Автор: Сизова Мария Алексеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дома творчества «Измайловский»
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Эстетическое воспитание, как развитие духовных способностей ребенка.
Раздел: дошкольное образование
Эстетическое воспитание, как развитие духовных способностей ребенка.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только
учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «Я», прививает основы этикета и
грамотной манеры поведения в обществе.
Главная задача массового хореографического воспитания школьников в
системе
дополнительного образования –
не наработка технических
возможностей детей, не копирование профессионального обучения, а
воспитание тех лучших человеческих качеств, которые в дальнейшем
помогут ребенку вписаться в социальную жизнь, гармонично строить свои
личные и самые интимные отношения, выработать иммунитет против
примитивного, пошлого, вульгарного.
Обучение танцу, особенно на начальных стадиях, связанно с большими
физическими
нагрузками, с необходимостью бороться с усталостью
физической и нервной, поэтому желательно раздельное обучение мальчиков
и девочек, то есть мужской и женский классы, где существуют различия в
методах обучения. Делаются акценты на развитие тех или иных групп мышц,
увеличиваются или уменьшаются физические нагрузки (в зависимости от
класса и возраста).
В преодолении трудностей у детей
вырабатывается настойчивость,
выдержка, самообладание, радость достижения результата, радость самого
процесса преодоления трудностей. Все эти качества, несомненно, будут
перенесены учащимися в реальную жизнь, помогут им в решении других
задач.
Воспитываясь в танцевальном коллективе, ребенок, как нигде в другом
месте прочувствует свое либо женское, либо мужское начало. С первых
занятий по постановке корпуса дети знакомятся со строением своего тела,
где кроме головы, рук и ног существуют женские и мужские различия.
Педагог объясняет, что правильная осанка это и женская красота, и мужская
статность; занятия танцем приучают к выносливости, что важно для
мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.
Существует
ряд специфических (мужских и
женских) различий в
основных положениях, технике и манере исполнения движений:
Положение рук:
у девочек - «на талии»,
у мальчиков – «на поясе».
Специальные движения:
мальчики - глубокие приседания, присядки, хлопушки, силовые трюки,
большие прыжки, широко раскрытые руки, поддержки.
девочки - всевозможные вращения, дробные
выстукивания, мягкие
позировки, плавные ходы.
Манера исполнения:
у девочек – мягкая, плавная, кокетливая, нежная, кроткая,
у мальчиков – мужественная, широкая, четкая, сдержанная.
Ребенок 6-10 лет, сталкиваясь в жизни, в
литературе со многими
морально-нравственными
качествами человека - с добром и
злом, -
приходит в коллектив уже достаточно эмоционально и психологически
подготовленным
как
к
физической
работе,
так
и
к
нравственному
восприятию. Художественное творчество заставляет ребенка порицать зло,
эгоизм, жестокость, зависть, невежество, лень. Правильно подобранный
танцевальный репертуар воспитывает такие качества как: доброта, любовь к
природе, родной отчизне, дружба и бережное отношение друг к другу.
Выводы:
1. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у
человека эстетического отношения к действительности.
2. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное
воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства
искусства.
3. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные
способности человека, необходимые в различных областях творчества.
4. Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие
духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке
зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и
деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
5. В формировании эстетической и художественной культуры личности
хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического
воспитания.
Хореография
воспитывает
такие
качества
как:
дисциплинированность,
трудолюбие
и
терпение,
ответственность,
аккуратность, внимательность, заботливость, патриотизм. Так же на уроках
хореографии дети получают физическое и музыкальное развитие.
6. Для успешной работы педагог должен разбираться в особенностях каждого
возраста.
Это
поможет
распределить
физические
нагрузки.
А
при
формировании
репертуара
просто
невозможно
обойтись
без
учета
психологических особенностей каждого.
7. Хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-
нравственной культуры личности, в том, что искусство танца развивают
воображение и творческие способности детей.
8. В целях выявления и анализа влияния хореографии на формирование
личности, выявлены критерии, которые позволяют говорить об уровне
гармонизации
общего
развития
ребёнка,
на
которого
оказывают
недостаточное влияние традиционные школьные предметы.
9. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных
качеств
личности,
при
котором
происходит
их
взаимодействие,
взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует
эффективности развития другого.