 30 = 37 7 + 53 - 9 = 41 86 – 60 + 4 = 18

( 58 – 18 ) : 4 = 10 ( 45 – 15 ): 10 = 4 5 * 6 : 3 = 12

Восстановить скобки так, чтобы получились указанные числа.

1. 40 + 50 – 20 = 70 70 – 40 – 10 = 40 30 + 50 – 20 = 60

2. 60 – 24 : 4 х 3 = 27 60 – 24 : 4 х 3 = 162 60 – 24 : 4 х 3 = 58

4.

Дополнить предложение.

Закончи запись.

Масса человека 65… .

Масса воробья 80… .

Масса белого медведя 700… .

Масса пчелы 5… .

5.

«Вычислительная машинка».

Запустить числа: 2, 3, 5. Какие числа получатся при выходе?

Вход … х 4 … : 2 … х 10 … : 2 … + 10 … - 5 = ?

6.

Расшифровать слово.

Расшифровать фамилию великого русского поэта.

34 + 42 = … ш 80 – 53 = … у 61 – 19 = … к

83 + 13 = … и 45 + 16 = … п 56 – 28 = … н

61 27 76 42 99 28

… … … … … …

7.

Числовой водоворот

1. Числа, которые больше 50, подчеркни, а числа, которые меньше 50, зачеркни:

18, 49, 65, 29, 79, 2, 81, 100, 10, 34.

2. Подчеркни числа, сумма цифр, которых равна 8:

45, 16, 71, 80, 17, 34, 97, 26, 107

3. Подчеркни нечетные числа:

24, 13, 4, 2, 17, 21, 8, 6, 9.

8.

При работе над задачей.

1. Задача

В спортивных соревнованиях приняли участие 20 команд лыжников по 12 спортсменов в

каждой и еще 80 спортсменов конькобежцев. Сколько всего спортсменов приняло участие

в соревнованиях по зимним видам спорта?

Краткая запись к задаче.

Лыжников – 20к. по 12 спортсменов

? спортсменов

Конькобежцев – 80 спортсменов

Вопросы к задаче.

Сколько всего конькобежцев? ( +, -, х, :)

Сколько всего лыжников? ( +, -, х, :)

Сколько всего спортсменов? ( +, -, х, :)

Задание. Краткая запись дается в виде деформированного текста. Нужно восстановить.

Исключить лишний вопрос, выбрать знак действия.

9.

Задачки на смекалку.

2 колхозницы шли в город и встретили по дороге еще 5 колхозниц. Сколько всего

колхозниц шло в город?(2)

Соперник нолика (Крестик)

Высший балл в школах России? (5)

Сколько человек играют в баскетбольной команде? (Пять)

Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)

Сколько бойцов было у Али-Бабы? (40)

Сколько концов у 3,5 палок? (Восемь)

Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)

Конечно, это далеко не все коррекционные упражнения, , но именно они вызывают у

детей особый интерес и помогают в формировании мышления учащихся на уроках

математики.



В раздел образования