Напоминание

"Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога".


Автор: Корепанова Светлана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа №5"
Населённый пункт: Ненецкий АО, г.Нарьян-Мар
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога".
Раздел: среднее образование





Назад




"Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС

и профессионального стандарта педагога".

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий

момент

являются

неотъемлемой

частью

современного

школьного

образования. Информатизация системы образования предъявляет новые

требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это

особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии

развития информационного общества. Мы видим, какие значительные

перемены происходят сейчас в системе школьного образования. И во многом

это связано с обновлением научной, методической и материальной базы

обучения и воспитания.

Одним из важных условий обновления является использование новых

информационных технологий. На сегодняшний день учителю

доступен

довольно

обширный

выбор

ИКТ

в

своей

практике.

Это компьютер,

использование сети интернет, телевизор, видеоуроки , различного рода

мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Учителя стали для ребенка

проводником в мир новых технологий.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию

детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним

из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные

технологии.

Применение информационно-коммуникационных технологий в школьном

образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами

мультимедиа,

в

наиболее

доступной

и

привлекательной,

игровой

форме развить

логическое

мышление

детей,

усилить

творческую

составляющую учебного процесса.

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды

(ППРС) на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием

оценки деятельности школьной организации по ФГОС является созданная

предметно-пространственная среда. ППРС должна быть вариативной и

содержательно

насыщенной,

т.е.

оснащена

средствами

обучения

и

воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому

основная задача ОУ: совместить в едином развивающем пространстве

традиционные

уроки,

с

наглядным

материалом

и

современными

технологиями. Это должно стать отправной точкой для работы над целым

направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ОУ является

использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации

образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с

вербальных методов образования на методы поисковой и творческой

деятельности учителей и обучающихся. В связи с этим учитель, в большей

степени,

становится

соучастником,

помощником.

Использование

компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать организацию учебного процесса более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ являются:

-

оформление

документации

(списки

детей,

диагностика

развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление

отчетов).

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям,

к совместной

образовательной

деятельности,

оформление

стендов,

кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных

образовательных

областях:

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Презентация помогает

объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая

от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций,

аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:

просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им

аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет

ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров

по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в

виртуальный мир один на один с компьютером.

- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать,

выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него

развивается способность к прогнозированию результата действий. Он

начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения

основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и

для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ОУ с ссылками на классы.

- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью

информационного и научно-методического сопровождения образовательного

процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального

развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-

воспитательных целях в образовательных учреждениях требует тщательной

организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с

возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие

длится 40 минут. При этом использование экрана должно быть не более 10-

15 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики

нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить

несложную гимнастику для глаз.

Использование компьютерных технологий в деятельности учителя

позволяет внедрять инновационные процессы в образовании учащихся.

Информационные

технологии

значительно

расширяют

возможности

специалистов в сфере обучения детей школьного возраста. Использование

ИКТ в ОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех

сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями учеников,

организации деятельности учителя, значительно способствует повышению

качества образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в школьном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают обучающихся в учебный процесс,

способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации

умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность ученикам наглядно представить результат своих

действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты,

на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков

работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять

поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;

способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ОУ в целом;

повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,

а

также

качество

предоставляемых

сопроводительных

материалов;

мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность

педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые

дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его

«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,

которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и

собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В

частности,

прекрасные

возможности

создает

систематизация

и

структурирование

учебного

материала.

Появляется

возможность

для

концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных

источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и

скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и

особенностей программы.

Корепанова С.М.



В раздел образования