Напоминание

"Семьёй дорожить-счастливым быть!"


Авторы: Мазина Наталия Николаевна, Киселёва Ирина Ивановна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Новоаннинский детский сад №4
Населённый пункт: г.Новоаннинский, Волгоградская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Семьёй дорожить-счастливым быть!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие на основе кружка ОПК

«Семьёй дорожить - счастливым быть»

Цель:

Углубление и расширение знаний о семье, как основе жизни человека.

Задачи:

- способствовать развитию нравственных качеств(терпимости, умения

прощать, милосердию, уважение старших);

- развивать умение взаимодействовать с близкими людьми в соответствии с

нормами христианской морали;

- расширять кругозор детей;

- воспитывать любовь к членам своей семьи.

Ход занятия

Под музыку дети входят. Встают в круг.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

-А теперь поздоровайтесь с нашими гостями и улыбнитесь им.

Садятся на коврик на полу.

Ведущий : Послушайте пословицу

Везде хорошо, а дома лучше

-Как вы её понимаете?

-Что такое дом для человека?

-Можно сказать, дом-это там, где живёт ваша семья?

Стихотворение читает ребёнок

Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это много домашней работы

Семья – это труд, друг о друге забота.

-Ребята, хотите узнать как , как появилась первая семья?

Презентация о сотворении Адама и Евы

Сначала не было ничего. Бог отделил свет от тьмы . Сотворил море и сушу, разные

растения, животных. И увидел Бог, что это красиво и хорошо. Тогда из земли он

сотворил первого человека и дал ему имя Адам. Но Адаму было скучно в этом

прекрасном райском саду, не с кем было разделить свою радость .И тогда Бог создал

ему помощницу- Еву.

Вывод: Так в раю появилась первая на земле семья.

Ведущий: Прошло много-много лет. Люди менялись, менялся мир вокруг, но семья

оставалась основой жизни человека.

- Ребята, закройте глаза, мы сейчас совершим с вами путешествие в прошлое, на сто

лет назад.

(Звучит музыка, дети закрывают глаза, открывается ширма. За ней стоит стол, в

углу икона, лампада, мужчина во главе стола , женщина -хозяйка. Девочки надевают

на себя длинные юбки, платочки. Рассаживаются за столом.

Хозяйка здоровается и рассказывает о быте семьи начала 20 века.)

Хозяйка: Раньше семья была многочисленная, порой состояла из нескольких

поколений: родителей мужа, т.е.дедушка и бабушка, папы и мамы и их деток. В семье

могло быть до 15 детей.

(ФОТО на презентации)

Жили они в доме, состоящем из одной большой комнаты. В такой семье младшие

почитали старших: папа и мама слушались дедушку и бабушку, дети своих родителей

и старших братьев и сестёр.

От сотворения мира в русских семьях исполняли заповедь Божью «Почитай отца

и мать твою , чтобы тебе было хорошо и , чтобы продлились дни твои на земле»

- Ребята, хотите пообедать в такой семье?

- Стол стоял в Красном углу, перед едой все произносили молитву и садились за стол.

Еду подавали в чугунке, который ставили посреди стола. У каждого была деревянная

ложка. Первым зачерпывал хозяин дома -дедушка, если его не было, то папа. Потом

ели все остальные. За столом не разрешалось разговаривать, за несоблюдение этого

правила, хозяин мог дать провинившемуся ложкой по лбу.

( Дети едят по правилам кашу пшённую из чугунка)

- Посмотрите , какая ситуация произошла в одной семье.

Инсценировка рассказа Льва Толстого «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не

было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за

стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.,

Невестка: Да что же это такое….Всю посуду в доме перебил, Скоро ничего не

останется! Теперь есть я тебе буду давать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и

смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.

Отец: Что ты это делаешь, Миша?

Миша : Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете,

чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что

они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за

ним.

- Ребята, в этой семье папа почитал своего отца?

- А невестка проявляла терпение с дедом?

- Почему Миша стал делать лоханку для родителей?

- Понравилось это родителям? Почему?

- Кто в этой семье оказался самым любящим и добрым?

- Русский народ мудрый, заметил эту закономерность и создал пословицу:

КТО ПОЧИТАЕТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, ТОГО И ДЕТИ БУДУТ ПОЧИТАТЬ

- Как вы понимаете слово

ПОЧИТАТЬ?

- А вы почитаете своих родителей?

Вывод: терпимость к своим близким - это одна из составляющих мира и счастья

в семье.

Динамическая пауза

- Ну что ж, пора возвращаться назад.

«Из семени дерево» встаем в кружок

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в

дерево».

Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, а каждый из вас- семечко.

Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимаетесь в комочек,

закрываете голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю

их водой (поглаживает по голове, телу).

С тёплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются).

У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растёт стебелёк

(вытягивается тело), появляются веточки с почками ( руки разводятся в стороны,

пальцы сжимаются в кулачки), и наступает момент, когда почки лопаются (пальцы

резко разжимаются), и росток превращается в прекрасное дерево.

Пословица. Дерево держится корнями, а человек семьёй.

- Ребята, рассаживайтесь на коврик. Давайте поговорим о ваших семьях.

Кто входит в вашу семью? ( Ответы по цепочке)

- В современном мире семьи бываю разные, маленькие и большие.

Отгадайте загадки про членов семьи.

Он стар, но это ничего,

Его добрее нет.

Он папа папы моего,

А для меня он (дед).

Она совсем не старая,

Хотя совсем седая,

Она расскажет сказку мне,

На картах погадает,.

Я сяду с нею рядышком:

- Продолжи сказку(бабушка).

Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче ещё прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне (сестрёнка).

К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

- Руку жми! Ведь я твой (дядя).

У мамы сестра,

Вы добрей не найдёте!

Я очень горжусь,

Ведь она моя(тётя)

- Ребята, вы любите своих родных? (МЯЧ)

Сделайте комплимент своим близким, я буду называть вашего родственика, а вы

отвечать на вопрос

какой он?

Отвечать будет тот, кому я брошу мяч.

- Молодцы, я думаю, вашим близким это очень понравится.

- Ребята, кто что делает в вашей семье? Я опять бросаю мяч, кому достался тот и

отвечает.

Мама…., папа….тетя…сестра…младший брат…дедушка…прадедушка…бабушка…

племянница…прабабушка…

«Корзинка добрых дел»

- А теперь с помощью «корзинки добрых дел» расскажите, что для своей семьи

делаете вы. Каждый берёт мешочек, несёт его в эту корзинку и называет своё доброе

дело.

- Ребята, скажите, а родители всегда бываю правы?

- Были в вашей жизни случаи, когда вас несправедливо обидели в вашей семье?

Расскажите об этом.

- А вы простили своих родных?

- Если бы люди не умели прощать друг друга в семье, чтобы тогда произошло?

- Хотелось ли бы вам жить в такой семье?

Вывод: можно ли сказать, что умение прощать- это еще одна составляющая

дружной и крепкой семьи?

- Ребята , послушайте притчу. Притча-это небольшой поучительный рассказ,

который заставляет человека задуматься над каким-то вопросом.

Ладная семья (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек

насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Семья была особая: мир и

лад царили в ней. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье

до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он

в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Удивился

владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи;

расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял

лист бумаги и долго что-то писал.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и удивился. Три слова были

начертаны на бумаге:

- Ребята, как вы думаете, что было написано на листе? (Ответы детей)

- Давайте дослушаем притчу:

ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз

ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

- И всё?- спросил владыка.

-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

Вывод :Вы согласны, что без любви, прощения и терпения не

может быть счастливой семьи?

Продуктивная деятельность

- Ребята, а вы любите дарить подарки? Давайте сделаем подарок вашей семье. Каждый

получит воздушный шарик, на котором он нарисует фломастером свою семью.

( Раздаём шарики, фломастеры)

Под песню «Моя семья» Юли Плескач дети рисуют .

Рефлексия

- Вы счастливы в своей семье? Если да, то возьмите и привяжите к вашему шарику

улыбающийся смайлик. Если вас что-то огорчает, возьмите грустный смайлик.

- Хочу закончить такими словами:

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Вам понравилось путешествие ? - Спасибо за работу.

Инсценировка рассказа Льва Толстого «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не

было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за

стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.,

Невестка:Да что же это такое….Всю посуду в доме перебил, Скоро ничего не

останется! Теперь есть я тебе буду давать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и

смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.

Отец: Что ты это делаешь, Миша?

Миша : Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете,

чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они

так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

- Ребята, в этой семье папа почитал своего отца?

- А невестка проявляла терпение с дедом?

- Почему Миша стал делать лоханку для родителей?

- Понравилось это родителям? Почему?

- Кто в этой семье оказался самым любящим и добрым?

- Русский народ мудрый, заметил эту закономерность и создал пословицу:

КТО ПОЧИТАЕТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, ТОГО И ДЕТИ БУДУТ ПОЧИТАТЬ

- Как вы понимаете слово

ПОЧИТАТЬ?

- А вы почитаете своих родителей?

Вывод: терпимость к своим близким - это одна из составляющих мира и счастья

в семье.

- Ребята, рассаживайтесь на коврик. Давайте поговорим о ваших семьях.

- Кто входит в вашу семью? ( Ответы по цепочке)

- В современном мире семьи бываю разные, маленькие и большие.

Отгадайте загадки про членов семьи.

Он стар, но это ничего,

Его добрее нет.

Он папа папы моего,

А для меня он (дед).

Она совсем не старая,

Хотя совсем седая,

Она расскажет сказку мне,

На картах погадает,.

Я сяду с нею рядышком:

- Продолжи сказку(бабушка).

Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче ещё прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне (сестрёнка).

К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

- Руку жми! Ведь я твой (дядя).

У мамы сестра,

Вы добрей не найдёте!

Я очень горжусь,

Ведь она моя(тётя)

- Ребята, вы любите своих родных? (МЯЧ)

Сделайте комплимент своим близким, я буду называть вашего родственника, а вы

отвечать на вопрос

какой он?

Отвечать будет тот, кому я брошу мяч.

- Ребята, кто что делает в вашей семье? Я опять бросаю мяч, кому достался тот и

отвечает.

Мама…., папа….тетя…сестра…младший брат…дедушка…прадедушка…бабушка…

племянница…прабабушка…

«Корзинка добрых дел»

- А теперь с помощью «корзинки добрых дел» расскажите, что для своей семьи

делаете вы. Каждый берёт мешочек, несёт его в эту корзинку и называет своё доброе

дело.

- Ребята, скажите, а родители всегда бываю правы?

- Были в вашей жизни случаи, когда вас несправедливо обидели в вашей семье?

Расскажите об этом.

- А вы простили своих родных?

- Если бы люди не умели прощать друг друга в семье, чтобы тогда произошло?

- Хотелось ли бы вам жить в такой семье?

Вывод: можно ли сказать, что умение прощать- это еще одна составляющая

дружной и крепкой семьи?

- Ребята , послушайте притчу. Притча-это небольшой поучительный рассказ, который

заставляет человека задуматься над каким-то вопросом.

Ладная семья.

(китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек

насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Семья была особая: мир и

лад царили в ней. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье

до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он

в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Удивился

владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи;

расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял

лист бумаги и долго что-то писал.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и удивился. Три слова были

начертаны на бумаге:

- Ребята, как вы думаете, что было написано на листе? (Ответы детей)

- Давайте дослушаем притчу

ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз

ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

- И всё?- спросил владыка.

-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

Вывод :Вы согласны, что без любви, прощения и терпения не может быть

счастливой семьи?

Продуктивная деятельность

- Ребята, а вы любите дарить подарки? Давайте сделаем подарок вашей семье. Каждый

получит воздушный шарик, на котором он нарисует фломастером свою семью.

( Раздаём шарики, фломастеры)

Под песню «Моя семья» Юли Плескач дети рисуют .

- Вы счастливы в своей семье? Если да, то возьмите и привяжите к вашему шарику

улыбающийся смайлик. Если вас что-то огорчает, возьмите грустный смайлик.

- Хочу закончить такими словами:

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!



В раздел образования