Напоминание

Особенности хореографической деятельности в дополнительном образовании.


Автор: Тетенькина Наталья Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дома творчества «Измайловский»
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности хореографической деятельности в дополнительном образовании.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности хореографической деятельности в дополнительном

образовании.

С древнейших времен танец существовал как излюбленная досуговая

деятельность в культурах практически всех народов мира. В настоящее время

танцы

являются

не

только

приятным

времяпрепровождением,

но

и

выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают

человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при

формировании нравственно-этических ценностей подрастающего поколения.

Воспитание

детей

средствами

танцевального

искусства

помогает

всестороннему развитию личности развития ребенка, учит его находить в

танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении

представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.

Обучение детей языку танца - это, прежде всего, обучение языку

человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а

выражает

реалии

человеческой

жизни.

Изобразительно-выразительные

средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью

и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией (Е.П.

Валукин, 1992, Ю.В. Слонимский, 1988, Н.И. Тарасов, 1981, СВ. Филатов,

1993, С. Холфина, 1990).

Развивая культуру танца у младших школьников, правильнее

рассматривать этот процесс неотъемлемо с музыкальным воспитанием.

Танец - это мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и

ритмичным движением человеческого тела, раскрывающем характеры

людей, их чувства и мысли о мире. Основоположник балетного театра Ж.Ж.

Новерр писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой

и любовь к танцу. Оба эти искусства - братья, неотделимые друг от друга.

Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные

выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные

картины зрению и слуху».

Огромное значение имеет точное и эффективное исполнение технических

двигательных задач. Красота движений достигается во многом за счет

легкости,

геометрической

точности,

ритмичности,

последовательности,

гармоничности сочетания движений и музыки. «Не может быть красоты без

осанки и правильной пропорции, и ты -несравненный мастер обеих, так как

создаешь гармонию, ты наполняешь движение ритмом, ты делаешь силу

грациозной и обладаешь способностью придавать предметам гибкость», - эти

слова П. Кубертена (1966) можно в полной мере отнести к бальному танцу.

Основной задачей педагога является гармоничное развитие интеллекта,

воли и эмоций ребенка. Дисгармония возникает в случае когда развивается

только одна из этих составляющих. В тоже время общее гармоничное

развитие предполагает более или менее правильное физическое развитие в

той мере, в которой это позволяют сделать объективные факторы. К

сожалению с точки зрения решения задачи воспитания гармоничной

личности в настоящее время танец не занимает того места, которое он в

праве занимать в ряду средств воспитания и развития. Как было показано Р.

Штейнером в начале этого века, занятия танцами тесно взаимосвязаны с

развитием вышеупомянутых трех категорий, составляющих духовный мир

личности.

Исследования известных педагогов и психологов подтверждают, что

эстетическое развитие, в частности, танцевальная практика оказывается

существенным фактором общего интеллектуального роста ребенка и влияет

на его отношения с товарищами. Так, например, Бильченко Т. О. были

проведены исследования в школьных хореографических кружках с более чем

300 школьников всех возрастов, что дало возможность изучить, как

развивается ребенок, занимаясь в хореографическом кружке. Имея отправной

точкой фиксацию эстетических и коллективистских позиций школьников

хореографического

коллектива,

исследователь

прослеживал

как

они,

овладевая искусством танца продвигаются в своем эстетическом развитии,

как меняются их отношение друг к другу, ко всему коллективу в целом.

Таким образом, у большинства детей, занимающихся танцами,

формируется

целый

комплекс

эстетического,

познавательного

и

коллективистического порядка, который во многом определяет новые

мотивы поведения школьника, осмысляется им самим как гармоническое

сочетание личных и общественных интересов (Л.В. Богомолова, Т.Т.

Кореневский, А.С. Шемелин и др.).

Систематическая учебно-воспитательная работа по танцу оказывает на

детей

младшего

школьного

возраста

положительное

воздействие.

Исполнение

танцев,

а

также

тренировочных

движений

под

хорошо

подобранную музыку является важной частью хореографической работы. У

детей развивается интерес к музыке, которая обогащает и насыщает танец

своим эмоциональным содержанием.

Занятия по танцу не только эстетически развивают детей и формируют их

художественный вкус, но и способствуют физическому развитию детей,

дисциплинируют и повышают культуру поведения. Дети, занимающиеся в

танцевальных

кружках

приобретают

стройную

осанку,

улучшается

координация движений.

Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного

формирования

творческого

потенциала

ребенка

следует

соблюдать

следующие условия:

1) разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны

быть дети младшего, среднего и старшего возраста;

2) четкая и планомерная система учебной работы, в которой для

каждого участника ясна перспектива его технического и художественного

роста;

3) ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично

должны сочетаться все возрастные группы;

4) планирование воспитательной работы, в которой каждый член

коллектива принимает активное участие.

Учебно-воспитательный процесс в детском хореографическом коллективе

должен строиться так, чтобы повышать эффективность детского танца,

улучшать исполнительскую культуру детей, обогащать их духовный мир.

Вся работы с детьми должна строиться на интересе, увлеченности и

творчестве. Одним из существенных моментов является доступность:

руководитель детского коллектива должен всегда помнить, что очень вредно

для ребят делать те упражнения, которые для них непонятны и не под силу.

Ребенок должен получать удовольствие от того, что движения у него

получаются.

Хореографическая практика, основанная на значительных физических

усилиях, может дать ребенку и «нагрузку» и «разрядку», однако, перед

руководителями неизбежно встает вопрос об их разумном соотношении.

Следовательно,

большое

значение

имеет

также

подготовка

квалифицированных

педагогов

по

хореографии

в

высших

учебных

заведениях.

Средством воспитания участников хореографического коллектива может

стать

только

высококвалифицированная

деятельность

в

сочетании

с

нравственным,

эстетическим

и

другими

направлениями

воспитания.

Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в

человеке, соответствующем современному этапу общественного развития.

Воспитательный процесс осуществляется как в ходе обучения танцам, так и

через общение членов коллектива в различных общих делах и мероприятиях.

В современной литературе по вузовской педагогике все большее внимание

привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:

Единство художественного и педагогического начал в воспитательном

процессе;

Изучение

и

учет

типологии

участников

и

руководителей

хореографического коллектива;

Влияние структуры педагогического процесса;

Психолого-педагогические

аспекты

руководства

хореографическим коллективом;

Формирование репертуара в связи с учебно-воспитательной

деятельностью.

Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и

образования; это две стороны единой педагогической деятельности по

формированию личности. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Учение – это

лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в

широком

смысле

этого

понятия.

В

воспитании

нет

главного

и

второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков,

создающих красоту цветка». В другой работе он подчеркивал: «…Разве

можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве

можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек

видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой

стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?» Эти

положения замечательного советского педагога имеют прямое отношение и к

руководителю хореографического коллектива. Он обязан профессионально

воспитывать

в

каждом

ученике

общечеловеческие

ценности

добра,

справедливости, честности.

При обучении хореографии воспитательная деятельность педагога имеет

свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение учащимися

танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание - это

формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек

поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его – в местах

отдыха, в школе, в быту, в работе. Решая специфические задачи воспитания

средствами

танца,

педагог

рассматривает

их

как

составную

часть

комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.

Учебно-воспитательная работа – составная часть и непременное условие

творческой деятельности хореографического коллектива. Исполнительский

уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в

первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.

Тенденция разделять учебно-воспитательную работу в коллективе на две

обособленные части (учебную и воспитательную), либо рассматривать

воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым

подразумевается лишь накопление определенной суммы профессиональных

знаний и навыков, не выдерживает критики.

Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно

в процессе творчества и пробуждение желания осваивать мастерство,

вызывать

потребность

в

нем

и

на

основе

разбуженного

интереса

осуществлять

целенаправленный

художественно-творческий

процесс,

в

котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи.

При этом условии процесс обучения в хореографическом коллективе

становится и процессом воспитания личности.

Основной формой учебного процесса в хореографическом коллективе, как

и в учебных заведениях, остаётся урок - репетиционное, коллективное

занятие, на котором участники практически осваивают и закрепляют

необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и

участников коллектива.

Процесс

обучения

участников

хореографических

коллективов

основывается на общепедагогических принципах дидактики:

Активности;

Единства теории и практики;

Наглядности;

Доступности;

Систематичности;

Прочности усвоения знаний;

Индивидуального подхода.

Однако овладение профессиональными навыками и освоение репертуара

должны

быть

подчинены

максимальному

развитию

творческих

способностей.

Вопросы

подбора

репертуара,

овладение

средствами

художественной выразительности, применение различных форм и методов

обучения,

сочетание

коллективных

занятий

с

индивидуальными

и

мелкогрупповыми, составляют основу для понимания сущности учебно-

воспитательного процесса в хореографических коллективах.

Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление

деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных

целей и решение намеченных задач.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и

руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом

усваивается

учащимися

музыкально-хореографический

материал,

прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них

эстетический

вкус

и

хореографические

способности.

Кратко

можно

охарактеризовать каждый из методов применительно к специфике обучения

хореографии.

1.

Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при

котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные

фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные

представления,

получаемые

учащимися,

являются

основой

для

последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п.

При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается

только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как

правильно исполнить данные элементы и фигуры.

2.

Метод показа танца органически сочетается с методом устного

изложения учебного материала. С помощью этого метода педагог сообщает

учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии,

рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и

разъясняя те или иные танцевальные композиции, педагог помогает

учащимся

понять

характер

танцевальной

лексики

и

особенности

танцевальной музыки.

3.

Метод

танцевально-практических

действий.

Рассмотренные

методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала

органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как

уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как

практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков.

Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях.

Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение

танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога

осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания - это задания, с

помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью

дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых

вырабатывают танцевальные умения и навыки.

4.

Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-

объяснительный,

репродуктивный,

проблемный,

частично-поисковый

и

исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они

отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности

учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более

глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.

Рассмотрим признаки характерные для хореографического коллектива:

1.

Общие учебно-воспитательные цели деятельности, которые

ставит педагог учащимся;

2.

Общая для всех учащихся деятельность по разучиванию танцев,

в ходе которой решаются намеченные педагогом задачи;

3.

Установление и поддержание прямых контактов учащихся между

собой и с педагогами;

4.

Общий характер направленности учащихся, основанной на

единых переживаниях и представлениях, которые выражаются в их словах:

«Мы - коллектив», «У нас в коллективе» и т.п.;

5.

Общие коллективные ценности учащихся.

Учебно-воспитательные задачи являются условием деятельности учащихся

по разучиванию танцев. Деятельность по своему характеру чрезвычайно

разнообразна в коллективе. Причем основной вид деятельности - это

разучивание танцев, в процессе которого устанавливается и поддерживается

общение между педагогом и учащимися, и учащихся между собою. В

коллективе устанавливается и поддерживается общение, в основе которого

могут лежать как общая любовь к танцу, так и общие культурные

потребности, и интересы, взаимные симпатии, совместная учеба, работа,

соревнования и т.п.

Как

видим,

внутри

коллектива

развиваются

разнообразные

взаимоотношения учащихся, образующие различные по составу и характеру

группы. Общие коллективные чувства и представления сопринадлежности к

единому коллективу, в котором каждый – частичка целого, объединяет всех

участников.

Эти

чувства

и

представления

постепенно

формируют

коллективные ценности.

Перечисленные

выше

признаки

обязательны

для

любого

хореографического коллектива. Если отсутствует хоть один из них,

например, общая учебная деятельность учащихся, то в этом случае можно

сказать, что коллектив ещё не сложился. Для того, чтобы создать коллектив,

педагог должен иметь ввиду его признаки. Кроме того, ему необходимо

педагогически

правильно

организовать

учебно-творческую

жизнь

танцевального коллектива.

Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой

его существования, а значит, осуществления широкой педагогической

программы формирования личности участника.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе

заключается

в

органичном

сочетании

художественно-исполнительских,

общепедагогических и социально-психологических моментов.

Выводы:

1.Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные

учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье

и

школе

осуществить

гармоничное

развитие

личности

с

учетом

способностей, интересов и дарований.

2. Цель учреждения дополнительного образования на современном этапе -

правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего

поколения. Она призвана способствовать осуществлению поставленных

задач:

-постоянное развитие творческого потенциала юношей и девушек;

-выявление

и

раскрытие

общественно-полезных

интересов

молодежи,

максимальное способствование их реализации в самых различных сферах

жизнедеятельности;

-профессиональная ориентация молодых людей с учетом их склонностей,

способностей, интересов;

-повышения

уровня

культурного,

интеллектуального

и

нравственного

развития молодых людей.

3. Функции дополнительного образования:

- образовательная;

- воспитательная;

- креативная;

- компенсационная;

- рекреационная;

- профориентационная.

4. Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования:

Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция,

детский парк и др.

5.Дополнительное

образование

детей

представлено

целым

рядом

направлений. Основными среди них принято считать следующие:

-художественно-эстетическое;

-научно-техническое;

-спортивно-техническое;

-эколого-биологическое;

-физкультурно-оздоровительное;

-туристско-краеведческое;

-военно-патриотическое;

-социально-педагогическое;

-культурологическое;

-экономико-правовое.

6.

Развитие

ребенка

в

процессе

дополнительного

образования

осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:

-личностный рост ребенка;

-совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е.

предметно-деятельной сфере;

-повышение его функциональной грамотности.

7.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе

заключается

в

органичном

сочетании

художественно-исполнительских,

общепедагогических и социально-психологических моментов.



В раздел образования