Автор: Григоренко Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №78
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Непосредственно образовательная деятельность
Тема: Тема: « Наши верные помощники» Подготовительная группа
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: « Наши верные помощники»
Подготовительная группа
Воспитатель :
Григоренко Юлия Викторовна
ГБДОУ №78
Санкт –Петербург
2020 г.
Цель :
- развитие у детей представлений о различных средствах и способах
познания окружающего мира, о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни
человека, совершенствование культурно - гигиенических навыков: приучать
беречь слух, зрение, соблюдать правила гигиены по уходу за ушами;
развитие зрительного, слухового, вкусового, тактильного восприятия.
Задачи:
О/о "Познавательное развитие":
- продолжать знакомить с обобщёнными способами исследования разных
объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов;
- развивать умения определять пространственные направления от себя.
О/о «Социально-коммуникативное развитие»
_ воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
_ воспитывать культурно-гигиенические навыки;
_ воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности;
_ воспитывать уважительное отношение к окружающим.
О/о «Речевое развитие»:
_ учить детей слушать, отвечать на вопросы;
_ совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.
О/о «Художественно-эстетическое развитие:
_ развивать музыкальный вкус, чувство ритма.
О/о «Физическое развитие»:
_ формировать начальное представление о здоровом образе жизни;
_ совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Словарная работа: обогащать словарь детей: глазница, веко, органы чувств.
Предварительная работа:
Ежедневное выполнение пальчиковой гимнастики, массажа волшебных точек
головы, зрительной и артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений .
Дидактические игровые задания :«Узнай на ощупь» , «Твёрдый - мягкий»,
«Угадай , что за звук», «Определи на вкус».
Беседы , направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков.
Чтение художественных произведений , отгадывание загадок, знакомство с
книгой «Правила поведения для воспитанных детей».
Оборудование и материалы:
_ медальки- цветочки с пятью лепестками, с изображением органов чувств;
_ маски;
_ коробочки по количеству детей, в которых находятся ароматизированные
_ предметы (кусочек яблока , лимон ,чеснок, лук, огурец, банан)
_ стаканы с солёной , сладкой, кислой водой;
_ фасоль, бумага, кубик деревянный , пластмассовый шар, ложка, ткань.
Методы обучения:
_ беседа с объяснением материала;
_ эксперименты, опыты;
_ физкультминутка
_ игра.
Ход образовательной деятельности.
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте, поздороваемся друг с другом. А знаете, вы
ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья,
потому, что вы сказали:» Здравствуйте!» - это значит, здоровья желаю!
Сегодня я предлагаю вам посетить город. Он необычный. В нём живут
«Весёлые человечки».
Воспитатель держит в руке клубок, который показывает дорогу. Этот клубочек
укажет нам дорогу. Но нужно быть готовым к тому, что в пути нам могут
встретиться различные препятствия. Ну, что в путь!
Подходит к мольберту с изображением человечков.
Ой, ребята, а разве можно назвать этих человечков весёлыми? (ответы
детей) Почему? Что же здесь произошло? (ответы детей)
Я нашла какое-то письмо. (читает)
Оказывается , весёлые человечки разучились пользоваться своими
органами чувств, от этого в городе все перепуталось. Они просят нас помочь
им . Ну что ребята, поможем?
Давайте с вами вспомним, какие органы чувств мы знаем.( рот, нос, глаза,
уши, кожа)
Педагог предлагает детям начать путешествие по городу, а волшебный
клубочек ведёт всех дальше: через болото.
Упражнение «С кочки на кочку»
Первая остановка у дома художника . Воспитатель обращает внимание
детей на картинку , на которой изображены кисточки и краски , спрашивает
у детей о профессии этого человека.
Как вы думаете, кто живёт в этом доме? Как вы об этом догадались?
(ответы детей)
Оказывается , наш художник разучился пользоваться глазами, и теперь
его картины никому не нравятся. Ребята , зачем человеку глаза? (ответы
детей)
Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю
информацию об окружающем нас мире. Ребята, как бы мы жили, если бы у
человека не было глаз? (ответы детей)
Воспитатель предлагает с помощью эксперимента выяснить , зачем глаза
человеку. Предлагает детям надеть на глаза специальные маски,
закрывающие глаза.
Скажите, что у меня в руках? А что я сейчас делаю? (2-3 бесшумных
действия)
Затем воспитатель просит снять маски и спрашивает, так зычем же глаза
человеку.( ответы детей , дополняют друг друга.
Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных
углублениях – глазницах (домик) . Закрывает этот « домик» специальная
дверка под названием - веко.
Как называются домики? Повтори Катя, повтори…
А как называется дверца? Повтори Аня, повтори…
Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними
могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботиться о
своём зрении и беречь глаза.
Дидактическая игра «Что полезно , а что вредно для глаз»
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке (морковь,
компьютер, телевизор, черника. Яркий свет, чтение лёжа, солнцезащитные
очки, внимательно рассмотреть , подумать и решить, что для глаз вредно –
положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объяснить
свой выбор.
Правильно разложили карточки. Теперь я думаю , что художник знает, что
полезно для глаз и будет самостоятельно заботиться о своём зрении. Он опять
сможет писать красивые картины. А нам пора двигаться дальше. Кидает
клубочек.
Упражнение «пройди по узкому мостику»
Дети продолжают движение по городу и подходят к домику садовода.
Педагог предлагает определить , чем занимается человечек , живущий в этом
домике. Ребята, а как вы думаете, чем занимается человечек, живущий в этом
домике? А как вы догадались ? (ответы детей)
Да, в этом домике живёт садовник, он выращивает в своём огороде
ароматные овощи, фрукты и цветы. А теперь он совершенно разучился
распознать их по запаху. Что нужно , чтобы определить по запаху тот или иной
предмет?
Некоторые люди считают, что нос – это только украшение лица. Самый
маленький нос – весьма важная часть лица. Носом мы дышим , а ещё нос
помогает почувствовать и различить запахи. Вот это мы сейчас и проверим.
Дидактическая игра «Определи по запаху»
На небольшом подносе стоят коробочки по количеству детей, в которых
находятся ароматизированные предметы (кусочек яблока, лимон, чеснок, лук,
огурец, банан). В коробочках сделаны отверстия , через которые нужно
нюхать , то, что внутри. Ребёнок должен определить по запаху, что лежит в
коробочке.
Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали! Ребята, а как
нужно заботиться об органах нашего дыхания? (ответы детей)
Надо беречь органы дыхания: проветривать помещение , в котором
находишься, делать влажную уборку каждый день. Воздух будет намного
лучше, если в доме есть комнатные цветы.
А мы с вами знаем, хорошее упражнение для органов нашего дыхания,
давайте покажем его садовнику.
Упражнение : «Ветерок»
Я ветер сильный , я лечу.
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу ( повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой,
выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой,
вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный
выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоню (круговые движения руками).
Я думаю, теперь у садовника всё будет хорошо, а нам пора идти дальше.
Кидает клубочек: упражнение «Пройди по узкому мостику»
Подходит к домику музыканта, определяют профессию этого человека.
Музыкант разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных
инструментах. Что нам помогает слышать? ( ответы детей)
В отличии от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно
слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда мы с вами спим. Поэтому уши
один из первых сообщают нам об опасности.
Дидактическая игра» Услышь меня»
Выбирается ребёнок , которому предлагается различить слова сначала
двумя ушами, затем одним, потом закрыв руками уши – 2 раза.
А теперь послушаем музыку леса. Кто больше услышит в ней звуков?
Включается аудиозапись. Ответы детей.
Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно
выполнять.
Кто знает, что нельзя делать?
- ковырять в ушах
- Не допускать попадания воды
- Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы
Теперь музыкант знает, как беречь свои уши. Ну, что идём дальше.
Кидает клубочек.
Упражнение «пролезь через пещеру»
Дети подходят к домику повара. Определяют профессию этого человека.
Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда, а теперь все жалуются. Что
суп у него получается сладким, компот- солёным… что нужно сделать, чтобы
узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган чувств есть для этого у
человека? Какие четыре вкуса вы знаете? Что бывает горькое? Что бывает
кислым? (ответы детей).
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
На столе стоят стаканы с солёной , сладкой, кислой водой.
Дети определяют воду на вкус.
Вы молодцы ! Правильно справились с заданиями. Мы помогли нашему
повару разобраться во вкусах еды, теперь давайте вспомним, о каких органах
чувств мы с вами сегодня говорили, а о каком мы ещё ничего не сказали?
(кожа).
Для чего человеку кожа? (ответы детей)
С помощью кожи человека определяет качество предмета. Кожа
выполняет защитную функцию организма. Это органы осязания.(Проводится
игра массаж).
Начинаем игру – массаж:
Разотру ладошки сильно. Затем руки я помою,
Каждый пальчик покручу. Пальчик в пальчик я вложу
Поздороваюсь со всеми, На замочек их закрою
Никого не обойду. И тепло поберегу
С ноготками поиграю. Вытяну я пальчики,
Друг о друга их поутру. Пусть бегут , как зайчики
Потом руки помочалю, Раз, два, Раз. Два
Плечи мягко разомну. Вот и кончилась игра.
Давайте узнаем , какие ваши руки, какие органы осязания.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В маленьких мешочках лежат предметы (фасоль, бумага, кубик деревянный,
пластмассовый шар, ложка. Ткань). Детям предлагается определить на ощупь
предмет, лежащий в мешочке.
Ребята , а о коже нужно заботиться? Какие вы это делаете?(ответы детей)
Обращает внимание детей на мольберт. Там изображены лица весёлых
улыбающихся человечков.
Какое теперь настроение у весёлых человечков! (ответы детей)
Мы помогли им. Ну вот и подошло к концу наше путешествие по
волшебному городу. Чем мы с вами сегодня занимались, кому помогали?
Что вам понравилось на нашей встрече больше всего? (ответы детей)
Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том , как они нам
помогают.
Я надеюсь, что вы приятно провели время, спасибо вам!
Есть целых пять помощников на службе у тебя.
Не замечая, ты их используешь шутя.
Глаза тебе даны , чтоб видеть
А уши служат, чтобы слышать
Язык во рту, чтоб вкус понять.
А носик- запах различать.
И две руки- чтобы потрогать.
Только вот у меня к вам один вопрос: кто же в первую очередь должен
заботиться о ваших помощниках (ответы детей)
А теперь мы улыбнёмся.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу на прощанье.
Мы подарим пожеланье.
(Дети говорят друг другу добрые пожелания)
Всем детям воспитатель дарит медальки- цветочки с символикой органов
чувств.
5 лепестков. Значит органов чувств- 5
1 лепесток это глаза.
2 лепесток это уши.
3 лепесток это носик
4 лепесток это руки.
5 лепесток это язык.