Напоминание

по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время


Автор: Зиновьева Марина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Родомановская средняя школа "
Населённый пункт: д. Родоманово, Гагаринский район, Смоленская область
Наименование материала: Программа
Тема: по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа» Гагаринский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________С.В. Толпинец

Утверждаю

директор МБОУ «Родомановская средняя

школа»

__________________А.Е. Шишпор

Программа

по выявлению и развитию способностей обучающихся

на уроках русского языка и во внеурочное время

Родоманово

2019 год

Паспорт программы

Наименование программы

«Программа по выявлению и развитию способностей

обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное

время»

Основание для разработки

программы

Федерального

Закона

«Об

образовании

в

Российской Федерации» от 29

декабря 2012

года

№273ФЗ;

Федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования, утвержденного

приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Устав школы.

Разработчики программы

Учитель первой категории Зиновьева Марина

Викторовна

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития

творческих способностей обучающихся через предмет

«Русский язык», создание условий для самореализации

способностей обучающихся через творчество.

Задачи программы

1.

создание системы целенаправленного выявления

детей с высоким уровнем творческого потенциала;

2.

создание системы стимулирования творческой

деятельности обучающихся;

3.

вовлечение обучающихся в систему

дополнительного образования;

4.

расширение возможностей для участия

школьников в конкурсах, конференциях

различного уровня по русскому языку

Исполнители основных

мероприятий

Учитель первой категории Зиновьева Марина

Викторовна

Участники программы

Обучающиеся 6-9 классов

Система организации

контроля за ходом

реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы

осуществляет администрация школы.

Куратор Программы - зам.директора по УВР Толпинец

С.В.

Время реализации

программы

2019-2023 г.г.

Этапы реализации

программы

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический, включающий реализацию, анализ

и обобщение результатов повседневной работы;

3 этап – завершающий, включающий анализ

2

результативности работы, определение новых задач,

способных совершенствовать пути достижения целей.

Основные направления

реализации программы

выявление творческих способностей обучающихся;

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм работы;

внедрение в учебный процесс современных

педагогических технологий для развития

творческих способностей обучающихся;

использование активных форм и методов

организации образовательного процесса;

создание образовательных курсов, направленных

на поддержку одаренных обучающихся при

выстраивании индивидуальной траектории

развития обучающихся;

развитие системы внеурочной учебной и

внеклассной деятельности обучающихся, которая

позволит школьникам демонстрировать свои

достижения на конкурсах, смотрах различного

уровня.

Основные применяемые

педагогические технологии

1.

ИКТ

2.

Технология проблемного обучения;

3.

Технология сотрудничества;

4.

Технология проектного обучения;

5.

Технология личностно-ориентированного обучения

6.

Игровые технологии

7.

Технология критического мышления

8.

Здоровьесберегающая технология

Формы работы по

выявлению и развитию

творческих способностей

обучающихся

наблюдения;

диагностика;

беседы с участниками образовательного процесса;

консультации;

дифференцированные задания;

учебные задания практикоориентированной

направленности;

проектная деятельность;

тематические игры, диктанты, викторины;

предметные олимпиады и конкурсы;

конференции творческого и исследовательского

характеров.

Ожидаемые результаты

реализации программы

1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и

творческой одарённостью.

2. Включение в содержание уроков технологии новых

видов, форм, инновационных технологий.

3. Разное сочетание традиционных и инновационных

3

подходов

4. Формирование вариативной части программы по

русскому языку, учитывающей индивидуальные

способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а

также образовательные возможности школы.

5. Усиление образовательной направленности уроков.

6. Построение учебно-воспитательного процесса по

русскому языку с учетом педагогических технологий

образования.

7. Внедрение в систему уроков технологии

профессиональной компетентности.

8. Организация и проведение встреч с выпускниками

школы.

9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия

творческих способностей учащихся.

10. Организации проектно-исследовательских работ

учащихся.

11. Создании системы работы с одаренными детьми.

12. Разработке и апробации новых образовательных

технологий для работы с одаренными детьми.

13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с

одаренными детьми.

4

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и

познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для

развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и

личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий,

отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия

одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках,

олимпиадах.

Программа разработана на основании:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от

29 декабря 2012 года №273ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, утвержденного приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.

12.2010 г. №1897.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей

обучающихся через предмет «Русский язык», создание условий для самореализации

способностей обучающихся через творчество.

Задачи:

1.

создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем

творческого потенциала;

2.

создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;

3.

вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;

4.

расширение возможностей для участия школьников в олимпиадах, конкурсах,

конференциях различного уровня.

Основные направления реализации программы

выявление творческих способностей обучающихся;

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм работы;

внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для

развития творческих способностей обучающихся;

использование активных форм и методов организации образовательного

процесса;

создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных

обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития

обучающихся;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся,

которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах,

смотрах различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и

развитию способностей:

принцип доверия и поддержки;

принцип добровольности;

принцип индивидуальности;

5

принцип выбора;

принцип творчества и успеха;

принцип привлекательности результатов;

принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

наблюдения;

диагностика;

беседы с участниками образовательного процесса;

консультации;

дифференцированные задания;

учебные задания практико-ориентированной направленности;

проектная деятельность;

тематические игры, диктанты, викторины;

предметные олимпиады и конкурсы;

конференции творческого и исследовательского характеров.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое

самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.

Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика:

1.

Изучение диагностических методик, основанных на доступности и информативной

емкости.

2.

Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению

интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.

Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем

анкетирования.

4.

Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем

собеседования.

II.Развитие творческих и познавательных способностей:

1.

привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.

2.

использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

творческие ответы;

выполнение творческих тематических заданий;

выполнение проблемных поисковых работ;

выступления в лекторских группах;

назначение ответственными за проведение групповых и коллективных

работ;

приобщение (в различных формах) к работе учителя;

повышение степени сложности заданий;

интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

6

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

1.

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся

(молнии-объявления).

2.

Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских

собраниях.

Ожидаемые результаты

1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновационных

технологий.

3. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов

4. Формирование вариативной части программы по русскому языку, учитывающей

индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также

образовательные возможности школы.

5. Усиление образовательной направленности уроков.

6. Построение учебно-воспитательного процесса по русскому с учетом педагогических

технологий образования.

7. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности.

8. Организация и проведение встреч с выпускниками школы.

9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей

учащихся.

10. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.

11. Создании системы работы с одаренными детьми.

12. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с одаренными

детьми.

13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Педагогические методики:

Методика проектов Л.С. Выготский,

Методика индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,

Методика личностно-ориентированного и развивающего обучения И.С. Якиманская.

Диагностики:

Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);

Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)

Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).

Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова и др.)

Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.

7



В раздел образования