Авторы: Груздева Татьяна Юрьевна, Кузнецова Вера Алексеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №59
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: педагогический проект «Ефим Честняков – художник, поэт и сказочник»
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Ефим Честняков – художник, поэт и сказочник»
(для детей старшего дошкольного возраста с ТНР)
Пояснительная записка
Дети светлые – В сияниях майских...
Сны заветные – В эфирах райских...
И песня нежная – Детей прелестных...
Краса безбрежная – Картин чудесных...
В соответствии с положением о ФГОС ДОУ современный подход к
дошкольному образованию предусматривает формирование знаний, умений
и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, а также
сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими
особенностями развивающейся личности; обучение через совместный поиск
решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть
нормами культуры.
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими
корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда
не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе
одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек
должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, тягу к красивым поступкам
надо
с
раннего
детства.
Огромным
воспитательным
потенциалом
в
формировании нравственных качеств дошкольников обладает творчество
Ефима Честнякова. Ведь в его творчестве многое от народной песни. И чаще
всего он поет свои песни детям. Трудно найти в русском искусстве другого
художника, который смог так тонко передать оттенки детских настроений,
запечатлеть ребячью улыбку, раскрыть душу маленьких деревенских
жителей. Дети на картинах Честнякова чувствуют себя в сказке, как в жизни,
а в жизни — как в сказке. Взрослые персонажи честняковских полотен часто
похожи на детей, а может, это дети стараются подражать взрослым. Недаром
художник
называл
себя
полушутливо:
«Ефим
Честняков
—
рыцарь
сказочных чудес».
При реализации современной образовательной программы необходимы
новые инновационные подходы для решения актуальных проблем - чувство
любви к Родине, к родному краю.
Как пробудить в ребёнке дошкольного возраста чувство любви к Родине?
Наиболее оптимальный вариант – ознакомление с народным искусством
своего края, так как это ребёнку более близко и интересно.
Одним из вариантов решения возникающих проблем в системе дошкольного
образования является организация проектной деятельности.
В детском саду проектная деятельность предполагает ведение совместных
групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно
развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает
развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные
задачи. Если
в
традиционной
образовательной
деятельности
процесс
обучения предполагает предоставление детям уже готовой информации, то
проектная деятельность позволяет самим прийти к результату.
Проект реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над
проблемой, в результате которой дети получают ответы на вопросы. Знания,
которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его
личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе
знаний об окружающем мире.
Современный образованный человек не должен оставаться равнодушным к
тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.
Костромской край издавна славится своими талантами. И, порой не каждый
назовѐт имена своих талантливых земляков! Мы должны знать историю
своего города, области и гордиться талантливыми земляками.
Вид проекта: познавательно - творческий, краткосрочный
Участники: дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 6-7 лет
Цель:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным
традициям, через знакомство с творчеством Е. Честнякова
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с творчеством Е. Честнякова, как художника, поэта и
сказочника.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас за счет
устаревших слов и выражений, которые использует автор.
- Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоставить
возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и
творческой деятельности.
Воспитательные:
- Продолжить формировать у детей гражданские и личностные качества при
ознакомлении с родным краем.
В основу реализации проекта легли следующие принципы:
-
принцип
личностно
-
ориентированного
подхода.
Индивидуально-
личностное формирование и развитие подготовленности детей.
- принцип доступности - объем познавательного материала доступен, с
учетом уровня развития морального облика человека, партнерство, соучастие
и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми
- принцип непрерывности – формирование у дошкольников устойчивого
интереса
к
постоянному
пополнению
своих
интеллектуальных
и
нравственных чувств.
-
принцип
последовательности
-
предполагает
планирование
познавательного материала последовательно (от простого к сложному),
чтобы дети усваивали материал постепенно, в определенной системе;
-
принцип
рационального
сочетания
разных
видов
деятельности,
соответствующих возрасту. Для ребенка дошкольного возраста характерны
кратковременность
интересов,
неустойчивое
внимание,
утомляемость.
Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует
развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.
- принцип занимательности
-
изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей
желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению
результатов
Формы и методы
Работа в данном направлении не ограничивается проведением НООД, она
наиболее
разнообразнее,
а
так
же
ведется
в
самостоятельной
образовательной деятельности:
- беседы
- виды творческой художественной деятельности детей;
- просмотр слайдов;
- организация выставок;
- целевые экскурсии.
Результат проекта
Развитие интереса к творчеству Ефима Честнякова, к истории родного края;
познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных
навыков.
В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков
происходит становление личности ребёнка, духовных традиций, высокой
нравственной
культуры,
осознание
ценностей,
выверенных
веками
и
сохранивших свою значительность для современного человека.
Этапы проекта:
1этап: Подготовительный
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта
- Постановка цели и задач
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап: Основной
- Реализация проекта
3этап: Заключительный
Оформление результатов проекта:
- Оформление фото коллажей.
- Творческие работы родителей и детей.
- Тематические досуги
направления
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми
Совместная деятельность с
семьёй
НООД
ОД в режимные моменты
познавательное
Викторина «Знатоки творчества Ефима
Честнякова»
Цель: закрепление у детей знаний о
жизни и творчестве Е.Честнякова.
Задачи.
Образовательные:
Обобщить
знания
детей
о
жизни
и
творчестве
Е.В.
Честнякова, как сказочника, художника
и скульптора.
Развивающие:
Развивать
монологическую
и
диалогическую
речь,
память
и
внимание.
Совершенствовать
навыки
общения:
договариваться.
Налаживать
диалогическое общение в совместной
игре,
распределять
обязанности,
- Беседа и просмотр презентации
« Ефим Честняков – художник,
поэт и сказочник». «Деревня
Шаблово –малая родина Ефима»
- Чтение сказок Ефима
Честнякова.
- Рассматривание иллюстраций к
сказкам
- Беседы по сказкам Е.
Честнякова
- Пересказ сказки Е.
Честнякова
- Изготовление макетов к сказкам
«Чудесное яблоко», «Иванушко»
Опрос родителей и детей о
том, какие книги дома
читают, есть ли в домашней
библиотеке произведения
Ефима Честнякова;
Анкета для родителей
«Сказка в жизни вашего
ребенка»
Экскурсия в Культурно-
просветительский центр
имени Ефима Честнякова;
Привлечь родителей к
сбору краеведческого и
познавательного материала
умение работать в команде
Воспитательные: Воспитывать чувство
доброты,
чуткости,
чувство
ответственности, взаимопомощи
- формировать умение слушать друг
друга,
уважать
чужое
мнение.
воспитывать интерес и уважение к
родному
краю,
к
его
истории,
прошлому.
- Посещение постановки сказки
«Чудесное яблоко» детьми
подготовительной группы
- Народные игры «Тетерева»,
«Дракон»,
- Пословицы и поговорки о добре
и зле.
Дидактические игры
- «Собери разрезные
картинки» -
«Подбери картинку».
- «Четвёртый лишний».
- «Собери пазлы».
Выставка совместных
детских с родителями работ
«Путешествие по сказкам Е.
Честнякова».
Оформление
выставки
картин Е. Честнякова
Папка-передвижка «Сказки
Ефима Честнякова»
Буклет «Ефим Честняков –
художник,
поэт
и
сказочник»
речевое
Физическое
Социально –
коммуникативное
Художественно –
эстетическое
Лепка
«Гуси – лебеди по сказке «Иванушко»
Е.В. Честнякова»
Цель: Формирование интереса детей к
изодеятельности
средствами
театрализованной игры по сказке «
Иванушко» Е.В. Чеснякова.
Программные задачи:
продолжать
знакомить детей с творчеством Ефима
Честнякова,
учить лепить гуся из одного куска
пластилина: голову, туловище, шею.
закрепить
приемы
лепки:
раскатывание, прищипывание.
Развивающие : развивать координацию
движений
с
речью,
зрительное
восприятие;
мелкую
моторику,
память, внимание,
любознательность,
усидчивость, творческую фантазию.
Воспитательные: воспитывать любовь
к к творчеству костромских писателей,
к художественному слову.
Выводы:
Данная работа позволила пробудить интерес детей к знакомству с
творчеством Е. Честнякова.
Чтение
сказок и рассматривание репродукций картин художника,
помогает развивать у детей эстетический вкус.
Во время бесед дети учились высказывать предположения и делать
простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих,
используя формы речевого этикета, что является следствием развития
связной речи.
Дети, познакомились с творчеством и сказкой Честнякова, отметили
народный стиль произведения, диалектные особенности подробных
описаний. Дети выразили свое мнение, что сказка Е. В. Честнякова
наполнена волшебством и чудесами. Произведения Е. В. Честнякова
являются «сокровищницей» народной мудрости.
Накопленные
впечатления
дети
с
удовольствием
отражают
в
изобразительной и театрализованной деятельности, что способствует
развитию воображения, творческих способностей.
В процессе работы установилось тесное сотрудничество с родителями.
Совместно с детьми родители принимали активное участие в выставке
творческих работ.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала
формированию
первоначальных представлений детей о творчестве Е.
Честнякова,
патриотических
чувств,
всестороннему
развитию
и
установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития
ребенка
посредством познавательно-исследовательской и продуктивной
деятельности.