Автор: Тетенькин Сергей Михайлович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дома творчества «Измайловский»
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Основные компоненты для создания образа в хореографическом произведении.
Раздел: дошкольное образование
Основные компоненты для создания образа в хореографическом
произведении.
Образ
в
философском
плане
есть
результат
психологической
деятельности человека и связан с умозаключением. В то же время образ может
выступать и как эстетическая категория. И в этом случае он обладает
свойством художественного познания мира. В искусстве существует две
точки зрения: научность образа (научное познание мира) и художественность
образа. Научный мир познания проходит путь от конкретного через
абстрактное к новому конкретному Художественный путь познания - минуя
конкретное, обращается к общему.
Любая форма хореографического произведения — это синтетическое
произведение искусства, включающее несколько компонентов: драматургию,
музыку, хореографию, изобразительное искусство и т. д.
Художественная сила танцевального произведения зависит не только
от высокого уровня каждого из этих компонентов, но и от степени их
слияния в единое и органичное художественное целое.
Танец является средством выражения ментальности хореографического
искусства, этнокультурных ценностных установок общества. Балетмейстер
реализует
свою
личностную
позицию
посредством
условности
эмоционально–выразительных
движений,
совокупность
которых
приобретает
форму
художественного
произведения
с
конкретным
содержанием, пропагандирующим личностную позицию автора.
При
помощи
художественных
обобщений,
образов
хореография
вызывает у человека переживания, чувственные отклики, эмоциональное
слияние с животрепещущей темой жизни на Земле.
В данной главе мы рассмотрим составляющие компоненты создания
хореографического образа.
Образ- это конкретный характер человека плюс сумма его отношений к
окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках,
которые
определены действием драматургическим. В художественном
творчестве образ –явление собирательное, типическое, вымышленное, но
вместе с тем взятое из самой гущи жизни. Он складывается из множества
органически слагаемых свойств и особенностей. Сюда входит социальная,
национальная,
профессиональная
принадлежность
героя,
принципы
восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития,
совершенствования или, наоборот, скатывания личности к разложению, к
распаду.
Художник - живописец воспринимает окружающий мир в цвете,
композитор - в звуках, скульптор - в пластике, балетмейстер - в движении.
Движения в танце - это синтез всех пластических возможностей человека,
раскрывающих во времени и пространстве в условной сценической форме
законченную мысль. Этой же цели служат вводимые в танец элементы
пантомимы. В танце мимика и жест сливаются в одно понятие - движение.
Движение - это художественная трансформация привычек, манер и
других внешних признаков той или иной категории людей в сценическом
хореографическом действии. Поза - как пауза в музыке. Это остановленное
движение, но не прерванная мысль. Поза придает танцу скульптурность. От
построения поз во многом зависит правильное восприятие зрителем задачи
данного танцевального эпизода, а порой и всего замысла автора. Здесь
вступает в силу закон взаимосвязи позы и ракурса - определенное
пространственное положение исполнителя по отношению к зрителю. Одним
из динамичных средств выражения действительности в сюжетном танце
является рисунок пространственного перемещения исполнителя. Если в
дивертисментном
танце
рисунок
выступает
как
основной
образно-
декоративный элемент, то в действенном танце он, помимо всего другого,
тесно связан с режиссурой.
Мизансцена - это яркая пластическая форма, которая определяется
развитием сценического действия и которая способствует раскрытию
идейного замысла как данной сцены, так и всей постановки. Она непременно
должна быть музыкальной, скульптурно завершенной, предельно насыщенной
мыслью, чувством,
Мизансцена - это выразительное средство, язык. А от всякого языка мы
требуем не имитации жизни, а живописания. Подобно тому, как в рассказе о
птичьих голосах мы ищем не сами голоса, но живой словесный образ, так и
жизненность мизансцены состоит не в попытке имитировать подсмотренное в
натуре, а в повествовании о нем средствами живой пластики.
Нельзя «лепить» мизансцену из пассивных участников постановки.
Необходимо иметь разбуженных к действию, целесообразно действующих
исполнителей.
Участие
исполнителя
в
мизансцене
требует
от
него
собранности, внимания, яркой впечатляющей формы, пластической ясности.
Умение грамотно построить мизансцены и максимально использовать
все выразительные средства для полного раскрытия идейно-образного
содержания танца - свидетельство режиссерского мастерства балетмейстера.
Мизансценируя определенный эпизод, балетмейстер создает цепь «маяков»,
направляющих внимание зрителя на объект: это может быть доминирующее
направление движения в рисунке или расположенная в определенном ракурсе
статичная группа. Концентрацией внимания зрителя на центральном объекте
действия
балетмейстер
создает
композиционный
фокус
-
важный
драматургический элемент.
Процесс создания образа начинается с интереса к нему, с изучения
материалов: исторических, литературных, иконографических, музыкальных.
Музыка отражает интонационный строй своего времени и поэтому служит
основной опорой в творчестве хореографа, а изобразительное искусство
подсказывает пластический рисунок определенной эпохи и народа. Желание
действовать вызывается мыслью. В борьбе чувств - переживаниях и
сомнениях - одерживает верх одно из них и подчиняет себе все существо
человека. Так происходит процесс рождения, создания художественного
образа в творчестве артиста. На человека, родившегося с определенными
задатками, оказывают влияние семья, воспитание, общественная среда,
окружающая обстановка; у него сложился конкретный характер. Таким
образом, можно сказать, что характер - это совокупность черт конкретного
человека, логика его поступков, его способ реагировать на происходящее.
Характер остается неизменным на протяжении всего произведения. Он
наделяется
своей
пластической
характеристикой,
пластическим
лейтмотивом. Образ - понятие динамическое. Он складывается из системы
лейтмотивов, их разработки. На протяжении хореографического произведения
пластическая характеристика образа приобретает все новые черты в
соответствии с теми изменениями, которые по замыслу балетмейстера
происходят с его героем.
Балетмейстер, а затем артист, которому предстоит воплотить характер
на сцене, должны изучить, внимательно проследить всю последовательность
его формирования, и только тогда они поймут, почему отношение этого героя
к действительности, в которой он живет в период сценического действия,
стало именно таким, каким оно выражается в его действиях и поступках,
описанных в программе, выраженных в музыке.
Если автору хореографии удастся все это не только понять, но и
выразить чувствами действующего лица, ему легко будет создать именно ту
танцевально-лирическую
партитуру,
которая
может
быть
свойственна
данному человеческому образу. А затем и артист - исполнитель этой партии,
получив от балетмейстера конкретные задания, текст танцевальной партии,
проникнется неповторимыми свойствами характера этого образа и сможет в
него перевоплотиться, создать этот образ на сцене. Для воплощения
человеческого образа, внутренних свойств характера на сцене немалую роль
играют внешние признаки, особенно, конечно, в танце, где все выражается
движениями человеческого тела и мимикой. Подбор артистов, которым
предстоит воплощать яркие образы, должен быть безошибочным.[14,63-64]
Художественный образ - это не только особая форма познания
действительности, но и конкретное содержание самого процесса познания, а
также герой произведения, наделенный яркой характеристикой, это само
произведение, раскрывающее сущность или какой-либо факт человеческих
отношений.
Хореографический образ, как художественный, вбирает в себя форму
сценического воплощения содержания, цель и средства. Во время создания
хореографического образа для балетмейстера важно все:
1.Выбор выразительных средств. Поиск внешней формы для
хореографа всегда процесс создания (обязательно вместе с танцовщиком-
актером) личности персонажа, его характера, темперамента, манеры
мыслить, диктующих логику поведения. От органики образа рождается его
хореография как пластическое выражение внутренней жизни. Живые
полнокровные
образы,
объединенные
властной
логикой
действия,
составляют единый ансамбль, в котором исполнитель индивидуален и
одновременно сценическая линия каждого участника неотделима от
непрерывной драматургической и хореографической линии всего действия.
Каждый исполнитель должен выполнять свою сценическую задачу так, как
если бы от него зависело развитие всего действия.
2.Контрастность
линий
действия
(по
принципу
усиления
или
замедления).
Контрастность
проявляется
в
соединении
мизансцен
и
отдельных танцевальных фрагментов, движений. Стремительный напор
кульминационных движений подготавливается мягкой пружинистой силой,
грациозностью предыдущих танцевальных фраз.
3.Организация метроритмической части танца и музыки. В момент
кульминации
подчеркнутая
острота
и
размах
движений,
темпо-
ритмический
динамизм
в
соединении
со
стремительностью
пространственного
перемещения
предельно
эмоционально
выражает
характер танца.
Все составные элементы хореографической формы, которые помогают
не только создать образ, но и раскрыть содержание (применение пантомимы,
изобразительные средства, реквизит и т.д.).
В танце мы видим не только рисунок, движение, но и чувства, которые
испытывает художник, создавая образ. Поэтому в танце выражается личность
автора, его субъективный мир. Балетмейстер в своих произведениях
поэтически ясно выражает тему, атмосферу времени, свое ощущение
жизненных
явлений.
Каждое
движение
обобщается,
чтобы
избежать
натурализма на сцене. Можно шагать, но нельзя ходить в танце; можно
останавливаться, но нельзя стоять; можно ложиться, но нельзя лежать. Нельзя
просто смотреть на жизнь, необходимо видеть ее активную сторону, а не
пассивную.
Итак, хореографический образ складывается из следующих этапов:
1. выбор выразительных средств:
2.способы их комбинирования:
3.поиск композиционного решения;
4.поиск единого стиля:
5.использование различных художественных и хореографических
приемов.
Все слагаемые образа существуют по принципу единства содержания и
формы; единства четкой, точной, завершенной сценической формы движения
и предельно насыщенного эмоционально-психологического содержания,
составляющего суть хореографических образов. Выбор их определяется
идейно-эстетическими задачами, темой, направленностью произведения.
Образы могут, быть: героические, лирические, комедийные, трагические,
драматические, гротесковые. Сущность образа заключается в выражении
предельно
насыщенной
эмоционально-психологической
наполненности
каждого
сценического
рисунка,
движения,
позы.
Они
действенны,
раскрывают драматическое «зерно» в композиции.
Хореографический образ - целостное выражение в танце чувства и
мысли,
человеческого
характера.
Образный
танец
содержателен,
эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке,
о народе, о стране, о времени. Создать хореографический образ - значит
обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого
выражения чувства определенную идею. Танец, лишенный образности,
сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В
образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным
средством, помогает раскрытию содержания.
В
сценическом
воплощении
хореографический
образ
нередко
тождественен
действующему
лицу,
персонажу
произведения.
Его
танцевально-пластическая
характеристика
складывается
на
протяжении
действия
из
разнообразных
эпизодов,
позволяющих
раскрывать
многосторонние
грани
характера.
Главное
средство
создания
хореографического образа - действенный танец (сольный, ансамблевый,
массовый), но важную роль могут играть пантомима и дивертисментный
танец. Хореографический образ, созданный солистом, изображающим тот или
иной
персонаж,
нередко
дополняется
также
участием
кордебалета,
усиливающего образное «звучание» танца солистов. Хореографический образ
рождается как органический сплав различных выразительных элементов,
приемов и средств; он возникает на основе единства человеческого характера
и воплощает действие и идею спектакля. Основа хореографического образа -
текст, сочиненный балетмейстером. Но в воспроизведении исполнителей этот
текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и
углублять или, наоборот, обедняет и искажать хореографический образ,
созданный балетмейстером. Исполнительское творчество активно, танцовщик
воссоздает не только балетмейстерский текст, но вкладывает в танец свое
понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический
текст и проявляя в этом свою индивидуальность.
В российской постановке «Золушка» Алексею Ратманскому многое
удалось, его версия современна и традиционна, персонажи балета –
узнаваемые типажи из нашей жизни и в то же время сказочные герои.
Хореография
уникальна.
Сценография
красноречива.
Композиция
постановки
гармонична.
Но
главное,
балетмейстеру
удалось
убедить
зрителей в реальности чуда.
В романтическом дуэте Золушка и Принц танцуют вдвоем в пустом
зале, в полумраке, свечи потрескивают на люстре. На более темном фоне
одежды героев кажутся ослепительно белыми, мерцает платье Золушки.
Вишнева и Меркурьев достигают в танце такого взаимопонимания, что глаз
перестает улавливать физику движения, погружаясь в мириады неуловимых
переходов.
Партнеры
не
распадаются
на
две
сотрудничающие,
но
самостоятельные единицы, как это часто бывает в классических па-де-де, они
сливаются в единое целое, полностью растворяясь друг в друге. Зал
перестает дышать – хрустальная чистота и наивность первого чувства не
могут
не
тронуть
сердца
зрителя.
Первый
дуэт
–
романтическая
влюбленность со всеми вздохами, клятвами, цветами, звездным небом.[17,68]
Так как, хореографический образ - это танцевально-пластическое
воплощение
жизненного
содержания:
настроения,
чувства,
состояния,
действия, проникнутые мыслью и находящие свое проявление в особой
системе выразительных движений человека. Через воплощение в танце
мыслей и чувств хореографическое произведение идет к характерам и
поступкам людей, к отображению их взаимоотношений и жизни в целом.
Используя составляющие компоненты для создания хореографического
образа, постановщик может передать все то неуловимое и такое пленящее
для глаз и восприятия зрителя, все то, что можно выразить словесно, может
воплотить хореографически. Каждый компонент очень важен, он несет в себе
смысловую окраску, добавляет нужную «интонацию» и придает жизнь
сценическому действию.