Напоминание

"Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности в ДОУ"


Автор: Макарова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 103 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Лиски. Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья.

«Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности в ДОУ».

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации

российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании

в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации

сформулирован социальный заказ государства системе образования:

воспитание инициативного, ответственного человека, готового

самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного

образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для

создания социальной ситуации развития детей. Детская самостоятельность в

последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к.

необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к

условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным

подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в

процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться

самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее

условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах

решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать

разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так

и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Поэтому задачу формирования активной, самостоятельной, творческой

личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой обеспечивает полноценное

развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а

именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого,

художественно-эстетического и физического развития личности детей на

фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру,

к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации

развития для участников образовательных отношений.

Психолого-педагогические условия реализации программы:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и

поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных

возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с

детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного

замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; в

специфических для них видах деятельности;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,

соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:-непосредственное

общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:-создание

условий для свободного выбора детьми деятельности, участников

совместной деятельности;-создание условий для принятия детьми решений,

выражения своих чувств и мыслей; -

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и

самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,

исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между

детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным,

религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные

(в том числе ограниченные) возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать

конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в

группе;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного

на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности

со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в

его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития

каждого ребенка), через: -

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления,

речи, общения, воображения и детского творчества, личностного,

физического и художественно-эстетического развития детей;

-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового

времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам

образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность

творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской

деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для

развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития

когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы,

произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности,

предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем

мире и его осведомленности.

Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего — в

общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. А так как

ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень

развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а

следовательно и динамичнее развитие личности. Инициативный дошкольник

стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности,

содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее

собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.

В детском возрасте инициативность связана с любознательностью,

пытливостью ума, изобретательностью.

Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как

он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно

решает их. Способность планировать свои действия развивается постепенно,

проходя через несколько этапов:

– отсутствие какого-либо планирования (3 года);

– ступенчатое планирование (4-5 лет);

– целостное планирование (6-7 лет).

Итак, для инициативной личности характерно:

– произвольность поведения;

– самостоятельность;

– развитая эмоционально волевая сфера;

– инициатива в различных видах деятельности;

– стремление к самореализации;

– общительность;

– творческий подход к деятельности;

– высокий уровень умственных способностей;

– познавательная активность.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является

воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания,

терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием

полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые

должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.

Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если

родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно,

если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей

наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию

любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает

ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за

себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем

может привести к глубинным личностным изменениям.

Конфликт между инициативностью и чувством вины приходится на третью

стадию развития ребенка, на возраст от четырех до пяти лет, и соответствует

дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он

проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира,

подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно

строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию

чувства инициативы. При аномальном развитии – переживания повторных

неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков

полоролевого поведения. “Инициатива добавляет к автономии способность

принимать на себя обязательство планировать, энергично браться за какие-

нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед; если же раньше

появится своеволие, поведение скорее воодушевляется неповиновением или,

во всяком случае, протестующей независимостью” (Эриксон Э., 1998).

К концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность

проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее

Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е.

вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут

и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее

выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с

требованиями старших.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности.

1.

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со

стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес

ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного

мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность,

точность). 2.Обогащение окружающей ребенка среды

самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с

целью развития его любознательности. 3.Поощрение

высказывания оригинальных идей. 4.

Использование личного примера творческого подхода к решению

проблем. 5.Обеспечение возможностей для упражнения и

практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа

применительно к самым разнообразным областям.

7.Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

8. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

9. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на

передачу им игрового опыта.

10.Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

11.Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на

побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний,

способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей

во взаимодействие друг с другом

Список используемой литературы.

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013

2.Примерная основная образовательная Программа дошкольного

образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под ред. Н. Е. Вераксы.

3. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей –

Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС

2000г.

4.Козлина А. В. «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» М: «Мозаика-

Синтез» 2006;

5. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной

деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

6. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности

старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В.

Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.

7. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском

саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2009г.

8.Советский энциклопедический словарь. А. М. Прохоров. Москва.

Советская Энциклопедия. 1981.



В раздел образования