Автор: Зиновьева Марина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Родомановская средняя школа "
Населённый пункт: д. Родоманово, Гагаринский район, Смоленская область
Наименование материала: Программа
Тема: курса по выбору в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринский район, Смоленская область
Согласовано
заместитель директора по УВР
_________________С.В. Толпинец
Утверждаю
директор МБОУ «Родомановская
средняя школа»
__________________А.Е. Шишпор
ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Подготовка к ОГЭ РЯ»
9 класс
Учитель русского языка и литературы
первой категории
Зиновьева Марина Викторовна
2020-2021.г.
Паспорт программы
Наименование
программы
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Подготовка к ОГЭ РЯ»
9 класс
Основание для
разработки программы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
Федеральный государственный образовательный
стандарта
основного
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.
12.2010 г. №1897.
Разработчик программы
Учитель первой категории Зиновьева М.В.
Цель программы
повторение
и
углубление
содержания
учебного материала, изученного в основной
школе;
обеспечение дополнительной подготовки к
итоговой аттестации в формате ОГЭ;
оказание
психологической
поддержки
учащимся в подготовке к экзамену в новой
форме.
Задачи программы
1.
систематизировать и обобщить имеющиеся
знания по теории текста, отрабатывать в
процессе анализа базовые понятия теории
текста;
2.
совершенствовать навыки работы с текстом
(аналитическое чтение вслед за автором,
восприятие текста через осмысление его
темы, проблемы и идеи, анализ авторского
стиля и изобразительно-выразительных
средств);
3.
учить построению законченных
высказываний (текстов) определённых
жанров в соответствии с заданной
(выбранной) темой и с учётом стилевого
единства текста;
4.
вырабатывать умение сознательно отбирать
языковые средства (лексические и
грамматические) для выражения мыслей;
использовать средства связи предложений и
микротем, обеспечивающих цельность и
связность текста;
5.
формировать навыки литературной и
правописной правки текста.
Исполнители основных
мероприятий
Учитель первой категории Зиновьева М.В.
Участники программы
Обучающиеся 9 классов
Система организации
контроля за ходом
реализации Программы
Общий контроль за реализацией Программы
осуществляет администрация школы.
Время реализации
программы
2019-2021 г.г.
Вид Курса по выбору
Предметно-ориентированный
Разработка рабочей
программы
1.Планируемые результаты Курса по выбору:
личностные, метапредметные, предметные
2.Содержание курса
3.Тематическое планирование
Формы работы
- лекция,
- самостоятельная работа,
- индивидуальная консультация
Виды деятельности
- групповая и индивидуальная работа,
- работа в парах,
- работа с тренажерами в сети Интернет,
- работа с заданиями открытого банка ФИПИ
Ожидаемые результаты
реализации программы
- удовлетворение индивидуальных запросов
обучающихся;
- развитие личности обучающихся, их
познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и
самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию
знаний в выбранной области научного знания или
вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение
нового опыта познавательной деятельности,
профессионального самоопределения
обучающихся;
-формирование умения осуществлять поиск
нужной информации
- формирование грамотности и научного
мировоззрения у обучающихся
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основании федерального компонента
Государственного
образовательного
стандарта
по
русскому
языку
и
авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
(авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык
5 – 9 классы» - М.: Просвещение, 2016 ),
соответствует учебному плану
МБОУ «Родомановская средняя школа» на 2019-2020 уч.год
Место курса по выбору:
программа курса «Подготовка к ОГЭ по
русскому языку» рассчитана на 16 часов из расчёта 0,5 часа в неделю (из
части, формируемой участниками образовательного процесса) недели.
Цель курса:
повторение и углубление содержания учебного материала, изученного
в основной школе;
обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в
формате ОГЭ;
оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к
экзамену в новой форме.
Задачи курса:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста,
отрабатывать в процессе анализа базовые понятия теории текста;
- совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за
автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи,
анализ авторского стиля и изобразительно-выразительных средств);
- учить построению законченных высказываний (текстов) определённых
жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого
единства текста;
- вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства
(лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать
средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и
связность текста;
- формировать навыки литературной и правописной правки текста.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет
углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также
обеспечить
дополнительную
подготовку
учащихся
к
государственной
итоговой
аттестации
по
русскому
языку,
программа
соответствует
спецификации, утверждённой ФИПИ.
Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным
разделам курса русского языка:
морфемика и словообразование,
грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),
лексика,
текстоведение и речеведение;
реализация программы предполагает совершенствование практических
навыков:
по орфографии и пунктуации,
в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,
в извлечении основной информации,
в создании собственного речевого произведения заданного стиля
и типа речи в формате ОГЭ,
в определении лексическое значение слова и умении производить
лексический анализ слова,
в знании выразительных средств русской речи.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы
обучения
способствуют
удовлетворению
познавательных
интересов,
повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом,
формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются
различные
виды
деятельности
учащихся:
обучающие,
практические,
самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и
сочинения,
конспектирование
приёмов
компрессии
текста
изложения,
написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц
при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).
Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и
систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические
умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к
итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
С.В. Толпинец
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
________________А.Е.Шишпор
Приказ № 113 от 31.08.2020г.
Рассмотрено на заседании ШМО гуманитарного цикла
Протокол № 1 от 28.08.2020 г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Подготовка к ОГЭ»
в 9 классе
2020 - 2021 учебный год
Составила: Зиновьева Марина Викторовна,
учитель первой квалификационной категории
Родоманово, 2020 год
1.
Планируемые результаты освоения курса по выбору « Подготовка к ОГЭ РЯ»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преоб-
разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения
народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в
процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными
видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности
к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых
средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный
текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, со-
ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ,
отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный
выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом;соблюдение в практике речевого
общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного
русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и
фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных
ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения
её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого
общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6)
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания,
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Программа
курса
состоит
из
3-х
модулей,
соответствующих
трём
частям
экзаменационной работы.
7)
Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста
8)
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
9)
2. Речеведческий анализ текста.
10) 3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
11) 4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
12) Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
13) 1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
14) 2. Повторение морфологии.
15) 4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
16) 5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
17) Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
18) 1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2.
Композиционные
особенности
построения
текста-рассуждения.
Реализация
коммуникативного замысла.
3.Тематическое планирование:
Раздел
Количество часов
Модуль 1 (ч.1)
4
Модуль 2 (ч.2)
9
Модуль 3 (ч.3).
3
Ожидаемые результаты реализации программы:
.
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области
научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной деятельности, профессионального самоопределения
обучающихся;
-формирование умения осуществлять поиск нужной информации;
- формирование грамотности и научного мировоззрения у обучающихся