Автор: Павлова Фекла Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с. Ытык- Кюель Таттинского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого творчества детей средствами сказкотерапии
Раздел: дошкольное образование
Павлова Фекла Семеновна,
воспитатель МБДОО
«Ытык Кюельский детский сад «Туйаара»
Проект «Развитие речевого творчества детей
средствами сказкотерапии»
(тезис)
Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка,
повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через
стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи, лечение
сказкой- это выход из нелегкого положения.
Психологические
обследования
показывают
у
детей
повышенную
двигательную
активность,
неустойчивое
внимание,
повышенную
отвлекаемость у одних и заторможенность, утомляемость, сниженную
работоспособность у других, у некоторых детей обнаружился высокий
уровень агрессивности и тревоги, другие, наоборот, неуверенные в себе, со
сниженным уровнем самооценки. Эти дети испытывают затруднения при
пересказе, не умеют играть по правилам, четко излагать свои мысли.
Цель: развивать свободное общение детей дошкольного возраста со
взрослыми и сверстниками.
Работа состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.
Подготовительный этап – знакомство с литературой по теме и определение
содержания работы. Основной этап- определение содержания работы по
каждому
из
этапов
сказкотерапии,
составление
программы
занятий,
оформительская работа, изготовление атрибутов для русских народных
сказок совместно с детьми и родителями. Заключительный этап- подведение
итогов и выявление результативности работы, определение задач на будущее,
определение практической значимости.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в
различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими
нарушения речи. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную
форму
для
речевого
развития
личности,
расширения
сознания
и
совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота
о душе
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы
знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный
речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное
воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих
способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке,
интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»,
понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные
метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального
опыта ребенка.
Важный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Не все дети
сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со
стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим
участвовать
в
занимательном
зрелище.
С
учётом
индивидуальных
способностей детей необходимо начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее
откликается
на
приглашение
взрослого,
при
этом
целесообразно
дополнительно мотивировать на включение в игру остальных детей. От этого
зависит
их
активность,
глубина
эмоциональной
включённости.
По
окончанию сказкотерапии обязательно нужно спросить детей о том, какие
игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев
хотелось бы исполнить повторно.
Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности
дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным
овладением грамотной и связной речью.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о значении
сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:
У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи,
укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению
социальной адаптации.
Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной
работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом
развитии и эмоционально-волевой сфере.