Напоминание

Развитие речевого творчества детей средствами сказкотерапии


Автор: Павлова Фекла Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с. Ытык- Кюель Таттинского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого творчества детей средствами сказкотерапии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Павлова Фекла Семеновна,

воспитатель МБДОО

«Ытык Кюельский детский сад «Туйаара»

Проект «Развитие речевого творчества детей

средствами сказкотерапии»

(тезис)

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка,

повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через

стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи, лечение

сказкой- это выход из нелегкого положения.

Психологические

обследования

показывают

у

детей

повышенную

двигательную

активность,

неустойчивое

внимание,

повышенную

отвлекаемость у одних и заторможенность, утомляемость, сниженную

работоспособность у других, у некоторых детей обнаружился высокий

уровень агрессивности и тревоги, другие, наоборот, неуверенные в себе, со

сниженным уровнем самооценки. Эти дети испытывают затруднения при

пересказе, не умеют играть по правилам, четко излагать свои мысли.

Цель: развивать свободное общение детей дошкольного возраста со

взрослыми и сверстниками.

Работа состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.

Подготовительный этап – знакомство с литературой по теме и определение

содержания работы. Основной этап- определение содержания работы по

каждому

из

этапов

сказкотерапии,

составление

программы

занятий,

оформительская работа, изготовление атрибутов для русских народных

сказок совместно с детьми и родителями. Заключительный этап- подведение

итогов и выявление результативности работы, определение задач на будущее,

определение практической значимости.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в

различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими

нарушения речи. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную

форму

для

речевого

развития

личности,

расширения

сознания

и

совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота

о душе

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы

знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный

речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное

воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих

способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке,

интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»,

понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные

метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального

опыта ребенка.

Важный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Не все дети

сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со

стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим

участвовать

в

занимательном

зрелище.

С

учётом

индивидуальных

способностей детей необходимо начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее

откликается

на

приглашение

взрослого,

при

этом

целесообразно

дополнительно мотивировать на включение в игру остальных детей. От этого

зависит

их

активность,

глубина

эмоциональной

включённости.

По

окончанию сказкотерапии обязательно нужно спросить детей о том, какие

игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев

хотелось бы исполнить повторно.

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности

дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным

овладением грамотной и связной речью.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о значении

сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи,

укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению

социальной адаптации.

Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной

работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом

развитии и эмоционально-волевой сфере.



В раздел образования