Напоминание

курса по выбору в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»


Автор: Зиновьева Марина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Родомановская средняя школа "
Населённый пункт: д. Родоманово, Гагаринский район, Смоленская область
Наименование материала: Программа
Тема: курса по выбору в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________С.В. Толпинец

Утверждаю

директор МБОУ «Родомановская

средняя школа»

__________________А.Е. Шишпор

ПРОГРАММА

КУРСА ПО ВЫБОРУ

«Подготовка к ОГЭ РЯ»

9 класс

Учитель русского языка и литературы

первой категории

Зиновьева Марина Викторовна

2020-2021.г.

Паспорт программы

Наименование

программы

ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

«Подготовка к ОГЭ РЯ»

9 класс

Основание для

разработки программы

Федеральный Закон «Об образовании в Российской

Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;

Федеральный государственный образовательный

стандарта

основного

общего

образования,

утвержденный

приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17.

12.2010 г. №1897.

Разработчик программы

Учитель первой категории Зиновьева М.В.

Цель программы

повторение

и

углубление

содержания

учебного материала, изученного в основной

школе;

обеспечение дополнительной подготовки к

итоговой аттестации в формате ОГЭ;

оказание

психологической

поддержки

учащимся в подготовке к экзамену в новой

форме.

Задачи программы

1.

систематизировать и обобщить имеющиеся

знания по теории текста, отрабатывать в

процессе анализа базовые понятия теории

текста;

2.

совершенствовать навыки работы с текстом

(аналитическое чтение вслед за автором,

восприятие текста через осмысление его

темы, проблемы и идеи, анализ авторского

стиля и изобразительно-выразительных

средств);

3.

учить построению законченных

высказываний (текстов) определённых

жанров в соответствии с заданной

(выбранной) темой и с учётом стилевого

единства текста;

4.

вырабатывать умение сознательно отбирать

языковые средства (лексические и

грамматические) для выражения мыслей;

использовать средства связи предложений и

микротем, обеспечивающих цельность и

связность текста;

5.

формировать навыки литературной и

правописной правки текста.

Исполнители основных

мероприятий

Учитель первой категории Зиновьева М.В.

Участники программы

Обучающиеся 9 классов

Система организации

контроля за ходом

реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы

осуществляет администрация школы.

Время реализации

программы

2019-2021 г.г.

Вид Курса по выбору

Предметно-ориентированный

Разработка рабочей

программы

1.Планируемые результаты Курса по выбору:

личностные, метапредметные, предметные

2.Содержание курса

3.Тематическое планирование

Формы работы

- лекция,

- самостоятельная работа,

- индивидуальная консультация

Виды деятельности

- групповая и индивидуальная работа,

- работа в парах,

- работа с тренажерами в сети Интернет,

- работа с заданиями открытого банка ФИПИ

Ожидаемые результаты

реализации программы

- удовлетворение индивидуальных запросов

обучающихся;

- развитие личности обучающихся, их

познавательных интересов, интеллектуальной и

ценностно-смысловой сферы;

- развитие навыков самообразования и

самопроектирования;

- углубление, расширение и систематизацию

знаний в выбранной области научного знания или

вида деятельности;

- совершенствование имеющегося и приобретение

нового опыта познавательной деятельности,

профессионального самоопределения

обучающихся;

-формирование умения осуществлять поиск

нужной информации

- формирование грамотности и научного

мировоззрения у обучающихся

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основании федерального компонента

Государственного

образовательного

стандарта

по

русскому

языку

и

авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку,

допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации

(авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык

5 – 9 классы» - М.: Просвещение, 2016 ),

соответствует учебному плану

МБОУ «Родомановская средняя школа» на 2019-2020 уч.год

Место курса по выбору:

программа курса «Подготовка к ОГЭ по

русскому языку» рассчитана на 16 часов из расчёта 0,5 часа в неделю (из

части, формируемой участниками образовательного процесса) недели.

Цель курса:

повторение и углубление содержания учебного материала, изученного

в основной школе;

обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в

формате ОГЭ;

оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к

экзамену в новой форме.

Задачи курса:

- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста,

отрабатывать в процессе анализа базовые понятия теории текста;

- совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за

автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи,

анализ авторского стиля и изобразительно-выразительных средств);

- учить построению законченных высказываний (текстов) определённых

жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого

единства текста;

- вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства

(лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать

средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и

связность текста;

- формировать навыки литературной и правописной правки текста.

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет

углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также

обеспечить

дополнительную

подготовку

учащихся

к

государственной

итоговой

аттестации

по

русскому

языку,

программа

соответствует

спецификации, утверждённой ФИПИ.

Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным

разделам курса русского языка:

морфемика и словообразование,

грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),

лексика,

текстоведение и речеведение;

реализация программы предполагает совершенствование практических

навыков:

по орфографии и пунктуации,

в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,

в извлечении основной информации,

в создании собственного речевого произведения заданного стиля

и типа речи в формате ОГЭ,

в определении лексическое значение слова и умении производить

лексический анализ слова,

в знании выразительных средств русской речи.

Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы

обучения

способствуют

удовлетворению

познавательных

интересов,

повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом,

формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются

различные

виды

деятельности

учащихся:

обучающие,

практические,

самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и

сочинения,

конспектирование

приёмов

компрессии

текста

изложения,

написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц

при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).

Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и

систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические

умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к

итоговой аттестации в формате ОГЭ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

С.В. Толпинец

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

________________А.Е.Шишпор

Приказ № 113 от 31.08.2020г.

Рассмотрено на заседании ШМО гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 28.08.2020 г.

Рабочая программа

по элективному курсу

«Подготовка к ОГЭ»

в 9 классе

2020 - 2021 учебный год

Составила: Зиновьева Марина Викторовна,

учитель первой квалификационной категории

Родоманово, 2020 год

1.

Планируемые результаты освоения курса по выбору « Подготовка к ОГЭ РЯ»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по

русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе

получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному

языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для

свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к

самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы

по русскому языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства

массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение

вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преоб-

разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или

аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и

коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и

адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим

учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых

явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе

речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,

обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в

различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного

общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по

русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке

Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения

народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и

общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих

способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в

процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,

основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,

изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),

приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

в том числе и на электронных носителях;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными

видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного

содержания, с выборочным извлечением информации);

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности

к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых

средств;

говорение и письмо:

умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный

текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, со-

ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям

окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом

замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ,

отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный

выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией

сверстников с небольшими сообщениями, докладом;соблюдение в практике речевого

общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного

русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и

фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;

уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных

ситуациях общения;

осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения

её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных

коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,

исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и

единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и

речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого

общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);

текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6)

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,

словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа

словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания,

основных признаков и структуры, принадлежности к определённым

функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,

использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции

родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого

высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Программа

курса

состоит

из

3-х

модулей,

соответствующих

трём

частям

экзаменационной работы.

7)

Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста

8)

1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

9)

2. Речеведческий анализ текста.

10) 3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.

11) 4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).

12) Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.

13) 1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.

14) 2. Повторение морфологии.

15) 4. Повторение синтаксиса и пунктуации.

16) 5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.

17) Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

18) 1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.

2.

Композиционные

особенности

построения

текста-рассуждения.

Реализация

коммуникативного замысла.

3.Тематическое планирование:

Раздел

Количество часов

Модуль 1 (ч.1)

4

Модуль 2 (ч.2)

9

Модуль 3 (ч.3).

3

Ожидаемые результаты реализации программы:

.

- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,

интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

- развитие навыков самообразования и самопроектирования;

- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области

научного знания или вида деятельности;

- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта

познавательной деятельности, профессионального самоопределения

обучающихся;

-формирование умения осуществлять поиск нужной информации;

- формирование грамотности и научного мировоззрения у обучающихся



В раздел образования