Напоминание

педагогический проект «Ефим Честняков – художник, поэт и сказочник»


Авторы: Груздева Татьяна Юрьевна, Кузнецова Вера Алексеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №59
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: педагогический проект «Ефим Честняков – художник, поэт и сказочник»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Ефим Честняков – художник, поэт и сказочник»

(для детей старшего дошкольного возраста с ТНР)

Пояснительная записка

Дети светлые – В сияниях майских...

Сны заветные – В эфирах райских...

И песня нежная – Детей прелестных...

Краса безбрежная – Картин чудесных...

В соответствии с положением о ФГОС ДОУ современный подход к

дошкольному образованию предусматривает формирование знаний, умений

и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, а также

сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими

особенностями развивающейся личности; обучение через совместный поиск

решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть

нормами культуры.

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими

корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда

не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе

одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек

должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, тягу к красивым поступкам

надо

с

раннего

детства.

Огромным

воспитательным

потенциалом

в

формировании нравственных качеств дошкольников обладает творчество

Ефима Честнякова. Ведь в его творчестве многое от народной песни. И чаще

всего он поет свои песни детям. Трудно найти в русском искусстве другого

художника, который смог так тонко передать оттенки детских настроений,

запечатлеть ребячью улыбку, раскрыть душу маленьких деревенских

жителей. Дети на картинах Честнякова чувствуют себя в сказке, как в жизни,

а в жизни — как в сказке. Взрослые персонажи честняковских полотен часто

похожи на детей, а может, это дети стараются подражать взрослым. Недаром

художник

называл

себя

полушутливо:

«Ефим

Честняков

рыцарь

сказочных чудес».

При реализации современной образовательной программы необходимы

новые инновационные подходы для решения актуальных проблем - чувство

любви к Родине, к родному краю.

Как пробудить в ребёнке дошкольного возраста чувство любви к Родине?

Наиболее оптимальный вариант – ознакомление с народным искусством

своего края, так как это ребёнку более близко и интересно.

Одним из вариантов решения возникающих проблем в системе дошкольного

образования является организация проектной деятельности.

В детском саду проектная деятельность предполагает ведение совместных

групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно

развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает

развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные

задачи. Если

в

традиционной

образовательной

деятельности

процесс

обучения предполагает предоставление детям уже готовой информации, то

проектная деятельность позволяет самим прийти к результату.

Проект реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над

проблемой, в результате которой дети получают ответы на вопросы. Знания,

которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его

личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе

знаний об окружающем мире.

Современный образованный человек не должен оставаться равнодушным к

тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.

Костромской край издавна славится своими талантами. И, порой не каждый

назовѐт имена своих талантливых земляков! Мы должны знать историю

своего города, области и гордиться талантливыми земляками.

Вид проекта: познавательно - творческий, краткосрочный

Участники: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 6-7 лет

Цель:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным

традициям, через знакомство с творчеством Е. Честнякова

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с творчеством Е. Честнякова, как художника, поэта и

сказочника.

Развивающие:

- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас за счет

устаревших слов и выражений, которые использует автор.

- Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоставить

возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и

творческой деятельности.

Воспитательные:

- Продолжить формировать у детей гражданские и личностные качества при

ознакомлении с родным краем.

В основу реализации проекта легли следующие принципы:

-

принцип

личностно

-

ориентированного

подхода.

Индивидуально-

личностное формирование и развитие подготовленности детей.

- принцип доступности - объем познавательного материала доступен, с

учетом уровня развития морального облика человека, партнерство, соучастие

и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми

- принцип непрерывности – формирование у дошкольников устойчивого

интереса

к

постоянному

пополнению

своих

интеллектуальных

и

нравственных чувств.

-

принцип

последовательности

-

предполагает

планирование

познавательного материала последовательно (от простого к сложному),

чтобы дети усваивали материал постепенно, в определенной системе;

-

принцип

рационального

сочетания

разных

видов

деятельности,

соответствующих возрасту. Для ребенка дошкольного возраста характерны

кратковременность

интересов,

неустойчивое

внимание,

утомляемость.

Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует

развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.

- принцип занимательности

-

изучаемый материал должен быть

интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей

желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению

результатов

Формы и методы

Работа в данном направлении не ограничивается проведением НООД, она

наиболее

разнообразнее,

а

так

же

ведется

в

самостоятельной

образовательной деятельности:

- беседы

- виды творческой художественной деятельности детей;

- просмотр слайдов;

- организация выставок;

- целевые экскурсии.

Результат проекта

Развитие интереса к творчеству Ефима Честнякова, к истории родного края;

познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных

навыков.

В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков

происходит становление личности ребёнка, духовных традиций, высокой

нравственной

культуры,

осознание

ценностей,

выверенных

веками

и

сохранивших свою значительность для современного человека.

Этапы проекта:

1этап: Подготовительный

- Обозначение актуальности и темы будущего проекта

- Постановка цели и задач

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап: Основной

- Реализация проекта

3этап: Заключительный

Оформление результатов проекта:

- Оформление фото коллажей.

- Творческие работы родителей и детей.

- Тематические досуги

направления

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность с

семьёй

НООД

ОД в режимные моменты

познавательное

Викторина «Знатоки творчества Ефима

Честнякова»

Цель: закрепление у детей знаний о

жизни и творчестве Е.Честнякова.

Задачи.

Образовательные:

Обобщить

знания

детей

о

жизни

и

творчестве

Е.В.

Честнякова, как сказочника, художника

и скульптора.

Развивающие:

Развивать

монологическую

и

диалогическую

речь,

память

и

внимание.

Совершенствовать

навыки

общения:

договариваться.

Налаживать

диалогическое общение в совместной

игре,

распределять

обязанности,

- Беседа и просмотр презентации

« Ефим Честняков – художник,

поэт и сказочник». «Деревня

Шаблово –малая родина Ефима»

- Чтение сказок Ефима

Честнякова.

- Рассматривание иллюстраций к

сказкам

- Беседы по сказкам Е.

Честнякова

- Пересказ сказки Е.

Честнякова

- Изготовление макетов к сказкам

«Чудесное яблоко», «Иванушко»

Опрос родителей и детей о

том, какие книги дома

читают, есть ли в домашней

библиотеке произведения

Ефима Честнякова;

Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего

ребенка»

Экскурсия в Культурно-

просветительский центр

имени Ефима Честнякова;

Привлечь родителей к

сбору краеведческого и

познавательного материала

умение работать в команде

Воспитательные: Воспитывать чувство

доброты,

чуткости,

чувство

ответственности, взаимопомощи

- формировать умение слушать друг

друга,

уважать

чужое

мнение.

воспитывать интерес и уважение к

родному

краю,

к

его

истории,

прошлому.

- Посещение постановки сказки

«Чудесное яблоко» детьми

подготовительной группы

- Народные игры «Тетерева»,

«Дракон»,

- Пословицы и поговорки о добре

и зле.

Дидактические игры

- «Собери разрезные

картинки» -

«Подбери картинку».

- «Четвёртый лишний».

- «Собери пазлы».

Выставка совместных

детских с родителями работ

«Путешествие по сказкам Е.

Честнякова».

Оформление

выставки

картин Е. Честнякова

Папка-передвижка «Сказки

Ефима Честнякова»

Буклет «Ефим Честняков –

художник,

поэт

и

сказочник»

речевое

Физическое

Социально –

коммуникативное

Художественно –

эстетическое

Лепка

«Гуси – лебеди по сказке «Иванушко»

Е.В. Честнякова»

Цель: Формирование интереса детей к

изодеятельности

средствами

театрализованной игры по сказке «

Иванушко» Е.В. Чеснякова.

Программные задачи:

продолжать

знакомить детей с творчеством Ефима

Честнякова,

учить лепить гуся из одного куска

пластилина: голову, туловище, шею.

закрепить

приемы

лепки:

раскатывание, прищипывание.

Развивающие : развивать координацию

движений

с

речью,

зрительное

восприятие;

мелкую

моторику,

память, внимание,

любознательность,

усидчивость, творческую фантазию.

Воспитательные: воспитывать любовь

к к творчеству костромских писателей,

к художественному слову.

Выводы:

Данная работа позволила пробудить интерес детей к знакомству с

творчеством Е. Честнякова.

Чтение

сказок и рассматривание репродукций картин художника,

помогает развивать у детей эстетический вкус.

Во время бесед дети учились высказывать предположения и делать

простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих,

используя формы речевого этикета, что является следствием развития

связной речи.

Дети, познакомились с творчеством и сказкой Честнякова, отметили

народный стиль произведения, диалектные особенности подробных

описаний. Дети выразили свое мнение, что сказка Е. В. Честнякова

наполнена волшебством и чудесами. Произведения Е. В. Честнякова

являются «сокровищницей» народной мудрости.

Накопленные

впечатления

дети

с

удовольствием

отражают

в

изобразительной и театрализованной деятельности, что способствует

развитию воображения, творческих способностей.

В процессе работы установилось тесное сотрудничество с родителями.

Совместно с детьми родители принимали активное участие в выставке

творческих работ.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала

формированию

первоначальных представлений детей о творчестве Е.

Честнякова,

патриотических

чувств,

всестороннему

развитию

и

установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития

ребенка

посредством познавательно-исследовательской и продуктивной

деятельности.



В раздел образования