Автор: Морева Марина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №26 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мультимедиатехнологий в образовательной деятельности старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель
Морева М.В.
Использование мультимедиатехнологий
в образовательной деятельности старших дошкольников.
Современный мир стремительно развивается и наполняется различными
инновациями, в том числе и в области педагогики. На сегодняшний день особо
актуальна
тема
использования
информационно-коммуникативных
технологий
в
процессе образовательной деятельности. Рассмотрим поподробнее один из методов
нашей работы с воспитанниками (старшего дошкольного возраста) в условиях
современного мира и с использованием ИКТ.
Но прежде, чем мы перейдем к самому методу, стоит отетить то, что сейчас
действительно важно для современных дошколят: развитие речи, расширение
кругозора, развитие математических способностей …?
Начнем с того, что помогает ребятам быть в обществе:
Они уже знают какой текущий месяц и день недели;
Понимают, что такое опрятный внешний вид — следят за состоянием одежды,
чистотой рук и лица;
Знают, что такое правильное поведение за столом (не играют с пищей и
столовыми приборами; умеют пользоваться ножом);
Активно в речи употребляют слова вежливости и проявляют свою симпатию
(как к сверстникам, так и взрослым) через поступки;
Знают сигналы светофора и места пешеходных переходов;
Ребята продолжают расширять свой кругозор и узнают все больше о мире, в
котором живут, а именно:
Знают
названия
мебели
и
бытовых
приборов
и
правила
безопасного
использования их;
Знают название продуктов и приготовленных блюд, а также разновидности
посуды, которая необходима как для приготовления блюд, так и для подачи;
Знают какие природные явления свойственны тому или иному времени года;
Знают страну, город и домашний адрес; свои Имя Отчество и Фамилию.
Продолжают знакомится с обитателями как нашей страны, так и всего живого на
планете Земля;
Узнают о свойствах воды и воздуха.
Старшие дошкольники все активнее пользуются логическим мышлением,
вниманием, памятью:
Умеют выполнять различные задания, в которых необходимо объединять
предметы в классы; находить лишнее в предложенном ряду по определенному
признаку;
Способны раскладывать предметы или картинки с предметами по общим
признакам.
Умеют решать некоторые головоломки и простые примеры с числами до 10;
Умеют считать до 10 и отсчитывать обратно;
Определяют какое число больше, а какое меньше;
Умеют различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные);
Умеют поделить круг, квадрат и прямоугольник на 2 и 4 одинаковые части;
Знают названия направлений: вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо.
Особое
внимание
хочется
уделить
речи
современных
ребят
старшего
дошкольного
возраста,
ведь
речь
-
становится
основным
инструментом
взаимодействия.
Умеют
отличать
вопросительное
предложение
от
восклицательного,
а
повествовательное от побудительного;
Умеют рассуждать на какие-либо темы, участвовать в спорах и приводить
логические доводы;
Умеют придумывать свой рассказ к картинкам или придумывать конец к какой-
либо истории;
Умеют применять интонацию, проявляя свои чувства и эмоции;
Стараются говорить четко и чисто.
Активно знакомятся с буквами и звуками; способны выделять звук в
начале/середине/конце. Называть слова на определенную букву. Делить слова на
слоги. И уже пытаются складывать из букв слоги и слова.
Как отмечалось раннее, речь - имеет особое значение в развитии детей. Ведь она
помогает не только взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но и позволяет
выжрать собственную точку зрения, делиться информацией и впечатлениями,
фантазировать и сочинять, обращаться с просьбой или предложением и т.д.
Использование мультимедиатехнологий так же способствует развитию речи
дошкольников.
Метод,
о
котором
пойдет
речь,
можно
называть
игрой
в
звукооператоров. Использование данного метода помогает решить ряд задач:
Закрепление полученных знаний в ходе подготовки;
Развитие
речевых
способностей,
через
организацию
озвучивания
видеофрагментов по заданной теме;
Создание
творческого
продукта,
что
позволяет
реализовывать
форму
коллективной работы и преемственность старших и младших групп;
Использование современных технологий, отвечающих интересам современных
детей.
Чем хорош данный метод? Мультимедийные презентации, включающие в себя
анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом в
состоянии удерживать внимание даже самых непоседливых дошкольников. С помощью
таких приемов легко создать атмосферу путешествия, прогулки, показать красоту
родной природы, города, и пр. Более того, наглядность и оживленный интерес
стимулируют ребят к высказыванию собственного видения, что так или иначе
вынуждает их говорить.
Использование мультимедиа при построении образовательной деятельности дает
возможность сделать каждое занятие неповторимым, разнообразным, наглядным и
оживленным.
Рассмотрим более подробно о том, как реализовывать данный метод для
продуктивного и эффективного развития старшего дошкольника:
1.
В первую очередь определяется тема, о которой и пойдет речь.
2.
Педагогами подготавливаются иллюстрации (оформленные в презентацию) либо
видеофрагменты.
3.
Педагоги с воспитанниками знакомимся с темой, проговаривают уже известные
факты, находят что-то новое и необычное по рассматриваемой теме.
4.
Затем
обязательно
закрепляют
полученную
информацию
с
помощью
дидактических задачек и составления рассказов.
5.
И после того, как материал закреплен и усвоен, ребятам предлагается поиграть в
звукооператоров и озвучить видео фильм на заданную тему.
6.
После
обработки
собранного
материала
ребята
с
большим
интересом
просматривают и прослушивают созданный продукт.
Таким образом, в процессе реализации мультимедиатехнологий удается:
Закрепить материал;
Развить речевые способности (имеется в виду звуковое произношение,
построение связного предложения, интонирование);
Создать коллективную работу, что очень значимо для наших ребят - быть в
центре событий и быть участником;
Оценить свою речь со стороны;
Привлечь особое внимание к тому, что мы и как говорим.
Современные технологии дают нам – педагогам - новые возможности, которые
позволяют строить образовательную деятельность интересно, увлекательно, а самое
главное - эффективно.