Автор: Тетенькина Наталья Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дома творчества «Измайловский»
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности хореографической деятельности в дополнительном образовании.
Раздел: дошкольное образование
Особенности хореографической деятельности в дополнительном
образовании.
С древнейших времен танец существовал как излюбленная досуговая
деятельность в культурах практически всех народов мира. В настоящее время
танцы
являются
не
только
приятным
времяпрепровождением,
но
и
выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают
человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при
формировании нравственно-этических ценностей подрастающего поколения.
Воспитание
детей
средствами
танцевального
искусства
помогает
всестороннему развитию личности развития ребенка, учит его находить в
танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении
представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.
Обучение детей языку танца - это, прежде всего, обучение языку
человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а
выражает
реалии
человеческой
жизни.
Изобразительно-выразительные
средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью
и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией (Е.П.
Валукин, 1992, Ю.В. Слонимский, 1988, Н.И. Тарасов, 1981, СВ. Филатов,
1993, С. Холфина, 1990).
Развивая культуру танца у младших школьников, правильнее
рассматривать этот процесс неотъемлемо с музыкальным воспитанием.
Танец - это мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и
ритмичным движением человеческого тела, раскрывающем характеры
людей, их чувства и мысли о мире. Основоположник балетного театра Ж.Ж.
Новерр писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой
и любовь к танцу. Оба эти искусства - братья, неотделимые друг от друга.
Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные
выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные
картины зрению и слуху».
Огромное значение имеет точное и эффективное исполнение технических
двигательных задач. Красота движений достигается во многом за счет
легкости,
геометрической
точности,
ритмичности,
последовательности,
гармоничности сочетания движений и музыки. «Не может быть красоты без
осанки и правильной пропорции, и ты -несравненный мастер обеих, так как
создаешь гармонию, ты наполняешь движение ритмом, ты делаешь силу
грациозной и обладаешь способностью придавать предметам гибкость», - эти
слова П. Кубертена (1966) можно в полной мере отнести к бальному танцу.
Основной задачей педагога является гармоничное развитие интеллекта,
воли и эмоций ребенка. Дисгармония возникает в случае когда развивается
только одна из этих составляющих. В тоже время общее гармоничное
развитие предполагает более или менее правильное физическое развитие в
той мере, в которой это позволяют сделать объективные факторы. К
сожалению с точки зрения решения задачи воспитания гармоничной
личности в настоящее время танец не занимает того места, которое он в
праве занимать в ряду средств воспитания и развития. Как было показано Р.
Штейнером в начале этого века, занятия танцами тесно взаимосвязаны с
развитием вышеупомянутых трех категорий, составляющих духовный мир
личности.
Исследования известных педагогов и психологов подтверждают, что
эстетическое развитие, в частности, танцевальная практика оказывается
существенным фактором общего интеллектуального роста ребенка и влияет
на его отношения с товарищами. Так, например, Бильченко Т. О. были
проведены исследования в школьных хореографических кружках с более чем
300 школьников всех возрастов, что дало возможность изучить, как
развивается ребенок, занимаясь в хореографическом кружке. Имея отправной
точкой фиксацию эстетических и коллективистских позиций школьников
хореографического
коллектива,
исследователь
прослеживал
как
они,
овладевая искусством танца продвигаются в своем эстетическом развитии,
как меняются их отношение друг к другу, ко всему коллективу в целом.
Таким образом, у большинства детей, занимающихся танцами,
формируется
целый
комплекс
эстетического,
познавательного
и
коллективистического порядка, который во многом определяет новые
мотивы поведения школьника, осмысляется им самим как гармоническое
сочетание личных и общественных интересов (Л.В. Богомолова, Т.Т.
Кореневский, А.С. Шемелин и др.).
Систематическая учебно-воспитательная работа по танцу оказывает на
детей
младшего
школьного
возраста
положительное
воздействие.
Исполнение
танцев,
а
также
тренировочных
движений
под
хорошо
подобранную музыку является важной частью хореографической работы. У
детей развивается интерес к музыке, которая обогащает и насыщает танец
своим эмоциональным содержанием.
Занятия по танцу не только эстетически развивают детей и формируют их
художественный вкус, но и способствуют физическому развитию детей,
дисциплинируют и повышают культуру поведения. Дети, занимающиеся в
танцевальных
кружках
приобретают
стройную
осанку,
улучшается
координация движений.
Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного
формирования
творческого
потенциала
ребенка
следует
соблюдать
следующие условия:
1) разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны
быть дети младшего, среднего и старшего возраста;
2) четкая и планомерная система учебной работы, в которой для
каждого участника ясна перспектива его технического и художественного
роста;
3) ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично
должны сочетаться все возрастные группы;
4) планирование воспитательной работы, в которой каждый член
коллектива принимает активное участие.
Учебно-воспитательный процесс в детском хореографическом коллективе
должен строиться так, чтобы повышать эффективность детского танца,
улучшать исполнительскую культуру детей, обогащать их духовный мир.
Вся работы с детьми должна строиться на интересе, увлеченности и
творчестве. Одним из существенных моментов является доступность:
руководитель детского коллектива должен всегда помнить, что очень вредно
для ребят делать те упражнения, которые для них непонятны и не под силу.
Ребенок должен получать удовольствие от того, что движения у него
получаются.
Хореографическая практика, основанная на значительных физических
усилиях, может дать ребенку и «нагрузку» и «разрядку», однако, перед
руководителями неизбежно встает вопрос об их разумном соотношении.
Следовательно,
большое
значение
имеет
также
подготовка
квалифицированных
педагогов
по
хореографии
в
высших
учебных
заведениях.
Средством воспитания участников хореографического коллектива может
стать
только
высококвалифицированная
деятельность
в
сочетании
с
нравственным,
эстетическим
и
другими
направлениями
воспитания.
Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в
человеке, соответствующем современному этапу общественного развития.
Воспитательный процесс осуществляется как в ходе обучения танцам, так и
через общение членов коллектива в различных общих делах и мероприятиях.
В современной литературе по вузовской педагогике все большее внимание
привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:
Единство художественного и педагогического начал в воспитательном
процессе;
Изучение
и
учет
типологии
участников
и
руководителей
хореографического коллектива;
Влияние структуры педагогического процесса;
Психолого-педагогические
аспекты
руководства
хореографическим коллективом;
Формирование репертуара в связи с учебно-воспитательной
деятельностью.
Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и
образования; это две стороны единой педагогической деятельности по
формированию личности. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Учение – это
лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в
широком
смысле
этого
понятия.
В
воспитании
нет
главного
и
второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков,
создающих красоту цветка». В другой работе он подчеркивал: «…Разве
можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве
можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек
видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой
стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?» Эти
положения замечательного советского педагога имеют прямое отношение и к
руководителю хореографического коллектива. Он обязан профессионально
воспитывать
в
каждом
ученике
общечеловеческие
ценности
добра,
справедливости, честности.
При обучении хореографии воспитательная деятельность педагога имеет
свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение учащимися
танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание - это
формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек
поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его – в местах
отдыха, в школе, в быту, в работе. Решая специфические задачи воспитания
средствами
танца,
педагог
рассматривает
их
как
составную
часть
комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.
Учебно-воспитательная работа – составная часть и непременное условие
творческой деятельности хореографического коллектива. Исполнительский
уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в
первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.
Тенденция разделять учебно-воспитательную работу в коллективе на две
обособленные части (учебную и воспитательную), либо рассматривать
воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым
подразумевается лишь накопление определенной суммы профессиональных
знаний и навыков, не выдерживает критики.
Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно
в процессе творчества и пробуждение желания осваивать мастерство,
вызывать
потребность
в
нем
и
на
основе
разбуженного
интереса
осуществлять
целенаправленный
художественно-творческий
процесс,
в
котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи.
При этом условии процесс обучения в хореографическом коллективе
становится и процессом воспитания личности.
Основной формой учебного процесса в хореографическом коллективе, как
и в учебных заведениях, остаётся урок - репетиционное, коллективное
занятие, на котором участники практически осваивают и закрепляют
необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и
участников коллектива.
Процесс
обучения
участников
хореографических
коллективов
основывается на общепедагогических принципах дидактики:
Активности;
Единства теории и практики;
Наглядности;
Доступности;
Систематичности;
Прочности усвоения знаний;
Индивидуального подхода.
Однако овладение профессиональными навыками и освоение репертуара
должны
быть
подчинены
максимальному
развитию
творческих
способностей.
Вопросы
подбора
репертуара,
овладение
средствами
художественной выразительности, применение различных форм и методов
обучения,
сочетание
коллективных
занятий
с
индивидуальными
и
мелкогрупповыми, составляют основу для понимания сущности учебно-
воспитательного процесса в хореографических коллективах.
Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление
деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных
целей и решение намеченных задач.
Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и
руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом
усваивается
учащимися
музыкально-хореографический
материал,
прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них
эстетический
вкус
и
хореографические
способности.
Кратко
можно
охарактеризовать каждый из методов применительно к специфике обучения
хореографии.
1.
Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при
котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные
фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные
представления,
получаемые
учащимися,
являются
основой
для
последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п.
При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается
только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как
правильно исполнить данные элементы и фигуры.
2.
Метод показа танца органически сочетается с методом устного
изложения учебного материала. С помощью этого метода педагог сообщает
учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии,
рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и
разъясняя те или иные танцевальные композиции, педагог помогает
учащимся
понять
характер
танцевальной
лексики
и
особенности
танцевальной музыки.
3.
Метод
танцевально-практических
действий.
Рассмотренные
методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала
органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как
уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как
практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков.
Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях.
Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение
танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога
осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания - это задания, с
помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью
дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых
вырабатывают танцевальные умения и навыки.
4.
Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-
объяснительный,
репродуктивный,
проблемный,
частично-поисковый
и
исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они
отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности
учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более
глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.
Рассмотрим признаки характерные для хореографического коллектива:
1.
Общие учебно-воспитательные цели деятельности, которые
ставит педагог учащимся;
2.
Общая для всех учащихся деятельность по разучиванию танцев,
в ходе которой решаются намеченные педагогом задачи;
3.
Установление и поддержание прямых контактов учащихся между
собой и с педагогами;
4.
Общий характер направленности учащихся, основанной на
единых переживаниях и представлениях, которые выражаются в их словах:
«Мы - коллектив», «У нас в коллективе» и т.п.;
5.
Общие коллективные ценности учащихся.
Учебно-воспитательные задачи являются условием деятельности учащихся
по разучиванию танцев. Деятельность по своему характеру чрезвычайно
разнообразна в коллективе. Причем основной вид деятельности - это
разучивание танцев, в процессе которого устанавливается и поддерживается
общение между педагогом и учащимися, и учащихся между собою. В
коллективе устанавливается и поддерживается общение, в основе которого
могут лежать как общая любовь к танцу, так и общие культурные
потребности, и интересы, взаимные симпатии, совместная учеба, работа,
соревнования и т.п.
Как
видим,
внутри
коллектива
развиваются
разнообразные
взаимоотношения учащихся, образующие различные по составу и характеру
группы. Общие коллективные чувства и представления сопринадлежности к
единому коллективу, в котором каждый – частичка целого, объединяет всех
участников.
Эти
чувства
и
представления
постепенно
формируют
коллективные ценности.
Перечисленные
выше
признаки
обязательны
для
любого
хореографического коллектива. Если отсутствует хоть один из них,
например, общая учебная деятельность учащихся, то в этом случае можно
сказать, что коллектив ещё не сложился. Для того, чтобы создать коллектив,
педагог должен иметь ввиду его признаки. Кроме того, ему необходимо
педагогически
правильно
организовать
учебно-творческую
жизнь
танцевального коллектива.
Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой
его существования, а значит, осуществления широкой педагогической
программы формирования личности участника.
Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе
заключается
в
органичном
сочетании
художественно-исполнительских,
общепедагогических и социально-психологических моментов.
Выводы:
1.Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные
учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье
и
школе
осуществить
гармоничное
развитие
личности
с
учетом
способностей, интересов и дарований.
2. Цель учреждения дополнительного образования на современном этапе -
правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего
поколения. Она призвана способствовать осуществлению поставленных
задач:
-постоянное развитие творческого потенциала юношей и девушек;
-выявление
и
раскрытие
общественно-полезных
интересов
молодежи,
максимальное способствование их реализации в самых различных сферах
жизнедеятельности;
-профессиональная ориентация молодых людей с учетом их склонностей,
способностей, интересов;
-повышения
уровня
культурного,
интеллектуального
и
нравственного
развития молодых людей.
3. Функции дополнительного образования:
- образовательная;
- воспитательная;
- креативная;
- компенсационная;
- рекреационная;
- профориентационная.
4. Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования:
Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция,
детский парк и др.
5.Дополнительное
образование
детей
представлено
целым
рядом
направлений. Основными среди них принято считать следующие:
-художественно-эстетическое;
-научно-техническое;
-спортивно-техническое;
-эколого-биологическое;
-физкультурно-оздоровительное;
-туристско-краеведческое;
-военно-патриотическое;
-социально-педагогическое;
-культурологическое;
-экономико-правовое.
6.
Развитие
ребенка
в
процессе
дополнительного
образования
осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:
-личностный рост ребенка;
-совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е.
предметно-деятельной сфере;
-повышение его функциональной грамотности.
7.
Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе
заключается
в
органичном
сочетании
художественно-исполнительских,
общепедагогических и социально-психологических моментов.