Автор: Зиновьева Марина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Родомановская средняя школа "
Населённый пункт: д. Родоманово, Гагаринский район, Смоленская область
Наименование материала: Программа
Тема: по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа» Гагаринский район, Смоленская область
Согласовано
заместитель директора по УВР
_________________С.В. Толпинец
Утверждаю
директор МБОУ «Родомановская средняя
школа»
__________________А.Е. Шишпор
Программа
по выявлению и развитию способностей обучающихся
на уроках русского языка и во внеурочное время
Родоманово
2019 год
Паспорт программы
Наименование программы
«Программа по выявлению и развитию способностей
обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное
время»
Основание для разработки
программы
Федерального
Закона
«Об
образовании
в
Российской Федерации» от 29
декабря 2012
года
№273ФЗ;
Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
Устав школы.
Разработчики программы
Учитель первой категории Зиновьева Марина
Викторовна
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки и развития
творческих способностей обучающихся через предмет
«Русский язык», создание условий для самореализации
способностей обучающихся через творчество.
Задачи программы
1.
создание системы целенаправленного выявления
детей с высоким уровнем творческого потенциала;
2.
создание системы стимулирования творческой
деятельности обучающихся;
3.
вовлечение обучающихся в систему
дополнительного образования;
4.
расширение возможностей для участия
школьников в конкурсах, конференциях
различного уровня по русскому языку
Исполнители основных
мероприятий
Учитель первой категории Зиновьева Марина
Викторовна
Участники программы
Обучающиеся 6-9 классов
Система организации
контроля за ходом
реализации Программы
Общий контроль за реализацией Программы
осуществляет администрация школы.
Куратор Программы - зам.директора по УВР Толпинец
С.В.
Время реализации
программы
2019-2023 г.г.
Этапы реализации
программы
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический, включающий реализацию, анализ
и обобщение результатов повседневной работы;
3 этап – завершающий, включающий анализ
2
результативности работы, определение новых задач,
способных совершенствовать пути достижения целей.
Основные направления
реализации программы
выявление творческих способностей обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных
педагогических технологий для развития
творческих способностей обучающихся;
использование активных форм и методов
организации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных
на поддержку одаренных обучающихся при
выстраивании индивидуальной траектории
развития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и
внеклассной деятельности обучающихся, которая
позволит школьникам демонстрировать свои
достижения на конкурсах, смотрах различного
уровня.
Основные применяемые
педагогические технологии
1.
ИКТ
2.
Технология проблемного обучения;
3.
Технология сотрудничества;
4.
Технология проектного обучения;
5.
Технология личностно-ориентированного обучения
6.
Игровые технологии
7.
Технология критического мышления
8.
Здоровьесберегающая технология
Формы работы по
выявлению и развитию
творческих способностей
обучающихся
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практикоориентированной
направленности;
проектная деятельность;
тематические игры, диктанты, викторины;
предметные олимпиады и конкурсы;
конференции творческого и исследовательского
характеров.
Ожидаемые результаты
реализации программы
1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и
творческой одарённостью.
2. Включение в содержание уроков технологии новых
видов, форм, инновационных технологий.
3. Разное сочетание традиционных и инновационных
3
подходов
4. Формирование вариативной части программы по
русскому языку, учитывающей индивидуальные
способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а
также образовательные возможности школы.
5. Усиление образовательной направленности уроков.
6. Построение учебно-воспитательного процесса по
русскому языку с учетом педагогических технологий
образования.
7. Внедрение в систему уроков технологии
профессиональной компетентности.
8. Организация и проведение встреч с выпускниками
школы.
9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия
творческих способностей учащихся.
10. Организации проектно-исследовательских работ
учащихся.
11. Создании системы работы с одаренными детьми.
12. Разработке и апробации новых образовательных
технологий для работы с одаренными детьми.
13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с
одаренными детьми.
4
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и
познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для
развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и
личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий,
отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия
одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках,
олимпиадах.
Программа разработана на основании:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года №273ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.
12.2010 г. №1897.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей
обучающихся через предмет «Русский язык», создание условий для самореализации
способностей обучающихся через творчество.
Задачи:
1.
создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем
творческого потенциала;
2.
создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;
3.
вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
4.
расширение возможностей для участия школьников в олимпиадах, конкурсах,
конференциях различного уровня.
Основные направления реализации программы
выявление творческих способностей обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для
развития творческих способностей обучающихся;
использование активных форм и методов организации образовательного
процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных
обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития
обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся,
которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах,
смотрах различного уровня.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и
развитию способностей:
принцип доверия и поддержки;
принцип добровольности;
принцип индивидуальности;
5
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип привлекательности результатов;
принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практико-ориентированной направленности;
проектная деятельность;
тематические игры, диктанты, викторины;
предметные олимпиады и конкурсы;
конференции творческого и исследовательского характеров.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое
самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой речевой культуры;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
1.
Изучение диагностических методик, основанных на доступности и информативной
емкости.
2.
Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению
интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3.
Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования.
4.
Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем
собеседования.
II.Развитие творческих и познавательных способностей:
1.
привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.
2.
использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
творческие ответы;
выполнение творческих тематических заданий;
выполнение проблемных поисковых работ;
выступления в лекторских группах;
назначение ответственными за проведение групповых и коллективных
работ;
приобщение (в различных формах) к работе учителя;
повышение степени сложности заданий;
интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
6
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.
1.
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся
(молнии-объявления).
2.
Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских
собраниях.
Ожидаемые результаты
1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
2. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновационных
технологий.
3. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов
4. Формирование вариативной части программы по русскому языку, учитывающей
индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также
образовательные возможности школы.
5. Усиление образовательной направленности уроков.
6. Построение учебно-воспитательного процесса по русскому с учетом педагогических
технологий образования.
7. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности.
8. Организация и проведение встреч с выпускниками школы.
9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей
учащихся.
10. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.
11. Создании системы работы с одаренными детьми.
12. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с одаренными
детьми.
13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Педагогические методики:
Методика проектов Л.С. Выготский,
Методика индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
Методика личностно-ориентированного и развивающего обучения И.С. Якиманская.
Диагностики:
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).
Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова и др.)
Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.
7