Напоминание

"Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература". 7 класс"


Автор: Шуваева Юлия Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №55
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература". 7 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 7 класса составлена в соответствии с

•Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

•Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об

утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования»;

•Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года №1644 «О

внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2010 года № 1897 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования»;

•Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О

внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010

года № 1897»;

•Положением о разработке и использованию рабочих программ учебных предметов, курсов

внеурочной деятельности педагогов, реализующих ФГОС НОО и ФГОС ООО в МБОУ СОШ №64 г.

Брянска;

•Учебным планом МБОУ СОШ № 55 г. Брянска на 2019 - 2020 учебный год;

•Календарным учебным графиком на 2019 - 2020 учебный год;

•Концепцией преподавания русского языка и литературы, утвержденной Правительством РФ

от 19.04.2016г. №637; -Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ,

утвержденной Правительством РФ от 03.06.2017г. №1155; -перечня «Сто книг по истории, культуре

и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению (письмо

Министерства образования и науки РФ от 16.01.2013г. №НТ – 41/08).

Данная программа конкретизирует содержание стандарта с учетом возрастных особенностей

учащихся.

Планируемые результаты обучения учебного предмета, курса

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных

результатов.

Личностными результатами изучения курса родной (русской) литературы в 7 классе

являются:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

России;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся

к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному

выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в

мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных

интересов;

•формирование целостного мировоззрения;

•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

•освоение социальных норм, правил поведения в группах и сообществах;

•развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

•формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками, старшими и

младшими

в

процессе

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности;

•формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех

её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России

и мира.

Метапредметные результаты изучения курса родной (русской) литературы в 7 классе

включают следующие умения и навыки:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата;

•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками;

•умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

Предметные результаты изучения курса родной (русской) литературы в 7 классе включают:

•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных

в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания;

•умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею,

нравственный пафос произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного

произведения или нескольких произведений;

•определение

в

произведении

элементов

сюжета,

композиции,

изобразительно

-

выразительных

средств

языка,

понимание

их

роли

в

раскрытии

идейно-художественного

содержания;

•понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и

адекватное восприятие;

•умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием

образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или

прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой

изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

•понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных

языковых средств в создании художественных образов литературного произведения.

Для базового уровня результатов обучающийся научится:

•применять

приемы

ознакомительного

и

изучающего

чтения,

навыки

анализа

художественного произведения;

•соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка;

•понимать и формулировать тему, идею литературного произведения;

•владеть всеми видами пересказа;

•определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно – выразительных

средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

•формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

•писать изложения и сочинения на литературные темы;

•писать классные и домашние творческие работы;

•осмысленно читать и воспринимать литературное произведение.

Для повышенного уровня результатов обучающийся получит возможность научиться:

•выступать перед аудиторией с небольшим докладом, публично представлять проект,

защищать свою позицию;

•участвовать в обсуждении литературного произведения, аргументировать собственную

позицию, доказывать ее, убеждать;

•извлекать из литературного произведения нужную информацию, цитировать текст;

•составлять тезисы выступления, конспекты;

•характеризовать литературных героев, создавать монологическое высказывание, вести

диалог;

•выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

•извлекать необходимую информацию из словарей разного типа;

•опознавать выразительные средства языка и использовать их в своей речи;

•анализировать и сравнивать героев разных литературных произведений;

•понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую информацию в прочитанных

произведениях.

Рабочая программа предусматривает следующие формы текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации обучающихся:

•тематические тесты;

•обучающие тесты повышенного уровня сложности, позволяющие провести дифференциацию

и индивидуализацию обучения, индивидуальные карточки с разнотипными заданиями;

•сочинения на основе литературного произведения;

•пересказы разного вида;

•составление плана, презентации, проекта;

•комментирование чтение;

•анализ эпизода, характеристика героя;

•итоговое обобщение в форме тестирования;

•итоговая аттестация осуществляется в форме тестирования.

Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Введение (1)

Раздел 2. Устное народное творчество (2)

Раздел 3. Из древнерусской литературы (1)

Раздел 4. Из русской литературы 18 века (1)

Раздел 5. Из русской литературы 19 века (4)

Раздел 6. Из русской литературы 20-21 вв. (5)

Раздел 7. Творчество поэтов и писателей Брянского края (3)

Часы, отведенные на изучение тем, не совпадают с Примерной программой, положенной в

основу. Примерная программа предусматривает в 7 классе 35 часов, а данная рабочая программа в

соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №64 на 2019-2020 учебный год отводит 17 часов.

Тематическое планирование по родной (русской) литературе. 7в класс. 2019-2020

№ темы

п/п по

плану

№ темы п/п

фактически

(заполняется

в процессе

уч.года)

Дата

Тема урока

Количество

часов

План

Факт

Раздел 1. Введение (1)

1.

Своеобразие русской литературы.

1

Раздел 2. Устное народное творчество (2)

2.

Малые

жанры

фольклора

Брянского края.

1

3.

Русские сказки. «Финист - Ясный

Сокол»,

«Два

Ивана,

два

солдатских

сына».

Служение

Отечеству. Русский героический

эпос в ИЗО.

1

Раздел 3. Из древнерусской литературы (1)

4.

Житийный жанр в древнерусской

литературе.

1

Раздел 4. Из русской литературы 18 века (1)

5.

Н.И. Новиков. «Детское чтение

для сердца и разума». Фрагменты

по выбору.

1

Раздел 5. Из русской литературы 19 века (4)

6.

Н.С.

Лесков

«Привидение

в

Инженерном

замке».

Проблемы

милосердия в произведении.

1

7.

И.С. Тургенев. «Стихотворения в

прозе». Непреходящие ценности

жизни.

1

8.

В.И. Даль. «Что значит досуг?».

Ответственность человека перед

будущим.

1

9.

Тестирование по литературе 18 –

19 вв.

1

Раздел 6. Из русской литературы 20-21 вв. (5)

10.

К.Д.

Воробьев.

«Гуси-лебеди».

Человек на войне.

1

11.

В.А.

Солоухин.

«Мститель».

Формирование

духовного

мира

подростка, умение прощать как

первый шаг на пути постижения

гармонии окружающего мира.

1

12.

А.П.

Гайдар.

«Тимур

и

его

команда». Взаимоотношение детей

и

взрослых.

Тимуровское

движение.

1

13.

А.Н. Рыбаков. «Кортик».

1

14.

Промежуточная

аттестация.

Тестирование.

1

Раздел 7. Творчество поэтов и писателей Брянского края (3)

15.

Образ малой родины в брянской

поэзии 20 – 21 вв.

1

16.

Великая Отечественная война в

произведениях поэтов Брянского

края.

1

17.

Литературная викторина «Своя

игра» по произведениям

современных русских писателей.

1



В раздел образования