Автор: Корепанова Светлана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа №5"
Населённый пункт: Ненецкий АО, г.Нарьян-Мар
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога".
Раздел: среднее образование
"Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
и профессионального стандарта педагога".
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий
момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
школьного
образования. Информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это
особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии
развития информационного общества. Мы видим, какие значительные
перемены происходят сейчас в системе школьного образования. И во многом
это связано с обновлением научной, методической и материальной базы
обучения и воспитания.
Одним из важных условий обновления является использование новых
информационных технологий. На сегодняшний день учителю
доступен
довольно
обширный
выбор
ИКТ
в
своей
практике.
Это компьютер,
использование сети интернет, телевизор, видеоуроки , различного рода
мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Учителя стали для ребенка
проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним
из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в школьном
образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами
мультимедиа,
в
наиболее
доступной
и
привлекательной,
игровой
форме развить
логическое
мышление
детей,
усилить
творческую
составляющую учебного процесса.
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды
(ППРС) на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием
оценки деятельности школьной организации по ФГОС является созданная
предметно-пространственная среда. ППРС должна быть вариативной и
содержательно
насыщенной,
т.е.
оснащена
средствами
обучения
и
воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому
основная задача ОУ: совместить в едином развивающем пространстве
традиционные
уроки,
с
наглядным
материалом
и
современными
технологиями. Это должно стать отправной точкой для работы над целым
направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ОУ является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных методов образования на методы поисковой и творческой
деятельности учителей и обучающихся. В связи с этим учитель, в большей
степени,
становится
соучастником,
помощником.
Использование
компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать организацию учебного процесса более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ являются:
-
оформление
документации
(списки
детей,
диагностика
развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление
отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям,
к совместной
образовательной
деятельности,
оформление
стендов,
кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных
образовательных
областях:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Презентация помогает
объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая
от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций,
аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:
просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им
аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров
по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир один на один с компьютером.
- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать,
выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него
развивается способность к прогнозированию результата действий. Он
начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения
основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ОУ с ссылками на классы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-
воспитательных целях в образовательных учреждениях требует тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие
длится 40 минут. При этом использование экрана должно быть не более 10-
15 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики
нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить
несложную гимнастику для глаз.
Использование компьютерных технологий в деятельности учителя
позволяет внедрять инновационные процессы в образовании учащихся.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
специалистов в сфере обучения детей школьного возраста. Использование
ИКТ в ОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех
сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями учеников,
организации деятельности учителя, значительно способствует повышению
качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в школьном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают обучающихся в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность ученикам наглядно представить результат своих
действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты,
на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять
поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;
способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ОУ в целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,
а
также
качество
предоставляемых
сопроводительных
материалов;
мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность
педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В
частности,
прекрасные
возможности
создает
систематизация
и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных
источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и
особенностей программы.
Корепанова С.М.